Расписание занятий для ребенка 2-3 лет

Каким образом лучше всего составлять расписание занятий для ребенка 2-3 лет: на неделю, на месяц, на полгода. Что следует при этом учитывать?
Ольга Суханова.

Уважаемая Ольга, спасибо за Ваш вопрос. Для начала определимся, в каких формах ребенку 2-3 лет можно подавать материал. Я бы выделила три основных формы.

1. В этом возрасте с ребенком можно и нужно проводить тематические занятия. Они могут представлять собой однодневный комплекс заданий, объединенных одной темой, тематическую недельку или даже растянуться на целый тематический месяц. О пользе тематических занятия я пишу в этой статье. Темы для тематических занятий должны определяться интересами и предпочтениями ребенка, так как это создаст благоприятную естественную мотивацию к изучению новых, порой весьма непростых моментов.
2. Помимо тематических занятий, ребенку 2-3 лет необходимо давать знания из разных областей, то есть предметные знания, развивать определенные навыки и умения в конкретных сферах жизни. Я бы предложила следующий перечень направлений, которые необходимо охватывать с малышом 2-3 лет в игровой форме:

1. природоведение (живая и неживая природа, мир, созданный руками человека, природные ископаемые, вода и суша, виды земной поверхности, ориентация на местности, времена года, календарь природы, животный и растительный мир, космос, материки и страны).
2. искусствоведение (живопись, скульптура, архитектура, гравюра, народные промыслы).
3. обучение чтению (по выбранному методу раннего обучения чтению — Глен Доман или Н.А. Зайцев).
4. математика (формирование представления о цвете, размере, форме и количестве предметов, соотнесение количества с цифрой).
5. творчество (различные техники аппликации, рисования, лепки и поделок).
6. иностранный язык
7. сенсорика (развитие обоняния, осязания, вкуса, зрения и слуха, развитие мелкой моторики и координации, развитие навыков самообслуживания).
8. эмоциональная сфера (игры на развитие эмоционального типа интеллекта)
9. музыка (азы нотной грамоты, чувствование музыки, развитие музыкального слуха)
10. религия (в зависимости от вашего вероисповедания).

Таким образом, у нас получилось 10 направлений. Сколько занятий в неделю необходимо по каждому из них — решать вам. Я бы посоветовала заниматься чтением не менее трех раз в неделю, а природоведением каждый день, кроме выходных. Остальным областям можно уделить один день в неделю.

3. Третьей формой занятий с малышом от 2 до 3 лет являются задания на развитие определенных навыков, умений, способностей, качеств личности, высших психических функций. Как правило, большую помощь в организации подобного рода занятий оказывают готовые пособия по развитию логического мышления, памяти и внимания, речи и мелкой моторики ребенка, а также развивающие игрушки (шнуровки, сортеры, пазлы, рамки-вкладыши, мозаики и т.п.). Этим заданиям необходимо уделять внимание именно в отрыве от тематических занятий, чтобы приучать малыша к выполнению заданий, требующих от него определенных знаний, навыков и умений, независимо от степени его личной заинтересованности в них, от степени его мотивации.

Итак, мы выделили три основных формы занятий с ребенком от 2 до 3 лет: тематическое занятие, игры по определенному направлению и задания на развитие конкретных способностей. То, каким образом в процентном соотношении вы поделите эти виды деятельности в течение недели зависит от степени вашей занятости, от имеющихся у ребенка дополнительных занятий, кружков, секций. Я бы порекомендовала проводить тематические занятия в первой половине дня, игры по определенному направлению — во второй половине дня, а задания на развитие конкретных способностей в перерывах между сном и приемом пищи, сном и прогулкой, самостоятельными свободными играми и чтением. Если тематические занятия требуют от вас не менее 40 минут в день непрерывной игры по теме, игры по определенному направлению — не менее 20 минут в день, то задания на развитие конкретных способностей занимают от 2 до 10 минут и не требуют большой предварительной подготовки.

Составлять планы занятий с ребенком я бы посоветовала на неделю вперед, расписывая при этом занятия каждого дня недели. Это поможет вам приготовить заранее все необходимые материалы к занятиям и провести их организовано и слажено. Планировать занятия по пунктам на периоды больше недели я бы не советовала, так как интересы, предпочтения и темпы развития ребенка настолько индивидуальны, что через месяц вы, возможно, будете удивляться умениям собственного чада, и подготовленное вами лото «посчитай до 10» малыш будет щелкать как орешки, явно желая задачек потрудней. Однако, я советую наметить темы, области знаний и направления, с которыми вы хотели бы познакомить ребенка в течение года (с 2 до 3 лет), чтобы ничего не упустить и держать руку на пульсе в отношении интересных проектов, пособий и игр в рамках выбранных вами тем.

Подводя итоги вышесказанному, хочу еще раз обратить внимание родителей на основной, принципиальный момент в планировании занятий с ребенком. Всегда и везде при любом планировании (безотносительно возраста ребенка) необходимо в первую очередь учитывать индивидуальные особенности малыша: темпы развития, интересы, склонности и предпочтения, характер, темперамент, пол и тип нервной системы.

One Comment

  • Юлия!
    Огромное Вам спасибо за такой развернутый ответ, за подробные рекомендации, за то, что делитесь Вашим бесценным опытом с остальными мамами!
    С уважением, Ольга Суханова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *