Плюсы и минусы методики Марии Монтессори

В настоящее время система образования Монтессори очень популярна. Она хорошо зарекомендовала себя, благодаря выраженному положительному эффекту, проявляющемуся у всех детей без исключения. Кроме того, сейчас стало популярно мнение о том, что система Монтессори становится не просто образовательной программой, а образом жизни всей семьи.

Методика предполагает создание в доме особой атмосферы, включающей не только специфическую организацию пространства, но и отношение родителей к ребенку и друг к другу. Именно поэтому, прежде чем выбирать эту методику для работы с вашим ребенком, следует проанализировать все положительные и отрицательные ее стороны.

плюсы и минусы методики монтессори

Плюсы методики Монтессори

Методика очень эффективна. Она зарекомендовала себя как действенный способ развития эмоциональной, социальной, когнитивной, ну и, конечно, умственной сфер.

Положительные стороны методики Монтессори — на занятиях не приветствуется критика и заниженная оценка. Детей обучают не через рассказ учителя, а через работу с материалами и это является главным достоинством программы. Большое внимание в методике акцентируется на сенсорном и сенсорно-моторном развитии учеников, что напрямую влияет на дальнейшее умственное развитие. Ребенок развивается самостоятельно, основываясь на его индивидуальных особенностях.

Методика Марии Монтессори не прибегает к классической системе поощрений и наказаний — она учит ребенка искать мотивацию для исследования окружающего мира в голове у самого ребенка.

  1. По системе Монтессори дети работают либо одни, либо в небольших группах, благодаря чему к детям применяется индивидуальный подход. Благодаря этому дети имеют мотивацию учиться, которая со временем перестает быть приходящим и уходящим явлением — она становится постоянным спутником ребенка на жизненном пути. Постоянная мотивация, естественно, оказывает положительное влияние на подход к процессу познания.
  2. Система Монтессори не приемлет стандартных способов мотивации, когда детей заставляют выполнять некую мнимую норму, хвалят за лучшую работу в классе и ругают за ошибки на глазах у всего коллектива. Для любого ребенка такая жизнь — постоянный источник стресса. Методика позволяет оградиться от него и научиться самостоятельно ставить цели, добиваться результатов, анализировать недочеты и самостоятельно ставить цели.
  3. Ребенок, занимающийся по системе Монтессори, сам решает, каким видом деятельности ему заняться. Программа хороша тем, что она имеет способность подстраиваться под интересы и потребности ребенка. Это объясняется тем, что главная задача педагогов и воспитателей, особенно на ранних этапах обучения, не укомплектовать головы детей сухим набором фактов, но воспитать в детях желание учиться и мотивацию становиться лучше в сравнении ни с кем-то другим, а с собой прежним.
  4. Отсутствие любых форм принуждения мотивирует детей и дает им возможность брать ситуацию под контроль, тем самым развивая в детях лидерские качества. Кроме того, это позволяет избежать негативных эмоций, связанных с притеснением интересов и потребностей детей.
  5. Увлекательная форма подачи материала — одна из ключевых положительных сторон методики Монтессори. Весь материал делится на зоны, каждая из которых прорабатывается с ребенком отдельно. Для каждой из этих зон разработан огромный объем теоретического и практического материала. Имеются в виду не только пособия для родителей, но и учебные материалы для детей. Программа построена так, что по большей части она не раскрывает факты, а позволяет ребенку додуматься до них самостоятельно. Преподаватели же не заставляют детей бездумно соглашаться со всем тем, что они говорят. Они позволяют детям самостоятельно получить знания о мире в ходе решения ситуационных и практических задач.
  6. Отсутствие спланированной программы позволяет детям, которые пропустили несколько дней учебы по какой-либо причине не волноваться из-за того, что они плохо напишут какую-нибудь работу. Каждый ребенок в учебных заведениях Монтессори работает в комфортном для него темпе. В обычных школах главная задача детей — угнаться за программой, написать все необходимые контрольные и при всем этом постараться хоть что-то запомнить. Здесь же ребенка никто не будет гнать за результатом.
  7. Методика Монтессори предполагает не только умственное обучение. Вместе с ним время уделяется физической культуре, когнитивному и социальному развитию. Исследования показали, что дети, посещающие специализированные школы, развиты более правильно, чем те, кто целыми днями сидят за партой и учат. В школах Монтессори у детей всегда есть возможность сменить положение тала: они могут спокойно встать, сесть или даже лечь — никто и слова не скажет. А все потому, что учителя здесь понимают важность движения для детей, в особенности — самых маленьких.
  8. Для детей здесь в приоритете их собственные потребности. Дети учатся прислушиваться к себе и понимать, что хочется им самим, а не учителю или самому громкому ребенку класса.
  9. В среде, созданной по системе Монтессори, могут сосуществовать дети с разными типами темперамента, при этом комфортно будет всем. Никто не будет скучать или бежать из последних сил, чтобы нагнать остальных.
  10. Большая доля внимания уделяется обучению детей навыкам самообслуживания. Им прививают любовь к чистоте и порядку, учат следить за своим внешним видом, состоянием волос и одежды. Учителя здесь, вместо того, чтобы обвинять родителей в недостаточно качественном домашнем воспитании, помогают детям освоить в обществе.
  11. В большинстве случаев дети обучаются в небольших группах. В каждой из них есть дети разных возрастов. Учителя помогают им общаться между собой и учиться коллективному выполнению задач.
  12. Благодаря свободному общению, которое доступно детям в течение всего дня, они с раннего возраста знают, как попросить о помощи, как поблагодарить и даже как поставить на место.
  13. Благодаря тому, что группы разновозрастные, ребенок имеет возможность сформировать в себе лидерские качества, помогая младшим ребятам. Младшие же имеют возможность выбрать себе пример для подражания среди старших детей, а не среди взрослых.

Минусы методики Монтессори

Следует понимать, что у любой педагогической методики есть минусы. Это абсолютно нормально: все дети разные, у каждого свои потребности и свой характер.

Отрицательные стороны методики Монтессори — на занятиях используется только специальный учебный материал, который разработала автор метода обучения. Программа не направлена на развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков и это является ее главным недостатком.  В обучении почти не используются игры, мало задействовано творчество и в домашних условиях есть сложности в создании полноценной среды развития.

  1. В учебных учреждениях, придерживающихся системы Монтессори, дети учатся небольшими группами. Поэтому переход в обычные учебные заведения будет большим стрессом для ребенка. Особенно это проявляется у тех детей, которые необщительны по природе. Кроме того, система ценностей и жизненных принципов обычного детского сада и обычной школы значительно отличается от того, что преподают в специфических учебных заведениях. Из-за этого между детьми может возникнуть непонимание. Конечно, со временем ребенок, скорее всего, адаптируется. Ему помогут те коммуникативные навыки, которые он получил за время учебы в заведении Монтессори, будь то детский сад или школа.
  2. Если ребенок учится по программе Монтессори, родители должны будут включаться в образовательный процесс, а иначе положительных сдвигов не будет. Методика подразумевает тесное сотрудничество учителей, родителей и ребенка, причем все они должны быть задействованы в образовательном процессе в равной мере.
  3. Монтессори в свое время ратовала за то, чтобы в сказках, читаемых малышам, не было ничего сказочного. Вместо говорящего Колобка и животных, наделенных человеческим мышлением, Монтессори рекомендовала читать детям исключительно те сказки, в которых описаны такие бытовые ситуации, которые могут произойти в реальности. Это даже, получается, не сказки, а просто поучительные истории. Такая нелюбовь к фантастике объясняется тем, что система эта направлена на создание максимально возможного уровня адаптации ребенка к реальной жизни. Именно поэтому она уделяет столько времени приобретению ключевых бытовых навыков.
  4. К сожалению, система Монтессори не учит ребенка преодолевать себя и идти против своего «хочу». В соответствии с системой, ребенок занимается тем, что ему интересно. В современном реальном мире, увы, так нельзя. Это может помешать достижению успеха в учебе (университетской) и профессии. Если такой человек осознает, что он не хочет сегодня идти на пары, то он и не пойдет. Спустя пару недель таких «не хочу» этого студента просто выгонят из института. И виноват будет не он, а система образования, которая не научила его преодолевать себя. Напротив, она частично потворствовала развитию лени.
  5. Если переводить ребенка из учреждения Монтессори в простое учебное заведение, у него, как уже говорилось, могут возникнуть некоторые трудности в плане адаптации. Те же проблемы возникают и при переводе ребенка из обычного садика или школы в учреждение, работающее по системе Монтессори. Это те же трудности в адаптации, только суть их в другом: ребенок, привыкший к получению от педагогов четких инструкций, просто-напросто теряется, когда получает свободу действий и мыслей. Такие дети обычно страдают отсутствием фокусировки на тех задачах, которые нужно выполнить или же, наоборот, чрезмерной концентрацией на одном-единственном деле. С другой стороны, такие проблемы характерны не для всех, а лишь для детей, за которых прежде все решали родитель и/или учителя, то есть для детей, прежде не имеющих права голоса. В заведениях Монтессори такие дети учатся слушать самих себя, а также формировать и высказывать собственное, объективное мнение.
  6. Современное общество взрослых людей отвергает некоторые аспекты методики Марии Монтессори. Например, чересчур частое открытое выражение ребенком своих желаний могут воспринять как недостаток воспитания, а не как проявление свободы слова и мысли.
  7. Из-за популярности системы качество такого образования очень сильно варьируется. В связи с этим, прежде чем отдавать ребенка учиться в специализированное заведение, попросите его руководителя предъявить вам дипломы и сертификаты сотрудников детского сада или школы, который вы выбрали для своего ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *