Максим

21 апреля 2021

Комментариев нет

Главная Методика Монтессори

Методика Марии Монтессори

В настоящее время родителям предлагается множество методик и подходов для обучения и развития ребенка. Чтобы сделать выбор в пользу одного из них, необходимо разобраться в их основах и принципах. Одна из популярных — это методика Марии Монтессори.

Методика Марии Монтессори

История

Мария Монтессори — это итальянский педагог, антрополог, психолог и врач, жившая на рубеже XIX–XX столетий. Работа в детской психиатрической клинике подтолкнула ее к созданию своей образовательной системы. Наблюдая за скучающими детьми, она невольно пришла к выводу, что в определенной среде ребенок будет хотеть развиваться. Вместе с мужем они начали разрабатывать собственные методики для развития детей. Вначале это были методики для детей с особенностями развития. Увидев плоды своего труда, Монтессори адаптировала свою образовательно-развивающую систему для всех детей. Эта методика была названа в честь имени автора.

Суть методики

Самой ответственной фазой жизни является отрезок времени от рождения до 6 лет, т. к. это время формирования у ребенка его личности и способностей. Взрослый должен понять, чем интересуется ребенок, и создать для него благоприятную среду, в которой он будет с интересом развиваться. Главное — это развитие мелкой моторики и чувств, воспитание в каждом ребенке самостоятельности.

В этой методике нет единых требований для всех, у каждого — свой индивидуальный темп. Ребенок занимается тем, что ему по душе, что нравится. Главный принцип: «Помоги мне сделать это самому».

Основные положения

  1. В процессе обучения ребенок проявляет активность, а находящийся рядом взрослый — не наставник, а только помощник.
  2. Ребенок самостоятельно принимает решение, какой деятельностью заниматься.
  3. Дети старшего возраста помогают младшим освоить то, что уже умеют сами. Такое обучение способствует развитию лидерских качеств у старших.
  4. Занятия проходят в специальной среде.
  5. Главная задача педагога — добиться, чтобы у детей появился интерес, побуждающий их к дальнейшему самостоятельному развитию.
  6. Запреты и критика недопустимы. Ребенок может совершать ошибки и самостоятельно их анализировать.

Основы педагогики

Основные составляющие педагогики Монтессори позволяют ребенку найти свой путь развития. Таковыми составляющими являются роли взрослого воспитателя, развивающей среды и дидактического материала. Роль воспитателя очень важна. Прежде всего он должен быть опытным и мудрым, создавать развивающую среду и предоставлять детям дидактический материал. Свои знания о мире взрослые не навязывают. Воспитатель наблюдает, как играют дети, выявляет их интересы и наклонности. Взрослый и ребенок находятся в равных условиях — оба сидят на полу или на корточках. Педагог не мешает ребенку. Пусть ребенок ошибается и делает свои маленькие открытия. Это позволит ему продвигаться дальше в нужном направлении.

Основополагающим элементом педагогики Монтессори является развивающая среда. Если она подготовлена правильно, ребенок развивается самостоятельно, без опеки воспитателя. Дети любят познавать мир: все понюхать, пощупать, попробовать на вкус. Комната для игры делится на пять зон:

  1. Повседневная жизнь — в этой зоне упражнений ребенок учится уходу за своими вещами, уходу за собой.
  2. Языковая — в игре ребенок знакомится с буквами, учится писать слова.
  3. Сенсорная — в специальных играх развиваются органы чувств, изучаются величина и размеры предметов.
  4. Естествознания — ребенок знакомится с миром, космосом, ботаникой, географией, физикой, анатомией и другими науками.
  5. Математическая — здесь дети знакомятся с цифрами и учатся математическим действиям.

Основой педагогики Монтессори является и предметная среда — дидактический материал. Игрушками могут быть любые предметы: тазик, салфетка, губка, карандаш. Следует располагать игрушки на уровне глаз ребенка. К дидактическому материалу следует относиться аккуратно. При групповых занятиях материал нельзя передавать из рук в руки. После того как ребенок закончил упражнение, он должен положить пособие на место. Затем можно брать другие материалы. Монтессори считала, что игра с мелкими предметами развивает речь, память, формирует интеллект. Важно воспитание в ребенке самостоятельности. Все книги должны быть в одном экземпляре — дети должны научиться договариваться. Поработав с книгой, нужно поставить ее на место. Таким образом дети приучаются к порядку и к пониманию того, что каждая вещь имеет свое место.

Преимущества методики

  1. Отсутствие обязательной программы. Каждый развивается в своем темпе, не стремясь за другими детьми.
  2. Дети получают навыки самостоятельно справляться с бытовыми обязанностями.
  3. Свобода выбора способствует формированию индивидуальности.

Недостатки методики

  1. Методика Монтессори развивает у ребенка только практические навыки и интеллект.
  2. Не развивается творческая сторона — отсутствуют зоны, в которых дети могут творить.
  3. Подвижные и ролевые игры не предусмотрены, из-за этого дети умеют договариваться, а дружить и играть вместе — нет.
  4. Детям трудно привыкнуть к дисциплине обычной школы или детсада, т. к. педагога они воспринимают, как помощника. Для традиционных образовательных организаций характерно, что педагог — это авторитет.

Для кого подходит система Монтессори?

Будет интересна для родителей, которым важен индивидуальный подход к ребенку, и не будет интересна для тех, кто подавляет ребенка своим авторитетом, ограничивая его свободу.

Творческие дети могут скучать в Монтессори-группах. Из-за отсутствия активных занятий трудно может быть и подвижным детям. Т. к. группы разновозрастные и дети мало общаются между собой, тяжело будет влиться в процесс обучения стеснительным детям.

Суть педагогики Марии Монтессори — это предоставление ребенку доступной среды и свободы. Взрослым отводится второстепенная роль. Но данная педагогика имеет и свой минус — ребенку сложно влиться в коллектив традиционной образовательной школы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×