Методика Монтессори для детей – это система раннего развития малышей-дошкольников, которая, не предполагает жёстких запретов и ограничения в сферах деятельности. Заниматься по ней можно начинать с самого рождения ребёнка. В пользу этого свидетельствует также тот факт, что в первые три года жизни мозг усваивает абсолютно всю информацию, которая в него поступает и которую он может переварить и осмыслить.

С одной стороны, самостоятельность в учёбе способствует развитию самостоятельности в жизни. Однако абсолютная самостоятельность не приведёт ни к чему хорошему, ведь если полностью предоставить ребёнка самому себе, то не будет возможности развить в нём дисциплину. В связи с этим предполагается введение в программу ребёнка тех занятий, которые не интересуют его.

Занятия можно проводить с самого раннего возраста, главное – подобрать особенные игрушки, которые должны способствовать развитию моторики и сенсорики. Они должны быть разной длины и структуры, разной формы, размера, цвета. Пусть они издают разные звуки и будут выполнены из разных материалов. Словом, чем больше анализаторов будет задействовано в процессе игры, тем лучше.

Монтессори-методика — педагогическая система образования была разработана в начале 20 века первой в Европе женщиной-врачом Марией Монтессори. Метод основан на принципах свободного воспитания. Приоритет в учебных заведениях отдаётся развитию сенсорики, то есть деятельности органов чувств. Эта система способствует развитию у детей ряда навыков и качеств: самостоятельности, умения концентрировать внимание, координации, работы по упорядоченному алгоритму, умения сортировать поставленные задачи по критерию приоритетности.

Стоит заметить, что, как показывает практика, подавляющее большинство детей, обучавшихся по системе Монтессори, вырастают любознательными, целеустремлёнными и, что самое главное, добрыми людьми. Они научены не тратить время на бессмысленные конфликты и конкуренцию, ведь с самого раннего детства такой ребёнок осознаёт, что его главный конкурент — он сам из прошлого.

Всем известно, что Мария Монтессори была врачом, но мало кто знает, что она специализировалась на работе с детьми, у которых были выявлены особенности психического и когнитивного развития. В ходе напряжённой работы было выяснено, что большинство из этих детей на самом деле абсолютно здоровы, просто родители ими не занимались. Как итог этого — образовательная система Монтессори стала базироваться на трех составляющих: ребёнок, окружающая среда и учитель-наставник.

Методика Марии Монтессори

Принципы методики

Методика Монтессори пропагандирует проявление к малышам такого же уважения, как к взрослым людям. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка как можно раньше сформировалось понимание того, что он — такая же часть социума, как мама или папа, и что мир, окружающий ребёнка, — это не что-то эфемерное и непостижимое. Напротив, всё, что ребёнок видит, имеет свою структуру и место в этом большом мире.

Самой ответственной фазой жизни является отрезок времени от рождения до 6 лет, т. к. это время формирования у ребенка его личности и способностей. Взрослый должен понять, чем интересуется ребенок, и создать для него благоприятную среду, в которой он будет с интересом развиваться. Главное — это развитие мелкой моторики и чувств, воспитание в каждом ребенке самостоятельности.

Основными принципами системы являются:

  1. Самостоятельность ребёнка.
  2. Свобода в установленных границах.
  3. Естественное психологическое, физическое и социальное развитие.

Особенность методики Монтессори заключается в отсутствии каких-либо форм принуждения. По мнению автора методики, каждый ребёнок подсознательно стремится развиваться и получать знания. Рано или поздно у него появляется потребность в приобретении нового опыта и открытии граней, в которые до сих пор он был заключён. Когда она появляется, ребёнок, сам того не осознавая, начинает искать способы узнать для себя что-то новое. Задача родителей — наблюдать этот процесс и следить, чтобы ребёнок всегда был в безопасности.

Здесь нет единых требований для всех, у каждого — свой индивидуальный темп. Ребенок занимается тем, что ему по душе, что нравится. Главный принцип: «Помоги мне сделать это самому».

Основные положения

  1. В процессе обучения ребенок проявляет активность, а находящийся рядом взрослый — не наставник, а только помощник.
  2. Ребенок самостоятельно принимает решение, какой деятельностью заниматься.
  3. Дети старшего возраста помогают младшим освоить то, что уже умеют сами. Такое обучение способствует развитию лидерских качеств у старших.
  4. Занятия проходят в специальной среде.
  5. Главная задача педагога — добиться, чтобы у детей появился интерес, побуждающий их к дальнейшему самостоятельному развитию.
  6. Запреты и критика недопустимы. Ребенок может совершать ошибки и самостоятельно их анализировать.

Методика Монтессори – программа раннего развития, где ребёнку отводится ведущая роль. Малыши любого возраста сами выбирают себе вид деятельности. Несомненный плюс также в том, что в течение учебного дня дети обслуживают себя полностью самостоятельно. Разумеется, преподаватели и воспитатели в первый раз будут рядом, чтобы объяснить, как правильно, и предостеречь от ошибок, однако в дальнейшем ребёнок учится сам справляться с простейшими бытовыми заданиями.

Суть методики Монтессори

Методика базируется на том, что в приоритете здесь не интеллект, а развитие моторики, органов чувств, навыков социализации и самостоятельности. Несомненным положительным аспектом данной системы является то, что она не предполагает определённой программы. Имеется в виду, что не существует конкретных сроков выполнения того или иного задания — каждый ребёнок работает в индивидуальном темпе. Кроме того, на первых порах дети даже имеют возможность самостоятельно принимать решения о том, чем они хотят заниматься в настоящий момент. Таким образом, ребёнок, работая в разных сферах, совершенствует свои навыки, не конкурируя при этом с другими детьми, тем самым приобретая уверенность в себе и повышая свою самооценку.

Смысл методики Монтессори заключается в развитии самостоятельности у ребенка. В соответствии с обучением – большую часть знаний ребёнок усваивает самостоятельно, без помощи взрослых. Что же делать нам, взрослым, если неотъемлемой частью методики является невмешательство в детские игры? Наша обязанность — выяснить, что интересует ребёнка, какие у него особенности характера, чем он хочет заниматься. Когда это будет сделано, необходимо создать такую среду, в которой он будет чувствовать себя комфортно и иметь возможность заниматься тем, что ему нравится.

Система Монтессори подразумевает, что задача взрослого человека — наблюдать за самостоятельной деятельностью ребёнка, анализировать его интересы, подбирать ему материалы для занятий таким образом, чтобы те соответствовали этим интересам.

Основы педагогики

Основные составляющие педагогики Монтессори позволяют ребенку найти свой путь развития. Таковыми составляющими являются роли взрослого воспитателя, развивающей среды и дидактического материала. Роль воспитателя очень важна. Прежде всего он должен быть опытным и мудрым, создавать развивающую среду и предоставлять детям дидактический материал. Свои знания о мире взрослые не навязывают. Воспитатель наблюдает, как играют дети, выявляет их интересы и наклонности. Взрослый и ребенок находятся в равных условиях — оба сидят на полу или на корточках. Педагог не мешает ребенку. Пусть ребенок ошибается и делает свои маленькие открытия. Это позволит ему продвигаться дальше в нужном направлении.

Основополагающим элементом педагогики Монтессори является развивающая среда. Если она подготовлена правильно, ребенок развивается самостоятельно, без опеки воспитателя. Дети любят познавать мир: все понюхать, пощупать, попробовать на вкус. Комната для игры делится на пять зон:

  1. Повседневная жизнь — в этой зоне упражнений ребенок учится уходу за своими вещами, уходу за собой.
  2. Языковая — в игре ребенок знакомится с буквами, учится писать слова.
  3. Сенсорная — в специальных играх развиваются органы чувств, изучаются величина и размеры предметов.
  4. Естествознания — ребенок знакомится с миром, космосом, ботаникой, географией, физикой, анатомией и другими науками.
  5. Математическая — здесь дети знакомятся с цифрами и учатся математическим действиям.

Основой педагогики Монтессори является и предметная среда — дидактический материал. Игрушками могут быть любые предметы: тазик, салфетка, губка, карандаш. Следует располагать игрушки на уровне глаз ребенка. К дидактическому материалу следует относиться аккуратно. При групповых занятиях материал нельзя передавать из рук в руки. После того как ребенок закончил упражнение, он должен положить пособие на место. Затем можно брать другие материалы. Монтессори считала, что игра с мелкими предметами развивает речь, память, формирует интеллект. Важно воспитание в ребенке самостоятельности. Все книги должны быть в одном экземпляре — дети должны научиться договариваться. Поработав с книгой, нужно поставить ее на место. Таким образом дети приучаются к порядку и к пониманию того, что каждая вещь имеет свое место.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Взрослый должен проанализировать интересы ребёнка и подобрать такие рабочие материалы, с которыми ему не будет скучно работать.

Философия Монтессори-педагогики

Коротко философию Монтессори можно представить следующими тезисами:

  1. Ребёнок — это личность, которую нужно уважать так же, как и взрослого.
  2. Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд.
  3. Главная задача взрослого — создание благоприятной среды для раскрытия потенциала ребёнка.
  4. Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему-либо.

Главный смысл методики Марии Монтессори заключается в самостоятельном обучении. Дети учатся, познают новое, делают выводы и строят логические цепочки. Взрослые же всегда находятся рядом. Во-первых, для обеспечения безопасности, а во-вторых — для того, чтобы ребёнок чувствовал, что он не один.

Методика действует одинаково на детей всех возрастов. Главным образом она включает в себя физический, эмоциональный, социальный и когнитивный виды развития.

Направления развития ребёнка

  1. Бытовые навыки. Необходимо обучать ребёнка повседневным делам, чтобы впоследствии ему было легче адаптироваться к взрослой жизни.
  2. Сенсорика. Необходимо развивать у ребёнка чувственное восприятие мира. Ребёнок должен понимать, что все окружающие его объекты реальны, что каждый из них имеет определённую структуру и составные части.
  3. Математика. Подразумеваются простейшие навыки, эдакая «зарядка для ума». Доказано, что счёт и выполнение математических действий в уме способствуют развитию рационального мышления.
  4. Язык. Речь здесь идёт не об изучении орфограмм, а о коммуникации. Большая часть детей, с которыми работала Мария Монтессори, не имели реальных психических отклонений. Это были просто запущенные дети, с которыми родители по какой-то причине не занимались. Речь — основа понимания. Если человек не владеет общепринятой речью, то он никогда не научится понимать мир.
  5. Творческое развитие. Система Монтессори уделяет огромное внимание различным творческим занятиям, таким как, например, рисование. Оно не только способствует развитию воображения, но и позволяет детям выплеснуть эмоции, не прибегая при этом к крику или любым другим видам физической и ментальной агрессии. С музыкой то же самое. Многие дети, не умеющие говорить, очень любят слушать музыку, а точнее — классические произведения. Во время прослушивания на лицах таких детей можно уловить целую гамму эмоций.
  6. Развитие талантов. Данное направление неразрывно связано с творческим развитием, однако сюда входят и другие параметры, такие как изучение точных наук, если ребёнок склонен к этому от природы и/или уже изучил более лёгкие дисциплины.

Методика Монтессори позволяет даже осваивать иностранные языки в той форме, которая будет наиболее подходящей конкретно для вашего ребёнка. Стоит отметить, что при использовании этой методики преподаватели, если они, конечно, профессионалы, находят к малышу индивидуальный подход.

Также, помимо развития интеллекта ребёнка, эту систему можно использовать и для занятий физической культурой. Исследования показали, что дети, обучающиеся в таких заведениях, намного лучше физически развиты, чем дети из обычных школ. Опять-таки это продиктовано тем, что на обычных уроках физкультуры дети и учитель просто выполняют план. По сути, в нынешних школах учителя совсем перестали общаться с детьми на внеучебные темы. Это ещё одно отличие обыкновенных школ от тех, что придерживаются методики. В школах Монтессори детей слушают, слышат и понимают. Если ребёнок сегодня не хочет бегать, заставлять и угрожать ему двойкой никто не будет.

Кстати, говоря о двойках: в школах Монтессори нет оценок. Вернее, там нет оценок, к которым мы привыкли. Там не радуются пятёркам и не плачут из-за двоек. Последователи системы считают, что сравнивать детей друг с другом ни в коем случае нельзя. Намного более продуктивно и полезно для ребёнка будет сравнить его прежние успехи в том или ином деле с нынешними. При этом нужно указать ребёнку на недочёты и побеседовать с ним, порассуждать над тем, как эти недочёты исправить. Практика разговора, обсуждения и анализа собственных успехов и недочётов своей же работы — очень действенный метод усовершенствования собственных навыков без постороннего вмешательства.

Виды Монтессори-классов и уроков

Учёба в монтессори-классах построена так, чтобы ребёнок приобретал знания самостоятельно, а педагог всеми силами помогал ему в этом. Под помощью подразумевается не штудирование учебников, а предложения разнообразных видов деятельности, объяснения, ответы на вопросы и в целом доброжелательное отношение.

Метод Монтессори основан на том, что во время работы ребёнок должен находиться в нормальных, привычных для него условиях — скажем так, в естественной среде. Не стоит создавать какую-то «особую атмосферу» в учебном классе, так как это будет нереалистично. Наша задача — научить ребёнка действовать в той среде, которая будет окружать его в течение жизни.

Система предлагает три типа уроков:

1. Индивидуальные

Суть занятия состоит в том, что учитель в индивидуальном порядке подбирает для ребёнка учебный материал, который, во-первых, будет привлекать малыша визуально; во-вторых, будет иметь специфический внешний вид, отличный от всего остального, что окружает ребёнка в настоящий момент; и, наконец, в-третьих, позволит ребёнку самому оценить правильность или неправильность собственных действий.

Если все три условия соблюдены, то можно даже ничего не объяснять ребёнку — в большинстве случаев дети додумываются сами, как использовать учебный материал. Если же этого не происходит, то никто не запрещает вам помочь ребёнку, направив его мысли в нужное русло.

Необходимо отметить, что во время таких занятий всё внимание педагога должно быть сосредоточено только на одном ребёнке, другие не должны вмешиваться.

2. Групповые

Алгоритм мало отличается от предыдущего. Разница лишь в том, что в работе принимают участие несколько детей, достигших примерно одного уровня.

3. Общие

К занятию приобщены все дети. Такой вид работы мало распространён, так как для общих занятий необходимо, чтобы все дети имели примерно одинаковый уровень знаний по предмету, чтобы кто-то не был «лучше», а кто-то — «хуже». Обычно общие занятия проводятся, когда все начинают учить новый предмет, например, биологию, или хотя бы новую тему, никак не связанную с предыдущей.

В школе Монтессори классы имеют возрастную систему. Переход в следующий класс осуществляется не в течение года, как мы привыкли, а в зависимости от того, как ребёнок усваивает программу. Повторимся, что никаких сжатых сроков нет, поэтому никто не может ругать ребёнка за то, что у него что-то не получается. Соответственно, никаких чётких целей на год в таких учебных заведениях нет. Программа даётся на три года и ребёнок занимается так, как ему удобно, ведь все мы индивидуальны, и Монтессори понимала это.

Монтессори-класс включает в себя развивающее пространство, поделенное на зоны деятельности. Дети самостоятельно выбирают зону и материал для работ.

Малыш может работать самостоятельно либо же в компании других детей. При этом младшие помогают старшим, а старшие заботятся о младших. Однако существует нерушимое правило: если ребёнок в зоне один, то никто не должен ему мешать.

Обучение детей по методике Монтессори предполагает чёткое зонирование пространства. Это делается и в садиках, и в школах. При этом дети не ограничены в перемещениях между зонами. Знания дети получают в ходе самостоятельной деятельности. Малыши не сидят за учебниками. Конечно, книги у них есть, и они используются по назначению, однако о той зубрёжке, к которой мы привыкли, не может идти и речи.

Методика Монтессори и семья

Чтобы обучение проходило без помех, недостаточно просто отдать ребёнка в такую школу или детский сад. Родители также должны прилагать усилия. Прежде всего, им стоит создать в доме (или хотя бы в комнате ребёнка) атмосферу, соответствующую той, что царит в классе. Это необходимо для того, чтобы в голове у ребёнка не возникал диссонанс от того, что в школе его окружает одно, а дома — совсем другое.

По Монтессори ребенок и взрослый должны находиться в равноправном положении. Поэтому родители должны относиться к своему ребенку согласно философии Монтессори.

19 заповедей Марии Монтессори

  1. Дети учатся благодаря тому, что их окружает.
  2. Когда ребёнок подвержен критике, то он учится осуждать других.
  3. Когда ребёнка хвалят, то он учится адекватно оценивать ситуацию.
  4. Когда по отношению к ребёнку проявляют враждебность, то ребёнок становится враждебным.
  5. Когда ребёнку честно говорят о его достижениях и промахах, то он учится анализировать.
  6. Если детей часто высмеивают, то они учатся быть робкими.
  7. Если дети живут с чувством безопасности, то они учатся верить и доверять другим.
  8. Если детей часто позорят, то они привыкают постоянно ощущать неполноценность, которой на самом деле нет.
  9. Если детей одобряют, то они учатся ценить себя и свои чувства.
  10. Если к детям бывают снисходительны, то они учатся терпению.
  11. Если детей часто подбадривают, то они приобретают уверенность в себе и внутреннюю силу.
  12. Если дети живут в атмосфере дружбы и чувствуют себя необходимыми, то они учатся любить.
  13. Нельзя говорить о детях плохо за их спиной, так как тайное всегда становится явным.
  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в детях, тогда плохому не будет оставаться места.
  15. Если ребёнок обращается к вам, переключите на него всё своё внимание.
  16. Уважайте детей, даже когда они сделали ошибку. Давайте ребёнку шанс её исправить.
  17. Будьте готовы помочь детям, которые находятся в поиске, и быть незаметными для тех детей, которые уже все нашли.
  18. Для того чтобы помочь ребёнку познать что-то новое, просто находитесь рядом и поддерживайте его во всех начинаниях.
  19. Когда общаетесь с ребёнком, показывайте ему свои лучшие манеры и качества, чтобы малыш стремился вам подражать.

Краткое описание методики Монтессори заключается в том, что в учебных заведениях, работающих согласно методике Монтессори, у детей есть возможность самостоятельно получить знания и применить их затем на практике. Кроме того, дети учатся общаться как со взрослыми людьми, так и со сверстниками. Они приобретают навыки избегания и улаживания конфликтов, расстановки приоритетов и решения нескольких задач одновременно.

Плюсы и минусы методики

У каждой образовательной методики есть свои плюсы и минусы. К положительным сторонам здесь относятся развитие самостоятельности, обучение без стресса, возможность для детей с особенностями развития догнать сверстников именно в той области, где ребёнок отстаёт, и многое другое.

Преимущества методики

  1. Отсутствие обязательной программы. Каждый развивается в своем темпе, не стремясь за другими детьми.
  2. Дети получают навыки самостоятельно справляться с бытовыми обязанностями.
  3. Свобода выбора способствует формированию индивидуальности.

Недостатки методики

  1. У ребенка развиваются только практические навыки и интеллект.
  2. Не развивается творческая сторона — отсутствуют зоны, в которых дети могут творить.
  3. Подвижные и ролевые игры не предусмотрены, из-за этого дети умеют договариваться, а дружить и играть вместе — нет.
  4. Детям трудно привыкнуть к дисциплине обычной школы или детсада, т. к. педагога они воспринимают, как помощника. Для традиционных образовательных организаций характерно, что педагог — это авторитет.

Основной минус программы заключается в том, что раз детей не принуждают учиться, не учат переступать через себя ради цели, то в итоге у ребёнка, учившегося в такой среде, могут возникнуть трудности во время обучения в вузе. Ведь нагрузка там намного сильнее чем в школе. К тому же персонал высшего учебного заведения не будет тратить время на поиск индивидуального подхода к студенту, и если тот не будет сдавать вовремя работы и посещать пары только потому, что у него нет внутреннего стержня, который позволил бы себя заставить сделать то, что нужно для цели, рано или поздно такие студенты покидают институты.

У системы Монтессори есть ещё один недостаток — отсутствие системы оценивания. С одной стороны это хорошо, ведь дети учатся для себя, а не для условной пятёрки. Однако с другой стороны ввиду отсутствия системы оценивания трудно понять, достиг ли ребёнок в процессе обучения уровня сверстников и будет ли он впоследствии конкурентоспособен.

Стоит отметить что, если вы решили отдать ребёнка в такое учебное заведение, вам необходимо будет заниматься и в домашних условиях тоже. Это потребует от вас изобретательности и креативности, так что будьте готовы. Такие меры необходимы для того, чтобы ребёнок не ощущал слишком сильного различия между тем, как он занимается в садике или школе и тем, как он занимается дома.

Для кого подходит система Монтессори?

Будет интересна для родителей, которым важен индивидуальный подход к ребенку, и не будет интересна для тех, кто подавляет ребенка своим авторитетом, ограничивая его свободу.

Творческие дети могут скучать в Монтессори-группах. Из-за отсутствия активных занятий трудно может быть и подвижным детям. Т. к. группы разновозрастные и дети мало общаются между собой, тяжело будет влиться в процесс обучения стеснительным детям.

Здесь отрицаются любые виды принуждения. Ребёнок занимается так, как хочется и нравится ему. Это касается предмета, который он учит, формы одежды, положения тела в пространстве и всего остального без исключения. Большую часть времени дети проводят как раз за этими свободными занятиями. Разумеется, учебу никто не отменял, однако преподнесение материала в образовательных заведениях Монтессори, значительно отличаются от привычных нам способов. В садике, главная задача воспитателей — не выдать программу, предписанную руководством, а построить образовательный процесс так, чтобы у детей появилась мотивация учиться и познавать новое даже вне стен детского сада. Примечательно, что если удалось сформировать такое стремление учиться ещё в раннем возрасте, то оно останется с человеком до конца его жизни, ведь привычки, формирующиеся в раннем детстве, самые сильные.

Работа по методике Монтессори — это далеко не просто игра, как может показаться на первый взгляд. Это тяжёлая работа как для ребёнка, так и для родителей. Известно, что у каждого человека есть свои сильные и слабые стороны. Система Монтессори позволяет сделать упор на развитие сильных сторон, что, в свою очередь, поднимает самооценку ребёнка, когда он осознаёт собственный успех. После этого постепенно вводятся занятия, которые начнут развивать те области, в которых ребёнок не силён.

Библиография Марии Монтессори

Мария Монтессори за свою жизнь не только перевела на свой язык множество трактатов известнейших педагогов и психологов; она сама написала несколько фундаментальных трудов об образовании и воспитании, которые впоследствии стали руководством по созданию образовательных программ. Самой известной книгой авторства Марии является труд «Метод Монтессори», который в настоящее время переведён более, чем на двадцать языков и является руководством по образованию детей в школах более чем тридцати стран по всему миру.

Видео презентация

YouTube video
YouTube video

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *