Каково влияние раннего чтения на мозг ребенка? Слышала от психолога, что обучение чтению до 5 лет отрицательно влияет на мозговую деятельность ребенка!
Диана

Уважаемая Диана, спасибо за Ваш вопрос. Действительно, обучение чтению должно проходить природосообразно, как и обучению любому навыку и умению. Однако, это не значит, что до пяти лет обучать ребенка чтению нельзя. Это мнение скорее всего обусловлено тем, что обучение чтению понимают узко, в рамках одного, самого распространенного, традиционного метода. Речь идет о фонематическом методе обучения чтению. Фонематический метод, по которому обучались чтению мы с вами еще пару десятков лет назад, оказался неэффективным с детьми трех-четырех лет. Эта методика обучения чтению основана на аналитико-синтетических операциях. Ребенок в 3-4 года еще на способен производить аналитические и синтетические операции с буквами и звуками. В этом возрасте только закладывается умение анализировать и то не у всех детей. Как замечает автор блога «Читалочка» Татьяна Джало: «Часто, даже придя в школу, дети испытывают затруднения в анализе, а что говорить о малышах 3-4 лет».
Однако требования современной системы образования возросли до такой степени, что ребенок, поступающий в первый класс общеобразовательной школы, уже должен уметь читать. «Умение читать является одним из очень важных факторов успешной учебы в школе. Если мы учим читать еще до школы, то значительно облегчаем ребенку работу в школе», — отмечает Татьяна Джало. Важно только найти такой метод обучения чтению, который не навредит детской психике и скажется положительно на интеллектуальном развитии малыша. Как известно, основным видом деятельности маленького ребенка является игра. Значит, и обучение чтению должно проходить в игре. Методов, которые позволяют ребенку овладеть навыками чтения не сидя за партой, а в динамичной, активной и подвижной игре, на настоящий момент два: глобальный метод Глена Домана и складовой метод, основоположником которого был Кузьмичев, продолжателем Т.Н. Толстой, а популяризатором стал Н.А. Зайцев.Лично я отдаю предпочтения последнему. Объясню, почему.
1. Складовой метод природосообразен. Вспомните, как начал говорить ваш ребенок. Даже в начальном лепете малыша слышны склады, а не буквы. Ребенок говорит: «КА»- каша, «ГА»- гараж и т.д. Он не начинает говорить буквами, типа «К», «Г». Он изначально пытается слить два звука и произнести первое подобие слова — один склад. А ведь многие, кто пытается обучать
ребенка чтению по фонемному методу, сталкиваются именно с такой проблемой: ребенок знает все буквы русского алфавита, но не может соединить их в слова, не может прочитать слово по слогам и читает по буквам. Например, «пятница» — «п-я-т-н-и-ц-а».

2. Обучаясь по складовому методу, ребенок освобождается от звуко- буквенного анализа, который просто физиологически недоступен пониманию ребенка дошкольного возраста. Ребенок на данном возрастном этапе измеряет мир конкретными понятиями и абстрактные выражения «глухой звук», «гласный звук» — абсолютно непонятны малышу. Складовой метод знакомит ребенка с данными понятиями с учетом его физиологических возможностей. Кубики Н.А. Зайцева различаются величиной, цветом и наполнением, придающим им разное звучание. Происходит воздействие на рецепторы зрения, слуха, тактильные рецепторы, задействуется стереогностическое восприятие ребенка, благодаря чему абстрактные понятия становятся для ребенка конкретными. Например, склад «мя»
изображен на маленьком «железном» кубике, поскольку «м»- звонкий согласный звук, а «я» — показатель мягкости этого звука, дающий нам «мягкое слияние». Все это ребенок воспринимает и осознает на уровне ощущений, а не сухой научной терминологии.

3. Складовой метод — метод здоровьесберегающий. Методика Н.А. Зайцева позволяет ребенку научиться читать, ни разу не присев за пару. Занятия проходят в постоянном движении, что позволяет ребенку удовлетворять свою потребность в двигательной активности и насыщать мозг кислородом,так необходимым для хорошего и быстрого развития детского организма.
Помимо мобильности, обеспеченной формами занятий с кубиками Н.А. Зайцева, складовой метод обусловливает и профилактику многих заболеваний, часто встречающихся у детей дошкольного и младшего школьного возраста: сколиоз, близорукость. Ведь таблицы, с которыми работают дети на занятиях, висят достаточно высоко и ребенку не__ приходится наклоняться, наоборот, концентрация зрения происходит на дальнем предмете, а, чтобы дотянуться указкой до нужного склада, ребенок должен выпрямиться.

4. Обучение чтению детей с использованием складового метода подразумевает минимум энергозатрат. Все необходимые материалы — кубики, таблицы, указка, складовые карточки. Родителям и воспитателям не нужно выделять ежедневно время на изготовление дополнительных пособий или «карточек», как это подразумевает, например, глобальный метод Глена Домана. К этому же преимуществу можно отнести отсутствие ограничений в лексическом материале. Единственное, что хотелось бы рекомендовать — приобрести не один, а два комплекта кубиков.

5. Складовой метод обучения чтению подходит как нельзя лучше для языков, относящихся к флективной морфологической группе, в которую входит русский язык. Флективная морфология характерна, в основном, для большинства индоевропейских языков, а именно, для многих славянских, балтийских, албанского, греческого, санскрита, немецкого и исландского. Характерно развитое употребление окончаний (флексий) для выражения рода, числа, падежа, сложная система склонения глаголов, чередование гласных в корне, строгое различение частей речи. Для таких языков неприемлем метод глобального обучения чтению — обучения чтению целыми словами (метод Глена Домана), так как слово в контексте претерпевает слишком много изменений и «фотография» этого слова в начальной форме, которая остается в подсознании человека, встречается в реальной письменной речи не чаще его словообразовательной парадигмы. Например, слово «ШАПКА» встречается на письме не чаще, чем слова «шапку» или «шапкой». Читать — значит овладевать механизмом чтения — способностью прочитать склад, а не воспроизводить фотографический образ слова, записанный на подкорку. Не могу не сказать пару слов о методе Г. Домана. Этот метод не подходит для флективных языков. Глен Доман — американец, а английский — агглютинативный язык, совершенно другой морфологической структуры.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, я хотела бы еще раз призвать родителей не гнаться за модой, не пытаться обучить ребенка тому, к чему он еще физиологически или психологически не готов, но найти такие игровые методы, с помощью которых можно и нужно создавать благоприятную развивающую среду, для того, чтобы ребенок захотел научиться читать и полюбил чтение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *