Предлагаю несколько игр и игровых упражнений на развитие эмоционального (коммуникативного) интеллекта.

ИГРА ПОЕЗД

Цели: В этой игре дети смогут овладеть различными навыками межличностного общения. Локомотив будет везти Вагоны через Лес, а Деревья — предупреждать Поезд об опасности, чтобы он нигде не ударялся. Локомотив и Вагоны должны работать слаженно, с полным доверием друг к другу. Только в этом случае Поезд пройдет свой путь, избежав столкновений. Дети могут представить себе, что этот поезд везет в город игрушки детям на Рождество.
Материалы: 6 или 12 повязок для глаз, 3 шляпы (колпака).

Инструкция: Представьте себе, что совсем скоро Рождество и дети одного маленького города с нетерпением ждут подарков. Они слышали, что поезд с игрушками к праздничному вечеру должен будет пробираться ночью через ужасный, заметенный снегом лес. И только у локомотива есть фары, чтобы освещать дорогу. Кто-нибудь мог бы сказать, какие подарки хотелось бы получить детям этого маленького города?
Кто из вас хотел бы стать Локомотивом и везти Поезд с игрушками детям? Шестеро ребят будут Вагонами с подарками. Кто хочет быть ими? Все остальные будут Деревьями в ночном лесу.
Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места. Предупредите, что Деревья не должны двигаться, но они могут издавать тихое «Шшш…» в момент, когда какой-нибудь Вагон поезда рискует удариться о них. Три Дерева особенные — на них надеты шляпы. Поезд обязательно должен объехать эти Деревья, прежде чем он покинет Лес. Обозначьте место, где Поезд въезжает в Лес, и сами встаньте с другой стороны Леса — Вы будете Маленьким городом, где дети дожидаются Поезда.
Теперь давайте составим наш Поезд. Становитесь за Локомотивом и положите руки на плечи предыдущего человека. Я завяжу каждому Вагону глаза, потому что только у Локомотива есть свет и он может видеть. Локомотив будет двигаться очень медленно, чтобы не растерять Вагоны, и чтобы все Вагоны чувствовали себя уверенно. Локомотив сам выбирает путь, которым поедет через Лес, но он обязательно должен пройти мимо трех особенных Деревьев (в шляпах).
После этого идите на другую сторону Леса и дайте Локомотиву сигнал старта.
В следующий раз другие дети могут быть Локомотивом. Можно усложнить задание, например, увеличив число Вагонов или пустив одновременно два Поезда.
Анализ упражнения:
— Как ты чувствовал себя в качестве Локомотива?
— Каким образом ты ощущал, что «ведешь целый поезд»?
— Как ты чувствовал себя в качестве Вагона?
— Чувствовал ли ты себя надежно, идя за Локомотивом, и верил ли ты Деревьям, когда они тебя предупреждали об опасности?
— Кем тебе больше нравится быть — Локомотивом или Вагоном?

ИГРА СЛЕПОЙ ПОЛЕТ

Цели: В этой игре дети учатся взаимодействовать в тесном контакте друг с другом. Один играющий — маленький Самолет, который должен приземлиться на неосвещенном аэродроме. Его партнер — Авиадиспетчер. Он может руководить Самолетом только при помощи слов. Разметьте липкой лентой на полу «посадочную полосу» шириной 1 м, длиной примерно 6 м с одним-двумя легкими поворотами. В конце «посадочной полосы» положите одеяло. Прежде чем дети начнут, продемонстрируйте им эту игру сами.
Материалы: Липкая лента, повязка, маленькое шерстяное одеяло.

Инструкция: В начале нашей игры я хотела бы рассказать вам небольшую историю. Летел однажды ночью один маленький самолет, и хотел он приземлиться на аэродроме. Ночь была очень темная, и света на аэродроме не было. К счастью, в центре управления был в это время сын авиадиспетчера — Чарли. Он заметил самолет на экране радара. Чарли быстро подошел к переговорному устройству и сказал пилоту, в каком направлении ему надо лететь, чтобы точно попасть на посадочную полосу. Пассажиры самолета очень обрадовались, что смогли точно приземлиться. Они благодарили Чарли за такую важную помощь.
Я хотела бы предложить вам игру, в которой будет все точно также. Один из вас будет Чарли, а другой — Летчиком, ведущим самолет ночью на посадку. Пилот надевает повязку на глаза. Чарли командует Самолетом, направляя его от одной стороны помещения к маленькому одеялу, лежащему на другой стороне. «Посадочную полосу» мы разметили липкой лентой. Чарли руководит Самолетом только таким образом, что говорит, куда надо лететь. Часть из вас может встать справа, а часть — слева от «взлетно-посадочной полосы». Вы будете жилыми Домами и Деревьями.
Потренируйтесь всей группой на понимание указаний Чарли. Пусть дети будут позади Вас, чтобы вы все смотрели в одном направлении, и диктуйте: один шаг влево; сейчас шаг вправо; два назад и т.д. Потом Вы должны продемонстрировать, что при этом следует делать самим детям. Встаньте в самом начале «взлетно-посадочной полосы» и рядом поставьте ребенка, который будет Диспетчером: таким образом мы обойдем проблему зеркального изображения. Делайте только те шаги, которые говорит ребенок, но оставьте для уверенности глаза открытыми.
Понятно ли, как надо играть? Кто хотел бы быть первым Самолетом? Кто хотел бы быть Чарли?
Завяжите глаза Самолету. Затем Чарли может начинать руководить Самолетом. При этом Чарли должен следовать за Самолетом, но на расстоянии вытянутой руки. Оставайтесь недалеко от обоих детей, чтобы придать им уверенности. Когда Самолет «приземлится» на одеяло, Чарли должен сказать, что «приземление» произошло и можно снять повязку с глаз. Когда дети потренируются, Вы можете удлинить и усложнить «посадочную полосу» и сажать большее число Самолетов одновременно. Повторите игру несколько раз, чтобы и все остальные дети приняли в ней активное участие. После каждого «полета» дети меняются ролями.

Анализ упражнения:
— Кем тебе больше понравилось быть — Летчиком или Диспетчером?
— В роли Самолета ты чувствовал себя уверенно?
— Тебе было сложно управлять Самолетом словами?
— Кто из Диспетчеров особенно бережно привел Самолет к цели?
— Кого из детей ты бы охотно назначил Диспетчером?

ИГРА ПУТЬ ДОВЕРИЯ

Цели: Это классическая игра для всех возрастных групп. Она укрепляет доверие внутри группы, а также развивает любознательность и тактильное восприятие. Ребенок — «поводырь» может экспериментировать со своей ролью, при которой он частично берет ответственность на себя, а частично — отдает своему партнеру. Между двумя детьми, играющими в паре, могут измениться прежние впечатления друг от друга и улучшиться отношения. В помещении должно быть достаточно места и множество интересных объектов, чтобы их можно было потрогать, чтобы они при этом пахли или издавали звуки. Очень хорошо проводить эту игру в теплое время года на улице.
Материалы: Маленький колокольчик и для каждого второго ребенка — повязки для глаз.

Инструкция: Разойдитесь по двое. Я хочу вам предложить игру, которая называется «Путь доверия». Заключается она в следующем: один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим. Когда ты ведущий — ты должен провести «слепого» ребенка по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Время от времени делай паузу, чтобы твой товарищ смог потрогать различные вещи: большие и маленькие, гладкие и шероховатые. Ты можешь провести его к месту, где предмет издает звук или запах. Только ничего не говори при этом. Через пять минут я позвоню колокольчиком — тогда вы поменяетесь ролями. А еще через пять минут я позвоню еще раз — и тогда вы возвращаетесь обратно в круг, и мы поговорим о том, что вы пережили во время прогулки. Перед началом договоритесь с партнером, как он вас будет вести: за руку или как-то по-другому.
Для старших детей Вы можете удлинять интервалы до десяти минут.

Анализ упражнения:
— Как ты чувствовал себя, когда был «слепым»?
— Вел ли тебя твой «поводырь» бережно и уверенно?
— Знал ли ты все время, где ты?
— Нашел ли ты что-нибудь любопытное, что интересно потрогать, понюхать или послушать?
— Как ты себя ощущал в роли поводыря?
— Старался ли ты привести своего партнера к тем местам, где ему точно что-то понравилось бы?
— Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера?
— Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?

А теперь поучимся различать чувства.

Взгляните на картинки и скажите, какие чувства ребята пытаются прогнать.

Больше игр, сказок, рассказов, психологических упражнений для развития эмоционального интеллекта вы найдете в книгах:
1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие.
2. Линда Силби «Чувства разные нужны — чувства разные важны».

Вот еще одно упражнение. Задание для малышей: найти добрых и злых героев. Задание для детей постарше — охарактеризовать героев сказок.

Сказка «Красная Шапочка»

Сказка «Буратино и золотой ключик»

И, наконец, музыкальное упражнение, которое помогает детям научиться различать оттенки одного настроения в пьесах.

Скажите ребенку, что у человека может быть разное настроение. Иногда ему грустно, а иногда весело. Когда человеку весело, ему хочется шутить. Шутка может быть разная: добродушная, безобидная, ехидная, задиристая, насмешливая или злая. Послушай «Шутку» И.С. Баха в исполнении флейты Бах. Шутка. Флейта. Какая это музыка по настроению? (Веселая, добрая, шутливая). А теперь послушает то же произведение в исполнении трубы Бах. Шутка. Труба. Какая теперь музыка? (Громкая, очень веселая). — Музыка эта звучала по-разному, сначала, с флейтой, более легко, а затем, с трубой, более празднично. Но в целом эта мелодия добрая, светлая, изящная, очень красивая.
А теперь послушай другую пьесу с похожим названием «Юмореска» П.И. Чайковского Юмореска. Чайковский. Давай сравним ее с первой пьесой. Она такая же добрая и безобидная? (Нет, она задиристая, дразнящая). В этой музыки слышна насмешка.

Другие упражнения на различение настроения и характера музыки можно найти здесь: Слушаем музыку. Методические рекомендации. Радынова.
Скачать диски 1 и 2 можно здесь — Скачать.
Диск 3 Скачать.
Диск 4, 5 Скачать.
Диск 6 Скачать.
Диск 7 Скачать
Диск 8 Скачать.
Диск 9 Скачать.
Диск 10 Скачать.

4 комментария

  • Очень содержательная статья, игры замечательные. Мне понравилась идея про сравнение героев «Добрый-злой», как раз для малышей подойдёт. И предложенные музыкальные произведения очень кстати. Мы с сыночком любим развиваться с помощью музыки.

  • Юлия Соловьева:

    Елена, спасибо. Не значит ли ваше пристрастие к музыкальным методам развития то, что в Вашем сыночке преобладает музыкальный тип интеллекта?

  • Не знаю, если честно, есть ли преобладание. Просто я верю в великую силу музыки. У самой слуха нет вообще, как говорится, медведь на оба уха наступил, да ещё сплясал )) Поэтому очень хочется развить слух и музыкальность у сыночка. Ещё до рождения активно слушали классику, читала стишки, отбивая ритм по животику. Хочется и дальше продолжать, но не всегда нахожу, чем заинтересовать. Сейчас натолкнулись на методику Железновых. Пробуем ))

  • Юлия Соловьева:

    Методика Железновых — это вообще кладезь полезных и удачных музыкальных композиций для развития музыкального интеллекта. Но только ей ограничиваться не стоит. Как раз сегодня подумала о том, чтобы выложить на блог наши любимую музыку и сделать что-то типа детской дискотеки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *