Со скольки лучше начинать обучение английскому языку?

Со скольки лучше начинать обучение английскому языку? — Евгения Добролюбова, г. Москва.

На вопрос отвечает Наталья Плотникова
Наталья Плотникова имеет два высших образования — врач (специальность — неврология) и лингвист-переводчик. Владеет английским и испанским языками. Опыт работы в области медицинского и фармацевтического перевода более 8 лет. Автор и руководитель двух групп: «Иностранные языки для мам и малышей» (https://www.facebook.com/groups/131394507056029/) и «Три языка под одной крышей» (https://vk.com/club52645103). Имеет 2 дочерей (8 лет и 3 года), которых воспитывает в соответствии с принципами билингвизма. Сотрудничество с журналом о многоязычии «Lingoland» (), сетью детских клубов «Билингвята» (https://билингвята.рф).

Добрый день, Евгения! Спасибо за вопрос. Постараюсь изложить свою точку зрения.

В последнее десятилетие раннее обучение английскому языку стало одним из популярнейших направлений детского развития. Несмотря на то, что по-прежнему находится немалое число людей, считающих раннее знакомство со вторым языком чем-то ненужным, вредным или просто очередным преходящим модным веянием, с каждым годом неуклонно растёт число родителей, мечтающих услышать настоящую английскую речь из уст своего ребёнка. И первый вопрос, который задают себе такие родители, — вопрос «Когда?». Когда можно знакомить ребёнка с английским языком, чтобы получить наилучшие результаты?

На самом деле, иностранные языки можно и нужно учить в любом возрасте – они стимулируют развивающийся мозг младенца и поддерживают дееспособное состояние мозга человека преклонного возраста. Но, как известно, чем раньше начат процесс обучения, тем легче он протекает. Не зря Гленн Доман называл детей до 7 – 9 лет «лингвистическими гениями», ведь сама природа направляет гибкие мозговые механизмы ребёнка в нужном направлении, помогая ему с необычайной лёгкостью впитывать ту информацию, которая уже с гораздо большим трудом даётся головному мозгу взрослого человека. Дети учат языки интуитивно, быстро усваивая на слух все нюансы живой речи, тогда как человеку более старшего возраста для достижения того же результата обычно требуется довольно основательный подход, с многократным прослушиванием аудиоматериалов и чтением учебников по грамматике.

Итак, самое подходящее время для усвоения языков – первые годы жизни ребёнка. Но когда же именно сделать первый шаг к английскому языку? Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, какой вы видите свою конечную цель. Если вы мечтаете вырастить ребёнка билингвом, т.е. человеком, свободно владеющим двумя языками, то вам следует задуматься о создании соответствующей языковой среды уже в первые месяцы или годы его жизни. (Я не рассматриваю примеры, когда ребёнок уже в более старшем возрасте переезжает с родителями в другую страну и, путём очень интенсивного погружения в новый язык, довольно быстро выучивает его до уровня свободного владения. Речь в данной статье идёт о семьях, проживающих вне стран второго изучаемого (в нашем случае, английского) языка). Считается, что в ситуации искусственного билингвизма необходимо, чтобы ребёнок не менее 30 % времени в день находился погружённым в соответствующую языковую среду. Иными словами, приступая к внедрению английского языка с первых месяцев жизни будущего билингва, вы должны решить, чьими силами будет осуществляться это погружение, — будет ли это англоязычная няня, либо вы сами (при поддержке огромного количества широкодоступных в настоящее время печатных изданий, а также аудио- и видеоматериалов) будете создавать в условиях своей квартиры настоящую Англию.

В своей статье «Воспитание билингвального ребёнка как стиль жизни» (конференция «Английский в раннем детстве-2») я описывала свой опыт воспитания маленького билингва – второй дочери, которую я начала знакомить с английским языком, даже не дожидаясь её рождения, а именно со второго триместра беременности. Дело в том, что мне так не терпелось приступить с ней к изучению английского, что я решила не упускать драгоценное время на мечты о том, как чудесно мы будем заниматься через 9 месяцев, и заранее начала обширную языковую подготовку. Не берусь утверждать, что «английский в мамином животе» даёт стопроцентный положительный результат для самого ребёнка (хотя появляется всё больше научных данных о том, что изучение языков действительно начинается уже в материнской утробе), но он несомненно оказывает положительное влияние на уровень подготовки мамы. После нескольких месяцев чтения вслух сказок, пения потешек и штудирования глоссариев я, не теряя времени, смогла приступить к языковому развитию новорожденной дочери, чётко осознавая, в каком направлении нам следует двигаться дальше. Я считаю, что для родителей, мечтающих воспитать ребёнка-билингва, вряд ли может существовать понятие «слишком рано». Период времени, в течение которого человеческий мозг способен с легкостью осваивать несколько языков параллельно, не столь продолжителен, и то, что откладывается сегодня под предлогом «слишком рано», завтра уже может попасть в категорию «слишком поздно».

Однако билингвизм, как и любая другая идея, отнюдь не является целью всех без исключения родителей. Большинство российских детей всё же не изучают английский язык с колыбели, а знакомятся с ним в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте. Кого-то родители приводят на курсы английского языка «просто для общего развития» или «за компанию с другими детьми». Другим детям нанимают репетиторов незадолго до начала изучения английского языка в школе, чтобы облегчить восприятие школьной программы. В этих случаях речь о формировании билингвизма, как правило, не идёт, а в процесс изучения языков вовлекаются уже несколько иные мозговые механизмы. Безусловно, дети, начинающие изучать английский язык в старшем дошкольном или школьном возрасте, тоже нередко достигают весьма впечатляющих результатов, хотя это требует от них гораздо большего количества сознательных целенаправленных усилий, чем от малышей, способных легко и практически незаметно для самих себя просто «впитывать» иностранный язык из окружающей среды, наряду с родным языком.

В заключение, если вы мечтаете подружить ребёнка с английским языком с первых лет жизни, не бойтесь потенциальных трудностей. Представьте, что вы отправляетесь в большое плавание, полное интересных приключений. Да, иногда вам мешают подводные камни и встречный ветер, а порой даже может возникнуть желание всё бросить и повернуть обратно. Но с каждым годом всё больше и больше увлечённых родителей и детей, не боясь преходящих сложностей, плывут по морю английского языка навстречу новым открытиям. Присоединяйтесь, и вы получите уникальный, непохожий ни на что иное, опыт, — опыт, который откроет качественно новые перспективы для вас и ваших детей.

3 комментария

  • Анна:

    добрый вечер!! у меня трое детей. со старшей дочкой начала в 2,7 г одновременно со средним сыном, которому было тогда 1,3. с самым младшем с рождения. спустя 7, 5 лет нашего билингвального путешествия хочу отметить — несомненно если позволяет уровень родителей, то лучше начать с самого рождения. этот процесс проходит более естественно. детей чувствуют язык настолько удивительно ,что не перестаю удивляться.

    • Наталья:

      Анна, спасибо за комментарий, абсолютно согласна. Если в моей жизни появится третий ребёнок, обязательно начну заниматься тоже с рождения:)

  • Ох, это точно, Наташа, приключения будут ждать за каждым поворотом))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *