Главная Методика Монтессори

Методика Монтессори для детей 1-3 лет

  1. В течение трёх первых лет жизни мозг малыша настроен на приём и анализ всей поступающей информации. В эти три года он должен осознать большую часть окружающего мира, его материальность и целостность.
  2. По мнению экспертов, именно в возрасте от года до трёх лет у ребёнка формируется первое впечатление об этом мире. Именно эти установки человек пронесёт с собой до конца жизни.
  3. Обучение таких маленьких детей возможно только через многократное повторение. То есть можно сказать, что дети приобретают опыт.

Основные принципы Методики Монтессори – предназначена для детей от 6 месяцев до 6 лет, но и не отрицает занятий в домашних условиях с 3 месяцев. Дошкольник может сам выбирать вид активности.  Занятия проходят в специально подготовленной Монтессори среде. Заниматься по этой технологии можно и дома вдвоем, и в группе одногодок, существуют даже садики, организованные по системе. Предполагается, что дети в 1 год и чуть старше не должны долго сидеть на месте. Подразумевается, что руки и голова малыша должны быть заняты делом: никакого волшебства не требуется, достаточно самых простых игр с предметами

Методика Монтессори для детей 1-3 лет

Построение распорядка дня для малыша по Монтессори

Главный инструмент методики – свобода выбора ребёнком действий, даже если речь идёт о таком маленьком ребёнке.

Необходимое окружение

  1. Следует чередовать местонахождение ребёнка. В любой квартире, а тем более доме, есть много разных помещений. Каждое из них представляется ребёнку целым миром. Поэтому следует как можно чаще переходить в разные комнаты, ходить по коридорам. Со временем, с формированием опыта, ребёнок сложит в своей голове воедино все локации, в которых он находился. Так в его мозгу сформируется целостная картина места, в котором он живёт.
  2. Малышам нужно проводить много времени на полу с игрушками. Это важно как для развития интеллекта и опорно-двигательной системы, так и для формирования более полной картины мира. Ребёнок должен понять, что взрослые люди ходят по твёрдому полу и твёрдой земле, а не по мягким кроватям.
  3. В распорядок дня должны быть включены прогулки вне зависимости от погодных условий. Во-первых, это поспособствует формированию естественного иммунитета, а во-вторых, ребёнок привыкнет видеть солнце, дождь, снег. Он поймёт, что мир не ограничивается теми помещениями, в которых он обычно находится, что мир гораздо шире, чем небольшая квартира.
  4. Все игрушки, находящиеся в доме, должны способствовать развитию ребёнка в любой форме. Более того, когда вы только обставляете детскую, продумайте заранее, куда можно закрепить детские тренажёры, и как вообще можно распределить пространство так, чтобы оно помогало ребёнку развиваться и открывать новые грани мира.
  5. Чередуйте время, выделенное вами для игр и общения с ребёнком, и время, когда он может остаться один. Главное в этом – безопасность. Когда ребёнок слишком маленький, его подстерегают множество опасностей для его физического здоровья. Поэтому на то время, что ребёнок находится один, из комнаты необходимо убрать любые опасные объекты. Когда ребёнок научится ходить, нужно приобрести специальные мягкие накладки на углы, чтобы, если ребёнок споткнётся, он не ударился.
  6. По мере взросления малыша обязательно обновляйте развивающие наборы.

Правила для работы по системе Монтессори

  1. Вам необходимо подготовить наборы для занятий в таких отраслях, как развитие мелкой моторики, сенсорика, когнитивное развитие, установление логических и причинно-следственных связей, развитие речи, развитие творческого мышления, работа с водой и сыпучими объектами.
  2. Необходимо научить детей самостоятельно поддерживать порядок в подвластной им игровой зоне. Будет разумно организовать ребёнку место для игр, чтобы игрушки не были раскиданы по всей квартире. Также ребёнок должен понимать, что любая игра заканчивается только тогда, когда все, что было в ней задействовано, возвращено на место.
  3. Каждый день ребёнок должен видеть на своей полке как объекты для уже знакомых ему игр, так и новые, чтобы малыш не терял интерес.
  4. С вашей стороны будет разумно отдать предпочтение простым игрушкам из натуральных материалов, нежели разноцветным пластиковым куклам и роботам, которые предназначены не для развития, а для того, чтобы скоротать время.
  5. Новые занятия вы должны демонстрировать ребёнку только тогда, когда он полностью сконцентрирован. Если у малыша что-то болит, он обижен или не выспался, то толку от таких занятий не будет, вы просто потеряете время.
  6. В ходе занятий не стоит забывать и о простых бытовых делах, ведь цель методики – максимально приспособить ребёнка к будущей взрослой жизни. Пусть он помогает вам прибирать игрушки или вытирать посуду. Чтобы привлечь малыша, фантазируйте, выдумывайте сюжеты, а главное – просто делайте это у него на глазах. Тогда ребёнок поймёт, что это обязательная процедура, которую ежедневно выполняют взрослые. Со временем малыш начнёт вам подражать, а это как раз то, что вам нужно.

Кормление ребёнка по методу Монтессори

  1. Любое кормление должно быть добровольным. Нельзя пихать в ребёнка пищу по часам, лишь бы соблюсти режим. Конечно, общий распорядок никто не отменял, но и границы нужно видеть. Организуйте пространство в комнате так, чтобы у ребёнка всегда был доступ к питьевой воде и здоровым перекусам.
  2. Касательно грудного вскармливания никаких конкретных указаний система не даёт, поэтому здесь вам нужно прислушаться к себе. Помните, что собственный иммунитет у ребёнка начинает формироваться только после года, а до этого иммуноглобулины поступают в организм малыша с молоком матери.
  3. С того момента, как ребёнок научился держать ложку и кушать самостоятельно, приучите его мыть руки перед едой.
  4. Во время еды не читайте малышу книг и не включайте мультики. Позвольте ему сосредоточиться на еде. Если вам так уж хочется поговорить, уделите внимание тому, из чего приготовлена еда, откуда берутся эти ингредиенты.
  5. В возрасте до трёх лет ребёнку можно поручать простейшие задачи из области приготовления пищи, например мытьё овощей или размешивание теста. Также хорошим опытом для ребёнка будет обучение сервировке стола. Скажите малышу, что именно вы будете готовить, и порассуждайте, сколько единиц посуды для этого нужно и что это за посуда.
  6. Старайтесь кормить ребёнка свежей домашней едой. Искусственные смеси и синтетические пюре хороши для первого прикорма. Когда малыш подрастает, ему необходимо получать все питательные вещества в свежем виде, чтобы организм сам мог их переработать.

Уход за ребёнком по методу Монтессори

  1. Процедура подъёма и отхода ко сну не должна носить насильственный характер. Ваша задача – выстроить режим дня ребёнка таким образом, чтобы в нужное время он начинал хотеть спать, а в нужное – просыпался самостоятельно.
  2. Для того чтобы малыш засыпал лучше, продумайте комплекс действий, которые будут выполняться каждый вечер, например купание, лёгкий расслабляющий массаж и чтение на ночь.
  3. Во время приучения ребёнка к горшку следует свести к минимуму использование памперсов. Ребёнок должен ощущать тот момент, когда ему нужно в туалет. Рекомендуется выбирать простой однотонный горшок. Стоять он должен в ванной комнате. Если ребёнок пока не понимает, что от него требуется, или если он не успел добежать, ни в коем случае нельзя кричать на него, да и вообще порицание здесь бесполезно. Нужно просто напомнить малышу, когда следует бежать в туалет. Если малыш спит слишком крепко и по пробуждении не успевает добежать до горшка, можно в виде исключения на ночь выносить горшок в комнату.
  4. Купание и все остальные процедуры, требующие прямого физического контакта, следует проводить с уважением к малышу. Как только он начнёт понимать речь, привыкайте во время купания просить у него разрешения прикоснуться к любой части его тела. Вы можете просто просить ребёнка подать вам руку, ногу, повернуться, наклонить голову и так далее. И это касается не только купания. На любые прикосновения нужно спрашивать разрешения. Это сформирует у ребёнка понимание того, что насилие – это ненормально, ведь даже вы, родитель, уважаете личное пространство ребёнка и прикасаетесь к нему только с его позволения.

Принципы коммуникации с детьми до трёх лет

  1. Ещё до освоения человеческой речи дети очень чувствительны ко всем невербальным сигналам, которые вы им посылаете. Это мимика, движение, продолжительность объятий и многое другое. В этом возрасте ребёнку нужно демонстрировать любовь как можно чаще: смейтесь, улыбайтесь, обнимайте малыша, играйте с ним. В то же время, когда вы сердитесь, лучше будет до минимума сократить контакт с малышом, потому что, во-первых, смена привычного веселья на раздражительность очень напугает ребёнка, а во-вторых, такой подход с младенчества учит малыша тому, что если мама не подходит и не обнимает, значит она чем-то расстроена.
  2. В любых действиях по отношению к ребёнку должно читаться ваше к нему уважение. В противном случае, если даже родители не уважают ребёнка, то и сам он себя уважать не будет.
  3. Дети до трёх лет не обладают достаточным уровнем концентрации внимания, поэтому основная цель общения – установление контакта между родителем и ребёнком. Только установив контакт, вы сможете донести до малыша свою мысль. Говорить следует коротко и по делу.
  4. Когда малыш научится понимать речь, можно начать учить его культуре общения. Прежде всего родители должны культурно общаться как между собой, так и с ребёнком. Необходимо также объяснить малышу значение «волшебных слов» и продемонстрировать, когда они должны употребляться.
  5. Не следует сюсюкаться с ребёнком. Конечно, это может показаться милым, только пользы от этого никакой. Пока малыш не умеет свободно говорить, он должен слышать вокруг себя чистую речь на родном языке. В противном случае есть вероятность формирования неправильного произношения отдельных звуков и/или их сочетаний. Такая привычка практически неисправима.
  6. Проявляйте уважение к личному пространству ребёнка, его желанию или нежеланию общаться. У малыша, как и у любого человека, есть полное право побыть в одиночестве и тишине. Не позволяйте родственникам тянуть ребёнка в разные стороны – такое вообще мало кому понравится, а для малыша, который не может выразить своё недовольство словами, это вообще сродни психологической травме.

О чём поговорить с малышом?

  1. Задавайте малышу вопросы, которые сконцентрируют его внимание на происходящем вокруг, будь то рассвет или завывания ветра.
  2. Показывайте и описывайте ребёнку самые разные предметы, которые его окружают. Главное, чтобы эта информация была полезна ребёнку.
  3. Рассказывайте малышу о прошедших или только предстоящих событиях, будь то завтрак или поход в магазин за продуктами.
  4. Старайтесь, чтобы темы для разговоров были разными. Не пугайтесь использовать сложные слова, смело произносите фамилии и имена людей, названия рек и городов. В первые три года жизни ребёнка его мозг настроен на получение информации. При этом ребёнок начинает осознавать, что он такая же часть социума, как мама и папа.

Знакомство с методикой

К тому времени, как ребёнок дорастёт до трёх лет, большинство мам уже выходят из декрета. Однако ещё раньше к родителям приходит понимание того, что малышу нужно учиться коммуникации и общению со сверстниками.

Существуют специальные группы для родителей и малышей, в которых и те, и другие могут общаться между собой. Преимущество таких групп в том, что все изложенные выше принципы выполняются и здесь: воспитатели уважают личность малышей, не вторгаются в их пространство без особой необходимости и делают всё, чтобы малыши учились самостоятельности.

Пространство в таком клубе организовано специально для обучения по методике Монтессори. Здесь есть всё, что может понадобиться детям. Вся мебель имеет комфортные для детей размеры и подобрана так, чтобы малыши находились в безопасности.

С детьми работают несколько сертифицированных воспитателей, которые будут направлять детей в их развитии.

Помимо самостоятельной работы с теми материалами, что представлены в клубе, в образовательную программу включены также специальные упражнения для развития речи и моторики, групповые игры и многое другое.

Стоит отметить, что деткам такие занятия очень нравятся, так как, во-первых, они контактируют не только со взрослыми, но и между собой. Во-вторых, сигласитесь, что в специализированном клубе возможностей намного больше, чем дома, ведь там есть и сертифицированные педагоги, и оборудование, созданное специально для занятий по методике Монтессори. Словом, такой клуб – прекрасная возможность для мамы выйти из декрета, не прерывая при этом образование ребёнка.

Таким образом, возраст до трёх лет — это ключевой период в жизни человека. Именно в это время ребёнок получает максимум информации об окружающем его мире, учится анализировать происходящее. Тот базис знаний, который успел попасть в мозг ребёнка до трёх лет, будет определять то, как сложится взрослая жизнь человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×