Главная Методика Монтессори

Цитаты Марии Монтессори

Цитаты Марии Монтессори

Мария Монтессори прославилась не только жаждой знаний, но и острым умом. Она, можно сказать, работала вопреки всему миру и именно благодаря ей образовательные стандарты претерпели революцию. В итоге женщину приняли в научном обществе и полюбили. Она стала символом прогресса. Мария за свою жизнь произнесла много речей и представила колоссальное количество докладов. Ниже мы привели самые известные её цитаты.

10 лучших цитат

  1. «Научными наблюдениями было установлено, что образование — это не то, что дает учитель, образование — это естественный процесс спонтанного развития человеческой личности, и оно приобретается не прислушиванием к словам, а благодаря собственному опыту в окружающем мире. Задачей учителя становится подготовка ряда учебных материалов в специальной образовательной среде и затем отказ от навязчивого вмешательства. Учителя могут помочь только великой работе, происходящей внутри, как слуги помогают мастеру. Делая это, они станут свидетелями раскрывающейся человеческой души и появления Нового Человека, который не будет пассивным наблюдателем жизни, но будет иметь ясность видения, чтобы направлять и формировать будущее человеческого общества». Именно это высказывание и характеризует методику Марии Монтессори. Взрослый человек должен помогать ребёнку, направлять его, давать советы, если ребёнок о них просит. Однако в сам процесс познания мира вмешиваться нельзя. По мнению Монтессори, истинные знания приобретаются посредством пережитого опыта, то есть методом проб и ошибок.

  2. «Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребенка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена, чтобы вырасти в тепле пылающего воображения». Суть этой цитаты в том, что обучение не должно подразумевать простое заучивание фактов. Преподаватели должны уметь подать материал так, чтобы ребёнок мог и, самое главное, хотел додуматься до сути. Только так может развиться логическое мышление, и только так ребёнок сможет понять, как устроена жизнь. Ситуация несколько облегчается тем, что жизнь ребёнка делится на некоторое количество возрастных периодов, в течение каждого из которых ребёнок усваивает определённые типы информации. Если правильно использовать этот факт, можно выстроить образование так, что в итоге ребёнок будет развит всесторонне.

  3. «Свобода ребенка, как таковая, должна быть в рамках интересов коллектива. В этом случае формируется то, что мы называем хорошими манерами». Суть в том, что у всякого рода свободы должны быть границы, как это ни парадоксально. Свобода одного ребёнка заканчивается там, где начинается свобода другого. Взрослые — как родители, так и преподаватели — не должны вмешиваться в образовательный процесс, однако если действия ребёнка причиняют вред какому-либо объекту или живому существу, старшие обязаны вмешаться. Свобода не значит вседозволенность. Кроме того, эта цитата говорит о том, что нужно приучать ребёнка к порядку как в голове, так и на рабочем месте. Чтобы всем в коллективе было комфортно, детей учат класть все вещи, которые они задействовали в процессе учёбы, на их законное место.

  4. «Именно дети научили нас кое-чему очень важному — тому, что свобода и дисциплина идут рука об руку, на деле это две стороны одной монеты». Данная цитата тесно переплетается с предыдущей. Здесь речь идёт о том, что свобода — это в первую очередь ответственность. Необходимо, чтобы ребёнок понимал, что все действия имеют свои последствия, а отвечать за свои собственные действия каждый должен сам.

  5. «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы — вода, в которой она плавает. В раннем возрасте человеческий дух берет из окружающего мира элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром». Порядок в данном случае обозначает привычный ход вещей. Не только дети, но и взрослые чувствуют себя некомфортно, когда что-то выходит за привычные для нас рамки. Поэтому порядок для ребёнка — основа гармоничного развития. При этом ребёнок должен научиться строить его самостоятельно. В раннем возрасте у него есть для этого всё. А задача родителей заключается в том, чтобы не препятствовать ребёнку в построении его собственного порядка.

  6. «Настоящая работа, нужная вам, не вызывает усталости, а питает вас энергией». Эта цитата в первую очередь, как ни странно, об индивидуальности. Если конкретнее, то каждый человек может найти себе занятие по душе, причём не важно, взрослый это человек или ребёнок. Если этот выбор будет правильным, то работа не отнимет у вас силы, а, наоборот, добавит. От по-настоящему хорошей работы невозможно устать. Под работой здесь понимаются любые действия, приводящие к совершенствованию. Когда человек делает что-то ради себя, он не может устать, так как понимает, что труды его окупятся.

  7. «Дети ведут нас на высшие уровни развития человеческого духа, и посредством этого решаются материальные проблемы». Маленькие дети обладают, что удивительно, природной мудростью. Пока они не выросли и не заковали себя в рамки стереотипов, слухов и предубеждений, пока они смотрят на мир непредвзято, они помогают нам, взрослым, также взглянуть на привычные нам вещи с другой, неизвестной доселе, стороны.

  8. «Словосочетание «учить детей» в нашей школе почти запрещено. Дети в полном смысле учатСЯ, то есть учат себя сами». Это чистая правда. В школах и детских садах, работающих по методике Монтессори, взрослые практически не вмешиваются в образовательный процесс. Их единственная задача — создать подходящие условия для того, чтобы дети развивались. Под условиями в первую очередь понимается мотивация. Учителя должны уметь так подавать информацию, чтобы не просто раскрыть факты, а навести ребёнка на правильную мысль, чтобы он додумал её сам. Если для этого ему придётся поработать с дополнительными источниками информации — прекрасно! Однако я имею в виду не интернет, а книги или, на худой конец, те знания, что содержатся в головах сверстников. Применяя данный метод, можно со временем заметить, что ребёнок в любой ситуации простраивает нить рассуждения. Если вы это заметили, то вас можно поздравить — своей цели вы добились!

  9. «Бесполезно «готовить к жизни», поскольку жизнь непредсказуема. Как бы вы хорошо ни приготовились – неожиданное событие застанет вас врасплох. Научиться жить можно только исподволь, например, привыкая быстро принимать решения. А для этого ребенок должен действовать свободно. Только свободный человек способен справиться с непредвиденным». Эта цитата тесно связана с предыдущей. Она говорит о том, что только собственный опыт может помочь приспособиться к постоянно меняющейся жизни. Если ребёнок с ранних лет учится анализировать данные, просчитывать свои действия наперёд, приобретает талант ораторства, то со временем принимать решения ему будет всё легче и легче. Следовательно в будущем, уже во взрослой жизни, ребёнок сможет научиться избегать острых углов в отношениях с людьми, улаживать конфликты и принимать верные решения, основанные не на эмоциях, а на молниеносном расчёте.

  10. «Первая идея, которую должен приобрести ребенок, является идеей различия между добром и злом». Здесь как раз незаменим взрослый человек, который с высоты своих лет научился понимать, какие поступки относятся к добрым, а какие — к злым. С самого раннего детства ребёнку нужно во всех подробностях рассказывать, что насилие порождает насилие, и что причинение вреда другому живому существу — что человеку, что животному — это самое страшное зло. Ни в коем случае нельзя откладывать такие разговоры, объясняя это тем, что ребёнок ещё маленький, и вы всё ему расскажете, когда он подрастёт и начнёт лучше понимать, как устроен мир. Поверьте, дети понимают мир получше вас, и именно поэтому необходимо провести для ребёнка чёткую границу, за которую ни один человек не должен заступать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×