Борисова Анастасия — мама четырехлетнего билингва, лингво-коуч, лингвист преподаватель с совокупным опытом индивидуальной и групповой работы с учениками 4-74 лет более 10 лет, автор проектов English4.me и English4.pro

 

 

 

Когда мы говорим об английском в раннем детстве, представляя умилительно лопочущего малыша, из этой картинки невозможно выбросить взрослого. Того взрослого, который открывает ребенку дверь в этот новый мир иностранного языка и культуры, образа мысли и образа действий. To have another language is to possess a second soul (Charlemagne) – высказывание, как нельзя лучше отражающее то, чем родители хотели бы наградить своего ребенка. Но хотеть – это одно, а методично продвигаться к цели – совсем другое. Обучение – это многоходовая игра, даже в шашках мы не попадаем сразу в дамки. Безусловно, взрослый, который достаточно уверенно владеет языком, начинает движение с середины поля, но и ему требуется для успеха понимание, куда он хочет прийти. Сегодня я предлагаю поговорить именно об этом – о ваших целях занятий иностранными языками c ребенком. Часто четкости формулировки цели хватает, чтобы не распыляться на ненужное, а значит сберечь энергию и осознать собственную мотивацию.
Один из самых частых запросов в моей коуч-практике можно обобщенно сформулировать примерно следующим образом:«Хочу заниматься английским с ребенком, но не могу себя заставить!» Давайте посмотрим на него под увеличительным стеклом. Что же мы здесь видим?
«Хочу». А чего именно хочу? Для себя ли я этого хочу? Здесь исключительно важно помнить, что выбор действовать или не действовать, и как действовать, лежит на вас. Только вы сможете сознательно регулировать процесс обучения, а значит и результаты вы должны мерить свои. Поставить целью «услышать от ребенка 3 стихотворения и 20 новых слов через 6 месяцев» — это вырыть себе яму. Высок риск разочарования. Вы не контролируете то, что происходит в голове у малыша, не имеете стопроцентного влияния на развитие его речевого аппарата. А цель для успешной реализации должна быть, прежде всего, контролируема. Давайте уйдем от соблазна ориентироваться на успехи в речи ребенка, и посмотрим на себя. Что вам лично дадут занятия английским? Я предлагаю клиентам следующую схему. Она достаточно интуитивна и помогает более ясно увидеть перспективы.

Заполните поле внутри ромбов, отвечая себе на вопросы:
— Если я стану заниматься с ребенком английским, что изменится на уровне логики, мыслей? О чем я буду думать, как рассуждать? (поле «Мысли»)
— Если я буду заниматься с ребенком английским, что изменится на физическом, телесном уровне? Как я буду себя чувствовать? Что изменится в моем окружении? Как это будет выглядеть? (поле «Тело»)
— Если я буду заниматься английским с ребенком, какие я эмоции буду испытывать? Что я буду чувствовать? (поле «Эмоции»)
— Если я буду заниматься с ребенком английским, как это изменит мою жизнь? Что я, возможно, потеряю? От чего мне придется отказаться? Что приобрету? Зачем мне это нужно как личности? (поле «Смысл»)
Вполне вероятно, уже ответив на эти вопросы вы узнаете о себе много нового. Здесь нужно быть предельно честным с самими собой. Если вы поймете, что вами движет, будет гораздо проще определиться с направлением этого движения. Бывает и так, что английский – это предлог для реализации совершенно других амбиций или социально навязанная установка. Еще чаще здесь обнаруживается мысль о том, что через занятия с малышом мама или папа хотят подтянуть свой уровень языка. Здорово! Это действительно отличная и очень мощная мотивация, которая позволит вам получать удовольствие и практическую пользу без привязки к успехам ребенка.
В любом случае, это упражнение позволяет наполнить вашу цель истинным смыслом и проверить ее на «вашесть». Либо бриллиант («ромб» и «бриллиант» на английском звучат одинаково — diamond) заиграет всеми гранями, и вам легко будет выстраивать план достижения этой цели, либо он окажется просто кусочком льда и сам по себе растает за ненадобностью.
Смотрим дальше — «заниматься с ребенком». Чем вы хотите заниматься с ребенком? Чем вы любите заниматься с ребенком? Чем любит заниматься ребенок, и вы, не наступая на горло собственной песне, его в этом можете поддерживать? Здесь лежит ваше сокровище – то, на что можно и нужно опираться, организуя занятия. Пытаться объять необъятное, покрыть все темы и сферы жизни – сложная и утомительная работа. Начните с любимого. В противном случае довольно быстро можно снова встрять в колею «Пусть будет так, как будет, ведь как-нибудь да будет. Ведь не было ж такого, чтоб не было никак», и распрощаться с далекоидущими планами покорения иностранных языков – жили же без них.
Давайте протестируем еще один аспект – с ребенком ли вы хотите заниматься? Родители часто задирают себе планку и бояться чего-то не додать чаду. Задумайтесь, приносят ли занятия с ребенком удовлетворение? Может быть, есть смысл дать ему и себе больше свободы? Может быть для того, чтобы восстановить внутреннюю гармонию, вам нужно переключиться хоть немного на другое? Хобби, мужа? Если это ваш случай, а английский все же жалко забрасывать, поищите как через хобби им заниматься. При желании можно по иностранным рецептам готовить и на англоязычных сайтах брать схемы для вышивания.
«Английским». На всякий случай и здесь спросите себя, почему именно английским? Да, он популярен, он полезен при ведении бизнеса, на нем больше доступных материалов… А от чего душа поет? Вдруг от « Ma tusei la frased’ amore com inciata e mai finita» или «Des mots faciles des mots fragiles»? Это важно, если вы намереваетесь обучать или уже обучаете ребенка самостоятельно. Мой сын, кстати говоря, совершенно уверен, что его английскому никто не учил, что это он сам. И очень гордиться. Все потому, что это происходит в общении и в игре, как бы само собой и обязательно с удовольствием. Он же не знает, чего маме эта легкость может стоить:)

«Не могу». Понятно, мы много чего не можем и не умеем. Давайте попробуем сделать над собой усилие и составить буквально список того, что мы можем, что умеем. Не важно на первых порах, имеет ли это отношение к английскому. Составьте список всего, что умеете, знаете, можете в одной колонке, а во вторую придирчиво отсортируйте то, что может помочь в занятиях английским. Придирчиво, это значит отбрасывая минимально, стараясь творчески преломить все вам доступные ресурсы. Вот увидите, сколько всего у вас уже есть для хорошего старта. Возможно, неидеальная грамматика и произношение это не так уж и страшно?
«Себя заставить». Хорошо, что здесь мы уж точно говорим о самих себе и не перекладываем ответственность за свою жизнь на дядю. Если чувствуете, что не тянете сами, но английский для вас важен, воспользуйтесь услугами специалистов. С «заставить» тоже не все так просто. О чем это «заставить»? Значит ли это, что вы идете против себя, против своих ценностей, против своих интересов? Если нет, то думаем дальше, какое именно это «заставить»? Это мотивировать, уговорить, организовать себя? Как видите, в зависимости от того, что лично вы вкладываете в термин «заставить», существенно зависит план дальнейших действий. Чаще всего, если предыдущие тесты не выявили несостоятельности вашей «хотелки» как таковой, мы будем говорить о том, что не хватает организованности. А эта проблема, поверьте мне, одна из самых легко решаемых, если есть цель, вера в себя, и достаточный энтузиазм. Вы всегда можете воспользоваться формами работы, которые предлагают мои коллеги-спикеры (точнее райтеры) на этом семинаре, разработать собственную систему или обратиться за помощью ко мне. В конце февраля состоится бесплатный вебинар-знакомство с методикой коучинга, языкового коучинга, на котором я покажу еще несколько приемов работы с целями и тем, как вписать их в существующее устройство вашей жизни.
В любом случае, я желаю вам ставить амбициозные цели, добиваться их, делать свою жизнь ярче. Отлично, если английский вам будет на этом пути помогать, а не мешать.

46 комментариев

  • Лариса+Никитична+Цыденова:

    Очень интересная статья, в которой имеется философский и психологический подходы к раздумьям, зачем нужен английский лично мне и ребёнку. Буду применять схему, данную в статье! Хотя автор размышляет о собственных детях, я с удовольствием возьму себе на вооружение идеи при обучении английскому языку группы малышей 5-6 лет. Спасибо!

    • Лариса, можно еще попробовать родителям подобные вопросы задать. Если они будут понимать, зачем детей на занятия привели (на самом деле), и Вы будетет это знать, гораздо проще будет это что-то дать и получить благодарных клиентов 🙂

  • Дарья:

    Анастасия, спасибо вам за статью. Мне кажется, что заниматься английским мне с моим малышом мешает стеснительность на публике. Например, громко что-то говорить на площадке или в магазине не получается, как-то коробит, и перед родными неудобно, когда на английский переключаюсь. Это из разряда телесных ощущений. Насчет смысла тоже тяжеловато понять, что выходит и на что обратить первое внимание. Ваш совет про «начать с любимого» как нельзя кстати. Часто очень сложно заставить себя переключиться с одного языка на другой, потому что скована методиками, в которых написано, что если не будешь разделять языки, то ребенок запутается. Я бы реально хотела, чтобы авторы тренинга поделились в первую очередь именно тем, как они переходят на другой язык. Я делаю это либо так: English time, если хочу показать что-то длинное на английском книгу или мультик. А когда просто слово перевожу или фразу, то по-русски спрашиваю «а знаешь, как это сказать на английском?» Иногда просто говорю «я бегу — English — I run». А как вы делаете? Спасибо!

    • Делюсь. Мы никак формально не переходили, выражения не использовали. И никогда не переводили. Вот только сейчас я позволяю себе комментарии с переводами и пояснениями отдельных слов, чтобы балланс сохранять в двух языках. И это не столько перевод, сколько пояснения скорее. Изначально нам английские книги и видео том задавали. С них начинали и какое-то время говорили на английском. 100% работающих советов я бы не рискнула давать. Вы же не кормите ребенка всем, что на площадке рекомендуют и в сети. Вы под себя, под ваши привычки, под ваши правила, диеты, расписание и пр подгоняете. Тут тоже нужен индивидуальный подход. Важен возраст ребенка, уровень Вашего языка, да миллион факторов нужно учитывать.

  • Лера:

    Я начала говорить с дочерью по-англ с года. Выбрала систему одни взрослый — один язык. Где-то около 2 лет очень хотелось бросить. Сложно, не видно результата, утомительно, хотелось расслабиться и включить русский. Опять же неприятие родственников (кроме отца ребенка, он меня поддерживает, а это самое главное). Чисто из упрямства продолжила.
    Сейчас ей 3г9мес, она хорошо говорит по-англ и неочень любит говорить по-русски. После 4 лет перейду на систему одно место — один язык, и думаю, русский подтянется.

    • У нас тоже был период, когда английский перевешивал. тем более это понятно в Вашем случае, когда английский — это мамин язык. Интересно будет узнать, как ребенок среагирует на изменение привычного распределения языков.

  • Марина:

    Настя, спасибо за интересную статью! Пытаюсь разложить по полочкам свои цели и мотивации задним числом. Понимаю, что четких целей у меня тогда (2,5 года назад, когда мы начали заниматься) не было, но было очень большое желание, возможно даже с не самой правильной окраской: «Столько людей занимаются, значит нам тоже нужно». Но упорства хватило, чтобы продолжать заниматься, хотя четкого плана не было. Была надежда, что если мы хоть что-то будем делать на английском регулярно, то будем куда-то двигаться. Процесс оказался захватывающим и в результате все встало на свои места. Моей целью стало — привить ребенку любовь к английскому, а вместе с этим и уверенность в том, что познание чего-то нового — не обязательно сложно и нудно. Совершенствование моего английского стало огромным плюсом и это хочется развивать. Огромное удовольствие также приносит погружение в другую культуру — об этом я в начале и не могла подумать.

  • ольга:

    Спасибо за статью. Познавательно. Для меня лучшая мотивация- мои дети, сами начинающие разговор со мной на английском. В период молчания, конечно, возникали сомнения-нужно ли это мне или детям, не говорят сейчас-значит я плохой учитель и не заговорят никогда и т.д. зато как заговорили-не остановить:) уже не знаю когда на русском говорить и читать. Насчет перехода сначала я использовала т.н. телесную формулу с английским и спец.игрушку, говорящую только по испански. В какой то момент игрушку потеряли и я начала занятие без нее (где то через месяц занятий), так сын после моего первого испанского предложения заметил, что я говорю как панда (наша испанка то бишь). Тут я поняла, что переход никому кроме меня не нужен, дети слышат разницу в произношении и вполне самостоятельно определяют язык, на котором вы говорите. У нас нет четкого один родитель-один язык, хотя бы потому что папа много работает, а учим — 3 языка.

  • Виктория:

    Теперь не страшно признать, что есть желание учить ребенка английскому и для того, чтоб свой язык «подтянуть». Это сильная мотивация «не ударить в грязь лицом перед чадом» ( хотя, оно этого и не заметит) если что-то говоришь или делаешь не так.
    Для меня самое сложное было не начать, а КАК начать заниматься. Дочка и по русски еще не научилась толком говорить (дочке 1г и 11м), а я тут еще и с английским. Но я всё же начала вставлять в игру английские слова с переводом и обозначением предмета или действия.
    Как бы не создать «кашу» в голове ребенка?

  • Надежда:

    Мною движет абсолютный эгоизм: хочу, чтобы мой ребёнок говорил по-англиийски, чтобы мне было с кем общаться в повседневной жизни на английском языке. После того, как ушла с языкового факультета работать в неязыковой ВУЗ, чувствую, что на стенку лезу от того, что мой английский никому не нужен. А теперь, когда общаюсь дома с ребёнком на английском, у меня есть абсолютно «легальный» повод самой порыться в книгах, повыписывать новые слова, порадоваться расширению своего словарного запаса. И малышка даёт поводы для радости (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!), ей почти 10 месяцев, очень любит, когда с ней читают книги (бабушка на русском, мама на английском), и в общении и в игре отлично понимает, что от неё хотят, как по-русски, так и по-английски. Просто мурашки по телу, когда она совершенно правильно понимает и бабушкину просьбу подать ей ту или иную игрушку, и мамину просьбу или обращение на английском. Хотя проблемы тоже есть, причём, вероятно, в моей голове. Например, кроме меня на английском в семье никто не говорит, и мне сложно избавиться от чувства смущения, когда при других начинаю разговаривать с дочкой по-английски (в конце-концов, когда-то мне сказали, что это невежливо). Ещё, — о, позор! — оказалось, что в повседневной речи я не только не владеют большим пластом разговорной (и детской) речи, но ещё и ошибки в грамматике сама у себя замечают, или вообще меня переклинивает, и ничего не могу сказать, очень хочется тогда себя пнуть ))) (ну, это, я полагаю, фишка требовательного к себе педагога). Вот как-то так

    • Добро пожаловать в «о, позор!» Все там были. Я просматриваю сидео наши, кторые на сайт выкладываю, белею, краснею, глубоко вдыхаю…и не удаляю. Вы спросите себя, кто это когда-то сказал про «не вежливо». И почему он это сказал. Могут интересные мысли придти в голову 🙂 Хотя нам со свекрами пару раз пришлось-таки на эту тему проводить разъяснительную работу.

  • Надежда:

    Я долго пыталась понять, как же разграничить языки, и пока пыталась, собственно, ничего не происходило. Потом решила вообще плюнуть на это, расслабилась и стала делать так: если мы общаемся непосредственно с другими членами семьи, говорю по-русски, если общение исходит только от меня, даже в присутствии родственников, говорю по-английски. Когда с ребёнком читаю книги или играю, или гуляю, или купаю в ванной, говорю по-английски. Но! Приходится делать Russian Time. Ибо с семи месяцев стала учить дочку читать по Доману, в семье этого никто не понял, бабушка, как самый активно участвующий в развитии ребёнка человек помимо меня, наотрез отказалась взять сей труд на себя, объяснив, что ничего в этом не понимает. Так что читаем мы с дочкой по-русски карточки. Это дело она любит, хотя видимых результатов пока нет. Но я не отчаиваюсь, даже если в три года начнёт читать, как и говорить по-английски, для меня это будет великая радость. Значит все не зря. А сейчас я просто эгоистично сама наслаждаюсь процессом)))

  • Наталья:

    Спасибо большое за статью! Очень интересно. Никогда не думала о изучении английского с такой точки зрения:)

    Могу сказать одно, я не ставлю цель сделать из ребёнка билингва, у меня не на столько хороший английский, я хочу просто дать ему возможность к лучшему восприятию другого языка, зная как мне было тяжело его учить не один год. И если я могу в игровой форме обучать языку, то я с удовольствием это и делаю. С пользой для себя и своего сына!

    Я стараюсь говорить с ребёнком на английском с рождения. Сейчас нам год, и когда я его прошу на английском принести мячик и спрашиваю, где панда, и другие простые действия, то он может без проблем это сделать. Когда я вижу результат своего общения, то хочется всё больше и больше говорить, читать и творить на английском! У меня не так много слов в запасе, особенно на узкие темы, так что это и отличный повод, чтобы увеличить свой словарный запас по многим темам!
    Муж говорит на русском.
    Единственно, что у меня проблема, это не могу говорить на английском при гостях, в магазине и на улице. И дело не в том, что я не уверена в своём английском, а есть какой-то барьер что-ли… Но надеюсь, преодолеть его через какое-то время!

    • В общественных местах многим сложно, мне тоже было сложно. Это проходит. Тут нужно понять, что является причиной стеснения. Негативная оценка окружающих? Вам есть, за что себя корить и принимать близко к сердцу чьи-то (возомжные) косые взгляды? Вы что-то делаете плохого своему ребенку? :))

      • Наталья:

        У меня дело в том, что когда я говорю по англ меня же не понимают окружающие рядом и мне как-то это не очень нравится что-ли. Дело не в том, что думают окружающие, или кто-то из моих родственников против моего общения с ребёнком на англ, напротив, они все за)) дело именно во мне;) но думаю, скоро это пройдёт;) спасибо!

  • Екатерина:

    Я совершенно точно знаю, что не люблю и наверное иногда даже не умею жить по расписанию, у меня все по вдохновению. Уверена, что английский язык ребенку обязательно в жизни понадобится, и это для меня сильная мотивация. И в то же время понимаю, что без какой-никакой системы, расписания обучить дочь не смогу, так как сама английским в совершенстве не владею, то есть не смогу качественно встроить язык в повседневный быт. А может это не так уж и сложно? Если честно, я запуталась в том, можно ли, уйти от запланированности и достичь цели?

    • Под «запланированностью» Вы понимаете систему занятий? Если да, то что значит для Вас «система занятий». Вот я иррационал, у меня тоже по вдохновению, но в совокупности это не меньше 30 часов английского в неделю 🙂 Вообще без системы, как я ее понимаю 🙂 Цель и Ваше четкое представление о том, как Вы поймете, что к ней продвигаетесь, позволяют результаты отслеживать и себя по гловке гладить (если мотивация дополнительная нужна), ну и сразу оценить, стоит ли все это затевать вообще.

  • Анастасия:

    Прочитав статью я вспомнила, что есть такое слово — цель. Задумалась, а какова же она у меня… Когда дочке исполнился год мы пошли на занятия английским для детей, не могу сказать, что тогда меня преследовало огромное желание научить ребенка языку, подумала, ну почему же нет, запомнит 3 слова ну и хорошо, так для общего развития. Но через несколько месяцев меня захлестнуло… Захотелось и разговаривать, и объяснять дочке все больше и больше на английском, тем более, что появился результат — она начала понимать и повторять. Конечно, пришлось вплотную заняться и своим языком, т.к. на протяжении всей жизни была фраза: «Хочу знать язык, но не могу себя заставить его учить»))) А тут вроде и заставлять не пришлось. Как то так плавно втянулась и я, и она. Но потом цель снова размылась, вроде и хорошо, чтобы язык ребенок знал, в тоже время это не цель, как мне кажется сейчас, просто приятное времяпрепровождение с побочным эффектом освоения языка))). Сейчас 2,4 понимает все, что-то говорит, но я понимаю, что язык в первую очередь учить нужно мне, т.к. я пока ее главный учитель и в ближайшем окружении нет пока никого, кто бы мог полно и развернуть рассказать о всем, о чем хочется рассказать.
    Единственное, что страшит — это объем, когда начинаю задумываться о том, как много еще не знаю, потом успокаиваюсь, стараюсь вернуться в процесс. Оглядываясь на год назад, понимаю, что еще раньше я не могла даже об этом мечтать, а сейчас вот оно: разговариваем, читаем, играем, рисуем и т.д.
    Когда смотрю видео Насти и Андрея иногда охватывает ужас, что как нам далеко до этого и вообще возможно ли это)))??? Но понимаю, что все должно идти своим чередом, что через голову не прыгнешь, и возвращаюсь к своему темпу, конечно же взяв из очередной статьи или видео что-то новое, вдохновляющее, полезное.
    Настя, огромное спасибо за это!

    • Вы делайте скидку, что мы с мужем оба говорим на английском. Это на языке ребенка очень сказывается. Так что с нами сравнивать не нужно. У нас стартовые точки разные. Цель — это не совсем как мы привыкли «хочу, чтобы было то-то и так-то тогда-то». Это именно ответ на вопрос «зачем?». «Для общего развития не плохо» не всегда замотивирует на активные действия, а удовольствие от процесса еще как. Вопрос здесь вкорее в том, для кого вся эта затея. Как видите, комментарии еще раз подтверждают, что для родителя это должно быть интересно. Детки подхватят.

  • Irina:

    Девочки, с такой расстановкой ценностей определить цели будет намного легче не только в изучении языков! Настя, спасибо тебе зв этот Бриллиант!

  • Ирина:

    Как же здорово ! Спасибо за статью ,наконец я в своей среде , в среде англомамочек )
    Спасибо за чудесную статью! Мы занимаемся английским почти с рождения,смотрим мультики, поем , играем . Я стараюсь разговаривать с малышом как можно чаще , видно что он понимает меня, но ответов пока не дает, кроме простых фраз » Good night , I love you», и знает несколько простых песенок, при этом он рано заговорил на русском языке. Надеюсь в скором времени я увижу результат !

  • Анна:

    Благодарю за ценные совет!!!

    Учить ребенка языку, чтобы свой английский подтянуть, я такого еще не слышала. Но Уча своих троих деток, я определено продвинулась куда намного дальше со своего университетского уровня. И честно признаюсь детям, когда они подрастут, как мама росла вместе с ними в своих познаниях языка.

    Цели…. да, воспитать билингва. Показать ребенку горизонт знаний, возможностей, знакомств. ТОго чего нет на русском языке и в русскоязычной среде, можно найти на английском в англоязычном.

    Заставить себя — этот вопрос долго стоял у меня на повестке дня. Но буквально недавно я осознала, что время оказывается идет)) и учить после трех ( как говорят) сложнее (будет не так естественно), то я четко стараюсь идти размеренными шагами, не щадя времени на это.

    Обязательно приду на Ваш, Настя, вебинар))

    • После трез у всех по-разному. Вероятность отказа больше — это факт. Родителям больше усилий для того, чтобы заинтересовать ребенка нужно приложить — это тоже чаще всего себя проявляет. А с психо-физиологической точки зрения как оно — это Даша в понедельник расскажет. Успехов Вам!

  • Наталья:

    Очень интересно было признать, что действительно и для своего совершенствования языка, я учу ребенка. До вашей статьи цель моя куда как глобальнее мне самой казалась: Дать ребенку возможность выбирать где жить, не важно даже кем быть, а важно жить, где нравиться ему, быть мобильным, быть космополитом … Удивила в комментариях робость мам, которые стесняются говорить по английски при людях. Я, как человек, который учил английский не по учебникам, а исключительно на практике и по мультфильмам, горжусь, когда мы говорим с ребенком на другом языке…иногда это даже наш тайный язык (чтобы никто ничего нее понял). И окружающим меня детям чужим ( в саду, на курсах или кружках) это тоже очень нравится..Все сразу пытаются по английски сказать, поиграть с нами..Да и взрослым это нравится. Бесплатно с их детьми практикуются. Так что не стесняйтесь ни капельки!

  • Надежда:

    Настя,спасибо за промывку мозгов.Теперь я точно знаю чего мне не хватает.Организованность вот моя слабая черта!Можно к Вам на коучинг попроситься?

  • Яна:

    Настя, спасибо за интересную статью!
    Пытаюсь ответить на вопрос «чего именно хочу?». Понимаю, что четких целей у меня нет. Просто интересно, что из этих занятий может получиться. У меня самой в изучении языка не было периода дошкольного обучения. Я начала изучать язык только в пятом классе с алфавита и черно-белого учебника Старкова. У меня не было ни книг на английском, ни красочных игр и пособий, которые есть сейчас. Поэтому я просто не могу себе отказать в этом удовольствии — играть, веселиться и одновременно обучать своих детей по современным ярким пособиям. Затем из интернета узнала о других мамах, об их занятиях, захотелось также играть и все завертелось как снежный ком. Чем дальше, тем больше интересных игр. Когда появились первые результаты такого обучения, то захотелось еще больше и больше говорить, читать и творить на английском! Четкого плана нет. Просто интересно играть и делать поделки на английском. Детям это нравиться. Процесс этот захватывающий. Наверное, глобальная цель, чтобы английский ненавязчиво стал частью жизни, чтобы для детей знание нескольких языков стало нормой. С этого года занимаюсь английским с детками в детском саду. Очень комфортно учить своих вместе с другими детками, т.к. дома многие вещи мы просто упускали и больше учили просто отдельные слова, а когда учишь в группе, то появляются уже новые фразы, именно для общения.

  • Екатерина:

    Цель больше подтянуть свой уровень, точнее достичь хоть какого-то уровня, а то он практически нулевой. При этом английский всегда нравился и новые слова запоминались с легкостью и удовольствием, но за ненадобностью забылись. С детьми смотрела книги с картинками, но читать ту же Джулию Дональдсон в оригинале, мне слабо(. Пыталась, как по-старинке делала, выписать, найти перевод, но пока так и не довела до конца ни одной книги, чтобы начать свободно читать детям. Начинать буду с малого, билингвы у меня не получатся, но хоть поиграем вместе, а общаться, читать, играть нам всем очень нравится.
    Вот я детям мультики про Пэппу ставлю на английском, а сама частенько не пойму, что говорится в них.

    • Екатерина. Вы меня, конечно, не спрашивали, но я возьмусь рекомендацию дать. Если хочется интенсивно заниматься и много играть, да еще чтобы мультики были разобраны, и все расписано пошагово с глоссариями, это Вам нужно попроситься на экскурсию к Даше Поповой в EnglishonOK.

  • Vaya9:

    Да простят меня модераторы и Анастасия, отнеслась к заданию серьезно и так увлеклась рассуждениями, что исписала 6 страниц ворда. Прям теперь и не знаю как быть…отправлю все таки, а оставлять комментарий или нет — на Ваше усмотрение. Главное для себя я провела работу)!
    Мне очень понравились заметки про стыд, про то, что другим должно быть стыдно, что они не могут… Странно, почему у нас так принято, что хорошие качества надо принижать и за них должно быть неловко и даже стыдно. Я часто замечаю, что на детских площадках мамам, у которых детки хорошо развиты не то, чтобы стыдно, но как бы неловко за это перед мамами менее развитых деток. Потому как если проявится превосходство, мамы последних найдут причины как придраться или принизить первых, ну чтоб показать, что мол они на самом деле нормальные… Да и среди взрослых, например, молодой парень/девушка говорит более старшим что не так, где у них ошибки (не важно в чем…)… говорит с целью улучшить ситуацию. Но старшие не привыкли учиться от детей, привыкли их учить, поэтому воспринимают сказанное не как совет, а как критику и отвечают с сарказмом: «Ну, конечно, ты же такой/самый умный у нас!!!». Особенно часто такое родители детям говорят, подросткам. Странно – ведь, правда?! Этот юноша/девушка и в правду умные, раз нашли ошибку и этим взрослые/родители должны гордиться, а они этим словом наоборот унижают в попытках не потерять свой собственный авторитет и оправдать/замаскировать свою не состоятельность в каких-то вопросах. Так и у нас с английским, должны гордиться и мы сами и родственники нами, что мы так делаем и можем это делать, ан нет… куча мнений о том, зачем и как это плохо (хотя имеют ли они право судить, если сами не пробовали?!) и что не надо так, мол мы мучаем и издеваемся над детьми…. А на самом деле?? А на самом деле – это лишь попытка затормозить нас, чтобы оправдать себя и того, что они не смогли, а мы можем, попытка чтобы мы не менялись и были как они, тогда ведь им не будет стыдно за себя на нашем фоне, а то если мы станем умнее, они будут себя плохо чувствовать… В этом смысле лучше всего даже не говорить близким, что ты занимаешься с ребенком, и сам учишь. Очень часто ожидая от близким поддержки, почему-то именно от них и получаешь самый сильный протест и пинок. Лучше всего встречаться вот на таких вот сайтах с мамами и папами единомышленниками, где тебя 100 процентов поддержат и замотивируют, да еще и за уши вытащат))), где у всех одинаковая цель.
    На мой взгляд, совершенно однозначно, что целью занятий должно быть что-то для себя. Бесполезно вообще пытаться что-то делать для других пусть то даже свои дети, не преследуя при этом какой-то своей глобальной цели, во-первых, потому что «ну почему свою жизнь и время я должна тратить на других (если только это не искренняя потребность и желание, а не нужда, амбиции и т.д)», ну а во-вторых, такие попытки вложиться в детей очень часто приводят к таким фразам через много лет «Я в тебя вкладывалась, себе отказывала в том-то том-то, а ты такой неблагодарный… бросил то-то… ». В общем, часто вкладываясь в других и забывая о себе, будь то дети, родители, подруги и друзья, я заметила, что люди получают только одно разочарование, если в этом не было своей личной цели. Конечно, можно сказать, что целью будет – помогать другим, и от этого получать удовольствие, только вряд ли кому захочется просто на своем энтузиазме помогать эдак лет 10-15 подряд и при этом себе лично ничего не получить особо, ну разве что гордость за чадо, обычно все же помощь – это что то краткосрочное, на мой взгляд. Уж очень часто дети все же выбирают свою дорогу, даже чащи в противовес мнению родителям, идя своей дорогой (победив сопротивление родителей тем самым отстаивают и подтверждают состоятельность и дееспособность своего личного пути). Ну это мне так кажется, по крайней мере так мои наблюдения показали. Поэтому, конечно же чистый эгоизм в самом позитивное смысле этого слова движет мной и я так за это РАДА (потому что как-то в России принято о себе не думать, а все «лучшее детям», а потом к старости у разбитого корыта отдав то самое лучшее сидят и ворчат, что жизнь не удалась, дети не такие как хотели и т.д.) А я вот сижу после прочтения этой статьи и прям себя благодарю и радуюсь, что занимаюсь английским с ребенком я в первую очередь для СЕБЯ любимой. Ну а как иначе. То, что ребенок проникается любовью к языку от меня, то, что он его учит – это МЕГА приятный, Но ПОБОЧНЫЙ ПРОДУКТ))). И на самом деле в этом эксперименте – ребенок – лишь один из способов, инструмент для изучения языка, как бы это черство не звучало. Ну а как же, как бы я выучила слова типа «подгузники, самосвал, кубики, пирамидки » и т.д. , если бы не мой ребенок, конечно же только благодаря ему. Видимо, благодаря детям мы учимся и развиваемся, а не они благодаря нам… Это отличный инструмент, стимул…И конечно, вот сижу я дома с двумя детьми, от скуки мучаюсь, сплошные дела по дому, подгузники, тряпки и готовки…, ну как-то же надо разнообразить жизнь. А муж по разным странам в командировке, его работа очень сильно завязана на английском… А когда закончится домашнее сидение, что я буду делать? Конечно, я тоже хочу так ездить, тоже хочу путешествовать, тоже хочу работать с иностранцами, вообще хочу работать в мужем в одном тандеме, на себя, семьей. Мне это интересно. Ну не буду же я его все время спрашивать, а это что сказали, а это как переодится… или стоять рядом и мычать как …, пока он мило будет общаться с иностранцами, я то же хочу… И конечно же не буду же я все время ребенку переводить, что там чужой дядя сказал…. Он же тогда задергает меня, пусть сам знает и понимает… Вот опять сплошной эгоизм, ну а как же, )))) Но очень, как мне кажется нужный, чтобы понимать, что именно я хочу получить от себя на выходе и что при этом от ребенка я не буду ничего требовать на том же выходе, потому что кто знает что у него за дорога по жизни. Но вот, показать, познакомить с языком, показать ему перспективы, раскрыть горизонты, я как родитель, конечно же обязана. Идти туда или нет , за этот горизонт – выбор все же самих детей (приятный бонус, как я сказала). Но в любом случае очень УДОБНО И ПОЛЕЗНО для самих родителей говорить с ребенком, ну не с книжкой же разговаривать все время… правда? Разговаривать с ребенком, чтоб не вмешивались другие, не понимали; научить ребенка, чтоб показать, что родственники ошибаются в своих убеждениях; научить вопреки всем, научить, чтобы дать ему опору в жизни, научить чтобы были перспективы развития у детей – все это хорошие такие подцельки), которые тоже имеют смысл и как дополнительная мотивация в разное время выстреливают как доп баласт.
    Итого – цель – выучить язык до уровня адванст самой. Нет, не «до», а включая уровень эдванст, чтобы свободно общаться, писать, читать… в повседневной жизни и + второй этап :изучить business English для ведения деловых переписок и переговоров. В связи с чем первый этап – изучение языка для повседневной жизни начиная с момента рождения человека и изучая и проходя ПЛАВНО и БЕЗ СПЕШКИ базовые сферы жизни и этапы взросления человека – а вместе с ним и уровня языка. По-моему, как раз чтобы реализовать «плавно и без спешки» — очень удобно подключать ребенка — основательно все войдет в голову (он то не может мерфи за 1 месяц освоить, а значит и ты не будешь торопиться))), да и сидя дома ты с ним эти базовые сферы то и проходишь на русском, ну так надо сразу и на англ.)). Вопрос: а что значит изучение? Грамматика дается быстро и легко в связи в технической деятельностью, развитым логическим мышлением, матем. способностями и склонностью к структуризации, системе, поэтому основной упор в первую очередь будем делать на преодоление языковых барьеров и на МАКСИМАЛЬНОЕ расширение словарного запаса с максимальным его упрочнением в памяти (а не так что выучила, а через день забыла), и умением его задействовать для обогащения речи, чтобы она была живая, богатая и красивая. Ближайший план развития: ну прям как в школе, освоить темы: дом, семья, животные, фрукты, овощи, одежда и т.д., используя простейшую грамматику уровня бегинер и элементари (да простят меня за этот русский «перевод»;)) + вводить целые устойчивыеконструкции-предложения типа (give me please, I have seen… Have you seen my…, Lets do… ), используемые в домашнем обиходе для того, чтобы речь сразу была более похожа на живую. Про ребенка: мы не можем заставлять детей что-либо делать, мы можем им только передать свой энтузиазм, своим примером можно заразить человека))). Поэтому поставлю себе еще одну , вторую цель: делать занятия английским для себя настолько занимательными, разнообразными и привлекательными, интересными, а самое главное легко доступными для восприятия, чтобы заразить ребенка, привить ему СТРАСТЬ к языку! Правда эта цель не имеет конца, так как при каждом общении она должна быть снова поставлена))).Ну с первой целью все понятно мне, понятно как понять, когда я ее достигла, , а как же я пойму, что я достигла второй цели??? Пожалуй, критерием будет то, что если ребенок вот так же как и сейчас меня будет спрашивать САМ «а как это по-английски» или «мама, говори/скажи по-англ» или хотя бы будет участвовать в беседе и не проявлять сопротивление, значит вторая цель в процессе общения достигнута. Вот еще подумала, если какие-то бытовые темы я не освою, а вот технику благодаря своим мальчишкам освою, это будет тоже замечательно, потому что подойдет мне для будущей работы идеально))). Как хорошо однако складывается_)))
    Ромбы (для меня несколько трудно воспринять формулировку вопросов, поэтому отвечаю себе как поняла вопрос):
    1 ) «Мысли»
    — Если я стану заниматься с ребенком английским (совершенствуя свой уровень), то в меня вселится дополнительная уверенность по жизни, будет больше внутреннего спокойствия, что в любые времена у меня есть запасной балласт, на уровне мыслей появится большая психологическая гибкость и свобода к действиям и перемещениям (например, сейчас думаю, что не могу уехать пожить за границей, не могу устроиться в иностр компанию, а потом буду думать/буду уверена, что могу… ). Осознание, что за плечами есть дополнительный язык придает большей социальной значимости, а значит и повышает социальный статут, неизменно ведет к повышению самооценки. Дает мне мысль о том, что я смогу быть достойным помощником мужу в его деле, я буду более интересна мужу не только как жена, но и как компаньон (а это дополнительная возможность быть вместе, и делать вместе то, что интересно обоим – это к пункту 2). Если я стану заниматься с ребенком английским, будет еще одна дополнительная сфера интересов и это укрепит наши отношения, мы будем еще лучше относиться к друг другу, будет больше поводов для общения. Если я буду заниматься с ребенком (он будет видеть мой пример, как надо обучаться, что хорошо не стоять на месте и развиваться), я буду думать, что подаю ему хороший пример по жизни.
    Кстати, интересно, что в свое время у меня была возможность до родов посещать бесплатные курсы по японскому языку (аж 2.5 года и даже сданный междунар экзамен на начальный уровень и 2 выигранных конкурса по ораторскому искусству по нашему федеральному округу – это моя гордость). Так вот японский я стала учить в первую очередь не потому, что хотела поехать в Японию, хотя это конечно же так, или там жить и работать, а только лишь потому что мне просто было интересна структура языка, мне кажется, что если ты знаешь язык, ты можешь понять, как та или иная нация думает. Только через язык и его структуру можно понять менталитет.
    Вот так странно для меня самой, но и английский меня тоже притягивает именно на уровне структуры (не знаю как объяснить), на уровне того, а как он устроен, как с помощью него именно думают. Огромное наслаждение доставляет находить соответствия между русским и английский или наоборот как в случае с японским…И чем лучше ты знаешь язык, тем легче начать на нем думать и потом понимать как думают на нем другие… это ж просто потрясающее чуство)), поэтому получается, что «Если я стану заниматься с ребенком английским, я буду думать о том, как на этом языке рассуждают другие национальности! (поле «Мысли») – ну вот как то так получается)).
    2) Если я буду заниматься с ребенком английским, что изменится на физическом, телесном уровне? Как я буду себя чувствовать? Что изменится в моем окружении? Как это будет выглядеть? (поле «Тело»)
    Плечи расправятся еще больше благодаря внутренней уверенности)), будет более комфортно пребывание в различных обществах. Само окружение будет постепенно расширяться и наполняться не только русскоязычными людьми, а всеми, кто владеет англ. Появятся новые возможности путешествовать, перемещаться с наименьшими препятствиями. Наличие друзей в других странах делает пребывание и визит в эту страну в сотри раз интереснее и приятнее, чем просто посещение культурных мест, когда едешь в гости на встречу к друзьям, душа радуется, а вместе с ним тело в сто раз больше)), все расцветает, появляется ощущение отсутствия границ , чувство свободы… .
    Подавая пример ребенку, занимаясь с ним, я буду оставаться для него авторитетом за счет того что не только он развивается и растет, но и я не стою на месте. К его 16 годам я, благодаря своему непрерывному развитию, занятиям английским и не только буду оставаться для него таким же авторитетом и опорой, буду актуальна для своих детей. Будет больше поводов для общения.
    3) — Если я буду заниматься английским с ребенком, какие я эмоции буду испытывать? Что я буду чувствовать? (поле «Эмоции»)
    — чувство удовлетворения, что я не стою на месте.
    — гордость за свои успехи и успехи ребенка.
    — страх, что чему-то не так научила…. Хотя, пожалуй, это я уже в себе давно поборола, ведь переучиться всегда можно, было бы что переучивать;)))).
    — чувство периодической нервозности и вины от того, что не всегда поговорила с ребенком по-англ, что сделала долгий перерыв себе и ему, что не занимаюсь по системе и от этого глаза разбегаются… Замечание: необходимо ввести гибкую систему!!!
    — кайф, если ребенок сам замечает из разговора какие-то грамматические конструкции и применяет их на практике без подсказок)))
    — чувство удовлетворения от «мини-мести» (факт мести в данном случае – это конечно же получение результатов от занятий у себя и ребенка), когда говорят, зачем вам это, да еще рано, да вы хуже следаете… в итоге нам лучше, а они где были, там и остались. Наверное, это можно назвать чувством удовлетворения от собственной правоты и превосходства.
    4) — Если я буду заниматься с ребенком английским, как это изменит мою жизнь? Что я, возможно, потеряю? От чего мне придется отказаться? Что приобрету? Зачем мне это нужно как личности? (поле «Смысл»)
    В простейшем случае, обогатит все возможные поездки за границу за счет возможности свободного общения, расширит существенно кругозор. Может помочь в смене деятельности, работы. Придется, возможно, отказаться от своей работы, занимаемой должности научного сотрудника и преподавателя университета, положу на полку свою кандидатскую за ненадобностью, перечеркнуть 9 лет учебы в универе. При желании сменить деятельность, потеряю наработанные связи в своей тех области. Выйду из зоны комфорта, смогу поспособствовать улучшению финансового состояния семьи. Зачем мне это нужно как личности? Чтобы жизнь не казалась однообразной, чтобы было больше поводов для ярких моментов, чтобы не работать до пенсии на одном и том же месте, чтобы чувствовать свою свободу и возможность перемещения, чтобы иметь возможность получать опыт людей не только русскоязычных, не только с нашей страны, а во всем мире, чтобы быть авторитетом своим детям, чтобы больше быть с мужем, чтобы быть им интересной, чтобы не чувствовать себя толпой, чтобы быть более уверенной в себе, что мне подвластен гранит науки)), чтобы ощущать, как шевелятся извилины, а не плесневеет мозг от рутины домашней. Чтобы мочь держать свою психологическую границу от непрошенных и назойливых людей и в случае вторжения «на мою территорию» поставить для них языковой барьер между моей семьей и этими людьми, т.е .говорить на языке, недоступном для их понимания.
    Почему английский? Так и есть)) он популярен и очень удобен в использовании, полезен для бизнеса, много материала, потому что мне понятна его структура и логика, потому что мне достаточно легко дается грамматика, потому что мне нравится слушать его, потому что при хорошей организации я уверена, что смогу достичь цели номер один (дойти до эдванст) даже при отсутствии на сегодня возможностей вкладываться в курсы, репетиторов ит.д. Потому что уже начала его учить и хочу довести это дело до логической точки, до инструмента, который можно использовать с пользой для себя, дела, а не просто мертвым грузом чтоб лежали останки неиспользуемого. Потому что, как мне кажется у меня хорошее произношение)))…Потому что мне нравится книжки на английском (порой даже просто держать в руках:))).
    А вот на пенсии, после английского (которым, как я говорю можно покрыть всю Европу для общения) можно бы и подумать о японском))). Хотя, чтобы покрыть восток, лучше бы китайский, но мне пока нравится больше японский – видимо своей простотой по сравнению с китайским…Но это другая тема)).
    Уже нет сил писать список «могу не могу». Я все могу, кроме одного. Я плохо играю(((. Меня прям как будто в детстве не научили играть и отдыхать. Я порой даже в ступор встаю, когда ребенок просит поиграть со мной в машинки… Поэтому независимо от английского у меня в голове цель – научиться играть – для себя в первую очередь чтобы умерь расслабляться и отдыхать, для ребенка и себя – чтобы вместе было интересно проводить время. Поэтому Английский – для меня это еще и способ узнавать новые игры и делать полезные и нужные дела, но играючи. Забавно)): опять приходится учиться, хорошо что это учиться играть))).
    Я стараюсь себя не заставлять ничего делать, потому что это чревато плохим настроением. Пропустила, ну и ладно. Память не идеальна, забываю о чем-то. Пройдет время – вспомню)). В любом случае, хоть по 10, хоть по 30 минут пусть даже с перерывами, хоть сколько общаюсь с ребенком, значит уже не стоим на месте ни я, ни он, значит уже идет прогресс к лучшему. Организованность – да основной ключ к проблеме. Именно об этом ключе я думаю в последний месяц и не только в рамках темы английского языка. С рождением второго ребенка, все больше хочется научиться создавать план, режим, распорядок везде – в голове, в мыслях, в доме, в шкафах, в занятиях с детьми, в детях:)) в отношениях и т.д. Но за один день это не дается, постепенно при должном старании можно и нужно прийти. В любом случае разрозненные знания – тоже знания, и они в процессе сами начинают упорядочиваться с течением времени и набором опыта. Другое дело перфекционизм, вот эта проблема, которая даже порой больше тормозит, чем все остальные… порой даже просто не дает начать!!! Я довольно долго из-за этого тормозилась и ничего не начинала делать с ребенком, пока не отследила за собой это как бы со стороны и не стала контролировать себя… Получается бороться с этим страшным зверем)), медленно, но верно!!!

    • Не положено в коучинге никак оценивать, но я все равно апплодирую стоя! Так держать!

      • Vaya9:

        Спасибо, Анастасия! Это действительно была очень полезная для меня работа! Если бы не Вы, никогда бы не задумалась над многими вещами)). Вообще, не знаю, можно ли так, но было бы здорово уметь себя так анализировать по разным вопросам, можно сказать научиться делать самокоучинг)).
        После Вашей статьи в голове прям как будто запустился процесс самоанализа)) Вот сегодня с утра вдруг всплыла фраза из Вашей статьи «Жили же без них». Вдруг я поняла, что довольно часто меня эти слова задевают и в разных вопросах даже демотивируют, не обязательно с английскимдаже связанных. И вот к чему я пришла, размышляя. «Жили же» — это было в прошлом, но ведь жизнь в отличие от людей постоянно меняется, в жизни появляется что-то новое, границы изменяются, например, сейчас у нас ВТО, а раньше не было, сейчас можно путешествовать за границу, а раньше нет. Тогда действительно получается, что «жили» — в прошлом, а сейчас чтобы «жить» — уже надо по другому делать, а не как раньше. Размышляя, вдруг стало жалко тех людей, которые до сих пор живут в прошлом и не понимают, что мир меняется, а они в своем сознании нет, ну и логический вывод от сюда «а чего их слушать, если они на месте стоят в нашей стремительно развивающейся в перед жизни? » лучше от таких людей подальше. Долой все демотиваторы))!!

  • Анутка Шкапа:

    Спасибо! Я даже и не задумывалась, зачем это моему ребёнку, как-то началось это с мультиков, случайно на ютубе дочке понравился мультик он был на английском, я обратила внимание на особенный интерес…

    • Вот у нас с китайским так. И пока не определюсь, чток чему и куда, точнее пока для себя не найду чего-нибудь в нем исключительно притягательного, я даже преподавателя не найду. Зато я это понимаю, я знаю, почему торможу. И знаю, огда перестану 🙂 Это спасает от головной боли на тему «недодала» и пр.

      • Vaya9:

        может увлечься чем-то типа супердешевый шопинг по китайским сайтам в поиске при этом хорошего качества)

        • сейчас все через доллар. кончилось супердешевое 🙂

          • Vaya9:

            Да, тогда действительно проблема, хотя их дорогое все равно дешевле нашего дешевого)).. Мы когда жили на Дальнем Востоке на границе с Китаем, у нас были кабельные каналы на китайском, мне ребенком очень нравилось песни слушать и сериалы смотреть их)) — это было диковину тогда, но это конечно очень индивидуально и надо быть фанатом, как например, анимэшники, чтобы ради этого учить язык). Предлагаю создавать темы «зачем учить тот то язык», чтоб поддержать мотивациями друг друга;).

  • Инна:

    Интересно, особенно схема! Спасибо!

  • Irina:

    Спасибо, большое за такую полезную статью! Выявила свою мотивацию занятий — в моем случае — это заниматься с ребенком — очень помог совет найти хобби для совместных занятий! Осталось только его найти)))В нашем случае — наверное это будет все-таки творчество!) Спасибо!)

  • nadina:

    Я всю жизнь учу английский,но никак не могу выучить.Он мне очень нравится,готова сидеть им заниматься каждый день,но иногда берет Лень,другие дела и.т.д.Я от английского получаю релакс:))Но к сожалению ,никак не выучу,вы часто ездеем отдыхать заграницу и ,там я себя чувствую,прям ,как младенец,который и двух слов не может сказать.
    Моя цель:Подтянуть свой английский ,через занятия с ребенком ,ребенку 3,5 года,а так же ,что ребенок мог общаться и с другими детками на их языке и чувствовать себя комфортно и чтоб в дальнейшем ему не стоило труда учить английский,а английский нарастал ,как снежный ком.
    не знаю,как начать его обучать,столько всего накупила книг,а начать .как не знаю

  • Елена:

    Спасибо за статью! Очень интересная, особенно схема. Я занимаюсь с сыном (1 год 10 мес) английским усиленно с года, когда получили в подарок комплект «Английский с пеленок». До этого с 6 месяцев смотрели английские видео с песенками, ну и я говорила иногда на английском до года. После года уже конкретно стала разговаривать больше. Могу с уверенностью сказать, что стала гораздо уверенее в общении на английском языке. Если раньше, когда на работе появлялись англоговорящие пациенты (я медсестра по образованию), то мне приходилось немного сложновато, т.к. практики английского со школы не было. Сейчас же без проблем могу говорить обсолютно с любым человеком на английском языке. Сыну это тоже помогает. Он уже спокойно понимает, что я от него хочу, когда говорю по английски, а также знает цвета на английском языке и любит читать английские книги.
    Спасибо за статью. Она очень интересная и позновательная.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *