· ·

Галина Беккер — преподаватель иностранных языков с более чем 10-летним стажем. Специалист по обучению детей английскому языку. Консультант по организации домашнего обучения английскому языку детей от 0 до 7 лет. Автор и руководитель проекта https://lingvakids.ru/ — развивающие занятия для детей на иностранных языках. Мама двух очаровательных подопытных кроликов деток, на которых пробуются все методики и материалы:)

ЧТО, ГДЕ, КОГДА и КАК читать детям на английском языке, чтобы они влюбились и в чтение и в английский!

Никто не будет возражать, что читать детям и интересно, и полезно для усвоения родного языка. Но чтение – это один из самых легких и эффективных способов обучения и иностранному. Это как в анекдоте про змею: вроде лежу, а вроде гуляю. Так и здесь– вроде читаю, а вроде обучаю. Слушая книги, ребенок пополняет и закрепляет словарный запас, усваивает структуру языка задолго до того, как начнет изучать грамматику. Он расширяет кругозор, узнает много нового, в т.ч. о культуре других стран: как там отмечают праздники, в какие игры играют дети за границей… И если я часто слышу от родителей, что им тяжело говорить с ребенком на английском, даже если они хорошо знают его, то по поводу книг ничего подобного не слышала, ведь воспроизвести готовый текст намного проще. Только иногда нужно подсмотреть значение и произношение незнакомых слов в словаре.
Чтение –легкий способ превратить детей в книголюбов. Оно развивает воображение, речевые навыки, готовит к пониманию письменной речи. Тот, кто с рождения слышит ритмичные звуки и интересные истории, наверняка сам захочет научиться читать, когда подрастет.Родителям остается только зажечь искру любви к книгам. Сейчас вы познакомитесь с несколькими идеями, которые в этом помогут.
КОГДА читать.
• Всегда, когда только есть возможность! И чем больше, тем лучше.
• Можно выделить специальное время для чтения, чтобы оно вошло в привычку, как чистить зубы.
• Начните с пеленок! Если вы уделяете много времени и родному языку, это только положительно скажется на развитии речи в дальнейшем.Для меня чтение было еще и палочкой выручалочкой. Первая дочка спала днем совсем мало.И вот я уже покормила ее, сделала массажик, гимнастику, покупала, поиграла, а потом ломала голову, чем еще заняться. И однажды попробовала почитать – так ей понравилось!Она могла долго лежать и очень внимательно слушать. Еще бонус раннего чтения в том, что у ребенка в дальнейшем сам процесс будет ассоциироваться с маминым голосом, ее теплом, запахом. А это будет способствовать развитию навыков слушания и самостоятельного чтения в будущем. Человек так устроен — с удовольствием занимается тем, что вызывает у него приятные ассоциации. Так вы заложите фундамент успешного обучения вашего чада, а нам бы всем очень хотелось, чтобы наши детки легко и успешно учились.
• Продолжайте читать, даже когда ребенок уже сам этому научился. Только выбирайте книжки чуть сложнее тех, что он может осилить один.

ЧТО читать.

Младенцам подойдут традиционные английские стишки и песенки «Nursery Rhymes and Songs» «Mother Goose Rhymes» и, конечно, колыбельные.

Месяцев с 2-3 добавьте картонные книжки-малышки — небольшие книги с большой красочной картинкой и малым количеством текста(picture books),детские словарики с картинками (word books).Хорошо, если в тексте много повторений —так он запоминается мгновенно.

После усложняйтесь в соответствии с возрастом и уровнем знания языка. Книги про животных и сказки – практически беспроигрышный вариант, нравятся большинству. Лет с 5 можно брать и те, что знакомят с алфавитом (alphabet books).

Совсем малыши часто просят читать по сто раз одно и то же, а лет в 5-6 начинают ворчать, что все знают наизусть и просят купить что-нибудь новенькое. Старайтесь учитывать интересы ребенка при покупке книг, ищите именно то, что его заинтересует. Но если так случилось, что книжка не пошла, не настаивайте, даже если вам нелегко было ее достать или она обошлась недешево — чтение должно приносить удовольствие. Попробуете вернуться к ней через время.Возможно, она оказалась слишком сложной, а вы сами знаете, когда что-то не понятно — интерес пропадает. Но я очень рекомендую периодически пробовать читать что-то немного опережающее уровень знаний ребенка (теория ближайшего развития профессора Выготского), и смотреть за реакцией: если книга вызывает негативные эмоции, лучше пока отложить ее. Или так ее обыграть (устроить танцы с бубном), чтобы она все же заинтересовала. В идеале нужно стараться уравновесить книги попроще и хорошо знакомые (old favorites) теми, что посложнее. Первые дают ощущение уверенности и успеха (все понятно), а это необходимо в обучении, так как создает позитивный настрой, окрыляет. Вторые бросают небольшой вызов (challenge), что тоже стимулирует развитие.

ГДЕ читать.
«Ребяты, везде!» Наряду с обычными диваном, креслом, кроватью попробуйте читать в каких-нибудь неожиданных местах, например:
• Накройте стол покрывалом, устройте там шалаш и залезьте с фонариком. Дети от такого в восторге, особенно если подобрать подходящие книги: о пиратах или принцессе, заточенной в замке, а может быть, даже о привидениях или чудовищах, если не испугаетесь.
• Живете в собственном доме и у вас есть чердак?Это тоже отличное место для чтения!
• Постелите на пол плед и устройте домашний пикник – бывает здорово почитать любимые книжки, когда на улице невесело, а дома тепло и уютно.
• Детки обожают слушать, сидя на коленках у мамы или папы!
• Летом нам нравится читать на улице: в саду, в парке, под деревом, на речке, на пляже.
В общем, читать можно и нужно всегда и везде! Советую всегда с собой носить книжечку, это может пригодиться, когда нужно где-то чего-то ждать: в аэропорту, на остановке или вокзале, в поезде или даже в очереди в поликлинике.

А теперь самое интересное: КАК читать.
С удовольствием! Дети почувствуют это, любовь к чтению – штука заразная.
Устройтесь поудобнее, чтобы ребенку были хорошо видны картинки.Перед началом чтения, особенно, если книга новая, полистайте ее, рассмотрите иллюстрации, озвучьте название.
Читайте четко, не спеша и максимально выразительно —это важно, можно даже «переигрывать» (любители Comedy Club меня поймут). Играйте голосом, изменяя его для разных персонажей (басим за медведя, пищим за мышку), интонацией, громкостью, темпом речи.Например, если что-то затевается — нужен заговорщицкий полушепот, если что-то страшное – читайте быстро-быстро. Добавляйте озвучку: поезд едет – кричим choo-choo!, что-то грохочет – crash-boom-bang! Активно жестикулируйте и помогайте себе мимикой – стройте рожицы, изображая эмоции. Чем смешнее, тем интереснее будет ребенку, и больше удовольствия получите вы. Делайте настоящий блок бастер из самой простой истории! Не бойтесь быть смешной и неуклюжей, реализуйте свои актерские амбиции – пусть Станиславский вами гордится!
Вовлекайте детей в «интерактив» — взаимодействие с книгой:
• Читаете рифмованный текст — делайте паузы перед концом строчки, чтобы ребенок закончил слово или фразу.
• Предлагайте изобразить то, о чем читаете, особенно с книжками про животных это хорошо получается.
• Задавайте вопросы, например:«Do you see an elephant?»(указывая на слона).
• Просите показывать предметы и персонажей, издавать звуки животных, которые встречаются в книге.
• Показывайте на картинки во время чтения. Связывая слова одновременно с картинками и с реальными объектами, ребенок осознает важность языка.
• Если дети задают вопросы, не ленитесь терпеливо отвечать. Это очень важно.Если отмахиваться от детских вопросов, мол «не перебивай, мы же читаем, слушай внимательно и т.п.», через какое-то время ребенок перестанет вообще их задавать, а это значит, что он потерял интерес или перестал размышлять —а это страшно. “There is no time limit for reading a book but there is a time limit on a child’s inquisitiveness” (Trelease, 1993).
А вот небольшой пример, как мы читаем книги:


Нужно ли переводить?

Я часто слышу, что нельзя ни в коем случае. Руководствуйтесь здравым смыслом и реакцией детей. Если вы начали читать до полугода, обойтись без перевода легко – ребенку примерно одинаково, что родной язык, что иностранный. Если это только картинки и слова – и так все понятно. Если это легкая книжка с понятными иллюстрациями, тоже ясно. Если же это история посложнее, где много новых слов, я лично перевожу. И если ребенок сам просит перевести, делаю это.
Как бы ни была загружена ваша жизнь, читайте хотя бы 1 раз в день, но не корите себя, если иногда не получается. Берите книги в руки так часто, как только возможно. Мы сейчас несколько раз в неделю читаем днем, плюс ежевечернее 20-30 минутное чтение на ночь. Когда говорю, что пора укладываться, дети бегут наперегонки выбирать книги – каждый свои.В итоге читаю иногда 6 книг (2 ребенка х 3 языка: русский, английский, итальянский). Книг у нас много, вот прямо очень рекомендую не жалеть денег на это благое дело. Вот наша коллекция:

Любовь к чтению –один из самых ценных подарков, что вы можете преподнести детям! Я всегда буду благодарна своим родителям за то, что они мне эту любовь подарили.Когда нам приходит очередная посылка с книгами, видели бы вы, как дети с горящими глазами просят быстрее распаковать ее. И у меня от этого зрелища сердце просто выпрыгивает от радости! Чего и вам желаю!
Если вас заинтересовала тема моей статьи, значит, скорее всего, вы занимаетесь самостоятельно английским языком с вашим ребенком или только подумываете об этом. В этом случае, позвольте предложить вам послушать мой вебинар «Слагаемые успеха занятий иностранными языками для детей от 1 года до 8 лет» и вы услышите много интересного и полезного,а также заходите в гости на мой сайт https://lingvakids.ru/.
Удачи!

© 2013-2016, KidsMI.ru ® Все права защищены.

Перепечатка и использование любых
материалов только с разрешения
редакции: kidsmi@smartfoxclub.ru