· ·

Миф №16

Двуязычность способна вызвать

задержку речевого развития

Миф №16

Двуязычность способна вызвать задержку речевого развития

Татьяна Лазарева

Логопед. Закончила МПГУ с красным дипломом по специальности логопед-дефектолог (логопед-олигофренопедагог). Занимается частной практикой с детьми-дошкольниками. Со своей дочкой занимается английским языком с 1 года.

Двуязычность способна вызвать задержку речевого развития

Здравствуйте!

 

Как логопед-дефектолог – я «в полях» запускаю, корректирую и развиваю речь у детей-дошкольников. Как мама – делаю это тоже))).

 

Есть понятие — сензитивный период. Синоним слова «сензитивность» –чувствительный. То есть, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности. Так вот, для речи – это возраст до трех лет.

 

Именно в этот период ребенок наиболее воспримчив к речевым стимулам и удивительным образом обрабатывает информацию и упорядочивает ее. Позже, эти процессы замедляются, происходят нескольоко иначе.

 

Поэтому, начинать изучения языка можно в разном возрасте, но самый-самый естественный – в раннем детстве, через предметно-коммуникативную деятельность.

Сейчас много пишут о мозге, изучают его. Но и в начале века наши исследователи признавали это удивительную  способность на чувственном уровне осваивать речь.
И этот момент был для меня понятен и не вызывал сомнений с первых курсов университета, так как примеры были во многих работах известных логопедов, дефектологов, психологов, которые касались онтогенеза речи.

 

Мне не хотелось, чтобы иностанный язык был для дочки мукой, чем был много лет для меня в школе и университете. Я хотела дать ей базу «в тот самый период». Но, оказалось, мало методик, которые бы меня устроили как маму и как логопеда. Как только я нашла — начали занятия.
Как я рада, что в этой конференции на одной платформе столько специалистов и единомышленников в данном вопросе. И у нас, как у родителей, есть выбор, как бережно познакомить ребенка с другими языками.

 

Что возможности мозга огромны, легко пониманиется при прочтении книги «После трех уже поздно». Там простыми словами, доступно для родителей изложено все то, что мы изучали работах великих ученых.

Так почему же у российских логопедов столько страхов о изучении языков?

Не могу не отметить, что время изменилось и дети изменились. Двадцать лет назад было меньше детей, у которых «каша во рту» в 5-6 лет, детей с аутизмом и безречевых детей с каждым годом все больше.  Поэтому «на молоко дуешь». Все эти изменения связаны с многими факторами% мы имеем другое питание, эпидуральные анастезии, плановые кесаревы сечения, выхаживание недоношенных детишек, вакцинации, эру компьютеров и планшетов, изменившийся ритм  жизни… Все это и многое другое влият на общую картину в плане речевого развития.

 

Логопеды боятся излишней нагрузки на ребёнка. Часто языки вводятся как веяние моды, навязываются как нелюбимое занятие, порой настойчиво, агрессивно. Сейчас много ослабленных, часто болеющих детей, требования к которым растут с каждым годом, а подходы и методики не меняются так же быстро.

Еще такой момент.  До 4 лет идет активное становление речи. Это интереснейший процесс, параллельно с которым идут другие: кризисы, например. Поэтому риск возникновения заикания в возрасте 2-4 года больше, чем в другое время. А если языки изучаются с переводом, еще и в бешенном темпе с другими занятиями…риск возрастает.

 

Также,  у многих логопедов нет личного опыта общения с детьми-билингвами, они не знают методики преподавания языков с рождения или с раннего возраста. Часто сами педагоги даже во взрослом возрасте не говорят даже по-английски. Поэтому иностранная тема им до конца не понятна и ими не изучена.

 

Поэтому, главная рекомендация как логопеда, узучать языки до 5 лет без перевода, так как родной язык только формируется и нельзя использовать его как опору. Ребенок должен осваивать любой язык так, как осваивает свой…через общение в ситуациях.

Сильно не акцентироваться на идеальности звукопроизношения. Пусть ребенок говорит так, как у него получается, например, заменяет The на В-Ф. Это чтобы не появилось межзубное произношение и русских звуков. В 4-5 лет вполне можно научить настоящему английскому межзубному, но тогда уже родные звуки будут на месте.

 

Если начинаете в два с половиной-три года, то не стартуйте, если нет хорошей русской фразовой речи! К трем годам ребенка дожны понимать не только вы, но и другие люди.

 

В 4-5 лет, если у ребенка « каша во рту» и его по-русски- то никто не понимает – стоп. Поставить звуки, потом за языки.
Это, я считаю, эти пункты важны, чтобы не было логопедических проблем.

Вызывает ли задержку речи освоение нескольких языков?

В норме ребенку природой дано легко освоить и разграничить хоть несколько языков. Если же у него есть более серьезное речевое нарушение, например алалия, то будут страдать оба языка и нужна будет большая коррекционная работа. Потому что данное нарушения речи не физиологическое, а функциональное.

 

На задержку развития речи будет влиять очень много факторов, и если вы изучаете языки не нарушая принципы, о которых писалось во всех предыдущих статьях, ребенок примет и освоит его.

8 комментариев

  • Добрый день.
    Есть проблема. Занимаюсь в языковой студи по беспереводному методу. Многие детки однозначно хорошо говорят, многие исправляются постепенно, но есть одна девочка ( ей 6) у которой «каша во рту» ужасная. Говорить маме бесполезно, что надо сначала поставить звуки, потому что мама присутствует на уроках и говорит, что её дочь говорит на английском ярче и чётче чем на русском и это я не могу научить. ( с русским там вообще беда, ребёнок посещает логопеда и логопед тоже говорит, что надо сначала поставить звуки, а потом уже смешивать. психолог тоже говорит, что ей ещё рано вообще в эту группу языковую, что надо сначала подрасти. ребёнку 6 лет — она активно занимается фигурным катанием. практически не развивают её голову, только ходят ко мне на занятия и что-то ухватывают в саду.)
    Тут руководство тоже встало на защиту мамы и сказали мне- ищи способы. Нам нужны клиенты, и они нам будут благодарны.
    ( Я, конечно, так не думаю) но всё же.. какие рекоммендации вы можете дать мне как преподавателю в группе с другими детками( более сильными) , который преподаёт язык и не должен сильно много времени уделять только одному ребёнку.
    Пока использую такое:
    — прошу деток слушать дома аудиосказки и сказки, которые начитывают носители
    — прошу деток в начале урока проводить вместе со мной артикуляционные разминки до начала занятий.
    — много поём песенок, используем арт- терапию и сенсорные коробки для развития моторики
    — стараюсь спрашивать её последней или предпоследней чаще всего
    — если работают в группе, то ставлю её со средними детками, чтобы вроде как и помогали, но и сильно одеяло не тянули на себя, а то совсем замолчит.

    Девочка в целом не очень активная на уроке, но зато супер активная после урока.
    По глазам вижу, что понимает, но сказать сложно. а если начинает говорить- то мне очень часто приходится «доделывать» предложения за неё — быть эхом в классе, чтобы остальные детки слушали «правильное» предложение.

    • Светлана:

      Светлана, у меня был похожий ученик. 6 лет, что по-русски, что по-английски, говорил очень плохо! Но желание изучать иностранный язык было огромным. Разница в том, что родители водили аж к двум логопедам сразу (разные методы). Через год речь стала гораздо четче, плюсом словарный запас на английском.

    • Светлана:

      То есть они не потеряли год в английском, как было бы, если бы я отказалась от такого ученика. Хотя понимать было крайне трудно и работу группы организовать тоже…

  • Светлана:

    Спасибо, Татьяна! Мнение специалиста очень важно! По моему опыту в большинстве своем логопеды выступают против раннего обучения языкам. Почему это именно так, Вы пояснили в статье. Самые лояльные в этом плане соглашались на вариант обучения только лексике, без углубления в фонетические особенности. С чем в общем-то я согласна, дабы не навредить.

    • Татьяна:

      Здравствуйте! Спасибо! Нужно «идти от ребенка». Я считаю, малыш с серьезным речевым нарушением, просто не проявит интерес, не «возьмет» материал, который ему предлагают. Я думаю, огромное количество удивительно способных детишек в нашей стране и язык — один из способов их развития. Как математика, спорт, танцы… У родителей есть запрос на изучения языков, потому что мир изменился. Границы стираются, интернет, поездки способствуют общению…Главное на данный момент.ю подсказать правильные подходы, а не запрещать изучение языков.

  • Таня, спасибо тебе огромное за статью и за твою адекватность в этом вопросе. Очень хотелось бы, чтобы как можно больше логопедов интересовались мировыми исследованиями и практикой, прежде чем отговаривать родителей от чего-то.
    Не удержалась от участия в развенчании этого мифа — вот здесь моя статья по этому же мифу с массой ссылок на научные исследования и мнения мировых специалистов, специализирующихся на работе с детьми-билингвами: https://kidsmi.ru/myth-16-2/.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2013-2016, KidsMI.ru ® Все права защищены.

Перепечатка и использование любых
материалов только с разрешения
редакции: kidsmi@smartfoxclub.ru