В последнее время тематикой многих психологических тренингов и курсов стал «Эмоциональный (коммуникативный) интеллект (EQ)». Огромное внимание его развитию уделяют люди бизнеса, политические деятели, Создано немало программ развития эмоционального интеллекта для взрослых людей в рамках корпоративных тренингов, курсов повышения квалификации. Особенно это заметно в западных корпорациях, которые уже давно занялись проблемой эмоционального интеллекта своих сотрудников. Ведь успех в бизнесе напрямую зависит от умения сотрудников заключать и реализовывать успешные сделки, от их способности управлять своими чувствами и правильно распознавать эмоции людей, от умения оперировать большими объемами информации и выработанной стрессоустойчивости.

Оказывается, эмоциональный интеллект, как и все остальные типы интеллекта, легче и эффективней развивать в детстве. Благодаря практическим упражнениям, психологическим и воспитательным играм, чтению сказок и рассказов и последующему обсуждению чувств героев, ребенок может стать обладателем высоко развитого эмоционального интеллекта уже к школе.

Итак, давайте уясним, что такое эмоциональный интеллект и что входит в это понятие.

Эмоциональный интеллект — это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую мы получаем или передаем с помощью эмоций.

Эмоциональный интеллект включает в себя:

БАЗОВЫЕ НАВЫКИ:

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ, УМЕНИЕ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ, УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ, УМЕНИЕ СЛЕДОВАТЬ ПОЛУЧЕННОЙ ИНСТРУКЦИИ, УМЕНИЕ ДОВОДИТЬ РАБОТУ ДО КОНЦА, УМЕНИЕ ВСТУПАТЬ В ОБСУЖДЕНИЕ, УМЕНИЕ ПРЕДЛАГАТЬ ПОМОЩЬ ВЗРОСЛОМУ, УМЕНИЕ СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ НА  СВОЕМ  ЗАНЯТИИ, УМЕНИЕ ИСПРАВИТЬ НЕДОСТАТКИ  В РАБОТЕ.

НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ:

УМЕНИЕ ЗНАКОМИТЬСЯ, УМЕНИЕ НАЧАТЬ РАЗГОВОР, УМЕНИЕ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ИГРАЮЩИМ ДЕТЯМ, УМЕНИЕ ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ ИГРЫ, УМЕНИЕ ПРОСИТЬ ОБ ОДОЛЖЕНИИ, УМЕНИЕ ПРЕДЛАГАТЬ ПОМОЩЬ СВЕРСТНИКУ, УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ СИМПАТИЮ, УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ КОМПЛИМЕНТЫ, УМЕНИЕ ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВУ, УМЕНИЕ ДЕЛИТЬСЯ, УМЕНИЕ ИЗВИНЯТЬСЯ.

 НАВЫКИ ОБХОЖДЕНИЯ С ЧУВСТВАМИ:

УМЕНИЕ РАСПОЗНАВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА, УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ ЧУВСТВА, УМЕНИЕ РАСПОЗНАТЬ ЧУВСТВА ДРУГОГО, УМЕНИЕ СОЧУВСТВОВАТЬ, УМЕНИЕ ОБРАЩАТЬСЯ С СОБСТВЕННЫМ ГНЕВОМ, УМЕНИЕ РЕАГИРОВАТЬ НА  ГНЕВ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, УМЕНИЕ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СТРАХАМИ, УМЕНИЕ ПООЩРЯТЬ СЕБЯ, УМЕНИЕ ПЕРЕЖИВАТЬ ПЕЧАЛЬ. 

 НАВЫКИ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ АГРЕССИИ:

УМЕНИЕ ОТСТАИВАТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ МИРНЫМ ПУТЕМ, УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ НЕДОВОЛЬСТВО, УМЕНИЕ СПОКОЙНО РЕАГИРОВАТЬ В СИТУАЦИИИ, КОГДА НЕ ПРИНИМАЮТ В ОБЩУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРУППЫ, УМЕНИЕ АДЕКВАТНО РЕАГИРОВАТЬ В СИТУАЦИИ, КОГДА ДРАЗНЯТ, УМЕНИЕ ПРОЯВЛЯТЬ ТОЛЕРАНТНОСТЬ, УМЕНИЕ УЧИТЫВАТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ СВОЕГО ИМПУЛЬСИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ,УМЕНИЕ ПРИНЯТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ СОБСТВЕННОГО ВЫБОРА, УМЕНИЕ АДЕКВАТНО РЕАГИРОВАТЬ НА ОБВИНЕНИЯ.

 НАВЫКИ ПОВЕДЕНИЯ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ:

УМЕНИЕ ПРОИГРЫВАТЬ, УМЕНИЕ ОБХОДИТЬСЯ С ЧУЖОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ «НЕТ», УМЕНИЕ СПРАВЛЯТЬСЯ С СИТУАЦИЕЙ  ИГНОРИРОВАНИЯ, УМЕНИЕ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СМУЩЕНИЕМ, УМЕНИЕ БЫТЬ В ХОРОШИХ ОТНОШЕНИЯХ СО СПОРТОМ, УМЕНИЕ РАССЛАБИТЬСЯ.

Теперь, когда мы определили для себя эмоциональный интеллект и его компоненты, давайте поговорим о том, что может помочь родителям в процессе развития эмоционального интеллекта их ребенка.

1. Читайте сказки, рассказы, смотрите детские фильмы и мультфильмы, обсуждайте чувства и эмоции главных героев. Моделируйте альтернативные «концовки» сказок, ломайте стереотипы характеров героев.

2. Чаще слушайте классическую музыку с ребенком и обсуждайте, какие эмоции и чувства вызывает у вас тот тили иной фрагмент музыкального произведения.

3. Рассматривайте картины, скульптуры, архитектурные сооружения. Обсуждайте, какие эмоции и какое настроение создает тот или иной образец культуры и искусства.

4. Давайте вербальные определения своим чувствам и чувствам других людей. Старайтесь подбирать как можно более точные характеристики разнообразной гаммы чувств и эмоций.

5. Играйте в психологические игры. Например, нарисуйте радугу и подпишите, какой день недели ассоциируется у вас и у ребенка с каждым из цветов радуги, поговорите почему. Разберите понятия «холодные» и «теплые» тона. Дайте цветовое определение месяцам, сезонам. Каждое утро смотря в окно, определяйте, какого цвета сегодняшний день, какие чувства и настроения вызывает у вас цветовая гамма неба.

6. Обращайте внимание ребенка на мимику и жесты людей в моменты общения. Обсуждайте фотографии и портреты людей: их состояние души, чувства, настроения.

7. Играйте в игру «Зеркало». Стройте с ребенком друг другу рожицы, пытайтесь скопировать выражение лица друг друга и определить задуманную эмоцию.

ГОТОВЫЕ ЗАНЯТИЯ — ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ОТ ГОДА ДО ШЕСТИ ВЫ НАЙДЕТЕ В ПРОГРАММЕ «МИЗИНЧИК — ДИПЛОМАТ», КОТОРАЯ ГОТОВИТСЯ К ВПУСКУ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ.

В США, где впервые прозвучал термин «эмоциональный интеллект» существует множество школ, где проводится работа с детьми разного возраста по развитию их эмоционального интеллекта. Так проект улучшения социального осознания и решения социальных проблем, проводимый в университете Ратгерса, выявил следующие результаты:

Большая чуткость к чувствам других людей

• Лучшее понимание последствий своего поведения

• Возросшая способность ≪правильно понимать≫ межличностные ситуации и планировать соответствующие действия.

• Более высокая самооценка.

• Более просоциальное поведение.

• Сверстники обращаются к ним за помощью.

• Лучше справились с переходом в среднюю школу.

• Менее антиобщественное, менее вредящее им самим и вносящее беспорядок с общественной точки зрения поведение, даже при продолжении наблюдения за ними в средней школе.

• Большее развитие способности усваивать знания.

• Лучший самоконтроль, социальное осознание и принятие социальных решений в классе и вне класса.

А вот результаты Йельско-нью-хейвенская программы стимулирования развития социальной компетентности

Улучшение навыков решения проблем.

Большая вовлеченность в общение с равными себе.

Большее сдерживание побуждений.

Улучшившееся поведение.

Большая успешность в межличностных отношениях и большая популярность.

Возросшее умение справляться с трудностями.

Возросшее мастерство решения межличностных проблем.

Умение лучше справляться с тревожностью.

Сокращение числа случаев девиантоного поведения.

Развитие навыков разрешения конфликтов.

 

К сожалению, в российских дошкольных учреждениях и школах на данный момент нет аналоговых программ развития эмоционального интеллекта. Не поэтому ли мы так часто сталкиваемся с подростковым суицидом, детским бродяжничеством и криминалом.

Пришло время взять ситуацию в свои руки и сделать все возможное в условиях семейного воспитания и  развивать эмоциональный интеллект наших детей с самого раннего возраста. Я хочу поделиться с вами некоторой литературой, которая может оказаться полезной в этом нелегком, но интересном деле.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект (Психология лучшее) — 2009
Е. П. Ильин Эмоции и чувства
Эмоциональный букварь от Ах до ай

 

 

4 комментария

  • Наталья:

    Юлия, спасибо, чо обратили внимание на существующую проблему в российской реалии. На самом деле, комментариев очень много, и если про все писать, то можно прктически кандидатский мимнимум сдать))) Сразу хотелось бы огоровиться, что я не говорю обо всех подряд, но в подавляющем большинстве случаев дело обстоит именно так: в Европе и США родители и воспитатели занимаются разивитием эмоционального интеллекта, детей пытаются заинтересовать что-то делать, а в России много учителя и воспитатели получили образование в СССР, поэтому их методы сквозь пронизаны «социалистической идеологией». У нас самый распространенный метод воспитания и обучения- «заставить»! А если ребенок не поддается, значит, будем его еще больше «прессовать».
    Помимо этого, в Европе и США много людей верующих, которые согласно своим христианским убеждениям воспитывают детей, а в РФ многие номинально считают себя православными, а сами в церковь и дорогу забыли. А религия, помимо прочего, очень сильно развивает эмоциальный интеллект.
    В этой связи на проблему необходимо смотреть под разными «углами зрения», однобокий подход здесь неуместен. Однако есть наглядный пример: Бельгия, являясь на данный момент одной из самых атестических стран Европы, имеет самые высокие показатели суицида среди молодежи.
    При этом с уверенностью можно сказать и с этим трудно поспорить, так это то, что при наличии проф.знаний, но в случае неразвитости эмоц. интеллекта успеха и счастья в жизни добиться труднее, чем, наобороот, при наличии высокого уровня эмоц. интеллекта и наличии заурядных знаний в профессиональной области.

    • Юлия Соловьева:

      Наталья, спасибо за комментарий. Все правильно. Действительно эмоциональный интеллект гораздо больше влияет на «успешность» в жизни, нежели рациональный интеллект. На счет религиозного воспитания, Вы правильно пишите, что эмоциональный интеллект находится в прямой пропорции к религиозному и нравственному воспитанию. Кстати, книга Линды Сибли, которую я прилагала в одной из статьей, посвященных эмоциональному интеллекту, не раз апеллирует к заповедям и псалмам, но делает это очень понятно и доступно даже для непросвещенной аудитории.

  • Рациональный интеллект тоже важен.) Нужно гармонично развивать и то и это.

  • Хорошие игры.) Было интересно прочитать.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *