Главная Методика Монтессори

Игры по методике Монтессори

Методика Монтессори предполагает самообразование. Это значит, что в основном, ребёнок будет учиться самостоятельно, задача родителя — создать для этого все необходимые условия. Лучший метод обучения детей раннего возраста — игра. В такой форме дети быстро усваивают материал и при этом не скучают.

Игры Монтессори — набор занимательных упражнений в игровой форме, направленные на развитие образного мышления. Игры включают в себя материалы по сенсорике, практической жизни, математике, развитию речи, письму и чтению. Ниже представлены самые простые и легко осуществимые в домашних условиях игры, способствующие общему развитию ребёнка. Буквально со второго занятия малыш сможет работать с каждой из этих игр самостоятельно. Ваша задача — один раз продемонстрировать и объяснить, что от него требуется.

Игровые активности проводятся с подручными материалами и не требуют дополнительных затрат на покупку специального инвентаря, т.к. все можно сделать своими руками в домашних условиях. Для детей 3-7 лет подобные игры подходят больше, чем стандартные игрушки из магазина.

Игры-шнуровки

Такие игры развивают мелкую моторику, координацию движений и усидчивость. Ребёнок учится работать руками, что в будущем поспособствует продуктивному обучению письму.

Шнуровка не предполагает какой-то одной конкретной игры. Здесь вы можете включить фантазию: это может быть простое обучение тому, как правильно вставлять шнурки и завязывать узлы. А можно превратить это в увлекательную ролевую игру.

Самый простой вариант — научить ребёнка протягивать шнурок в дырочки. Когда ребёнок научится этим элементарным приёмам, вы можете найти более сложные варианты шнуровки

Дидактические игры

Дидактические игры направлены на умственное развитие. Ваша задача состоит в том, чтобы подобрать для занятий такие материалы, в которые малыш мог бы погрузиться полностью. При этом излишняя сложность не приветствуется — помните о том, что заниматься ребёнок будет самостоятельно, без вашего участия.

Принципы работы с дидактическим материалом:

  • Все составляющие должны находиться на уровне глаз ребёнка.
  • Применение того или иного материала возможно только тогда, когда родитель чётко объяснит ребёнку его назначение.
  • Начинать всегда нужно с самого простого, постепенно переходя к более сложным заданиям.
  • Взрослый не определяет границы того, как будет работать ребёнок. Тот сам может применять имеющиеся знания, тем самым изменяя ход игры так, как посчитает нужным.
  • Очень важная часть методики Монтессори — приучение к порядку. Необходимо дать ребёнку понять, что для того, чтобы приступить к следующей игре, нужно убрать на место всё, что использовалось для предыдущей.
  • Элементы раскладываются в определенном порядке перед малышом на ковре или на столе.

Игры для детей раннего возраста

  1. Дети в возрасте до года. В первые двенадцать месяцев жизни главное, чему должен научиться ребёнок, — движение. В этот период нужно сделать акцент не на интеллект, а на физическую составляющую. Малыш должен иметь возможность помахать ручками и ножками. Когда он научится переворачиваться и ползать, в этом тоже не должно быть препятствий. Однако главное правило здесь — безопасность.
  2. Дети до двух лет. В этом возрасте начинается реальное изучение мира. Малыши, как правило, уже умеют ходить, поэтому они всячески стараются пробраться туда, где ещё не бывали, будь то балкон или комната старшей сестры. Помните, что тот базис знаний, которые ребёнок получает в этом возрасте, станет основой для формирования реального интеллекта в будущем. Поэтому детям не нужно препятствовать в их исследованиях. Однако стоит помнить и о том, что в этом возрасте малыши проявляют интерес к всевозможным мелким предметам. Поэтому вы должны будете пристально следить за тем, чтобы с ребёнком ничего не случилось.
  3. Дети до трёх лет. Малыш в этом возрасте продолжает впитывать информацию. В эти годы Монтессори советует сделать упор на развитие моторики и сенсорики, чтобы у ребёнка была база знаний и навыков для освоения следующего периода.
  4. Дети в возрасте от трёх до пяти лет. После трёх лет малыши начинают интересоваться чтением и письмом. Стоит отметить, что иногда ребёнка легче сначала научить писать, а потом уже читать. Кроме того, в этом возрасте нужно играть с ним в разнообразные ролевые игры, чтобы он учился примерять на себя образы разных людей. Помимо этого, следует начать заниматься теми предметами, которые помогут малышу расширить кругозор и поспособствуют его мышлению в работе. В число этих предметов входят математика, природоведение, литература. Каждый день рассказывайте ребёнку какие-нибудь интересные факты о мире растений, животных, техники. Кроме того, можно показать малышу пару-тройку исторических мультфильмов. Таким образом ребёнок познаёт мир через игру, и если всё сделать правильно, то вы сможете полностью подготовить своего малыша ко вступлению в школьную жизнь.

Картотека Монтессори-игр

  • Самые популярные игры

    • Игры в воде
    • На развитие мелкой моторики
    • Для развития слуха
    • Для развития чувства обоняния
    • Для развития чувства вкуса
    • Для развития тактильных чувств
    • Для развития чувства тяжести и равновесия
    • Бытовые игры
  • Игры-шнуровки

    • Простые одиночные детали со сквозным прямым отверстием
    • Простая плоская шнуровка (1 предмет)
    • Плоская шнуровка (несколько предметов)
    • Плоские сюжетно-ролевые игры-шнуровки
    • Объемные шнуровки с косыми отверстиями (одна деталь)
    • Объемные шнуровки (несколько деталей)
    • Елочка нарядная
    • Ослик на колесиках, массив
    • Набор бусин геометрических цветных
    • Красная машинка
    • Шнуровка для малышей. Нужный транспорт
  • Развивающие игры по возрастам

    • Крупа и мелкие предметы (от 1 года до 2,5 лет)
    • Сортировка предметов (2–5 лет)
    • Башня из кубиков (1,5–3 года)
    • Пирамидка (2–4 года)
    • Простые пазлы (2–5 лет)
    • Сухая фасоль (1,5–4 года)
    • Одинаковые колокольчики (2–5 лет)
    • Мытьё: рук, пола, стола, посуды, фруктов (3–4 года)
    • Звуковые цилиндры (3–6 лет)
    • Выбор предметов с одинаковой текстурой (2–5 лет)
    • Выбор одинаковых лоскутков (2–5 лет)
    • Волшебная сумка (3–6 лет)
    • Баночки с запахами (3–5 лет)
  • Игры с элементами Монтессори

    • Беспорядок
    • Больше и меньше
    • Бусы порвались
    • В сад за ягодами
    • Волшебный мешочек
    • Доски для ощупывания поверхности
    • Знакомимся с тканью
    • Игры с водой. Пипетка
    • Игры с водой: вылови из воды
    • Игры с крупой
    • Крышечки
    • Кто что любит?
    • Липучка
    • Лоскутки ткани
    • Молния
    • Найди домик
    • Наматывание тесьмы на катушку
    • Нанизывание бус разного цвета
    • Нанизывание бус разной величины
    • Платье испачкалось
    • Подбери крышку к коробочке
    • Подбери правильно
    • Прищепки
    • Пуговицы
    • Разноцветные палочки
    • Рамки-вкладыши
    • Расстегни пуговицы.
    • Развяжи, завяжи шнурочки
    • Рисование на манке
    • Рисуем на манке
    • Сортировка по размеру
    • Сортировка по цвету
    • Учимся зачерпывать половником
    • Учимся набирать и пересыпать маленькой ложкой
    • Учимся открывать и закрывать банки
    • Учимся складывать салфетки
    • Цилиндры
    • Чей малыш?
    • Шумовые баночки
    • Ягоды рассыпались
  • Дидактические игры

    • Веселые дорожки
    • Волшебное сито
    • Где же лужа?
    • Готовим лекарства
    • Лепим колобки, колбаски и блинчики
    • Не просыпь и не пролей
    • Открой и закрой
    • Пересыпаем ложкой
    • Поймай-ка!
    • Разложи все по порядку
    • Рыбалка
    • Смети, но не просыпь!
дидактические игры марии монтессори

Игры, направленные на развитие навыков самообслуживания

Как мы знаем, обучение по системе Марии Монтессори подразделяется на так называемые зоны. В соответствии с этим зонированием разработаны игры, каждая из которых способствует проработке проблем в какой-то одной зоне.

  1. «Золушка»:

    Целью такой игры является развитие мелкой моторики ребёнка. Кроме того, такая игра позволяет малышу научиться трудиться самостоятельно, без помощи взрослого человека, ведь правила игры просты. Вам потребуются поднос или кастрюля, три миски и три вида крупы. В кастрюлю или на поднос вы высыпаете все три вида крупы вперемешку. Задача ребёнка — вручную расфасовать крупинки по трём мискам. Разумеется, речь не идёт о пшене или манке. Вы можете взять горох, фасоль, любые другие бобы и немного гречневой крупы. Ребёнку нужно показать пример, как раскладывать крупы. Будет также полезно, если вы расскажете ребёнку несколько интересных фактов, рассказывающих о каждом виде крупы. Когда всё это будет выполнено, попросите ребёнка попробовать начать расфасовку самостоятельно. Если у него всё получается — отойдите и не мешайте. В конце игры обязательно похвалите малыша. Интересным опытом для него будет, если вы сварите по несколько крупинок всех трёх видов и дадите ребёнку их попробовать на вкус.
    Когда малыш будет уверенно справляться с поставленной задачей, можно усложнить игру, например, завязав ему глаза.

  2. «Шнуровка»:

    Данная игра способствует развитию мелкой моторики и усидчивости. Игра очень проста. Вам понадобятся разноцветные шнурки и картонные вырезки с отверстиями для протаскивания шнурков. В ходе игры на одной из вырезок покажите ребёнку, как правильно шнуровать ботинки. Затем дайте ему другую вырезку и позвольте попробовать сделать это самостоятельно, сверяясь с образцом. Если ребёнок ошибается, указывайте ему на образец, сделанный вами, предлагайте сравнить его работу с вашей и найти ошибки самостоятельно. Когда все эти этапы будут пройдены, научите малыша завязывать узел, а затем бантик. В качестве усложнения задания стоит предложить более необычные варианты шнуровки. Кроме того, можно убрать образец. Если ребёнок действительно понял принцип, то он сможет зашнуровать ботинки и без него.

  3. «Косы»:

    Игра максимально простая. Вам понадобятся несколько картонных заготовок с закреплёнными на них скотчем или нитками «волосами». Объясните ребёнку, как плести косу. Когда у него начнёт получаться плести косы без посторонней помощи, вы можете усложнить задание: например, предложите малышу заплести много мелких косичек или покажите ему более сложные варианты плетения.

  4. «Аккуратные ручки»:

    Для этой игры вам понадобятся две картонные заготовки в форме ладоней с прорисованными неровными ногтями. Покажите ребёнку заготовку. Сравните свои ногти и ногти ребёнка с нарисованными. Объясните ребёнку, что в целях соблюдения правил гигиены ногти нужно регулярно подстригать. Объясните также, как правильно стричь ногти, чтобы не пораниться. Далее предложите ребёнку подстричь ногти у заготовки. Сначала пробуйте вместе, очерчивая при этом карандашом ту границу, по которой нужно стричь. Затем позвольте ребёнку сделать это самостоятельно. Для усложнения задачи вы можете, например, перестать прочерчивать линию среза. Также, если вы занимаетесь с девочкой, можно предложить ей накрасить ногти заготовки.

Игры, направленные на развитие сенсорики

  1. «Рваная аппликация»:

    Вам понадобится лист с каким-нибудь простым рисунком, клей-карандаш и цветная бумага разных цветов. Покажите ребёнку, как при помощи отрывания маленьких кусочков бумаги можно создать цветовое наполнение картинки. Попробуйте вместе с ребёнком сделать такую аппликацию, а следующую пусть он делает сам. Для усложнения задачи можно предложить ребёнку раскрасить картинку не просто обрывками бумаги, а мятыми бумажными шариками. Это прекрасный способ проработки навыков мелкой моторики. Также можно раскрашивать при помощи полосок бумаги, скатанных в так называемую «улитку». Это вдвойне сложно, так как ребёнок сначала должен нарезать полосы, затем скрутить и закрепить края, а уже только потом наклеить.

  2. «Веселый садовод»:

    Для игры вам понадобятся 10 фруктов одного сорта. Предпочтительнее взять яблоки или апельсины. Положите их в ряд перед ребёнком. Объясните ему, что все они одинаковые, но у них есть незначительные различия, например, если берёте яблоки, где-то может быть листочек, где-то не быть черенка и так далее. Если естественных особенностей яблока не хватает для полной дифференцировки, можете подрисовать маркером пару пятен. Так, поговорите с ребёнком об отличиях каждого фрукта. Далее предложите малышу самостоятельно на его усмотрение выбрать один из фруктов и рассказать вам про его отличия от остальных. Затем попросите его отвернуться и перемешайте их. Предложите ребёнку найти среди перемешанных фруктов тот, о котором он вам говорил. Для усложнения игры можете либо просто дать малышу большее количество фруктов, либо взять фрукты и орехи, между образцами которых сложнее разглядеть отличия.

  3. «Букет для мамы»:

    Вам понадобится набор полевых цветов, лента, ваза с водой. Вместе с ребёнком разложите собранные цветы на столе, наберите воду в банку (можете намеренно пролить немного и попросить ребёнка протереть поверхность). Затем расскажите ему, как готовить цветы для букета: научите его обрезать нижние листья и выравнивать длину стеблей в букете. Затем покажите, как правильно ставить цветы в вазу — по одному, аккуратно, чтобы не сломать, либо же изначально сформировать букет на столе и перевязать лентой и уже целый букет поставить в воду. Сделанную вами цветочную композицию можете подарить ребёнку, при этом произнеся добрые пожелания. После этого предложите малышу самостоятельно изготовить букет.

  4. «Чудесный мешок»:

    Вам понадобится непрозрачный мешочек и несколько предметов, помещающихся в детской руке. Это могут быть монетки, игрушки из киндер-сюрприза, некоторые школьные принадлежности и так далее. Прежде чем начать игру, вы складываете предметы в мешочек, не показывая их ребёнку. Он не должен раньше времени знать, что лежит в мешочке. Затем предложите ребёнку засунуть руку в мешок и на ощупь найти один предмет. Далее малыш должен ощупать предмет и предположить, что это такое, из каких частей состоит объект и из чего он сделан. После можно вытащить вещь из мешка и обсудить с ребёнком ошибки, если таковые имеются.

  5. «Простые пазлы»:

    Вам понадобятся старые открытки и ножницы. Разложите перед ребёнком открытки и предложите ему выбрать одну. Потом разрежьте её на несколько — в идеале 8–10 — квадратиков примерно одинаковой величины и перемешайте их на столе. Попросите ребёнка собрать этот пазл. Если ребёнок справляется хорошо, то можно разрезать следующую картинку на более мелкие части. Если же у него не получается, не ругайте малыша, просто отложите пазл — он сможет собрать его позже. Попробуйте упростить ребёнку задачу, разрезав другую открытку на более крупные кусочки. Каждый набор лучше хранить в отдельном конвертике или мешочке. На следующий день после начала игры можно предложить ребёнку вернуться к этому занятию. Смысл теперь будет состоять в том, что для правильной сборки пазла нужно будет подключить мышление, ведь цельный образ картинки уже будет забыт.

Как играть в игры по Монтессори

Следует помнить об одном из главных принципов системы Монтессори — принципе самостоятельности. Это относится к выполнению действий не только в ходе игры, но и после неё. Приучите ребёнка убирать на место всё, что он взял. Это послужит катализатором к формированию аккуратности, ведь со временем ребёнок поймёт, что чем аккуратнее он играет, тем меньше времени он потратит на уборку.

Итак, методика Монтессори прекрасно зарекомендовала себя на поприще альтернативного образования. Прежде чем принять решение о том, что она подходит вашему ребёнку, вам следует, во-первых, изучить все её положительные и отрицательные стороны. А во-вторых, если вы, сделав это, всё ещё не можете определиться, попробуйте сыграть с малышом в представленные выше игры.

Видео Монтессори-игр

YouTube video
YouTube video
YouTube video
YouTube video

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×