В последнее время тематикой многих психологических тренингов и курсов стал «Эмоциональный (коммуникативный) интеллект (EQ)». Огромное внимание его развитию уделяют люди бизнеса, политические деятели, Создано немало программ развития эмоционального интеллекта для взрослых людей в рамках корпоративных тренингов, курсов повышения квалификации. Особенно это заметно в западных корпорациях, которые уже давно занялись проблемой эмоционального интеллекта своих сотрудников. Ведь успех в бизнесе напрямую зависит от умения сотрудников заключать и реализовывать успешные сделки, от их способности управлять своими чувствами и правильно распознавать эмоции людей, от умения оперировать большими объемами информации и выработанной стрессоустойчивости.
Оказывается, эмоциональный интеллект, как и все остальные типы интеллекта, легче и эффективней развивать в детстве. Благодаря практическим упражнениям, психологическим и воспитательным играм, чтению сказок и рассказов и последующему обсуждению чувств героев, ребенок может стать обладателем высоко развитого эмоционального интеллекта уже к школе.
Итак, давайте уясним, что такое эмоциональный интеллект и что входит в это понятие.
Эмоциональный интеллект — это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую мы получаем или передаем с помощью эмоций.
Эмоциональный интеллект включает в себя:
БАЗОВЫЕ НАВЫКИ:
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ, УМЕНИЕ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ, УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ, УМЕНИЕ СЛЕДОВАТЬ ПОЛУЧЕННОЙ ИНСТРУКЦИИ, УМЕНИЕ ДОВОДИТЬ РАБОТУ ДО КОНЦА, УМЕНИЕ ВСТУПАТЬ В ОБСУЖДЕНИЕ, УМЕНИЕ ПРЕДЛАГАТЬ ПОМОЩЬ ВЗРОСЛОМУ, УМЕНИЕ СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ НА СВОЕМ ЗАНЯТИИ, УМЕНИЕ ИСПРАВИТЬ НЕДОСТАТКИ В РАБОТЕ.
НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ:
УМЕНИЕ ЗНАКОМИТЬСЯ, УМЕНИЕ НАЧАТЬ РАЗГОВОР, УМЕНИЕ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ИГРАЮЩИМ ДЕТЯМ, УМЕНИЕ ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ ИГРЫ, УМЕНИЕ ПРОСИТЬ ОБ ОДОЛЖЕНИИ, УМЕНИЕ ПРЕДЛАГАТЬ ПОМОЩЬ СВЕРСТНИКУ, УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ СИМПАТИЮ, УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ КОМПЛИМЕНТЫ, УМЕНИЕ ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВУ, УМЕНИЕ ДЕЛИТЬСЯ, УМЕНИЕ ИЗВИНЯТЬСЯ.
НАВЫКИ ОБХОЖДЕНИЯ С ЧУВСТВАМИ:
УМЕНИЕ РАСПОЗНАВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА, УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ ЧУВСТВА, УМЕНИЕ РАСПОЗНАТЬ ЧУВСТВА ДРУГОГО, УМЕНИЕ СОЧУВСТВОВАТЬ, УМЕНИЕ ОБРАЩАТЬСЯ С СОБСТВЕННЫМ ГНЕВОМ, УМЕНИЕ РЕАГИРОВАТЬ НА ГНЕВ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, УМЕНИЕ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СТРАХАМИ, УМЕНИЕ ПООЩРЯТЬ СЕБЯ, УМЕНИЕ ПЕРЕЖИВАТЬ ПЕЧАЛЬ.
НАВЫКИ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ АГРЕССИИ:
УМЕНИЕ ОТСТАИВАТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ МИРНЫМ ПУТЕМ, УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ НЕДОВОЛЬСТВО, УМЕНИЕ СПОКОЙНО РЕАГИРОВАТЬ В СИТУАЦИИИ, КОГДА НЕ ПРИНИМАЮТ В ОБЩУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРУППЫ, УМЕНИЕ АДЕКВАТНО РЕАГИРОВАТЬ В СИТУАЦИИ, КОГДА ДРАЗНЯТ, УМЕНИЕ ПРОЯВЛЯТЬ ТОЛЕРАНТНОСТЬ, УМЕНИЕ УЧИТЫВАТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ СВОЕГО ИМПУЛЬСИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ,УМЕНИЕ ПРИНЯТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ СОБСТВЕННОГО ВЫБОРА, УМЕНИЕ АДЕКВАТНО РЕАГИРОВАТЬ НА ОБВИНЕНИЯ.
НАВЫКИ ПОВЕДЕНИЯ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ:
УМЕНИЕ ПРОИГРЫВАТЬ, УМЕНИЕ ОБХОДИТЬСЯ С ЧУЖОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ «НЕТ», УМЕНИЕ СПРАВЛЯТЬСЯ С СИТУАЦИЕЙ ИГНОРИРОВАНИЯ, УМЕНИЕ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СМУЩЕНИЕМ, УМЕНИЕ БЫТЬ В ХОРОШИХ ОТНОШЕНИЯХ СО СПОРТОМ, УМЕНИЕ РАССЛАБИТЬСЯ.
Теперь, когда мы определили для себя эмоциональный интеллект и его компоненты, давайте поговорим о том, что может помочь родителям в процессе развития эмоционального интеллекта их ребенка.
1. Читайте сказки, рассказы, смотрите детские фильмы и мультфильмы, обсуждайте чувства и эмоции главных героев. Моделируйте альтернативные «концовки» сказок, ломайте стереотипы характеров героев.
2. Чаще слушайте классическую музыку с ребенком и обсуждайте, какие эмоции и чувства вызывает у вас тот тили иной фрагмент музыкального произведения.
3. Рассматривайте картины, скульптуры, архитектурные сооружения. Обсуждайте, какие эмоции и какое настроение создает тот или иной образец культуры и искусства.
4. Давайте вербальные определения своим чувствам и чувствам других людей. Старайтесь подбирать как можно более точные характеристики разнообразной гаммы чувств и эмоций.
5. Играйте в психологические игры. Например, нарисуйте радугу и подпишите, какой день недели ассоциируется у вас и у ребенка с каждым из цветов радуги, поговорите почему. Разберите понятия «холодные» и «теплые» тона. Дайте цветовое определение месяцам, сезонам. Каждое утро смотря в окно, определяйте, какого цвета сегодняшний день, какие чувства и настроения вызывает у вас цветовая гамма неба.
6. Обращайте внимание ребенка на мимику и жесты людей в моменты общения. Обсуждайте фотографии и портреты людей: их состояние души, чувства, настроения.
7. Играйте в игру «Зеркало». Стройте с ребенком друг другу рожицы, пытайтесь скопировать выражение лица друг друга и определить задуманную эмоцию.
ГОТОВЫЕ ЗАНЯТИЯ — ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ОТ ГОДА ДО ШЕСТИ ВЫ НАЙДЕТЕ В ПРОГРАММЕ «МИЗИНЧИК — ДИПЛОМАТ», КОТОРАЯ ГОТОВИТСЯ К ВПУСКУ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ.
В США, где впервые прозвучал термин «эмоциональный интеллект» существует множество школ, где проводится работа с детьми разного возраста по развитию их эмоционального интеллекта. Так проект улучшения социального осознания и решения социальных проблем, проводимый в университете Ратгерса, выявил следующие результаты:
• Большая чуткость к чувствам других людей
• Лучшее понимание последствий своего поведения
• Возросшая способность ≪правильно понимать≫ межличностные ситуации и планировать соответствующие действия.
• Более высокая самооценка.
• Более просоциальное поведение.
• Сверстники обращаются к ним за помощью.
• Лучше справились с переходом в среднюю школу.
• Менее антиобщественное, менее вредящее им самим и вносящее беспорядок с общественной точки зрения поведение, даже при продолжении наблюдения за ними в средней школе.
• Большее развитие способности усваивать знания.
• Лучший самоконтроль, социальное осознание и принятие социальных решений в классе и вне класса.
А вот результаты Йельско-нью-хейвенская программы стимулирования развития социальной компетентности
Улучшение навыков решения проблем.
Большая вовлеченность в общение с равными себе.
Большее сдерживание побуждений.
Улучшившееся поведение.
Большая успешность в межличностных отношениях и большая популярность.
Возросшее умение справляться с трудностями.
Возросшее мастерство решения межличностных проблем.
Умение лучше справляться с тревожностью.
Сокращение числа случаев девиантоного поведения.
Развитие навыков разрешения конфликтов.
К сожалению, в российских дошкольных учреждениях и школах на данный момент нет аналоговых программ развития эмоционального интеллекта. Не поэтому ли мы так часто сталкиваемся с подростковым суицидом, детским бродяжничеством и криминалом.
Пришло время взять ситуацию в свои руки и сделать все возможное в условиях семейного воспитания и развивать эмоциональный интеллект наших детей с самого раннего возраста. Я хочу поделиться с вами некоторой литературой, которая может оказаться полезной в этом нелегком, но интересном деле.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект (Психология лучшее) — 2009
Е. П. Ильин Эмоции и чувства
Эмоциональный букварь от Ах до ай
Наталья, спасибо за комментарий. Все правильно. Действительно эмоциональный интеллект гораздо больше влияет на «успешность» в жизни, нежели рациональный интеллект. На счет религиозного воспитания, Вы правильно пишите, что эмоциональный интеллект находится в прямой пропорции к религиозному и нравственному воспитанию. Кстати, книга Линды Сибли, которую я прилагала в одной из статьей, посвященных эмоциональному интеллекту, не раз апеллирует к заповедям и псалмам, но делает это очень понятно и доступно даже для непросвещенной аудитории.
Рациональный интеллект тоже важен.) Нужно гармонично развивать и то и это.
Хорошие игры.) Было интересно прочитать.)
© Работаем с 2013 года, KidsMI.ru ® Все права защищены.
Перепечатка и использование любых
материалов только с разрешения
редакции: kidsmi@smartfoxclub.ru
Юлия, спасибо, чо обратили внимание на существующую проблему в российской реалии. На самом деле, комментариев очень много, и если про все писать, то можно прктически кандидатский мимнимум сдать))) Сразу хотелось бы огоровиться, что я не говорю обо всех подряд, но в подавляющем большинстве случаев дело обстоит именно так: в Европе и США родители и воспитатели занимаются разивитием эмоционального интеллекта, детей пытаются заинтересовать что-то делать, а в России много учителя и воспитатели получили образование в СССР, поэтому их методы сквозь пронизаны «социалистической идеологией». У нас самый распространенный метод воспитания и обучения- «заставить»! А если ребенок не поддается, значит, будем его еще больше «прессовать».
Помимо этого, в Европе и США много людей верующих, которые согласно своим христианским убеждениям воспитывают детей, а в РФ многие номинально считают себя православными, а сами в церковь и дорогу забыли. А религия, помимо прочего, очень сильно развивает эмоциальный интеллект.
В этой связи на проблему необходимо смотреть под разными «углами зрения», однобокий подход здесь неуместен. Однако есть наглядный пример: Бельгия, являясь на данный момент одной из самых атестических стран Европы, имеет самые высокие показатели суицида среди молодежи.
При этом с уверенностью можно сказать и с этим трудно поспорить, так это то, что при наличии проф.знаний, но в случае неразвитости эмоц. интеллекта успеха и счастья в жизни добиться труднее, чем, наобороот, при наличии высокого уровня эмоц. интеллекта и наличии заурядных знаний в профессиональной области.