У меня наибольшие сложности возникают в коммуникативном и внутриличностном развитии. Почему-то трудно мне даётся выдумка занятий по этой теме. Можем сказку почитать, начала мультики добрые ставить, пару раз показывала, а вот с обсуждением, с постановкой вопросов какие-то сложности. Можете развёрнуто или на каком-то своём примере рассказать вообще основную суть таких занятий, т.е. на чём ещё их можно построить (помимо сказок и мультиков), как правильно формулировать вопросы ребёнку и подводить его к размышлению на тему общения, понимания другого человека, своих каких-то внутренних ощущений? Вообще немного побольше по этой теме, о способах развития этого типа интеллекта, примеры игр, потому что именно по этой части информации не так-то много.
Елена Устинова

Уважаемая Елена, спасибо за вопрос.
Совсем неудивительно, что именно с этими типами интеллекта возникает больше всего сложностей. В российской педагогике долгое время вообще не было такого понятия, как «эмоциональный интеллект», только последние лет пять об этом стали говорить, предлагать тренинги по развитию данного типа интеллекта, переводить соответствующую литературу. В Европе и в Америке давно существуют школы и курсы развития эмоционального интеллекта, обучение в которых рассчитано на разные возрастные группы, от дошкольников до бизнесменов. Между тем, уже давно не секрет, что успеха в жизни (социального признания, карьерного роста, материального благополучия) достигает человек не с высоким IQ, а с высоким EQ, то есть человек с развитым эмоциональным (коммуникативным) интеллектом. Прежде чем перейти к описанию приемов развития эмоционального и внутриличностного типов интеллекта у детей с ранних лет жизни, я хотела бы разобраться в сути понятий коммуникативного и внутриличностного интеллектов.

Итак, коммуникативный интеллект предполагает умение делать следующее:
1. слушать;
2. обращаться за помощью;
3. следовать полученной инструкции;
4. вступать в обсуждение;
5. предлагать помощь взрослому;
6. признавать и исправлять ошибки;
7. знакомиться;
8. вливаться в компанию;
9. играть по правилам;
10. просить об одолжении;
11. предлагать помощь сверстнику;
12. выражать симпатию и принимать комплименты;
13. проявлять инициативу;
14. делиться;
15. извиняться;
16. распознавать собственные чувства;
17. выражать чувства;
18. распознавать чувства другого;
19. обращаться с собственным гневом;
20. реагировать на гнев другого человека;

21. переживать печаль;
22. отстаивать свои интересы мирным путем;
23. выражать недовольство;
24. адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят;
25. проявлять толерантность;
26. справляться с импульсивностью;
27. справляться со страхом;
28. проигрывать;
29. быть бережливым;
30. говорить «нет»;
31. справляться со стрессом;
32. расслабляться.

Внутриличностный интеллект предполагает наличие:

1. положительных качеств личности (доброта, честность, забота и уважение, усидчивость, трудолюбие, чистоплотность, оптимизм, сила воли, смелость, организованность, эмпатия, романтизм, самостоятельность,
чувство юмора);
2. правильной системы ценностей (семья, дружба, экологическое воспитание, мир, здоровье);
3. умения бороться с собственными недостатками (ябедничество, жадность, непослушание, хвастовство, обидчивость);
4. позитивного мышления и мировоззрения;
5. развитого воображения;
6. хорошей памяти;
7. восприятия действительности всеми органами чувств;
8. умения концентрировать и удерживать внимание;
9. эстетического воспитания.

Безусловно, наибольшую информацию о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации получает ребенок из примера родителя. Именно поэтому очень важно общаться с ребенком и другими взрослыми и детьми уважительно, тактично, не выходя за рамки дозволенного. Помните и о том, что если вы что-то запретили ребенку, это же должны запретить все взрослые члены семьи, а если вы не сошлись во мнениях с кем-то из членов семьи, то обсуждать и тем более на повышенных тонах при ребенке ни в коем случае нельзя. Уважайте всех членов семьи, покажите ребенку пример правильного отношения к старшим, заботы о слабых и больных, охраны природы, борьбы за справедливость и других проявлений порядочного поведения человека.

Вторым источником информации о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», являются книги и фильмы (мультфильмы), которые смотрит ребенок. Выбирайте качественную художественную литературу, обязательно несущую добро и учащую ребенка порядочности, совести, чести, сочувствию, сопереживанию, отзывчивости. Внимательно относитесь к тому, что ваш ребенок смотрит на экране телевизора или компьютера. В настоящее время очень много «монстрообразных насаждений», коммерчески выгодных продуктов детской культуры, которые не только не несут в себе зерна воспитания и образования ребенка, но и оказывают губительное воздействие на неокрепшую детскую психику и нервную систему. Отдавайте предпочтение добрым фильмам и мультфильмам, в которых ребенок учится трудится и уважать труд других, быть вежливым, внимательным, смелым, говорить правду, делиться, ценить прекрасное.

Третьим источником информации о том, каким надо быть человеком, является окружение вашего ребенка (коллектив детского сада, школьный класс, спортивная секция, языковая группа, друзья на детской площадке). Внимательно относитесь к выбору развивающего центра, детского сада, школы, старайтесь контролировать круг общения вашего ребенка, держать руку на пульсе в отношении новых друзей.

Четвертый источник формирования характера и эмоционального интеллекта человека — поведение авторитета. Часто в жизни ребенка появляется человек или художественный персонаж, на которого ребенок хочет походить, ко мнению которого прислушивается больше всего, ради которого готов измениться к лучшему. В раннем детском возрасте таким персонализированным стимулом может стать герой любимого мультфильма или книги, в школьном возрасте — учитель, тренер в спортивной секции, отец, дед или старший брат.

Пятый источник эмоционального и внутриличностного воспитания — игры, организованные специально для того, чтобы объяснить и наглядно продемонстрировать ребенку, как необходимо поступать в той или иной ситуации, развивающие определенные черты характера и умения ребенка.

Шестой источник развития эмоционального интеллекта и формирования правильной системы ценностей у ребенка — беседы. В процессе обсуждения того или иного поступка, а также в процессе рассуждения на ту или иную морально-нравственную тематику ребенок получает информацию о том, как надо поступать, а как не стоит и почему.

Седьмой источник — опыт только что пережитой ситуации. Это очень важный источник формирования личности в целом, а также наиболее частотный источник пополнения эмоционального и нравственного багажа ребенка. Пережитая только что ситуация обиды, отчаяния, гнева, унижения, радости, восторга, удивления должна тут же найти вербальное объяснение со стороны родителей. Именно таким образом маленький ребенок учится различать положительные и отрицательные эмоции, называть свои ощущения и передавать свои чувства словами. Очень важное умение как для познания самого себя, так и для понимания человека окружающими.

Итак, мы определили источники — ресурсы обогащения эмоционального и внутриличностного потенциала ребенка. Пришло время выделить из них наиболее приемлемые для ребенка от года до трех лет и подробно описать возможности каждого источника.

Ребенок до трех лет очень многое получает из наблюдения, поэтому первый источник — пример родителей- будем считать приоритетным.
Художественная литература, мультфильмы — второй источник, который тоже можно выделить в качестве приоритетного, так как читать мы начинаем ребенку еще во младенчестве, а на период от года до трех приходится не мало произведений, в которых уже можно выделить положительных и отрицательных героев, поговорить об их поступках, сравнить свое поведение с их действиями и т.д.

Третий источник — окружение ребенка. В возрасте до трех лет, как правило, общение ребенка с внешним миром ограничивается прогулками с мамой на детских площадках и совместными «выходами в свет». Если ваш ребенок не посещает развивающего центра или студии раннего развития, то определенного коллектива, в котором он занимал бы какое-то место, пока у него нет. Однако в настоящее время все больше и больше детей занимаются в детских центрах развития чуть ли не с 6-и месячного возраста, поэтому позволю себе отнести и этот источник к приоритетным.

Четвертый источник — поведение авторитета. В возрасте от года до трех лет, как правило, авторитетами у детей являются разные художественные или мультипликационные персонажи: дядя Степа, Айболит, Бармалей, Дед Мороз и т.п. Однако родителям следует понимать, что авторитетный вымышленный персонаж — герой, которого ребенок уважает, а не боится. Не редко родители пугают детей полицейскими, бармалеями, домовыми, чего делать не стоит. А вот приводить в пример доблестный поступок, храбрость и честь героев очень даже приветствуется. Оставляем и этот источник в приоритете.

Пятый источник — игры. Конечно, да, да и еще раз да. Через игры малыш от года до трех может узнать, а главное понять очень много того, что поможет ему управлять своими чувствами, распознавать эмоции других, адекватно вести себя в различных ситуациях повседневного общения и многое другое. Безусловно, это приоритетный источник.

Шестой источник — беседа. Вот мы и дошли наконец до пункта, который не является приоритетным для данной возрастной группы. Действительно, очень сложно представить себе двухлетку-непоседу, внимательно слушающего маму, распинающуюся по поводу того, что бабушек надо переводить через дорогу и уступать им место в автобусе, что любой конфликт следует решать мирным путем, а если порвалась книга, ее надо тут же заклеить скотчем. Слова, слова, слова…не подтвержденные пережитым опытом, наглядным примером или просто сказочной историей вряд ли оставят должный след в сознании карапуза. А поэтому оставим этот источник для более старшего возраста.

Седьмой источник — опыт только что пережитой ситуации — замечательная возможность для крохи увидеть, почувствовать, услышать, а затем осознать то, что с ним только что произошло и понять, как это было: хорошо или плохо. Несомненно, ставим этот источник в число приоритетных.

Таким образом, давайте подытожим, что могут и должны делать родители для развития эмоционального и внутриличностного типов интеллекта своего карапуза в возрасте от года до трех лет?

— показывать пример;
— читать правильные книги и включать добрые мультфильмы;
— способствовать развитию контактов ребенка с внешним миром;
— находить героев-авторитетов и приводить их поступки в пример;
— обеспечивать игровую среду как потенциал для нравственного и эмоционального развития;
— комментировать опыт только что пережитой ситуации.

Надеюсь, что на данном этапе все предельно ясно, а повторений достаточно, чтобы осознать всю значимость перечисленных выше источников.

Теперь перейдем непосредственно к практике. На своем сайте я писала немало о различных способах развития коммуникативного интеллекта. Это статьи: «15 способов рассмешить малыша» , «Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка» , «Игры на развитие эмоционального интеллекта», , «Эмоциональный (коммуникативный) интеллект». . Однако в этой статье я хотела бы пойти от противного и привести несколько примеров на то, как родителями упускался шанс использовать каждый из вышеперечисленных источников. Я опишу несколько ситуаций, которые мне «посчастливилось» наблюдать, а вы попробуйте сами определить, в чем была ошибка родителей.

Игнорирование источников развития внутриличностного и коммуникативного типов интеллекта на примере реальных ситуаций общения родителей с ребенком.

1) Мама и мальчик лет трех идут по улице. Их догоняет нищий и просит милостыню. Мама: «Идите, куда шли». Нищий уходит. Ребенок: «Мама, почему мы не помогли этому дяде, у меня же в кармане есть целый рубль!»

2) Ребенок трех лет в ресторане с родителями и их друзьями. Перед ребенком стоит IPod со сменяющими друг друга сериями Angry Birds. Женщина- подруга семьи интересуется: «Почему вы включили ему эту гадость?» Мама: «Там много серий, успеем и поесть и пообщаться».

3) Мама привела девочку около 2,5 лет в группу раннего развития. Детям дали задание нарисовать дерево, раздали шаблоны — заготовки. Девочка: «Мама, я не хочу рисовать дерево, я хочу рисовать травку». Педагог: «Не нарисуешь дерево, — не получишь зеленую краску для травки». Мама девочки: «Либо ты рисуешь дерево, либо идем домой».

4) Мама и мальчик в возрасте от 1,5 до 2 лет на прогулке. Мама тащит мальчика домой силой: «Я тебе сказала, если ты не пойдешь домой, тебя Бармалей утащит».

5) Сын 2 лет: «Мама, поиграй со мной в машинки». Мама: «Опять! Сколько можно играть в эти машинки, катаем- катаем их с тобой уже весь день».

6) Мама и девочка 3,5 лет на прогулке. Мама везет девочку на велосипеде. На встречу идут мама с мальчиком 2 лет. Мальчик останавливается рядом с девочкой на велосипеде и говорит: «Здравствуйте. Меня зовут Паша. Хочу познакомиться. Как тебя зовут?» Девочка молчит. Мама девочки: «Лера, ну что ты молчишь? Не хочешь разговаривать? Настроения нет? Ну ладно, мы поехали.»

На самом деле вариантов правильного поведения со стороны родителей в каждом их вышеперечисленных примеров намного больше одного, поэтому я не стала критиковать эти ситуации и приводить возможные альтернативы родительской реакции. Думаю, с этой задачей справится каждый мыслящий человек.

Но, чтобы пищи для размышлений было чуть поменьше, приведу теперь примеры правильного использования каждого источника.

Правильное использование источников развития внутриличностного и коммуникативного типов интеллекта на примере реальных ситуаций общения родителей с ребенком.

1) Мама и ребенок 2 лет выходят из продуктового магазина. Возле магазина маленький щенок. Мама достает из сумки только что купленную вареную колбасу, отламывает кусочек и дает щенку со словами: «Здравствуй, дружок. Ты проголодался, наверное. На поешь!»

2) Мама дочитывает ребенку 2,5 лет «Сказку про золотую рыбку»: «Вот, Сеня, как рыбка наказала старуху, оставила ее снова с дырявым корытом. Как ты думаешь, почему? Какая была старуха? А старик? А рыбка? Вот видишь, надо и своим желаниям меру знать. Смотри, как много у тебя машинок, а ты хочешь все больше и больше, как бы не остаться тебе с одной сломанной машинкой».

3) Мама и ребенок 1,8 лет приходят в группу раннего развития. Ребенок новенький. Мама: «Яна, смотри, как много деток здесь. Им весело, они играют и радуются. Давай познакомимся с ними. Иди поздоровайся с детишками».

4) Ребенок 2,5 лет оттолкнул сверстника на детской площадке от песочницы. Мама мальчика: «Дима, дядя Степа не любит драчунов, он их наказывает, а сам никогда никого не толкает. Думаю, ему очень не понравится то, что ты сейчас сделал».

5) Мама учит ребенка проявлять инициативу через игру. Перед ребенком на полу лежат машинки, трубочки от сока, палочки, игрушка — пассажир, строительный материал. Мама: «Леша, машина сломалась, что делать?» Далее (после решения, предложенного Лешей и его обыгрывания) мама: «Леша, смотри две машины стоят у одной бензоколонки, каждая хочет быть первой, что делать?» Далее (после решения, предложенного Лешей и его обыгрывания) мама: «Леша, смотри — на дороге пробка, а скорая помощь мчится на вызов к мишке, как же ей проехать?» Леша предлагает решение.

6) Мама с сыном 2 лет на прогулке. Сын подходит к песочнице, в которой играют две девочки 1 года и 3 лет (сестры). Мама девочек сидит рядом на лавочке и общается с соседкой. Мальчик: «Привет. Можно с вами поиграть?» Девочки молчат. Мальчик: «Привет. Я — Боря. Как зовут тебя?» -заглядывает в глаза одной из девочек. Девочки берут формочки и выходят молча из песочницы. Мама мальчика: «Боря, девочки просто не умеют еще знакомиться, их обязательно научит этому мама и в следующий раз они тебе ответят, а пока давай поиграем с тобой вдвоем».

На этом я, пожалуй, остановлюсь. Говорить о развитии эмоционального и внутриличностного типов интеллекта можно много, еще больше практических советов вы найдете в книгах Клауса Фопеля, Линды Сибли, Дэниела Гоулмана, И.П. Ильина, Н. Козлова, Г.А. Широковой, О.В. Танковой, А. Лопатиной и М. Скребцовой. Кроме того в рамках марафона есть еще пара вопросов, связанных с этими типами интеллекта. Надеюсь, что после прочтения этого ответа и ответов на смежные вопросы, данная тема станет для вас более понятна.

2 комментария

  • Елена:

    Юля, спасибо большое за такой развёрнутый ответ! Всё очень подробно описали и понятно. Теперь осталось просто практиковаться, снова просматривать всё, что связано с этими типами интеллекта, и опять практиковаться, чтобы подобные занятия или общение с ребёнком стали чем-то естесственным и непринуждённым.

    • Юлия Соловьева:

      Елена, да, практиковаться, общаться, наблюдать и анализировать самой для себя ситуации, произошедшие с ребенком в течение дня. Я бы сказала, что внутриличностный и коммуникативный типы интеллекта — самые абстрактные области, работа над которыми не ограничивается набором игр и книг, это стиль жизни, модель поведения, мироощущение, определенная философия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *