Елена Зимина- преподаватель английского и немецкого языков, автор
1) Аудиокурса английского языка Daily English with Mummy, созданный для обучения детей английскому языку с рождения;
2) Программы «Английский для детей через песни»
3) Тренинга для взрослых «Английский по полочкам за 2 дня» и «Полное погружение в английский»

Организатор 1-й Онлайн конференции по раннему развитию «Легкий старт».
Мама 2 билингвальных деток.
Основатель проекта Studycourse.

Кто не знает иностранных языков,
тот ничего не смыслит и в своем родном языке.
И. Гете

Кто из нас откажется заговорить на новом языке , не прикладывая к изучению особых усилий? К сожалению, еще не придумали такого волшебного лекарства, выпив которое можно тут же заговорить на понравившемся иностранном языке.
И взрослым приходится штудировать грамматику и лексику, прослушивать многоминутные аудио с носителем, читать, запоминать и повторять новые слова и выражения, прежде чем они достигнут желаемого уровня знаний. А потом еще предстоит борьба со своими страхами при встрече с носителем языка.
«Языковой барьер» — это чисто психологическое явление, свойственное только взрослым. Маленькие же детки осваивают язык без страха и предрассудков, они с легкостью повторяют незнакомые для них ранее слова, копируя взрослых, составляют целые предложения, не задумываясь о порядке слов и вспомогательных глаголах.
 

По мнению ученых, самый продуктивный возраст для освоения иностранных языков — это период до 7 лет, затем способности к языку заметно снижаются, в особенности в подростковый период. Более подробно на эту тему можно прочитать в статье «Когда и зачем начинать обучать детей английскому языку?» (Ознакомиться со статьей.)
Здесь мы рассматриваем воспитание ребенка в искусственной билингвальной среде, когда английский язык не является родным для родителей или няни малыша, и они не проживают в англоязычной стране.
Итак, вы загорелись идеей научить своего малыша говорить на английском в раннем возрасте, с чего начать :
1 Шаг – Мотивация!

Это очень важный момент, так как мотивация будет поддерживать Вас во все время обучения, восстанавливать Ваши силы и заставлять Вас двигаться вперед.
Вот некоторые из моих мотивационных «толкателей»:
а) После 7 лет языки даются намного сложнее;
б) Малыши все усваивают на автомате, не прикладывая к этому особых усилий;
в) Усвоенные в детстве слова и выражения, остаются у ребенка глубоко в памяти и восстановятся при первой необходимости;
г) При изучении нескольких языков мозг становится более пластичным и гибким, дети быстрее планируют действия, координируют свои движения и воспринимают устную речь;
д) Новый язык закрепляется у деток в голове не как очередной предмет, а как еще один интереснейший способ общения;
е) Позитивное отношение к новому языку будет стимулировать интерес ребенка к культуре страны изучаемого языка, а как следствие к более глубокому пониманию мира и расширению кругозора;
е) Общение на иностранном языке за границей с самого детства дает ощущение свободы, уверенности в своих силах и способствует более легкому знакомству с детками из других стран;
ж) Полученные знания помогут ребенку в дальнейшем довести владение языком до высокого уровня и будут способствовать более быстрому освоению нового иностранного языка;
з) Знание нескольких языков является значительным преимуществом при построении карьеры или собственного бизнеса…
Когда что-то не получается или Вы не в восторге от полученного результата, возвращайтесь к своим мотиваторам (напишите их в комментариях к этой статье, вдохновляйте себя и других родителей)

2 Шаг – Регулярность

Язык – это навык, который необходимо тренировать постоянно. Дети прекрасно все запоминают, но также быстро и забывают пройденное без повторения. Обучение языку можно сравнить с обучением конькам, плаванию или художественной гимнастике в детской спортивной школе, когда занятия проходят от 3 до 5 раз в неделю по несколько часов и практически без перерывов на каникулы. После недельного перерыва приходится начинать все сначала. Хорошо, что детки все также быстро вспоминают , но за прогулы ругают , так как в это время теряется наработанное месяцами мастерство.
Итак, МИФ №1:
Позанимавшись интенсивно с ребенком неделю или даже месяц, полученный результат сам собой закрепится и будет радовать вас еще долгие годы.
Полученные, но не используемые знания, забываются за своей ненадобностью. Они, конечно же, легко восстанавливаются, но тогда надо будет опять прикладывать усилия и Вам и ребенку.
МИФ №2:
Регулярные занятия в группе 2 раза в неделю научат моего ребенка говорить на английском.
Без вашего личного участия, особенно в самом начале, это вряд ли возможно. Конечно эффект от таких занятий будет, но самый минимальный. Личная заинтересованность и поддержка родителей дает потрясающий эффект, в 100 и более раз увеличивая эффективность занятий в классе.
МИФ №3

Нужно говорить с ребенком на английском 24 часа в сутки, чтобы он смог хорошо на нем общаться.
Привить любовь к языку, освоить основные грамматические структуры и лексику под силу любому заинтересованному родителю. Для этого нужно просто узнать как и чему конкретно обучать ребенка у специализирующегося на этой теме преподавателя.
И делать в этом направлении соответствующие шаги, которые послужат прекрасным фундаментом к дальнейшему совершенствованию языка и раскрытию лингвистический способностей малыша.
Если же вы планируете отдать ребенка учиться в школу за границу, то лучше домашнее обучение чередовать с занятиями со специалистом, начиная с 4-х летнего возраста.
3 ШАГ – «Правильные» материалы!
Начнем с часто задаваемых вопросов:
Какие конкретно мне нужны материалы?
Все зависит от вашего первоначального владения языком и от цели обучения, которую Вы преследуете.
Так, если у Вас начальный уровень английского, и Вы хотите просто подготовить малыша к положительному восприятию английского в будущем, то Вам понадобятся пособия на русском языке c озвученными английскими словами и выражениями (цвета, животные, формы, части тела и т.д.) . Как выбрать книги для занятий Вы можете прочитать здесь «Как выбрать книги для детей на английском языке».
Кроме книг и пособий, потребуются английские песенки и мультфильмы, но они тоже должны быть тщательно отобраны. Желательно обратиться к эксперту, который подберет аудио и видео материалы для вашего возраста и уровня языка. Это может быть преподаватель из школы иностранных языков у дошкольников, учитель английского в детском саду или эксперт в интернете, которому Вы доверяете.
Аудио и видео служит лишь дополнением, поэтому уделяйте больше внимания живому общению с ребенком. Когда уровень языка только начальный, говорить на английском очень сложно, но сегодня уже появились материалы, предназначенные именно для обучения мамы с нулевым знанием английского для ее общения с малышом.

Когда первоначально уровень английского высокий, то можно говорить на английском с ребенком обо всем на свете и даже обучить его чтению до школы. Это могут быть занятия по книге или разговорные фразы в течение дня, игра в карточки или лото.
Важно, чтобы материалы были максимально приближены к жизни, это поможет Вам заинтересовать ребенка и сделать занятия действительно полезными. А регулярные повторения помогут малышу лучше запомнить материал, поверить в свои силы и воспринимать английский язык , как один из увлекательнейших способов общения.

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму (Китайская пословица)

p.s.: В этой статье я затронула только часть вопросов, возникающих у большинства родителей в самом начале пути. Обучение собственных детей английскому не простой процесс, но сколько восторга и гордости за себя приносят первые слова, фразы и предложения ребенка на английском. Сложно передать словами эмоции, когда двухлетний ребенок поет песенку на английском, при этом считает и подпрыгивает в нужном месте. А это просто во время поставленная и совместно пропетая учебная песенка, которая регулярно повторялась перед завтраком.
Буду рада ответить на Ваши вопросы и комментарии.
Успехов Вам в обучении!

 

54 комментария

  • Светлана:

    Елена, добрый день!
    Вы совершенно правильно и чётко изложили основные правила обучения деток английскому языку. Полностью с вами согласна, так как именно по такой схеме проходит обучение языку моего 5-летнего сына в языковом детском центре. И слова приведенной Вами китайской пословицы «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» как нельзя лучше отражают суть эффективного изучения иностранного языка. Такой вывод я сделала, проанализировав принцип обучения сына в лингвистическом центре.
    Как занятия в школе, так и наши домашние занятия проходят по следующей схеме: преподаватель озвучивает материал (дома — аудиоматериал на диске), затем детки смотрят видеоролики (дома смотрим и озвучиваем картинки учебника), потом детки включаются в игру и сами вместе с учителем обыгрывают изучаемую тему, по ходу игры проговаривая слова и фразы (дома мы, как правило, занимаемся творчеством по заданной теме — разукрашиваем, делаем поделки, проводим лабиринты и т.д., также проговаривая нужные слова и фразы). Ну и обязательно повторение пройденного материала. Результат таких занятий отличный!

    • Светлана, здравствуйте!
      Рада за Вас и Вашего сынишку. Подскажите, пожалуйста, в каком языковом лагере вы были: в России или за границей?
      Мне очень нравятся американские лагеря. Много лет назад я работала вожатой в спортивной лагере в штате Массачусетс, где проходило множество занятий для детей: плавание, водные лыжи, теннис, пение, рисование, походы, соревнования и тд. На 12 детей по 3 вожатых, полное погружение не только в язык, но и в культуру.
      Лагеря в Англии тоже работают по такому же принципу: многочисленные занятия , которые большинство детей пробует первый раз именно в лагере. На мой взгляд, летний лагерь — это идеальное решение (интересное и полезное) для закрепления уже полученных навыков в языке.

  • Екатерина:

    Вот и у меня вопрос возник: можно ли с малышом 2,9 лет заниматься английским по пособию Happy Hearts Starter при моем начальном уровне?

    • Екатерина, здравствуйте! Заниматься можно по любому пособию, если вы видите результаты и получаете удовольствие от регулярных занятий. Чем больше интересных видов деятельности в комплекте, тем лучше. Песни, красочные книги, карточки, видео, наклейки (все , что входит в Happy Hearts Starter) помогут ребенку с разных сторон подойти к изучению языка в игровой форме.
      НО, пособие написано на английском языке и создано для учителей (прилагается книга для учителя тоже на английском) , поэтому полноценных занятий с полным погружением в среду по этим пособиям не получится.
      Для родителей с начальным уровнем языка подойдут больше пособия с объяснением на русском языке и озвучкой от носителя. Так, родителям будем все понятно, они сами смогут улучшить свой английский и качественно провести занятие.

  • Светлана:

    спасибо за статью, Елена! 9 пунктов мотивации надо распечатать — и на стенку. Я не поняла мысль про несколько часов в неделю. Ведь это нереально, так много общаться с малышом на английском…

    • Здравствуйте, Светлана!
      Я Вас понимаю, ведь даже с хорошими знаниями языка сложно говорить с собственным ребенком на английском длительное время. Но принцип такой: чем больше Вы говорите, тем больше запоминает Ваш ребенок. Рекомендую начать с 2-5 минут в день, постепенно увеличивая продолжительность и периодичность общения на английском .

  • jane:

    Спасибо за статью. Про мотивацию очень хорошо написано, от себя я бы добавила, что на самом деле язык очень развивает не только лингвистические способности, но помогает социальной адаптации. Малыши легче входят в контакт со сверстниками и взрослыми, детсадовская адаптация лучше проходит. Не говоря уже о том, что у билингвов кругозор шире, благодаря мамочкам, которые так старательно помогают своим детям через фольклор , сказки, песенки увидеть и почувствовать не только свой родной мир, но и мир изучаемого языка. Еще раз спасибо!

    • Здравствуйте, Jane!
      „Wie viele Sprachen du sprichst, sooftmal bist du Mensch.“ (J.W. Goethe)
      Сколько языков знает человек, столько раз он человек — Гёте.

      Сейчас кроме английского изучаем с дочкой китайский и французский именно через культуру . В эту пятницу празднуем в Сокольниках Китайский Новый год. Те эмоции и знания, которые открываются перед нами , сложно описать словами. Расширяется кругозор, улучшается само понимание другой культуры и мира в целом.

  • Vaya9:

    Елена, спасибо. Мотиваторы очень вдохновляют, а развеянные мифы стимулируют на активную работу. А прочтенная статья до кучи стимулирует на новые мысли))) и идеи.
    После прочтения статьи как бы мне самой хотелось быть той деткой до 7 лет, чтобы так все легко и просто давалось и вот я тогда подумала, здорово бы было для взрослых перед каждым занятием погружаться в некое можно сказать «гипнотическое» состояние, которое переводило бы человека в состояние, соответствующее возрасту до 7 лет касательно восприятия информации. Конечно, гипноз, это звучит слишком сильно, но, наверное, можно попробовать перед занятием проводить взрослому что-то типа легкой медитации/настройки ума/самовнушения на то, что «мне легко и интересно обучаться, могу разговаривать на англ с кем угодно и где угодно (от языкового барьера)» и т.д. мысленно или вслух проговаривая все то, что хотим получить. Ведь уже давно известно, что если мы читаем статью, чтобы просто поставить галочку, что прочитали, то она забудется, а если перед чтением задаться вопросом, например, что хочу полезного из нее изъять, то мозг настроится на поиск и запоминание того самого полезного. Мне кажется, так и здесь, если перед занятием «понастраиваться», дать мысленную команду, что отбрасываю все преграды и стереотипы, что буду легко все проходить, то может родителям будет легче тогда начать заниматься с ребенком. Ведь чаще мы-родители не доводим обучение до конца, делаем перерывы в занятиях, не последовательны и т.д из-за наших собственных ментальных блоков, потому что нам уже больше 7, вот я и подумала, что хорошо бы попробовать заняться что-то типа самовнушением и сонастройкой перед каждым занятием. Сегодня же и опробую свою идею))). Думаю при таком подходе будет даже гораздо интереснее «заниматься», ведь подумайте, как здорово могут играть и общаться, если не один взрослый и ребенок, а два ребенка (пусть даже один из них немного подрос в росте)))) — они как бы будут на одной волне…

    Еще хочу отметить вот эту фразу «Личная заинтересованность и поддержка родителей дает потрясающий эффект, в 100 и более раз увеличивая эффективность занятий в классе.» это действительно так и самое главное это важно для человека и в 3 и в 15 и в 30 и в 50 лет….!!!

    Мы еще в первый день искали мотиваторы, но очень здорово, что сегодня опять вернулись к этой теме. Придумала для себя еще один: обогнать мужа в английском))) и прям вместе с ребенком)). Вот такую соревновательную нотку решила внести в наше обучение, ведь соревнования всегда сильно стимулируют. А мысль такая пришла вот почему: недавно муж взял у ребенка что-то/не помню что… и сын заплакал со словами «its mine». Папа очень-очень был удивлен откуда ребенок знает такое слово, ведь никогда не слышал как его произносили дома. А потом, гуляя на улице и переходя через дорогу, посмотрел по сторонам и со словами no cars пошел переходить дорогу. Это тоже шокировало папу)). Ну, конечно же, меня взяла гордость))), какая-никакая, но это все же моя работа)))))…. а папа использует английский на работе. Вот я и решила, что надо его догонять, чтобы и у самой форма была и ребенок все чаще папу шокировал в позитивном смысле — это так приятно маме))!!!.

    • Здравствуйте, Vaya9! Соревнование всегда добавляет азарта в обучение и дополнительно мотивирует. Только результат обучения языкам проявляется не сразу, поэтому не переживайте, если после Ваших качественных занятий ребенок не все запомнит или ничего не скажет 🙂 Регулярность и еще раз регулярность.
      Чтобы произвести на папу впечатление можно использовать ежедневные фразы и пословицы, они запоминаются сами собой . Одно из наших любимых : An apple a day keeps the doctor away. Лиза всегда эту фразу говорит, когда кушает яблоко.

      • Vaya9:

        Спасибо, Елена! У нас большая часть времени получается так, что я говорю, ребенок слушает и отвечает на русском. Меня это на сегодня устраивает на 101 %, так как это значит, что он понимает. Иногда я прошу его просто повторить за мной или показываю пример, как сказать на англ фразу. Поэтому на самом деле такие ответы на английском — это Очень большая редкость и поэтому мы их не ждем, но когда они есть — супер приятно…
        Спасибо за поддержку, на самом деле Ваша работа и позволяет нам поддерживать такую вот регулярность и очень стимулирует, так как ты уже не один, а с поддержкой, в команде.

        Отличная идея про пословицы. Здорово будет найти такую подборку по пословицам, именно для малышей, с простыми словами…))Спасибо)

  • Анастасия Чернякова:

    Я планирую начать изучать с ребенком язык по песням и стихам. У меня самый начальный уровень английского языка. И у меня возникает сомнение, ответ на который я еще не в одном семинаре не увидела. Сомнение такое — я как человек плохо знающий английский, многие слова произношу с ошибками, могу предложение построить неправильно. У ребенка отложатся непральные установки и ему будет только сложнее в будущем изучать этот язык.
    Да конечно можно и нужно смотреть и слушать самой как слова читаются, но все это очень много времени будет отнимать я же могу каждое слово смотреть в словаре….
    Или все же можно на первых порах делать ошибки и самой, а потом исправляться и совершенствоваться вместе с ребенком?

    • Анастасия, здравствуйте!
      Ваш вопрос один из самых частых и актуальных , который исходит от родителей с начальными знаниями языка. В вашем случае нужно обязательно готовиться к совместным занятиям с ребенком, иначе очень легко потерять его внимание, когда Вы в очередной раз будете заглядывать в словарь.
      Удобно делать мини-занятия , повторяя одну и туже правильно заученную Вами фразу. How many apples are there? Can you count? Сколько там яблок? Можешь сосчитать? И таким образом повторять счет . Яблоки заменить на что-то другое и опять посчитать . И так постепенно двигаться вперед.
      На первых порах можно делать ошибки, это не страшно. Мы с дочкой стали совместно осваивать китайский и французский, и я не переживаю из-за своего произношения, есть аудио, видео, носители языка и преподаватели, с которыми ваш ребенок будет общаться и для себя открывать новые слова и выражения.
      Изучение языка по песням — это прекрасная идея, я даже планировала запустить такой проект этой весной:-) , но для большего эффекта песни должны быть хорошо отобраны. Есть классические песни для английских деток Nursery rhymes, которые знают все дошкольники в Англии и Америке, но они не несут никакого учебного эффекта. Рекомендую Вам песни, созданные именно для обучения. Очень люблю американца Matt с его авторскими песнями на dreamenglish.com, одни из лучших песен для обучения деток. Мое интервью с ним можно посмотреть на моем сайте.
      Анастасия, еще одна рекомендация: Вам желательно самой уловить структуру английского языка ( Драгункин Александр в этом специалист, знакома с ним лично), подключить песни + ежедневные фразы (если ребенку еще нет 8 лет) .
      У меня есть диск с ежедневными фразами от носителя на английском языке и моими объяснениями по грамматике и произнесению всех слов из диска. Более подробного курса для родителей с начальным уровнем языка я не видела еще.

      • Анастасия+Чернякова:

        Спасибо большое за подробный ответ! Обязательно воспользуюсь всеми вашими рекомендациями! А как можно вами разработанный курс послушать? Он на вашем сайте есть? Его можно у вас приобрести?

        • Анастасия, здравствуйте еще раз! да, курс с аудио от носителя и моими грамматическими и фонетическими разъяснениями есть на моем сайте .
          Вы можете оставить заявку здесь:https://studycourse.ru/audio-disc-for-mummy/
          для новичков, которые хотят говорить правильно с малышом, уловить структуру языка и освоить самые обиходные ежедневные выражения подойдет идеально.
          Если Вы будете среди моих подписчиках, то узнаете первыми о выходе новых продуктов : курса по песням для детей и интенсивного английского для взрослых. Но это секрет:-)

  • Наталья:

    Вот уже третий день обсуждаем статьи наших спикеров и в основном все наши мысли вертятся вокруг мотивации (и нашей, и наших детей)! Действительно, без этого никуда, и очень приятно, что столько человек поддерживают друг друга, а авторы подтверждают наши идеи, выводы, выработавшиеся правила, к которым мы все пришли через труд! Это мотивирует больше всего! Я в очередной раз укрепилась во мнении, что могу дать ребенку больше, чем кто-то еще, и что я все делаю правильно (ну или почти все). И регулярность — это мое глубокое убеждение, и я полностью согасна с автором — во всех занятиях должна быть регулярность. Поэтому английский стараюсь ввести в жизнь своих детей каждый день хотя бы ненадолго. Спасибо!

  • Анутка+Шкапа:

    Было бы хорошо составить разговорник, в котором были бы часто используемые фразы в бытовой жизни!

    • Здравствуйте, Анутка! Такие разговорники уже есть и у меня на сайте и в программах других участников данной конференции:-)

    • Гульнара:

      Здравствуйте! Такие фразы есть на карточках Английский с пеленок компании Умница. Правда стоят они не мало) но набор очень хороший

      • Гульнара, здравствуйте! У меня тоже есть Английский от Умницы. Комплект неплохой, покрывает 30 актуальных тем, но для новичков в языке будет сложно.
        Еще 1 момент: купленный комплект может так и лежать длительное время в шкафу без использования, как коврик для йоги без инструктора .
        Здесь требуется высокая мотивация и самоорганизованность, дисциплина от родителей, если самим не получается, то добро пожаловать к интернет-мамам-преподавателям , на курсы, к репетиторам. В разы эффективнее слушать профессионала и регулярно выполнять его отобранные задания , чем бороться с ленью, искать дополнительные материалы и ругать себя за отстутствие действий. Всегда сравниваю язык со спортом, редко кому удается регулярно и самостоятельно заниматься спортом дома, поэтому и фитнес-центры, группы йоги и тп так популярны.
        Не только материал важен, но и его подача и механизмы, используемые для того, чтобы участники ДЕЛАЛИ и получали результаты.

  • Надежда:

    Хотелось бы добавить несколько слов о возрасте, в котором лучше всего изучать иностранный язык. Безусловно, нет ничего лучше, чем язык, подаренный мамой от колыбели. Ребёнок живёт в прекрасном мире слов и образов, поэтому чем больше туда добавляешь слов, тем прекрасней этот мир становится. А после трёх, действительно, появляется барьер. Знаю это по своей племяннице. Насчёт семи лет не знаю, не сталкивалась. Но вот что могу сказать о подростковом возрасте. Я начала изучать английский в восьмом классе. С пятого изучала немецкий, но очень его не любила. Скорее всего, это было следствием скучной школьной программы и не особо блестящей методики учителя. Но очень хотела учить английский язык, хотя никто в моём окружении никаких иностранных языков не знал и не увлекался ими. А я просто обожала что-то шифровать, придумывать свои секретные языки, и думала, «вот знала бы я английский!» К девятому классу мама моя не выдержала — огромная ей благодарность! — и наняла мне репетитора по-английскому. В то время в моём маленьком городке репетиторство было делом исключительным, даже возник конфликт с учителем химии, которая заявила, что учить меня не будет, если захочу что-то понять, найму репетитора по химии. Но суть не в этом. Я начала с нуля в девятом классе учить английский язык и в одиннадцатом сдала экстернатом экзамен. Даже мама изначально считала, что английский был моей блажью, но в десятом я уже точно знала, что в ВУЗ пойду на иняз. Который и закончила. И защитила диссертацию по германским языкам. Короче, наличие желания изучать язык, своего собственного, глубокого, внутреннего, может свернуть горы. И тогда язык изучается с полным сознанием дела в подростковом возрасте, как в вузе, с любовью, с удовольствием. Ещё в школе, когда моя любовь к английскому уже состоялась, поняла я и немецкий язык, правда здесь любви так и не случилось. А вот испанский, который начала учить на втором курсе вуза, мне полюбился и актуален он и по сей день.

    • Уважаемая Надежда! Так у Вас просто талант к изучению языка.
      Совершенно с Вами согласна, когда у взрослого появляется сильное осознанное желание выучить язык, хватает времени, терпения и усидчивости на его освоение, то за 1 простой месяц он осваивает материалы, которые малыши изучают 1, 2 или даже 3 года. У меня тоже есть ряд ярких примеров, когда ребята с нуля изучают новый язык в 10 классе самостоятельно и поступают в МГИМО, но это больше исключение из правил. Поэтому, Надежда, Вас и Вашу маму тоже отнесу к прекрасному исключению. По данным последней переписи населения за 2010 г, в России только 5,5% владеют английским языком.
      Я работала с семилетними ребятками, которые намного быстрее запоминают все песенки, стихи и выражения, чем дошколята, и результат кажется поразительным. Но ребята , впервые познакомившиеся с языком в школе, не могут понять обычные ежедневные фразы, пообщаться с собеседником на английском языке, спокойно посмотреть английские мультфильмы без постоянных вопросов. Для них, английский является чужим языком, новым, сложным и непонятным. Если не повезет с преподавателем и самой школьной методикой , то к окончанию школы в лучшем случае большинство сможет читать на английском и говорить, что London is the capital of Great Britain.
      ЕГЭ (включая разговорную часть) по английскому станет в скором времени обязательным, так что делаем выводы.
      Конечно к 7 годам детки не будут знать английский в совершенстве, даже если с ними заниматься с самого рождения круглосуточно. Как дети и не знают свой родной русский, поэтому и существует школа, где дети изучают литературу, русский язык, посещают театральные студии или кружки ораторского искусства, проходят множество других предметов на русском языке и постоянно общаясь на родном языке со сверстниками, совершенствуя его день за днем. Чем освоение английского отличается от русского? Нам всем есть еще куда стремиться:-)
      Главное на мой взгляд — это применять знания , которые уже есть, на практике, общаясь с собственным ребенком или коллегами из международной компании и получать от этого удовольствие, психологическую или финансовую отдачу.
      А совершенствовать язык можно всю жизнь, ведь он очень быстро забывается , когда мы его не используем.

      • Надежда:

        Вы совершенно правы, Елена! Чтобы язык не угас — нельзя застывать на месте! Как бы я ни любила язык, работа в неязыковом вузе начала грозить стагнацией в плане языка. Поэтому я так рьяно захотела научить мою малышку английскому с пеленок. Ведь прежде всего это саморазвитие, и уже потом, как чрезвычайно приятный результат, развитие языковых и речевых талантов дочки.

  • Наталья:

    Спасибо за статью! Мне больше всего понравился миф 3. У меня начинается уже «загон» ( уж простите за слово такое, но оно наиболее подходящее), что я мало говорю с сыном на англ! Вообще, стараюсь весь день, но думаю все меня поймут, иногда лень, иногда слово не знаешь или фразу по англ, а иногда и просто устаёшь. Но прочитав вашу статью, понимаю, что системность разговоров важнее. А моя мотивация это привить любовь к другим языкам, чтобы моему сыну не было так же тяжело учить язык потом, как его маме;)

    • Наталья, здравствуйте! Вы не одна такая, всегда сказать легко: «Регулярно занимайтесь спортом, высыпайтесь, каждый день гуляйте, мыслите позитивно… и все будет здорово» , но на практике не так все просто получается. Поэтому и «регулярные» занятия не всегда проходят регулярно.
      В Вашем случае можно посоветовать Вам влюбиться в какую-нибудь английскую книжку по поделкам, сказкам, обучению чтению, любую готовую программу и заниматься дополнительно в свое удовольствие с ребенком. На какое-то время энергии и энтузиазма Вам хватит. А еще лучше поучаствовать в каком-нибудь марафоне по «родительскому » английскому и посоревноваться с такими же мамочками , очень зажигает:-)
      А Ваша мотивация мне очень резонирует, поэтому к английскому подключила французский и китайский.

      • Наталья:

        Китайский тоже очень хочу подключить. Но уже когда ребёнок заговорит хотя бы чуть-чуть. А сейчас сделать акцент на двух языках))) я вообще фанат книг, поэтому английских в том числе, очень много, вот читаем. Счастье, что и ребёнок даже уже сейчас готов слушать и смотреть книжки)))
        Программа это конечно хорошо, а вы можете какую-то прям посоветовать?) английский у меня отличный я бы сказала. Говорю свободно. Просто многие программы, как английский с плёнок умницы, например, мне не очень нравится своей примитивностью что ли… И карточки не красивые. У них вот новая программа вышла, но там на книгах основан принцип… У нас итак много книг))
        Что касается соревнований, я не очень их люблю, мне лучше увлечься именно программой))
        Поделки пока у нас конечно меньший фаворит) лепим, рисуем, но это 3-5 мин))) год же всего;)

        • Наталья, Вам же годик всего! здесь самое лучшее общаться с ребенком и знакомить его с окружающим миром на английском, читать стихи , небольшие сказки, песенки попеть, массаж поделать, просто говорить обо всем на свете. Чтобы не было чувства вины за то, что говорите на английском все же меньше, чем хотелось бы, рекомендую составить :
          1) программу минимум на каждый день 5-10 мин. Этот минимум Вы должны проговаривать на английском каждый день, вне зависимости от усталости и лени. (поиграть в кубики и цвета на английском, прочитать стихи, массаж и тд)
          2) программа максимум (если хорошее настроение у мамы и малыша)
          Это поможет Вам успокоиться и регулярно заниматься. А более полноценные, именно обучающие языку программы есть для более старшего возраста (развивающие пособия на английском по математике, чтению и тд)

  • Мария:

    Спасибо за Вашу статью и напоминание о мотивации — двигателе в обучении! Отдельное спасибо за подсказку по правильному выбору книг для ребятишек разного возраста (порой действительно, хочется накупить интересных красочных историй на вырост, но потом понимаешь, что насмотревшись просто картинок интерес угаснет, а текст для чтения не пойдет — сложноват). Еще хотелось бы почитать такой же совет по выбору игр на английском (настольных). Хотелось бы также спросить как вы относитесь к «телесной формуле» перехода с одного языка на другой? (прежде чем перейти на английский дотрагиваемся до частей тела и озвучиваем их), или это лишняя деталь?

    • Мария, здравствуйте!
      С настольными играми гораздо проще, чем с книгами. Вам главное понять смысл игры и подумать, будет ли Ваш ребенок в нее играть. Для более подвижных детей можно порекомендовать игры на ловкость с шариками, для более усидчивых — лото, игры-стратегии .
      Недавно была в магазине elc.com , купила дочке игру по математике на английском. взяла на заметку пару других настольных игр.
      Здесь в любом случае Вам все придется озвучивать, и чем интереснее для ребенка игра, тем быстрее он включится в процесс. Наибольший учебный эффект будут иметь игры, где ребенок сам должен будет что-нибудь отвечать. В других случаях язык пойдет в пассив.
      «Телесная формула» перехода с одного языка на другой — да, есть такая. Часто используется, когда вводится новый язык и удобна с психологической точки зрения. Я сама ее не использую, так как стала говорить с детьми сразу на 2 языках и часто переключаюсь на разные языки в течение дня. Мне эта формула не подходит.
      Если Вы, Мария, только начинаете вводить язык, можете использовать эту формулу, заодно части тела выучите, потом цвета и тд. А потом уже решите по обстоятельствам, оставлять ее или нет.

      • Мария:

        Спасибо за столь распространенный ответ.

      • Ольга:

        Елена, здравствуйте! Вы пишете, что стали говорить с детьми сразу на двух языках, переключаясь в течение дня… а можно поподробнее? Я никак не могу решить, как лучше это переключение оформлять. Не будет ли ребенок воспринимать два языка как один, если я внезапно начну показывать на руку и говорить hand? Как он поймет, что это два языка? Или на это не стоит обращать внимания, а он сам потом осознает, что это два разных языка?

        • Ольга, здравствуйте! Если ребенок еще маленький до 2 лет, то вам все сделать будет легко (вопросов от него Вы не услышите, только ярко горящие глаза и дикое желание вас понять) , говорите сразу фразами, перевод в таком возрасте не требуется. И никаких резких перемен. Вводите язык плавно, по чуть-чуть, лучше с песенок и добрых слов мамы.
          Для введения частей тела — идеальна песня Head, shoulders, knees and toes. Вы показываете сами на себя, поете, смотрите мини-мультик, а потом (через какое-то время) сами увидите, как малыш будет петь и все повторять на английском. Если дети старше, то перевод может потребоваться. В любом случае, если слово можно показать наглядно , нарисовать , то перевод не нужен. Более подробно об этом есть в моем подарке для родителей https://kids.studycourse.ru/free

  • Гульнара:

    Спасибо за статью! Полностью согласна с пунктом «2 шаг — регулярность», иначе результата не будет. В своей практике часто встречала детей, которые в детском саду учили английский, даже с носителями, но впоследствии в школе испытывали трудности в освоении программы. Все потому , что не хватает регулярности, особенно летом, когда занятия в садике или на курсах прерываются. Насколько это возможно, необходимо использовать повседневные фразы на иностранном языке в речи; так, как это происходит в двуязычных семьях.
    Если нет возможности воплотить эти шаги в жизнь, я бы рекомендовала начать изучать язык с 6 лет. Очень неплохие результаты выдают детки. И главное, что школа не за горами, и эти знания им сразу же могут пригодиться.

  • Ольга+Ясонова:

    а у нас с регулярностью беда… я детей обучаю в формате английских дней, но часто все занятия срывает приезд родственников, муж дома или гости — у меня в окружении никто английским не владеет и наши занятия считают странными… в результате из запланированных 3-4 дней получается 1 полноценный в неделю… а в остальные мультики и иногда книги на языке…

    • Ольга, здравствуйте! по поводу регулярности : создайте себе программу минимум и максимум на каждый день , выполняйте их и не переживайте ( смотрите ответ в одном из моих комментариев ниже).
      Я вообще считаю всех русских мам, которые говорят с детками на английском (особенно начальный уровень) героями.

  • Анастасия:

    Елена, спасибо за статью!
    Мне особо еще понравился комментарий к тому, что русским дели тоже овладевают не в полной мере к школе. У меня просто часто встает вопрос о том, что ребенку что-то не могу объяснить на англ (например почему разные люди живут в разных городах, разных странах, почему они разговаривают на разных языках, обычно объяснение на англ сводится: «Потому-что они там родились и поэтому очень важно изучать языки, чтобы понимать людей из других стран. Например, ты захочешь поиграть с другой девочкой-мальчиком и если ты знаешь язык ты сможешь это сделать, а если нет, то нет «), а описать разную архитектуру, особенности обитания разных зверей, как они приспосабливаются к жизни в определенной местности — тут уже вообще практически невозможно (а так хочется!). Хотя до школы дочке еще не очень близко (2,4) уже задумываюсь над этим, тк личный опыт школьного и университетского английского глубоко печальный… И я думаю кто и как будет учить, т.к. даже и в школе навряд ли они это будут проходить на англ (математика, биология, история и прочие науки).

    • Анастасия, здравствуйте! Если очень захотеть, можно в космос улететь:-)
      Для Вас есть многочисленные энциклопедии на английском языке, изучайте и передавайте знания дочке, есть курсы и ряд школ, где дисциплины проходят на английском.
      Было бы желание, время и энергия для занятий у Вас еще действительно есть!

      • Анастасия:

        Да, школы есть, но цены как мне показалось при беглом осмотре сопоставимы с полетом в космос)))
        Елена, а Вы могли бы подсказать какие-то программы для детей 2,3,4,5,6 лет. Т.к. хочется структурировать систему подачи информации. Иметь материал на который опираться. Где-то проскакивало в комментариях Happy Hearts Starte -вот что-то из подобного хотелось бы получить в качестве списка и если есть возможность, то откуда их взять. Заранее спасибо!

  • Ирина:

    Здравствуйте !
    Спасибо за великолептную и познавательную статью. Я занимаюсь с сыночком английским с рождения, сейчас ему уже 2,7 . Предложениями он еще не говорит , поет песенки , показывает движения, называет слова . Знаю точно что любовь к языку я ему привила, но очень расстраиваюсь из за того что нет от него ответа на английском языке, он на все мои английские вопросы отвечает по русски . То же самое происходит и в игре, играем в одну игру и он отвечает мне правильно и по смыслу но на родном языке . Надеюсь что скоро будет другой результат .

    • Ирина, здравствуйте! Боюсь Вас разочаровать, другого результата не будет… С чего вдруг Вашему сыночку надо отвечать на английском? Мама и так его понимает, зачем напрягаться?
      Это нормально.
      Чтобы ребенок начал отвечать вам на английском, надо его попросить об этом на английском, создать ситуацию, когда ему обязательно нужно сказать фразу в ответ на английском, иначе… А потом он привыкнет отвечать и Вы услышите то, о чем мечтаете:-) Успехов!

  • Елена:

    Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму — прекрасное правило для любого обучения! Вы все правильно пишите. Посмотрела первый урок вашего курса для всей семьи — море позитива, подзарядилась ))) Спасибо!

  • Анна:

    сПАСИБО ЗА СТАТЬЮ.
    Согласна с Мифами.
    Меня недавно спросили: Ты говоришь с детьми на английском, ей даже в классе с углубленным языком будет не интересно. Я ответила: Не страшно. Они все равно не научат так, как я, учитывая нашу систему образования. Я переводчик по образованию и когда я начинала 5 лет назад — не было почти ничего на просторах интернета. Живу в Казахстане, где два языка во всех казахских семьях. И просто сделав анализ, я пошла действительно правильным путем. Сейчас у меня трое деток и все говорят на английском, особенно старшая дочь (8 лет).
    Даже если родители отдают ребенка на курсы без жизни на языке дома, то это почти пустая трата времени и денег, до тех пор пока ребенок сам не вырастет и уже в зрелом возрасте сам не начнет усиленно изучать. Да у него будет хорошая оценка в школе, но он не будет билингвом как таковым.

    • Анна, здравствуйте! Какая же Вы молодец! Согласна с Вами, что школа — это совсем другая история. Ведь наши детки идут туда, уже зная русский язык , но продолжают изучать его еще долгих 10 лет.

  • Дарья:

    Статья заставила задуматься над регулярностью занятий и важностью общения с ребенком на английском. Вижу по предыдущим комментариям, что только просмотр мультиков не даст знания языка, хотя я встречала в интернете мам, которые говорили о том, что их дети знают язык, а они нет, и только потому что мамы ставили им видео и аудио английские. В принципе, можно это проверить на другом языке. Например, обсуждаемый выше китайский у нас тоже в почете. С удовольствием смотрим видео на сайтах по изучению китайского и по Шичиде занимаемся, показывая для flash memory не картинки, а иероглифы. Так что на английском всё же стоит говорить, если его знаешь. 🙂 я заметила, что за четыре дня тренинга заметно больше стала говорить с Марком (2 годика) по-английски. Причем, иногда, когда он не понимает по-русски (типа пойдем руки мыть, а он убегает) перехожу на английский, он более ритмичный и ребенок на него реагирует (что это мама предлагает сделать?).

    • Дарья, супер! Рада, что Вы тоже китайским еще занимаетесь. А по поводу аудио и видео вместо живого общения проводили ученые целое исследование, результаты у меня в статье.

      https://studycourse.ru/s-kakogo-vozrasta-nachat-uchit-anglijskij-s-detmi/

      От видео достигается наилучший эффект, когда оно отрабатывается на практике, с мамой или преподавателем, а без работы над ним просто уходит в пассив.

      У меня дети не реагирует ни на какой язык, когда жутко заняты 🙂

    • Vaya9:

      и у нас активность повысилась за это время))). ..видимо совместный труд не только объединяет. но и стимулирует)

  • nadina:

    Тяжело вступать в английский мир и вводить туда ребенка,когда есть переживания.вдруг не так произнесешь,как надо.Сейчас ребенку 3,5 года и ему гораздо проще говорить и выражать свои мысли на русском.Как подтолкнуть ребенка заговорить на английском,когда он знаем,что мама говорит на русском и среда тоже русская?Как искусственно создать эту среду?С чего начать просто слова это кошка и карточки?Или с прослушивания песенок и стихов?И нужно ли делать перевод?Вы проводили уроки только на английском или с переводом?
    Нужно ли водить ребенка на занятия по английскому языку?Если заниматься дома ,то материал должен быть согласован с занчятиями на уроках или что-то другое?Как часто заниматься английским?

    • Надина, здравствуйте! у Вас вопросов на целый семинар:-)
      Здесь практически все ни раскрыты: https://kids.studycourse.ru/free
      Наните с песенок, обычных мультиков, постепенно переходите на обучающие песни, пропевайте их с ребенком, закрепляя слова движениями. Не переводите, пока ребенок не попросит. ( я вводила английский с рождения, перевод не давала)
      Занятия по английсому в группе не бывают лишними, делайте домашнюю работу+ по возможности используйте ежедневные фразы
      Заинтересовать ребенка легко разными способами. К примеру, согласиться поиграть в его любимую игру, но только на английском (догонялки: всего два слова (Tag, your it)

      • nadina:

        не опытным просто тяжело в таком количестве информации разобраться :)Это еще часть моих вопросов:))) tag Это ты мая ? your it- теперь ты ПРАВИЛЬНЫЙ перевод?Очень любит играть в прятки.какие фразы можно использовать?(всегда говорим наш русский стишок я считаю до пяти не могу до десяти).еСТЬ ЛИ АНГЛИЙСКИЙ СТИШОК НА ЭТУ ТЕМУ ИЛИ НУЖНО КАК ТО РУССКИЙ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

        • It- это вОда, your it — ты вОда , Tag — это название игры «догонялки», когда дотрагиваетесь до того, за кем гонитесь, говорите your it.
          Let’s play hide-and seek . Count up to 10.Iam coming, ready or not.
          Давай играть в прятки. Считай до 10. Я иду, кто не спрятался, я не виновата.
          У меня эта игра в диске есть с переводом и британским английским:)
          https://studycourse.ru/audio-disc-for-mummy/

  • Венера+Косарева:

    Здравствуйте, Елена. Спасибо большое за прекрасную статью. Хотелось бы узнать Ваше мнение какому английскому следует учить ребенка американскому или британскому. В чем принципиальная разница?

    • Венера, здравствуйте! Классический английский конечно британский.
      НО между американским и английским нет принципиальной разницы (называют британцы лифт lift , а американцы — elevator, выделяют еще r, и что с того?) Мы смотрим мультфильмы и слушаем песни из разных источников, ребенок будет потом общаться совершенно с разными людьми на английском языке. В Москве вообще большая редкость найти преподавателя- британца с прекрасным произношением.
      Учите тому английскому, на котором вы сами говорите или планируете общаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *