Горбунова Татьяна —
закончила Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова по специальности «Филолог. Преподаватель», специализация «Английский язык и зарубежная литература». Кандидат филологических наук, доцент МГЛУ ЕАЛИ г. Иркутск. Преподаватель детских групп языковой школы при МГЛУ ЕАЛИ г. Иркутск, лингвистического центра «АВС». Репетитор английского и немецкого языков.

Представьте, сегодня 1 сентября и у вас первый урок в новой группе дошколят или младших школьников. Вы основательно подготовились: интересный план урока с играми, новой лексикой, песнями… Казалось бы все должно быть хорошо, но все идет совсем не так. Соня, очень активная девочка, все время отвлекается не только сама, но и отвлекает других, мешает им отвечать и вы постоянно делаете ей замечания, что не очень-то и помогает. Любая игра заканчивается дракой, которую провоцирует Соня. А если она такая в группе не одна? Например, есть еще и Максим? Что происходит тогда? Чаще всего – уроки безнадежно испорчены и не несут детям никаких знаний. Почему так происходит? Есть два варианта: Максима и Соню просто не научили как нужно вести себя (попросту разбаловали) или они – гиперактивные дети, что на сегодняшний день встречается все чаще и чаще.
Кто такие гиперактивные дети? Это – сверхактивные, рассеянные, импульсивные, легко возбудимые дети, требующие к себе постоянного внимания. А для педагога – непреодолимая трудность на уроке. Но, если научиться корректировать поведение таких детей, то проблем с ними будет все меньше и меньше.
Самый оптимальный вариант работы с гиперактивным ребенком – индивидуальное обучение языку: всегда можно подобрать наиболее подходящий темп и вид работ именно для этого ребенка, подстроиться под его настроение и состояние в данный момент. Но и в группе все возможно. Давайте разберем основные проблемы и общие приемы.
До начала урока. Уже с утра Соня не в духе: и завтрак-то был не такой, и мама долго собиралась, и Сашка ее вчера в школе ударил, а тут еще вы со своим английским, на который она, кстати, идти вообще не собиралась. Решение: необходимо снять эмоциональное напряжение и агрессию, так как ребенок уже не готов к контакту ни с вами, ни с группой, ни с новыми знаниями. Как это сделать?Отвлеките внимание каким-либо предметом или деятельностью (спросите, что ребенок принес сегодня с собой на урок, может это интересная книжка или игрушка; покажите что-нибудь свое), поговорите шепотом.
Начало урока. Вы только начали урок, а Максим и Соня уже заскучали, начали активно искать что-то у себя в портфеле, разговаривать с соседями… Решение: привлечь внимание детей. В этом вам поможет яркое, интересное, основанное на опыте ребенка начало урока, эдакий экшн, захватывающий внимание. Например: стуквдверь. Who is knocking? Sonya, open the door! Who is there? Соня покорно открывает дверь, а там – никого. Nobody? I don’t believe you! Max, look, who is there? Nobody? Дети заинтригованы – кто же там? Выходите за дверь вы и возвращаетесь с каким-либо гостем. Теперь внимание Максима и Сони в ваших руках несколько минут, которых как раз хватит на введение новой лексики или грамматики.Для того, чтобы точно определить на какой период времени вы можете привлечь их внимание понаблюдайте за ними и группой в целом.
Введение грамматики. Очень хороший способ введения или закрепления каких-либо грамматических структур – рассказывание сказок, а потом их прорисовывание. Например, сказка про короля «TOBE» у которого было три дочери «AM», «IS», «ARE». К которым приехали знакомиться женихи. Какие?

После того как объяснили правило, предложите детям придумать свою сказку. Например, как спасали принцессу «ARE». Кто ее спасал?

Активная игра.Теперь Соня как юла ерзает на стуле, машет руками, болтает ногами, постоянно поворачивается к соседям. Ей уже ничего не интересно. Решение: нужно снизить двигательную активность, в чем нам поможет подвижная игра. На сегодняшний день существует множество пособий, которые помогут Вам подобрать игру на повторение, закрепление лексики или грамматики. Или можно адаптировать под Ваши цели уже известные и полюбившиеся детям игры. Так, например, в своей практике я использую игру «Классики». На полу выкладывается поле с цифрами. Дети по очереди кидают бумажный ком на это поле, предварительно говоря цифру. Например, seven. Если не попал на семь, то пропрыгиваешь по классикам и получаешь задание, например, перевести слово с русского на английский, показать карточку, составить слово, прочитать, спеть и т.д.Но, не забывайте, что даже очень любимые игры часто надоедают и их нужно периодически менять.

В подвижных играх также нас могут поджидать проблемы: в игре Максим не может дождаться своей очереди, а Соня постоянно затевает драки с другими детьми из-за того, что она или ее команда проиграли. Решение просто: сократить количество участников игры за счет деления на пары или мини группы. Насколько это возможно убрать или значительно уменьшить соревновательный эффект игры за счет подведения итогов в пользу «победила дружба», но так, чтобы это не было заметно детям. Не забывайте все время контролировать общий настрой группы. Наблюдайте за ними и через некоторое время вы сможете найти нужный темп работы и частоту смены деятельности со спокойной на активную, которые будут оптимальными для гиперактивных детей и группы в целом.

Самостоятельная работа. Но весь урок не поиграешь, особенно в начальной школе. Настала минута самостоятельной работы и … снова проблема. Все дети самостоятельно выполняют задание. Максим ничего не делает, а Соня начала выполнять, но быстро потеряла интерес. Решение: задача была им либо не понятна, как в случае с Максимом, либо на нее было выделено неопределенное количество времени, как в случае с Соней. Удостоверьтесь, что все дети поняли, что нужно делать. Объясните задание еще раз используя фразы-синонимы или прибегните к помощи самого Данила или его одногруппников: «Что мы сейчас будем делать? – Читать!». Задания должны быть четкими и последовательными. Старайтесь давать не более одного четко сформулированного задания за короткий период времени. Например, задание: «Наша Monkey получила письмо и фотографию, но она не может его прочитать. Ей нужно обязательно помочь! А еще нужно будет подписать всех, кто находится на фото» — слишком длинное и состоит не из одной задачи, а двух. Лучше это задание разбить на два: помочь прочесть и только после прочтения – «А теперь подпишем для нашей Monkey фотографии». Ограничьте время выполнения задания, например 1 минута. Заведите будильник или поставьте на видное место песочные часы, которые помогут детям сориентироваться, когда же закончится выполнение задания и постараться сосредоточиться на его выполнении.

В ходе урока.В течение урока можно столкнуться со следующими проблемами: частые выкрики с места, шумные выходки, привлекающие внимание всей группы. Решение: для того, чтобы вернуть ребенка к реальности можно использовать известные только вам двоим / троим «секретные жесты», которые вы используете каждый раз когда ребенок отвлекается. Я не была столь оригинальной и обычно использовала следующие знаки:

или можно просто подойти, прикоснуться, погладить по спине или голове.
Иногда помогает игнорирование плохого поведения. НО запомните: окрики, замечания, запреты не приводят к улучшению поведения, а только усугубляют ситуацию.
Если ребенок выкрикивает ответ – не беда, пусть все хором повторят правильный ответ или каждый по отдельности. Так у всех будет возможность высказаться.

Домашнее задание.Для того, чтобы было выполнено домашнее задание его лучше частично разобрать на примере на уроке, так как у гиперактивных детей внимание снижается еще больше, если самостоятельное выполнение упражнение им не знакомо. Так вы получите не только правильно и с удовольствием выполненное домашнее задание, но и довольных родителей, которым не пришлось заставлять свое чадо садиться за уроки, да еще и объяснять то, что должны были объяснить ему вы. В данном случае, если дети уже умеют читать, можно разработать памятки по выполнению домашнего задания, а так же на использование грамматических правил, что существенно облегчит их выполнение.

Конец урока.
На заключительном этапе уроке сделайте небольшую рефлексию, кто что делал. Прокомментируйте действия каждого делая упор на хорошем, но не забывая про плохое.

На прощание.В коридоре не забудьте поговорить с родителями (ОБЯЗАТЕЛЬНО при ребенке): похвалите его, ведь сегодня он занимался намного лучше, чем вчера.

 

26 комментариев

  • nadina:

    Татьяна,очень интересная статья!Очень понравился Ваш прием про сказки,расскажите ,пожалуйста про эту сказку: (про короля «TOBE» у которого было три дочери «AM», «IS», «ARE». К которым приехали знакомиться женихи. ) Какие еще есть сказки на эту тематику?Что именно вы рисуете рассказывая сказки?

    • Татьяна Горбунова:

      Спасибо большое за положительный отзыв о моей статье. Очень приятно 🙂
      «В некотором царстве, в некотором государстве жил был король «to be». Было у него три дочери AM, IS, ARE. Дочь ARE была самая красивая и к ней приехало много женихов WE, YOU, THEY. Менее красивой была IS и к ней приехали только HE, SHE и IT. И самая некрасивая — AM — к ней посватался только I.» По ходу рассказа предлагаю детям нарисовть вслед за мной у себя в тетрадях схематичный сюжет (король to be? от которого отходят три стрелочки — принцессы, и от каждой принцессы стрелочки для принцев), где все формы обретают «человеческие» лица при помощи детской фантазии. Если же позволяет время и количество человек, то можно рисовать и на доске. По мере того, как усложняется грамматический материал сказки можно расширять и вводить новых героев. Самый лучший вариант, когда из сказки в сказку герои повторяются.
      Такие сказки я придумываю либо сама, либо использую уже готовые или же их дорабатываю и переделываю. За основу можно взять следующие материалы:
      1) Марина Буйнова «Сказочный английский»
      2) Е.П. Андрющенко «Волшебная грамматика для малышей»
      3) https://me.yanval.ru/grammatika

      • Людмила:

        ой, Татьяна! Вы просто чудо! Я бы постеснялась просить текст сказки. Спасибо вам огромное! Как раз думала, как детям эту тему подать! Теперь распечатаю принцесс и принцев и пусть они распределяют их по дворцам. И за книжки спасибо! Так много подарков! Успехов вам, вдохновения и новых открытий!

        • Людмила:

          Единственное, с вашего разрешения, у меня принцессы будут добрые и вредная (I).

          • Татьяна:

            Сказка ведь Ваша:) все герои могут быть любыми. Предложите детям самим придумать почему к принцессе I приехал только один принц, а к is целых три? Здесь можно будет пролонгировать и лексику описания внешности и характера

  • Дарья:

    Татьяна, прекрасная статья, написанная с любовью к детишкам! Что-то можно взять на вооружение в работе со своим маленьким чадом 2 лет. Ведь он по сути на минут пять может заинтересоваться чем-то. Правда, в планшете может пазлы минут 20 собирать. Очень понравились ваши выводы про наблюдение за детишками. Мне всегда это сложно, даже с одним. Всегда концентрируюсь только на своих ощущениях, наверное, понять других это талант хорошего учителя, которому сложно научиться. Буду внимательнее следить. 🙂 у меня был ученик, которому я позволяла весь урок (индивидуальный) ездить на скейтборде туда сюда по кухне, пока мы учили текст. Его мама, поставившая в кухне доску и парту искренне не могла понять, что мы делаем, но результат был и она оставалась довольна. Еще раз спасибо за такое четкое руководство!

    • Татьяна+Горбунова:

      Дарья, спасибо Вам большое за интерес к моей статье. Раз уж дети у нас сейчас такие продвинутые, что обычными занятиями их не увлечешь, а подавай им что-нибудь эдакое, да еще и в компьютере, то приходится подстраиваться. Для детей постарше мжно использовать в обучении различные интернет-ресурсы. Мне очень нравится learningapps.org, где можно создавать различные интерактивные задания. А также, для малышей, которые уже умеют читать можно создать свой собственный мультик http://www.dvolver.com.

  • Светлана:

    Татьяна, Вы удивительный профессиональный Педагог и тонкий психолог! Как же Вашим ученикам повезло!

  • Анна:

    Спасибо!!
    Не представляю, как можно работать с такими детками. Но у вас получается))) Буду применять это и с моими тремя.

    • Татьяна+Горбунова:

      Анна, спасибо Вам за отзыв.
      На самом деле это не так сложно как кажется. Нужно просто подобрать к каждому ребенку свой ключик 🙂 и тогда обучение превратится в удовольствие не только для ребенка, но и для Вас. Желаю Вам удачи! Если что, пишите 🙂

  • Мария:

    Татьяна, спасибо за Ваше внимание к гиперактивным деткам и этой, довольно таки насущной, проблеме. Сама сталкивалась, и не одном классе. Очень помогают индивидуальные задания (Только для тебя сегодня секретная миссия). С активными играми у нас возникает проблема — очень маленький кабинет, остается только узенький проход между двумя рядами парт. Выручают песни и пальчиковые игры.

    • Татьяна+Горбунова:

      Мария, а Вы не пробовали играть в активные игры на местах? Такие как, например, если я говорю неправильный перевод слова, то Вы встаете/садитесь (в зависимости от того, какая изначально была выбрана позиция). Или те же музыкальные стулья: пока играет музыка все двигаются, пританцовывают около своего места (может меняется с соседом местами?), но когда она заканчивается, нужно быстро сесть на свое место. Кто сел последним — тот выполняет какое-либо задание.

  • Наталья:

    Да уж, бывает сложно ориентироваться на любом занятии, а с маленькими детками — тем более. Даже со взрослыми стараешься переключаться на разные виды деятельностти, со школьниками устраивать игры-пятиминутки для разрядки. Хорошо, что собственные дети не такие активные! Мария, спасибо за то, что поделились своим опытом и наблюдениями, успехов Вам в таком нелегком, но интересном деле!

  • Анастасия:

    Татьяна, здравствуйте!
    Прочитав статью возникла только одна мысль, почему к нам в школе не приходил этот самый король TOBE?))) А было это противное Present Simple (самое яркое, что мне запомнилось со школьной скамьи, т.к. по приходу каждый новый учитель начинал именно с него)))) Больше бы нам таких учителей.

  • Надежда:

    Отличная статья! Замечательный подход к обучению гиперактивных трудных деток! Я со школьниками не работаю, во многом просто трушу, что такие шустрики и непоседы меня съедят. Но все идеи нужно просто записать в тот самый блокнотик, который нам посоветовал завести предыдущий спикер. Отдельная Вам благодарность, Татьяна, за ссылки на литературу и полезные ресурсы! Обязательно просмотрю! Кто знает, может быть гимназия, что стоит напротив моего дома, все-таки дождется меня)))

    • Татьяна+Горбунова:

      Надежда, спасибо за отзыв!
      Уж если Вас дождется гимнатизия, то уж точно не отпустит 🙂 Я иногда жалею, что не работаю в школе 🙁

  • Инна:

    Спасибо, очень интересно, я порадовалась, что не преподаватель, но взяла методы на вооружение, даже не гиперактивный ребенок бывает не в духе и ведет себя не лучшим образом.

    • Татьяна+Горбунова:

      Спасибо за отзыв. Буду рада, если мои советы помогут 🙂
      Некоторые методы работы с гиперактивными детками подходит и для разбалованных (такие как, секретные знаки, например).

  • Людмила:

    Татьяна! Огроное вам спасибо! Вы дали на просто идеи вы дали для меня самое ценное — это конкретные примеры с конкретными фразами для конкретной ситуации. Сказка с королем — просто чудо! Я раньше давала детям сказки. Показывала их в кукольном театре. Специально для этого ширму шила. Но в какой-то момент мне показалось, что сказки за ширмой не так эффективны, как рассказы «глаза в глаза». Хотя дети по тем сказкам еще скучают. И я им каждую фразу переводила с русского на английский. Но, мне каждется, эти фразы выветриваются и не остается даже намека на то, что я им там говорила. Без закрепления я не увидела смысл дальше продолжать. А сейчас вот вдохновилась вернуть)

    А по поводу гиперактивных деток. Действиетльно. иногда за голову берусь — что с ними делать? У нас еще в классе игрушек полно и в шкафы они уже не помещаются. Дети не выдерживают и рвутся к любимым игрушкам. Есть, например, один мальчик, которого я никак не могу подключить к процессу. Он практически всегда сам по себе. ему, правда, 3 лет еще нет. Если он с игрушкой, то так ей увлекается, что ничего не видит и не слышит. А, если игрушку не дать, то замыкается и ни в каких играх участвовать не хочет. Ищу к нему ключики. Но пока успеха, как мне хотелось бы, нет… Вы с такими малышами не работали? У меня у детей 6-7 лет получается внимание удержать, а вот такой мальчик первый раз попался.

    • Татьяна:

      Таких совсем маленьких пока у меня нет. Я мечтаю, но побаиваюсь начинать. А если попробовать предложить малышу включить его игрушку в процесс обучения? Она же тоже хочет изучать английский. Пусть посадить ее рядом с собой, рядом с вами или возьмите ее в игру. С пятилетками помогает. Их игрушки сидят у меня на столе и учатся:)
      Людмила, спасибо Вам за отзыв

  • Evgeniia:

    Спасибо большое за статью и ваши подсказки про сказки и ссылки! Успехов вам и новых достижений!!!!

  • Оксана+К:

    Татьяна, большое спасибо за статью! Прочитала, и взгрустнулось — все бы учителя так относились к детям, и к обычным и к гиперактивным — не стояла бы сейчас проблема школьного образования так остро!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *