Давыдова Марина с 2010 учитель английского языка в детском центре «Мамина умница» г. Чехова Московской области (работаю с детьми от 1,5 лет), с 2006 учитель английского языка в частной школе «Наследник» г. Москвы (пока в декрете), мама двух детей Анечки-2,2 года, Ванечки -5 лет. Образование: среднее специальное образование- учитель иностранного языка основной общеобразовательной школы, педагогический колледж г. Ижевска Удмуртской Республики, 2004 год. Проект в сети: группа детского центра«Мамина умница» г. Чехова Московской области -администратор и учитель английского.

Еще будучи студенткой, помню преподаватель, классный специалист, на лекциях по методике преподавания английского языка очень часто повторяла, что урок у детей младшего школьного возраста должен быть сюжетным. На практике в школе мы старались эту идею реализовать. Девочки помогали друг другу, играя разных героев, использовали много наглядности, игр. Но я, наверное, только недавно стала осознавать роль сюжетности урока.
Готовя статью, в голове крутилось два термина: тема урока и сюжет урока, на мой взгляд, они похожи. Тема – это когда все упражнения связаны одной темой, например «Одежда»: речевая разминка, физическая разминка, фонетическая зарядка, пальчиковые, дидактические, ролевые игры – все на одну тему. А сюжетность значит присутствие одной главной темы, которая переплетаясь с другими, выстраивается в одну историю, событие и все упражнения, пропевание песенок, просмотр видео, чтение книг преподносятся как очередной этап этой истории, т.е., если на занятии есть сюжет, то нет упражнений как таковых, ими они являются для учителя, а учениками воспринимаются как часть сюжета.
Почему же урок должен быть сюжетным, что нам дает сюжетность:

1. Сюжет увлекает детей, мотивирует
2. Развивает фантазию, часто дети сами предлагают варианты развития сюжета
3. Снимает психологические зажимы
4. Создает языковую среду

5. Но самое важное, на мой взгляд, сюжетность позволяет объединить много изученных тем, повторять много раз раннее изученный материал, так что слова и фразы прочно и с легкостью запоминаются детьми. С проблемой рециркуляции лексики особенно часто встречаешься, когда открываешь учебники по английскому языку, структурированные по темам: изучили тему Одежда» и забыли, перешли к теме «Транспорт» и забыли, затем «Дом» и снова забыли и т.д. Для старших деток хотя бы бывают тексты, объединяющие несколько тем, а вот с малышами намного сложнее. Вот здесь на помощь приходит сюжетность, потому что вы, зная какие темы вы уже изучили, сможете выстроить сюжет так, чтобы повторить эти темы.

Откуда же взять эту сюжетность? Вот несколько идей:

1. Гость. На моих занятиях (знаю, что многие преподаватели это используют) часто приходит гость (на каждом уроке новый), с которым можно разыграть диалог по любой теме, который рассказывает какие-то истории, или мы ему рассказываем историю, у которого есть для детей какой-нибудь сюрприз или проблема, тогда мы помогаем ему ее разрешить (например, щенок очень хочет погулять зимой на улице, но там холодно. Что же делать? Нужно тепло одеться.- Детки советуют какую теплую одежду нужно надеть), а если он грустный, то мы его веселим, если он радостный –он делится с нами ею, его можно чему-нибудь научить, накормить, уложить спать, покатать на разных машинах, т.е. развивать сюжет в том направлении, в каком вы хотите или как подсказывает вам ребенок. Дети кстати очень активно включаются в «сюжетотворительный» процесс, всегда с нетерпением ждут появления гостя.

2. Сказка, книга, мультфильм, песенка – урок по их мотивам. В сети сейчас много ресурсов.

3. Толчком к развитию сюжета может послужить: волшебная коробочка – в ней всегда лежит что-то необычное, какой-нибудь предмет, с которым произошли необычные приключения; подслушанный (это конечно не очень хорошо) разговор между игрушками, картинка, поделка.
Сюжет необязательно должен быть рассчитан на весь урок, он может быть и частью урока.

В декабре мы, несколько занятий встречая гостя, знакомились с ним, спрашивали про возраст, про самочувствие, если оно было плохим, то узнавали почему, всегда оказывалось, что гость голоден, и мы его угощали какао, а чтобы его приготовить нам нужно было сходить в магазин и купить необходимые ингредиенты, потом пойти на кухню, чтобы приготовить какао, разлить в чашки и угостить гостя. В этом небольшом сюжете: слова по теме еда, посуда, дом, фразы вежливости, просьб, фразы приветствия, знакомства, песенка про шоколад, игра «угадай-ка» (учитель угадывает, что купил каждый ребенок). Все это было объединено одной идеей: угостить гостя.

Сейчас изучаем тему «Зимняя одежда» планирую объединить ее с транспортом (доставка одежды разными видами транспорта), животными (подборка аксессуаров для каждого), мебелью (наведение порядка), зимними видами спорта (оделись тепло, вышли на улицу, играем в снежки, лепим снеговика, катаемся на лыжах).
Создание сюжета это творческий процесс, бывает, что сразу ясно как все будет развиваться порой, кажется, что все уже было и тогда мы просто поем новые песенки, смотрим мультики, просто выполняем задания, время от времени я чередую уже сложившиеся сюжеты. Хочу еще добавить, что сюжетотворение и сюжетоучастие объединяет детей, объединяет учителя с детьми, потому что все мы находимся в нем, мы сочувствуем героям, радуемся с ними, вместе поем песенки, делаем зарядки, разрешаем проблемы, помогаем им.

 

37 комментариев

  • Марина, спасибо за статью. Думаю, родители вполне могут использовать эти рекомендации для подготовки домашних занятий и сэжетных игр.

  • Елена:

    Марина, спасибо большое за Ваш интересный опыт:) Расскажите, пожалуйста про занятия с детками от 1,5. С чего начинаете? на каком языке начинаете говорить? спасибо)

    • Марина:

      Елена говорим на английском языке. Начинаем с приветствия, здороваемся со всеми или недавно изученными зверями-игрушками, предметами(Hello tomato, hello car). Поем песенку от Super Simple Song «Make a circle»(очень нравится мне и детям) ее можно исполнять и вместе с игрушками, взяв их за лапки, ручки.

  • Наталья:

    Сюжет, мне кажется, необходим и в занятиях со взрослыми, по крайней мере я пытаюсь объединять задания какой-то общей линией, связками между заданиями. А с детьми, наоборот, мне сложнее. В любой момент все может повернуться с ног на голову! Но я стараюсь использовать те обстоятельства, которые предлагает ребенок. Тогда сюжет меняется, но процесс продолжается и достигается результат, пусть даже не тот, на который ориентировался изначально. Но если удается сохранить сюжет и использовать все запланированное и то, что предложит ребенок, получаешь 100%-ное удовлетворение.

    • Марина:

      Согласна с вами Наталья. Когда писала статью пришла к выводу, что и со взрослыми сюжетность тоже будет полезно использовать.

  • Надежда:

    С сюжетом, как мне кажется, ещё очень важно учитывать возрастные особенности детей. Я, например, хорошо помню, что мой учитель немецкого в школе увлеклась сюжетностью, и на уроки в пятый класс носила мешок игрушек, с которыми пыталась нас заставить коммуницировать. Мы себя тогда считали уже взрослыми, и все усилия уважаемого учителя сошли на нет, а игрушки и всевозможные предлагаемые сюжеты вызывали только неприязнь и искреннее недоумение. И ещё казалось, что учитель немного не в себе. 🙂 Сейчас понимаю, что учитель старалась заинтересовать нас, а мы, маленькие шалопаи, ее саботировали. Но, думаю, и она, и я (с высоты теперешнего возраста и опыта) вынесли свои уроки.

  • Vaya9:

    Здравствуйте, Марина! Очень нужная и полезная подсказка про сюжет. Спасибо за статью, хотя с фантазией не очень, но буду тренироваться объединять различные темы теперь осознанно, а то раньше, действительно, запомнила слова по теме и забыла успешно за ненадобностью. Все думала, ну как же их использовать, а теперь стало понятно.
    У меня только есть несколько проблем/вопросов, может вы подскажете как можно выйти из них:
    1) еще когда мы однажды посетили садик, воспитательница сказала про игрушку гостя, про ту самую, что у вас в статье. Сказала, что детки, например, просто так могут не хотеть рисовать, а вот если в гости Карлсон, например, придет в гости, то будут с удовольствием. У меня дома такая методика почти не работает((. Может это хорошо действует больше на группу детей? это нормально? ребенку 3.5.
    2) ребенок что бы я не предлагала ему, не хочет особо играть в игры, если это не просто бегалки, прыгалки, катание машинок в друг друга с горки. Вот играть в бегалки, машинки с чем-то еще, с дополнительным смыслом (например, перевозить вещи, собирать фрукты, с карточками…) просто не хочет, отказывается, говорит, давай просто в машинки, катать..Ходит на танцы, там танцует, а дома только в произвольном виде, а что предложишь, все отказывается.
    Думала, можт ему рано, но он очень развит хорошо, все окружение это подмечает… может он наоборот перерос такие игры, хотя не думаю.
    Что это такое, возраст, особенность ребенка, фактор того, что он один, а не в саду (туда пока не ходим) или может моя несостоятельность, может я плохо умею заинтересовать и надо подучиться более интересно играть, какая самая вероятная причина может быть?
    Заранее благодарна).

    • Марина:

      Vaya9 каждый ребенок это индивидуальность. Я не психолог, но как мне кажется для ребенка мама это мама, не учитель, не воспитатель. Может быть вам попробовать во время занятий играть какую-нибудь роль.(I’m not your mummy now. I’m a …. Let’s ..). Как-то давно читала статью про учительский фартук: учитель надевал фартук с множеством карманов, из которых он доставал разные задания, можно доставать игрушки, необычные предметы, картинки, творческие задания. Я бы начала обыгрывать ситуации связанные с машинами (можно всем дать имена и потом знакомиться, определить возраст, узнавать самочувствие), невзначай вкрапляя игры на другие темы, постепенно увеличивая время. даже если вы видите, что ребенок играет с машинами, попробуйте фоном разыграть сказку на английском, мини диалог между игрушками. У Семена Филатенко насколько я помню очень много подборок игр с машинами. Возможно вам поможет расписание: написать или изобразить расписание, красиво оформить и повесить его на холодильник и договориться с ребенком, что в 17.00 Английский. 17.30 свободные игры и т.д., но помните, что вы сами тоже должны соблюдать это расписание. Поначалу будет сложно влиться. Поставьте себя на место ребенка, чем бы вы хотели заниматься, во что играть, поиграйте с вашим сыном не как мама, а как его сверстник и возможно вы найдете ответы.

      • Юлия Соловьева:

        Хочу поделиться находкой недавнего времени. Ребенок очень не любит математику, ни в каком ее проявлении. Что я придумала- надела очень смешной берет (из старого гардероба), намотала на шею шарф. надела меховые варежки. Это все была чистая импровизация, я и сама не знала, кто я, но выглядела я «чудно и смешно». Взяла сумку, положила в нее магнитную игру Body Directions — там магнитное поле и карточки с разными командами — hop like a bunny, leap like a frog, roll like a log и «Игралочку» Патерсон. Постучалась к сыну в комнату, объявила, что я Mary Poppins и что меня прислали с ним сидеть, но вот сидеть я не люблю, люблю бегать и прыгать. В диалоге выяснилось, что сын любит то же, что и я. Потом мы поиграли в 4 карточки моей магнитной активной игры и я изобразила печаль, что не могу решать задачки, сын сам вызвался мне помочь, мы прорешали одну страничку на ура и с легкостью, а потом я заныла, что мне надоело решать задачки и я снова хочу прыгать и бегать — следующие 4 магнитных карточки — и снова 1 страница Игралочки. Так мы переключались три раза. Цель была достигнута, даже несколько целей, — математикой позанимались, подвигались и английский активизировали. Попробуйте «нарядиться» в кого-нибудь.

        • Людмила:

          Клааааааааааааааас!!!!!!!!!!

        • Vaya9:

          Марина, Юлия, спасибо огромное, отличные идеи)! Мы переезжаем на новое место жительства, так что пока с расписанием туго, адаптируемся, а вот все остальные идеи, мне очень понравились, начинаю пускать их в ход, спасибо))!!

  • Спасибо, Марина!
    Вы очень удачно, кратко и четко сформулировали очень близкую мне тему.
    Могу еще от себя добавить пару идей по поиску «вдохновений» для придумывания сюжета:
    1. следить за календарем праздников и событий англоязычных (и не только) стран.
    2. путешествие в реальную или воображаемую страну/ город…

  • Марина, спасибо, очень полезная статья. У нас, кстати, частенько так и получается, что начинаем заниматься по теме, а потом всё переходит в сюжетность. Ведь заготовленная игра\тема может просто не пойти, очень сильно расстраиваешься из-за этого! Сюжетность решает эту проблему!
    Мы так не только повторяем предыдущую лексику, но и вставляем новую.
    К примеру, хочу с ним немного разобрать тему «Одежда», а вот как-то не идёт. Зато Мирослав обожает кукольный театр (или просто игры с мягкими игрушками — сейчас у него в фаворитах говорящий хомяк).
    Достаю, к примеру, Три поросёнка и добавляю в сюжет всё, что только возможно — пока ждём волка мы и чай пьём, и одеваемся потеплее (пока волка нет — гуляем), и в магазин за сахаром ходим, и пол подметаем, и строим крылечко для дома. А когда волк приходит — рассматриваем вежливые и невежливые просьбы войти\попить водички\переночевать и прочее, правда всё равно всё кончается поеданием поросёнка 🙂
    Сюжетность и гости один из самых эффективных способов для вовлечения малышей в мир английского языка!

  • Надежда:

    Марина, пожалуйста, поделитесь опытом, а как вы применяете сюжетность с детками 1,5 лет (если применяете)? Воспринимают ли детки такую методику? Не сложно ли им переключаться, идти за вами по этой логической цепочке, пока ещё сложной для них?

  • Марина:

    Вы правы Надежда сложную логическую цепочку малышам сложно уловить, но им это и не нужно. Может быть сложнее мамам, папам, учителям придумать что-то этакое(хотя это и не всегда требуется), чтобы было легче я начинаю с мини сюжетов, например игры с деревянными паззлами тема «звери»-вынимаю фигурки и говорю звери не могут найти домик, давай поможем, тема «транспорт» -помогаем найти гараж(непросто положи эту фигурку сюда, а где же домик для мышки? где гараж для автобуса?. А вот он! Машинка, зверь благодарит за помощь.), в другой раз отдельный сюжет по встрече гостя, а потом например объединяем встречу гостя и игру с паззлами, приглашая гостя поиграть вместе, потом гость говорит, что он проголодался, идем на кухню готовить еду. Главное, чтобы в рамках сюжета(если он не короткий) происходила смена деятельности, для вас занятие, которое вы организовали это сюжет, логическая цепочка, а для ребенка это игра, в которую ему просто интересно играть и не думайте о том, что ему будет сложно, главное: все что вы делаете должно его увлекать.

    • Яна:

      Марина, спасибо за статью! Теперь тоже буду добавлять сюжеты в занятия. Начну с мини-сюжетов. Как раз изучили транспорт, следующая тема — животные. Вот и будем катать животных, вспоминая транспорт.

    • Надежда:

      Спасибо большое, Марина! Вы дали пищу для ума и мотивацию для того, чтобы начинать продумывать свою работу с малышкой (сейчас нам ещё 10 месяцев). Благодарю за развернутый ответ!

  • Светлана:

    Спасибо, Марина! Мой сын занимался в развивающем центре английскому, и к ним тоже приходили гости, и был сюжет. Но чтобы влиять на него, предлагать свои варианты — такого не допускалось. А Ваши ученики на каком языке влияют на сюжет? Допускаете ли Вы на занятии общение на русском? Мои переодевания и магическая коробка — у нас дома это часто используется как верный способ заинтересовать и предотвратить возможное сопротивление новым идеям.

  • Марина:

    Светлана дети, которые приходят ко мне на занятия далеко не билингвы никто не пел им песенки, никто с ними не говорил на английском языке с рождения, в основном приходят на занятия дети в возрасте 4 лет и кончено они говорят на родном для них языке -русском в случае если они хотят предложить другое развитие сюжета или односложно(одним словом) на английском языке, если могут подобрать. Процентов 80-90 дети говорят на английском на уроке. Отхожу от задуманной линии развития сюжета если считаю, что предложенный вариант пойдет на пользу, если он хорошо вплетается в сюжет. С малышами(особенно если это один малыш) меняю сюжет, если он не включается в задуманное мной и развиваю в том направлении, в каком хочется ему, определяю интересом к тем игрушкам, к которым он подходит или же предлагаю что-нибудь другое. Вы знаете дети не часто предлагают свои варианты, но когда они у них есть я радуюсь, считаю это своеобразным проявлением творчества, развития воображения, пусть даже это будет сделано на русском языке.

  • Анутка+Шкапа:

    как всё просто!!!!

  • Лариса+Никитична+Цыденова:

    Методически всё верно, что занятие должно быть сюжетно, объединять несколько тем. При этом столько надо креатива, но зато отдача будет намного эффективней. Спасибо за статью!

  • Яна:

    Марина, спасибо большое за статью! Теперь тоже буду думать над сюжетом занятия. Скажите, пожалуйста, а у вас каждое занятие сюжетное от начала и до конца? Или вы , например, провели разминку, повторили слова, спели песенку, а потом достаете волшебную коробку с гостем и разыгрываете сюжет на минут 10-15, потом убираете гостя и продолжаете занятие, например, делате поделку?

  • Оксана:

    Благодарю Вас Марина за интересную статью.Я с вами полностью согласна, с ранним возрастом без сюжета провести занятие непросто. На свои занятия я,как и Вы, приглашаю гостя,либо сама перевоплощаюсь в кого нибудь,типа осени, Мary Poppins т.п.Каждое занятие обязательно начинаю с какой либо игры,которая вызвала бы эмоциональный отклик у детей,типа «How are you?» по мотивам Genki English,либо с подвижной игры из сайта supersimplearning.Благодаря интернет ресурсам и заинтересованности педагога, можно придумать великое множество сюжетов к разным темам .Ещё раз благодарю Вас!!!

  • Марина:

    Марина, спасибо большое за интересную статью и идеи! Хотя мы с сыном и не проводим тематических уроков как таковых, но к идее сюжетности пришли интуитивно уже давно. Как правило, все у нас начинается с истории, причем ребенок сам предлагает тему. Я стараюсь вовлечь его максимально в развитие сюжета — он сам выбирает героев, потом я предлагаю ему придумать где они живут, что любят есть, во что любят играть. Потом мы решаем, какое сейчас у наших героев время года и какая погода, а дальше придумываем, что же наши друзья будут делать в текущей истории. Дальше всегда идет экспромт, так как заготовки не работают и у сына все равно свой взгляд на все события и настроение бывает разным. По ходу действия можем что-то сделать из конструктора, порисовать, что-то смастерить из подручных материалов — построить дом из подушек. Попутно стараюсь какие-то математические примеры предлагать и логические задачки, обычно все идет на ура.

  • Дарья:

    Марина, огромное спасибо за напоминание о сюжетности. Я пока готовлюсь к занятию с малышом (Марку 2 года) проигрываю разные сюжеты в голове. А когда начинаем играть, все что я готовила, мне становится неинтересно, потому что проиграла их уже и на ходу стараюсь выдумать что-то новое. Вот этот вечный поиск нового иногда, как мне кажется, убивает продуманную сюжетность. У меня и с учениками такая проблема есть. Хочу, чтобы мне тоже было интересно и порой вместе с ними открываю новую страницу. С одной стороны, здесь точно будет моя увлеченность, блеск в глазах и работа мозга, но с другой стороны, без подготовки часто сложно, особенно если нужны дополнительные материалы. Все, думаешь, завтра поиграем вот так. А на завтра уже хочется опять чего-то новенького. Так и живем. 🙂 поэтому ваша статья про повторение — мать учения для меня актуальна. Нужно всегда помнить, что лучше запомнишь, если повторишь!

  • Анна:

    Марина, я с вами полностью согласна! Для меня сюжетные уроки стали ключом успеха как со взрослыми, так и с детьми.

  • Наталья:

    Спасибо большое за статью! Я тоже считаю, что лучше материал осваивать по темам и по сюдетности! Так детки быстрее запоминают, да и по себе знаю, что чем разнообразнее занятия, тем интереснее и быстрее запомнить)
    Нас сейчас год, решили начать с цветов со всех ракурсов. Лепка красным, рисование красным, коробки сенсорные красные. Пока процесс идёт медленно, не особо интересно сыну)) больше нравится балдеть, но стараюсь с разных сторон подойти к изучению! Уверена, это принесёт свои плоды! Больше всего нравится играть с красным мячиком!)

  • Мария:

    Спасибо за статью и Ваши идеи! Применяю иногда на уроках в младших классах, сейчас подумалось, что выйдет хороший открытый урок с сюжетом-квестом, надо бы продумать детали.

  • Анна:

    Спасибо за то что делитесь своим опытом. До сюжетности у нас как то не всегда доходит. Дети наверное ращные. Вообще задания не всегда готовлю заранее. Не получается. В основном все спонтанно.

  • nadina:

    Спасибо за ваш опыт.Скажите.пожалуйста,вы каждый день прописываете или все уроки проходят спонтано.С какой темы начать проходить и какие последующие?если ребенку 3,5 года и не разу не изучали еще.Урок у вас только на английском проводится или с элементами русского языка?По какой методики вы работаете от чего можно мне оттолкнуться в подборе материала,какие ресурсы или пособия можете посоветовать?

  • Evgeniia:

    Очень интересная статья! Я сама как-то не задумывалась почему-то об этом, а ведь и правда, что сюжетность , где есть место вариациям и активной вовлеченности ребенка именно в построении своего сюжета , думаю, должно приносить гораздо больше пользы, чем просто следование нашему сценарию, так как развивает умение мыслить наперед, умение принимать решения. развивает гибкость ума. Прочитав вашу статью, у меня появились новые идеи — огромное спасибо вам!

  • Елена:

    Здорово! Два слова — тема и сюжет — как четко вы обозначили скелет любого занятия с дошкольниками )))

  • Анастасия:

    Марина, спасибо за статью! Я обожаю эту самую сюжетность. Мы с дочкой(ей 2,4) ходим на занятия в анг студию с года. Дома какую-то часть времени «живем» на английском. Иногда я делаю ей специальные занятия по каким либо темам, которые, если честно, хочется разобрать больше мне самой, т.к. я не преподаватель языка и практически учу его вместе с дочкой.
    Когда готовлю тему, обычно которая растягивается на несколько дней, а то и недель подбираю новые слова, соответствующую музыку, творческие задания и т.д, но меня часто смущало отсутствие взаимосвязи между темами. Например тема морские животные и животные пустыни еще как то могут перекликаться фразами, но объединить их с темами транспорта, одежды мне даже не приходило в голову, а ведь это реально! Поехали в отпуск в другую страну, где водятся крабы, черепахи,морские звезды и пр., но чтобы добраться туда нужно собраться, долететь (тема аэропорта, самолетов). Не думала об уроках в таком контексте! Хотя в последнее время, повторюсь стала интуитивно чувствовать, что нужно какое-то направление, программа, на которую бы уже нанизывался сюжет, т.к. так мне из стороны в сторону все таки становится сложновато. А вы в работе с малышами придерживаетесь какой-либо программы?

  • Ольга+Львовна:

    Марина! Приглашаю Вас завтра, 26 февраля, к обсуждению темы о сосуществовании с гос сист обр-ния.
    Чтобы Ваших в детках не сломали во 2м классе то, что мама с такой любовью построила..
    Соболева Ольга Львовна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *