Я провожу свои занятия в игровой форме, часто обыгрываем сказки. Ребенок пошел в школу (мальчик, 6,5 лет) и ждет подобного от учителей. Я и раньше задавалась вопросом где она эта золотая середина, и будут ли дети получать удовольствие от интеллектуальной нагрузки самой по себе, или всегда будут ждать шоу. Раньше успокаивала себя тем, что основной вид деятельности дошкольника — это игра, поэтому все правильно — играем. Каково Ваше видение идеального занятия? Сколько времени в процентах на игру, на задачки, на творчество, на другие виды деятельности? Приблизительно, конечно. Какова должна быть «обертка» занятия в идеале (играть в сказку, просто решать…)

Большое спасибо.
С уважением, Оксана

Уважаемая Оксана, спасибо за вопрос.
Вы сами правильно отметили — «основной вид деятельности дошкольника — это игра, поэтому все правильно — играем». Только через игру вы можете создать ребенку естественную мотивацию, подать любой материал ярко, наглядно, интересно. Лишив маленького ребенка игры, презентуя ему материал в скучной академической форме, без наглядных примеров, ярких визуальных, аудиальных, кинестетических стимулов, вы рискуете навсегда убить в ребенке любовь к познавательной деятельности и подавить его природное любопытство. Только через игру ребенок узнает факты об окружающем его мире, учиться мыслить абстрактно, ассоциативно, логически. В игре развивается память, мышление, внимание и восприятие ребенка. Посредством игры ребенок совершенствует мелкую и крупную моторику, приобщается к миру музыки, живописи, других видов искусства. Игра помогает ребенку развить эмоциональный интеллект, освоить морально-нравственные принципы, сформировать характер.
Итак, надеюсь, что у вас не осталось сомнения в том, что любой материал ребенку дошкольного возраста нужно подавать в игре. Теперь настало время определить, какую задачу должны ставить пере собой родители в разные возрастные периоды. Именно от задачи и зависит выбор «обертки» игрового занятия. В возрасте до 4 лет ребенок получает удовольствие от самого процесса игры, а в возрасте 5-6 лет дошкольника начинает интересовать не столько процесс игры, сколько результат. Из этого следует, что с ребенком от рождения до четырех лет необходимо играть, вкладывая как можно больше в процесс игры, детализируя, уточняя, описывая каждый этап, каждый шаг игры. Ребенок этого возраста, увлеченный процессом игры, может настолько заинтересоваться самой игрой, созданием декораций, выбором действующих героев, воспроизведением сюжета или сценария выбранной вами игры, что порой ваши игровые действия остаются «без окончания», зависая на стадии «бесконечной игры». Какую форму подачи материала выбрать? Для детей до 1,5 лет можно ограничиться отдельными комплексными занятиями на развитие высших психических функций и формирование основных понятий и представлений об окружающем мире. С детьми от 1,5 до 3 лет стоит отдать предпочтение тематическим занятиям. О пользе тематических занятий я писала в статье для сайта «Две ладошки». Тематические занятия — отличный способ дать ребенку большой объем полезной, интересной лично ему информации, а затем на базе этой информации и с учетом индивидуальных интересов ребенка развить определенные навыки и умения. Например, часто дети выбирают для себя любимого художественного или мультипликационного персонажа, в игре с которым они готовы освоить все: и счет, и цвета, и формы, и факты об окружающем мире. Но как только те же задания представляются ребенку в отсутствии любимого персонажа, без привязки к нему, ребенок выполняет их с меньшей готовностью, меньшей долей энтузиазма, его заинтересованность в процессе выполнения игровых заданий резко падает. Таким образом, вы как родители, зная предпочтения своего малыша лучше кого бы то ни было, можете использовать их для ввода новой информации, отработки новых знаний и умений, а закреплять эти знания и умения можно и нужно в независимых, самостоятельных, не относящихся к определенной теме заданиях. И очень важно чередовать тематические занятия с оторванными от определенной темы игровыми формами деятельности, чтобы развивать у ребенка умение решать задачи, безотносительно степени личной заинтересованности в них, — умение необходимое для учебной деятельности в классических российских школах. Помочь родителям в этом могут хорошие центры раннего развития, в которых профессиональные педагоги задают общую тему занятия, независимо от личностных предпочтений детей в группе, но в процессе игры формируют общую мотивацию ребенка к выполнению любых заданий. С детьми 4-7 лет помимо общих упражнений на развитие высших психических функций и тематических занятий, стоит проводить соревнования, конкурсы, квесты, викторины, интеллектуальные и спортивные поединки.
В этом родителям поможет характерная для этого возраста особенность ребенка — стремление к игре со сверстниками. Подобного рода игры будут готовить ребенка к переходу от игровой деятельности к учебной, обнаруживая перед ним явное преимущество познавательной деятельности как основной составляющей успеха в любом соревновании. Игровая деятельность перестает быть ведущей в возрасте 6-7 лет. На первый план выходит учебная деятельность. Однако, это не значит, что игра пропадает из жизни младшего школьника, просто ей отводится второстепенное место. Переход от игровой к учебной деятельности осуществляется постепенно и основывается на особенностях детского восприятия. Именно поэтому в этом возрасте у детей большим успехом пользуются конкурсные, соревновательные игры. У детей этой возрастной группы появляется естественное стремление к выигрышу, к осознанию себя лучше других. Однако постепенно ребенок приходит к выводу, что выигрывает тот, кто умнее, сильнее, быстрее — одним словом, тот, кто умеет больше, чем его соперники. Это и приводит ребенка к естественной мотивации в учебной деятельности — потребности в саморазвитии для достижения превосходства. В игровой деятельности мотивация ребенка — удовольствие от игры (процесса и результата). В учебной деятельности мотивации ребенка — потребность в саморазвитии, интерес к предмету и способам его изучения.
Если младший школьник испытывает дискомфорт от учебной деятельности как таковой, это говорит о том, что он не до конца осуществил переход от ведущей игровой деятельности к учебной. Детей, не готовых к семи годам полностью перейти от игровой деятельности к учебной гораздо больше. И основной задачей младшей школы является помочь таким детям перейти на новую ступень развития, не потеряв естественного природного любопытства и привитой мамой тяги с знаниями. К сожалению, в большинстве российских школ напрочь отсутствует понятие «индивидуального темпа развития», что, наоборот, в приоритете в западных общеобразовательных заведениях, например, в Монтессори — школах. Поэтому задача, обозначенная выше, полностью ложится на плечи родителей.
Приведу несколько способов, как помочь ребенку -дошкольнику и младшему школьнику перейти от игровой деятельности к учебной.
1. Используйте полученные ребенком знания на школьных уроках в индивидуальных играх дома. Сделайте так, чтобы ребенок ощутил значимость полученных знаний. Например, можно придумать игру — квест по поиску какого — либо желанного для ребенка предмета, спрятанного дома. Для нахождения этого «клада» предложите ребенку пройти ряд испытаний, выполнить набор заданий, так или иначе требующих от него полученных на уроках знаний и тренируемых в школе умений.
2. Придумывайте для ребенка дома игры, в которых призом или «добычей» будут новые знания или новая информация. Необходимо создать у ребенка понимание того, что любой новый факт или любое новое умение — несомненно хорошо и отличает его от сверстников в пользу его значимости, дает ему силу, определенное преимущество. Вы можете устраивать семейные викторины, выигравший в которых получает в подарок энциклопедию или наделяется правом просмотра увлекательного научно-популярного видео о вулканах/гейзерах/пандах/пирамидах и т.д.
3. Устраивайте сюжетно — ролевые игры «в школу», в которых ребенок берет на себя роль учителя, а вы — роль ученика. Пусть малыш почувствует свою значимость в роли «всезнайки», задавайте ему вопросы, нарочно делайте ошибки, провоцируйте ребенка на объяснения вам той информации, которую он сам недавно усвоил.
4. Возьмите за правило проводить «семейные исследования», это могут быть небольшие доклады по интересующим каждого члена семьи научным темам. Задачей каждого члена семьи является в течение недели найти информацию и подготовить сообщение на выбранную тематику. Например, вы расскажите ребенку о силе притяжения, а он вам — о динозаврах. Это научит малыша не только самому искать информацию, но и представлять ее в доступной, интересной, а значит и понятной ему форме.
5. Загадывайте друг другу загадки, устраивайте семейные викторины, играйте вместе с ребенком в интеллектуальные настольные игры, позволяйте ребенку выигрывать, но не играйте в поддавки слишком часто. Ребенок должен чувствовать, что он выигрывает потому, что действительно обладает большими знаниями, умеет что-то лучше, реагирует в чем-то быстрее, чем его напарники по игре.
К сожалению, учителей, которые подают материал в яркой, запоминающейся форме, наглядно, необычно, с интересными примерами и доказательствами, единицы. Счастье, если в вашей школе есть такие профессионалы. Это залог того, что ребенок усвоит и запомнит многое из школьной программы. Ведь если ребенок осваивает информацию в интересной и доступной ему форме, она остается с ним навсегда. Именно поэтому знания на века — прежде всего те знания, которые вложили в детей их неравнодушные и неленивые мамы. Поэтому чем больше вы чем больше вы дадите своему чаду в первые годы жизни, тем больший багаж знаний будет сопровождать его в будущем. Однако это вовсе не значит, что родители должны стремиться за первые шесть лет жизни впихнуть в маленькие головки всю школьную программу. Даже если вы найдете тысячу способов объяснить квантовую механику пятилетнему непоседе в игровой форме, делать этого не стоит. Ведь тогда вашему ребенку скучно будет не только в начальной школе, но и в одиннадцатом классе. Мы же такой цели не преследуем, не правда ли? А вот, что родителям действительно нужно сделать в первые годы жизни ребенка — так это привить ребенку любовь к процессу познания, научить малыша добывать информацию самостоятельно, уметь анализировать, мылить ассоциативно, логически и абстрактно, находить нестандартные решения проблем, формулировать и отстаивать свою точку зрения, подходить к задаче творчески, нетривиально, уметь договариваться с любыми людьми, владеть своими чувствами и эмоциями. Именно эти умения будут востребованы в обществе 21 века, и именно их стоит развивать в процессе решения различного рода задач, в процессе игровой деятельности организованной родителями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *