Моей дочке 1 и 9 мес, и для нас сейчас очень актуально физическое развитие, которое я немного запустила. Дочка (нормальный здоровый ттт ребенок, не страдающий излишним весом) не любит двигаться, бегать, прыгать, делать упражнения. Неделю назад мы купили детский спортивно-игровой комплекс, чтобы в игровой форме приобщать к движениям. Буду очень благодарна вашим советам на тему физического развития! Когда движения не хватает уже в 2 года, что же будет потом!
Спасибо
Ольга Кузнецова
Уважаемая Ольга, прежде всего, хочу отметить, что Вы абсолютно правы по поводу актуальности физического развития для детей первых лет жизни. Именно в этот период мозг ребенка должен развиваться наиболее интенсивно, быстрыми темпами. Для развития мозга необходим кислород, который ребенок получает в постоянном движении, в двигательной мышечной активности. Бегать, прыгать, крутиться, вертеться и не сидеть на стуле — природосообразно для ребенка первых лет жизни. Это его физиологическая потребность.
Сразу хочу Вас успокоить, что даже если Вы не будете стимулировать двигательную нагрузку ребенка дополнительными подвижными играми и физическими упражнениями, никакой катастрофы не будет. Здоровый детский организм обязательно найдет свою норму физической активности. Однако, иногда деткам надо помочь, направить естественное стремление двигаться в правильное русло, чтобы это движение было полезно и для физического и для интеллектуального развития ребенка.
Итак, приведу несколько форм физической нагрузки для ребенка первых лет жизни:
1. Упражнения на спортивном комплексе. Если ребенок не интересуется спорткомплексом как он есть, советую придумывать небольшие сюжетные игры с его использованием. Например, договоритесь, что на вершине комплекса будет птичье гнездо. Ребенок — птичка, летающая по комнате — «лесу» в хорошую погоду. Но вот начался дождь и птичке надо прятаться в свое гнездышко — лезть на «дерево» — забираться на спорткомплекс. Когда дождик кончился, птичка спускается с дерева и снова летает по «лесу».
2. Активные стихотворения. Эта форма физической нагрузки помогает ребенку проживать новые знания о мире через ощущения тела и движения. Ребенок не делает скучные физические упражнения, он играет.
Пример активного стихотворения:
Самолеты
Мы отважные пилоты.
Это наши самолеты. (разводим руки в стороны и бежим по комнате)
Два крыла, одна кабина, (руки в стороны, вперед)
Сзади мощная турбина. (руки назад)
Разбежались и взлетели – полетели, полетели….
Там внизу остался дом —
Мы ему махнем крылом. (машем рукой)
Выше, выше! Круче, круче! (бежим по комнате быстрее)
Выше облака и тучи!
По воздушным ямкам.(садимся на корточки)
Пристегните лямки!
3. Гимнастические этюды — это пантомима, в которой ребенок выполняет определенные действия по заданному взрослым сценарию.
Пример гимнастического этюда:
«Рыбка»
Ребенок лежит на животе, согнутые руки под грудью. Выпрямляя руки, прогибается спиной, поднимает голову и грудь.
4. Подвижная игра — физически активная игра по заданному взрослому сюжету, часто сопровождаемая стихотворением или потешкой.
Пример подвижной игры:
«Угости белку орешком»
Белка (игрушка) находится на полочке или сучке дерева, а рядом, чуть выше поднятой руки ребенка, висит корзина. Чтобы угостить белку орешком (положить его в корзину), ребенок должен хорошо подпрыгнуть. Взрослый следит, чтобы ребенок отталкивался одновременно двумя ногами и мягко приземлялся.
5. Упражнения со снарядами
В раннем детском возрасте актуально выполнять разнообразные упражнения на фитболе (кататься на нем, лежа на спине, животе, боку; прыгать, сидя на фитболе; поднимать его высоко над собой и бросать как можно дальше; скакать верхом на фитболе; перекатывать его на длинные дистанции и т.п.). Кроме фитбола, вы можете предложить малышу поиграть со скакалкой (пройтись по ней, перепрыгнуть через лежащую, а затем и висящую скакалку, перешагнуть через висящую скакалку, наступить на скакалку в то время, как вы быстро тянете ее по полу), пролезать передом и задом через мягкий тоннель, сбивать мячиком или кубиком выстроенные вряд кегли или пластиковые бутылки с наклеенными на них смешными мордочками или геометрическими фигурами, бросать вверх одновременно как можно больше шаров из сухого бассейна, устраивая «салют», быстро собрать их и с расстояния закинуть в корзину, перекинуть через обруч. Обруч кстати тоже — замечательный снаряд, через него можно пролезать вперед и назад, перешагивать, запрыгивать и выпрыгивать, катать по полу, перекатывать друг другу. Отличными снарядами являются массажные дорожки и коврики, и даже обычные книги, поставленные в форме лабиринта, могут превратиться в замечательный физкультурный снаряд. Отдельную группу игр составляют игры с мячом, коих существуем множество. Кстати, любая приевшаяся ребенку спортивная игра может «задышать по-новому», если в условия игры вы введете действия по свистку. Если все эти движения представить в форме сюжетной игры, ребенок с удовольствием начнет их выполнять.
6. Телесная игра — мини-игра с привлечением групп мышц.
Пример телесной игры:
Жук и гусеница
По команде «гусеница» ребенок должен проползти по комнате, по команде «жук» -лечь на спину и задвигать ножками.
7. Мягкая Школа — это целая философия. Подробнее о ней можно почитать на сайте Эллы Глушковой. Там же можно посмотреть адреса школ. Если одна из них окажется по соседству с вами, считайте, что вам крупно повезло. Обязательно попробуйте походить на занятия вместе с ребенком. Не буду раскрывать все секреты, скажу лишь, что это позитивные эмоции, тактильный контакт ребенка с мамой, отличная физическая форма обоих, умение владеть своим телом и своими ощущениями и многое другое.
Пример упражнения из Мягкой Школы:
Снежок
Малыш, сидя на полу, подтягивает колени к животу, прячет голову в колени, его мышцы напряжены, как твердый снежок. Затем в теплых объятиях мамы он начинает таять до полного расслабления.
8. Физкультминутки по методу Железновых — несложные физические упражнения под музыку.
Попробуйте включить ребенку один из видео-роликов Е. Железновой и предложить потанцевать также, как это делают малыши в кино.
Вы можете использовать диски «Физкультминутки», «Гимнастика для малышей», «Догоняйка».
Не забывайте также о том, что ребенку необходим свежий воздух, больше гуляйте на улице, ходите, а не возите малыша в коляске, стимулируйте ребенка к прохождению дистанций в игре (например, предложите ему добежать до ближайшего фонаря, допрыгать до ближайшего пенька, добраться на одной ножке вон до той песочницы, пройти по бордюру и не упасть). Если у вас есть возможность, вывозите малыша на море хотя бы раз в год. Поинтересуйтесь о наличии безопасного бассейна для малышей в вашем районе. Перед сном как можно дольше купайте ребенка, увлекая всевозможными играми с водой.
Введите в ваш ежедневный утренний моцион зарядку. Чтобы заинтересовать ей ребенка, повесьте на стену (на уровне его глаз) плакат, на котором зверушки выполняют различные физические упражнения.
Также очень советую разучить с ребенком несколько простейших танцевальных движений. В этом вам поможет, например, книга «Танец Хлоп-хлоп» , издательства «Карапуз».
Юля, благодарю за столь неожиданно подробный, интересный и профессиональный ответ. Многое мы уже практикуем, приятно осознавать, что я на верном пути. Я вполне понимаю, что результаты будут бросаться в глаза не сразу. Где-то прогресс налицо, а в чем-то требуется терпение и творческий подход. Какой-то период дочка, которую зовут Влада, с удовольствием делала утреннюю зарядку. Она (или, скорее, я ею) с энтузиазмом и радостью делали незамысловатые упражнения перед зеркалом с песенками под счет (на французском). Недавно она стала оказываться наотрез. Альтернативу такой полезной разминке я пока не подобрала. Отдельное спасибо за наводку про книгу «Танец Хлоп-хлоп», ибо зайцы — это наше все!
Удачного развития и вашем Проекту, как физического, так и всех прочих.