· ·

Миф №3

Английский с ранних лет

– это слишком большая нагрузка на детей

Миф №3

Не учите английский с ранних лет

– это слишком большая нагрузка на детей

Семён Филатенко

Переводчик; коуч личной эффективности; отец пятилетнего сына-билингва; основатель и главный редактор журнала о многоязычии Lingoland

Английский с ранних лет – это слишком большая нагрузка на детей

На самом деле, английский с ранних лет — это интересно и увлекательно для детей. Ведь здесь нет уроков, заданий, контрольных и школьных парт. Есть творчество, игры и увлекательные книжки! И все это сопровождается радостью и смехом!

 

А все потому, что подход к изучению английского языка для дошкольников совершенно другой. Это у взрослых (ах, да, и в школе тоже) есть правила, артикли, грамматика, таблицы времен английского языка и т.п. Взрослый человек учит языки немного по-другому, здесь нужен более основательный подход. (не забываем, что у взрослых хорошо развито логическое мышление)

 

В раннем возрасте идет естественное погружение ребенка в английский язык. Примерно также, как в родном. Ребенок очень легко впитывает новый язык, при условии, что все происходит в игровой форме.

 

Вы ведь не учите своих детей временам глаголов и окончаниям прилагательных в русском языке? Вы просто берете и начинаете разговаривать. И, о чудо, очень скоро ребенок начинает понимать и общаться на русском языке!

 

Дети легко овладевают двумя языками, если у них есть необходимость на них общаться (родители создают необходимую среду). Именно поэтому для ребенка общение на английском языке в игровой форме будет только в радость!

Единственное, что нужно делать — внимательно отслеживать, как идет процесс освоения нового языка и быть терпеливым. Не нужно бежать впереди паровоза.
Скорее, лучше позволить ребенку изучать язык в том темпе, который ему комфортен. Ведь все дети разные, кто-то может разговориться за месяц, а кто-то за полгода.  Смотрите на ребенка, как на способного ученика, которому новый язык дастся легко! (а это так и будет) И он, в своем темпе, освоит английский!

 

Кстати, во многих странах билингвизм — это норма. Даже в нашей стране есть очень много билингвов, только почему-то мало кто придает этому значение.

Наверняка, среди ваших друзей и знакомых есть люди, говорящие на таких языках, как: татарский, казахский, азербайджанский, молдавский и т.п.

 

Конечно, это не английский, но тем не менее это иностранные языки, со своей структурой, правилами и, конечно же, культурой! И польза в развитии детей при изучении других иностранных языков ничуть не меньше, чем при изучении английского.

 

Кстати, спросите билингвов (и их родителей) — разве они испытывали трудности в общении, к примеру, на татарском языке? Дети просто погружались в языковую среду и начинали постепенно осваивать новый язык. Ведь на новом языке с ними разговаривали друзья\родственники, которые играли с ними, пели песни и потешки, читали книжки, рассказывали сказки. В итоге, они теперь билингвы.

 

В отличие от монолингвов, дети-билингвы с раннего возраста понимают, что одни и те же слова имеют разные названия (к примеру, на русском «собака», на английском «dog»). Это развивает в детях способность принимать, что существует и другой взгляд на вещи (каждый человек видит мир по-своему, с другого угла)

Поэтому, дети со знанием английского видят мир более широко и ярко, лучше знают (и понимают) культурные особенности англоязычных стран.

 

Кто-то может сказать, что, мол зачем утруждать детей еще одним языком в раннем детстве. Вот пойдут в школу и выучат! Увы, как показывает практика, не выучат. 2 сорокаминутных урока в неделю для группы из 25 (!) человек слишком мало для освоения нового языка…

 

И что еще хуже, именно школьная программа английского и есть та самая высокая нагрузка для детей. Детям нужно познакомиться, понять, а затем и овладеть новым языком обучаясь всего лишь пару раз в неделю!

 

Для сравнения, русским языком мы овладеваем (включая грамоту) несколько лет каждый день (начиная с рождения), чтобы овладеть им на более-менее приличном уровне. И то, не у всех получается…

Я сам в свободное время занимаюсь с детьми английским (малыши и начальные классы) и вижу, как младшим школьникам тяжело дается английский язык. А вот дошкольникам, наоборот, очень легко, быстро все схватывают и с удовольствием «занимаются» (точнее, играют на английском)

 

И знаете, дело даже не в том, что английский сложный и не каждому дано. Чаще дело в другом.

 

Сейчас такое время, когда родители стремятся записать ребенка в как можно большее число секций, кружков и дополнительных занятий. (продленка в школе) И этому они посвящают еще несколько часов (а бывает даже и полдня) своего времени после школы.

 

Как видно, на детей наваливается гигантская нагрузка (помимо школы). Им просто некогда заниматься полноценно английским! Чаще для «галочки» домашку сделать и контрольную написать. (хорошая оценка, ну и родители чтобы не сильно огорчались) При таком отношении, даже если есть свободное время, желание развиваться в английском не появится.

 

А как если бы дети начали изучать английский в раннем детстве? И пусть даже это было бы не глобальное погружение (не у всех есть возможность воспитать полноценных билингвов), а ознакомление с языком, посещение развивашек?

 

У ребенка бы уже сложилось представление о языке, своего рода фундамент. И это бы очень упростило изучение языка в школе!

 

Отсюда вывод: в раннем возрасте нагрузка ложиться скорее на родителей (подготовить материалы, позаниматься, поиграть); в школьном возрасте дети уже становятся более взрослыми и самостоятельными, и нагрузка уже ложиться на них самих.

 

Да, ребенок может стать билингвом в любом возрасте, будь то малыш или школьник. Но с рождения ребенку язык дается намного проще!

 

Хотите облегчить ребенку жизнь в школе? Начинайте заниматься английским уже сейчас!

23 комментария

  • Уважаемые участники, пишите ваши вопросы и комментарии. Для комментирования регистрация не требуется!

  • Ирина:

    Спасибо, Семён! Как Вы правы! Английский в раннем возрасте это сплошная игра, интересные книжки: мой трехлетка с одинаковой резвостью приносит почитать мне и русские и английские книжки, выбирая сам! Некий ступор у него случился на фразу нашей знакомой (она находилась у нас в гостях и малыш попросил её почитать и принёс книжку): она же на английском!!!!! А для него нет разницы! Она же интересна ему!!!! Живой Детский интерес — вот главный двигатель.
    А в школе пропагандируют другой подход! Это нагрузка для детей: эмоциональная, физическая и психическая! И кстати в обучении видна близость преподавания русского и английского языков. Сплошная грамматика, правила, диктанты… но разница: к школе ребёнок спокойно владеет и общается на русском! А английский слышит впервые! Так вот это и неправильно, если мы выбрали такой вид обучения. В этом случае в детском саду с детьми должны общаться на английском:) , а дома уж точно!

  • елена:

    Семен, Вы уже начали с сыном изучать французский. Насколько легко вашему ребенку ориентироваться в 3 языках? Сопротивляется изучению или с радостью занимается, т.е. играет? И каково Ваше отношение к четвертому языку? Например изучать английский, испанский и китайский?

    • Нет, еще не начали, я пока что присматриваюсь и оцениваю свои силы. Я уверен, что проблем с внедрением 3-го языка не будет — ведь я знаю то, что вызывает у него дикий интерес. А если ему интересно — все равно на каком языке, только бы поиграть в это, увидеть. понять, почувствовать и получить массу удовольствия!
      «И каково Ваше отношение к четвертому языку?» — почему нет? Очень даже здорово! Если у Вас есть время и возможности для занятий 4-мя языками — дерзайте.

  • Ландыш:

    Долгое время размышляю над вопросом (может, вы поможете мне понять): как вы упоминали, в нашей стране много билингвов. Например, у нас в семье это русский и татарский. Мои родители разговаривали со мной на двух языках, и до сих пор время от времени общаются и на том, и на другом языке. Но! Я татарский понимаю, но на нем не говорю, можно сказать совсем((Понимаю все, говорю простые предложения, если нужно бабушкам помочь, но это буквально предложения из двух слов. Но фактически я на нем не говорю, и еще у меня сильный акцент, о чем мне сказали, с тех пор я совсем не говорю на татарском. Как вы думаете, в чем дело в моем случаи?Естественно, со своим ребенком я на татарском не говорю.Мне легче на английском общаться.

    • Все просто, Вы — пассивный билингв! Это значит, что понимаю, но не говорю! Скорее всего, в детстве мало уделялось внимания развитию Вашей разговорной речи. (разговорить с Вами на татарском еще ничего не значит, Вы ведь можете отвечать на русском)
      Поэтому, очень важно не только разговаривать и играть с ребенком, но и создавать необходимость общаться на английском.

  • Ирина:

    Второй язык в раннем детсве безусловно полезен, но нужно смотреть, чтобы это именно была игра, как вы написали, а не зубрежка слов и карточек. Мне подруга сказала, что с ее 5 летней дочкой на курсах неправильные глаголы учили списком. Так что всякое бывает. Такой английский в дошкольном детстве, конечно, не нужен.

  • Елена С:

    Английский с ранних лет — (я бы сказала) это большая нагрузка для родителей. Не все родители способны регулярно заниматься с ребенком иностранными языками. Согласна со всем что Вы написали. Благодаря таким энтузиастам, как Вы, появляется желание продолжать заниматься, хотя это сложно искусственно общаться на чужом языке.
    Когда планируется выход свежего номера журнала?

    • Да, это правда, не все способны. И это нормально, ведь английский — не панацея какая-то. Каждому свое. В любом случае, ребенок все равно столкнется с английским в школе. И если не родители, то хорошие педагоги в дошкольном возрасте помогут ребенку освоить английский весело и с удовольствием!
      Журнал — в марте!

  • Светлана:

    Как вы считаете, правильно ли предполагать, что каждый человек независимо от возраста способен освоить любой язык, если изучать его «правильно» (с погружением в среду, ежедневно, есть интерес и т.д.)
    Не обязательно на уровне доктора наук, но для общения…
    Часто слышу фразу: «У меня нет способностей к языкам.» Но в эту минуту вы ведь как-то разговариваете…
    Тут скорее дело в школьной программе, которая наваливается как снежный ком. Да еще и 25 человек два раза в неделю…

    • Абсолютно любой человек может овладеть на разговорном уровне иностранным языком. Дело не в памяти и не в способностях.
      Да, очень важен интерес!
      Кому-то нужно по учебнику (как в школе), а кому-то учебник навевает жуткую скуку и здесь уже лучше подойдет коммуникативная методика.
      Кто-то может сам (+группа), а кому-то только индивидуально.
      Подходы существуют разные, каждый выбирает свое. Главное — каждый день заниматься и тогда будет прогресс!

  • Семён, спасибо за статью. Действительно, вокруг нас очень много билингвов, но это остается незамеченным. Часто обращают внимание именно на английский, а знание национального языка вдобавок к русскому как-то не не считается )

  • Алёна Воронцова:

    По-моему мнению, чувство языка и любовь к нему, очень хорошо можно привить именно в раннем возрасте. Школьная программа не нацелена на результат — там нужны показатели, без учета понимания ребенком материала. У меня, к сожалению, есть такие примеры. «Отличники» в школе по английскому в реальности не понимают что к чему и зачем, не понимают самой логики (если так можно выразиться) языка. Все это усугубляется родителями, которым, тоже к сожалению, важны оценки, а не знания. Поэтому я абсолютно согласна, что начинать погружаться в язык нужно как можно раньше! Это самая большая инвестиция, которая окупится сторицей!

  • Анастасия:

    Я с удовольствием прочитала Вашу статью и рада,что тема раннего обучения английскому языку настолько актуальна. Пишу диссертацию. Но в реальности, большинство педагогов другого поколения отрицают смысл раннего изучения англ.языка. большинство родителей младших школьников интересует только результат и оценки,а процесс и то,что их ребёнок развивается средствами языка,они не замечают. Как учитель я с Вами полностью согласна, а как мама 2-хлетнего ребёнка, не знаю когда и с чего начать,как и по каким учебникам. Спасибо Вам ещё раз!

    • Анастасия, для вашего 2-летнего ребёнка не нужны никакие учебники 🙂 Всё, что нужно — это говорить по-английски, когда вы с малышом играете, купаетесь, едите, гуляете, рисуете, лепите, умываетесь, танцуете и т.д., читать по-английски без перевода детские книжки, обсуждая картинки и изображая действия героев, смотреть и обсуждать английские мультфильмы. Забудьте об учебниках. 🙂 Удачи вам!

  • Татьяна:

    Спасибо! очень интересно! Нужно признать, что в игре, через погружение проще все, чем потом как в школе.

  • Полностью с Вами согласна! Мне кажется, современным родителям очень часто не хватает понимания того, зачем их ребёнок занимается тем или иным делом, и поэтому они и ребёнка не могут правильно смотивировать. Родители пихают детей в бесконечное количество секций с целью «развить», а в итоге он ребёнка перегружают совершенно ненужной информацией. 10 лет назад у меня в учениках была 4-хлетняя девочка. Папа часто ездил в Лондон, сам по-английски говорил на «советском школьном» уровне. Хотел, чтобы мы занимались с ребёнком один раз в неделю, чтобы он брал её с собой в Лондон. Вроде бы, мотивация прекрасная! Но папа совершенно не хотел понять, что за одно занятие в неделю мы, конечно, поразвлекаемся с ребёнком по-английски, но ровно через неделю нужно будет начинать всё заново, ребёнок не заговорит — с ребёнком надо каждый день заниматься: хотя бы по 10-15 минут те же самые песенки петь, мультфильмы смотреть, читать книжки, разговаривать. То есть у меня сложилось впечатление, что папа поставил для сбя галочку где-то, что мол мой ребёнок учит английский в 4 года — круто! А то, что это совершенно бесполезно при таком раскладе, папе было всё равно. И таких родителей, к сожалению, очень много. Они считают, что отдав ребёнка на английский пару раз в неделю, он, считай, уже выучил язык. Какое же это заблуждение… Поэтому я бесконечно счастлива, что могу предоставить своему ребёнку возможность овладеть языком, чтобы она не думала о том, что это что-то особенное, выдающееся, странное. Я хочу, чтобы для неё это было естественно, интересно, просто.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2013-2016, KidsMI.ru ® Все права защищены.

Перепечатка и использование любых
материалов только с разрешения
редакции: kidsmi@smartfoxclub.ru