Система обучения авторства Монтессори — одна из самых распространённых методик развития детей. Основой методики является доказанный факт того, что дети намного лучше развиваются в той среде, которая соответствует их возрасту и никак не препятствует приобретению новых знаний и навыков. Необходимо уделять внимание не только умственному развитию, но вместе с ним эмоциональному, когнитивному и физическому. Также, важнейшим пунктом является социализация.

Главный вклад Марии Монтессори в развитие педагогики дошкольного образования — создала новую образовательную среду, базирующуюся на идеях гуманизма, уважения к личности и свободного воспитания. Также она первый итальянский врач, педагог, учёный. ЮНЕСКО включило её имя в список четырех педагогов, определивших мышление в педагогике 20 века.

Никакие знания не могут быть получены нами от другого человека. Прежде чем мы сможем пользоваться этими знаниями, мы должны получить опыт. Он должен быть наш и только наш. Из этого следует, что с самого первого дня жизни человек сам творит своё образование. И в сущности только от самого человека зависит качество этого образования. Единственная задача родителей — направить ребёнка, показать ему пути развития.

По своей природе все дети любознательны. Поэтому нам, взрослым, необходимо создать такую среду, чтобы ребёнок развивался без помех.

Итак, у нас есть цель — научить ребёнка учиться и проследить, чтобы процесс самопознания не выходил за рамки безопасности. Казалось бы, проще некуда! Однако существует множество аспектов, которые необходимо учитывать: следует правильно подготовить учебное пространство и материалы. Более того, нужно чётко понимать, как взаимодействовать с ребёнком.

мария монтессори педагогические идеи кратко

Подготовка среды

Ребёнка в любом возрасте нужно уважать наравне с взрослым человеком. Соответственно, среда должна предусматривать то, что ребёнок чаще всего сам будет выбирать себе занятие.

  1. Мебель и учебные инструменты должны идеально подходить ребёнку по размеру, чтобы тому было комфортно. Будет прекрасно, если всё, что необходимо ребёнку, будет сделано из натуральных материалов. В комнате, в которой вы занимаетесь, не должно быть ярких отвлекающих элементов декора. У малыша также должна быть возможность самостоятельно пользоваться всем, что может ему понадобиться.
  2. Среда, в которой будет находиться ребёнок, должна быть не только функциональной, но и привлекательной внешне. Для оформления комнаты предпочтительнее будет использовать светлые тона как в мебели, так и в инструментах для учёбы.
  3. Помещение не должно быть перегружено.

Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой саморазвития ребенка В ходе работы дети самостоятельно развивают прежде всего органы чувств и моторику рук. Вместе с тем развиваются усидчивость и коммуникативные навыки.

Методический материал представляет собой увлекательные задания, посредством которых ребёнок познаёт мир. Атрибутику и инструменты для таких занятий можно приобрести в специализированных магазинах или попробовать сделать самостоятельно. Существует ряд правил, которым вы должны подчиняться при создании или покупке набора:

  1. Любая активность имеет цель — развитие.
  2. Работа должна быть направлена на одну конкретную сферу развития, а не на все сразу.
  3. При работе с тем материалом, что вы предоставите малышу, он должен иметь возможность находить, исправлять и анализировать собственные ошибки.
  4. Набор должен быть в единственном экземпляре.

Зонирование пространства

Так называемые «места активности» должны различаться по области расположения.

Главная из них — это зона практических навыков. Нет лучшего способа приспособиться к жизни, чем постоянная практика. Ребёнка нужно учить поддерживать порядок, причёсывать волосы, чистить зубы, помогать на кухне и многому другому. Помимо приспособленности к окружающим условиям и независимости такой подход даёт возможность лучше развить моторику и когнитивные навыки ребёнка.

Вторая зона — это зона сенсорного развития. Во время познания мира ребёнок даже в самом раннем возрасте использует все органы чувств. Известно, что любые мыслительные процессы базируются на точной идентификации ощущений. Ребёнок должен осознавать, что окружающий мир реален и всё в нём имеет структуру.

Следующая зона — русский язык. Речь — основа коммуникации, а коммуникация — основа социализации. Следовательно, чтобы в будущем реализовать себя и найти себе место в обществе, ребёнку необходимо говорить, и говорить так, чтобы его понимала не только мама, но и все окружающие его люди. Также в этот блок входит первичное обучение письму и подготовка к обучению чтению.

Есть ещё одна зона — зона математического познания. Она являет собой не только основы математики, такие как счёт и математические действия, но и развитие логического мышления для решения поставленных задач. Предлагается изучать математику не посредством цифр, но с помощью счётного материала, например бусин, чтобы ребёнок понимал, что, например, «два» — это не просто закорючка, а конкретное количество предметов.

И последняя — по порядку, но не по значению — зона наук, связанных с окружающим миром. В форме творческих мини-проектов ребёнок изучает основы биологии, физики, химии, истории и даже философии!

Смысл педагогики Монтессори заключается в том, что взрослые не должны навязывать детям свой опыт и своё мнение. Любой ребёнок является самостоятельной личностью. Поэтому он должен сам получать жизненный опыт и учиться на собственных ошибках.

Подготовка взрослого к работе по Монтессори технологии

Для подготовки профессионалов существует специальный тренинг, который позволит научиться не просто разрабатывать программу, но и учитывать особенности методики, поведения и возраста относительно каждого ребёнка.

Список требований, которым родитель или воспитатель должен соответствовать:

  1. Понимание физиологии и психологии детей в связи с возрастом.
  2. Уважительное отношение к ребёнку любого возраста не только во время занятий, но и просто в разговоре.
  3. Умение исправить ошибки, допускаемые ребёнком, в мягкой форме, без крика.
  4. Точное знание способов работы с любыми предоставляемыми материалами, имеющими отношение к методике.
  5. Умение найти способ наглядно продемонстрировать ребёнку, как работать с материалом.
  6. Умение не вмешиваться в дела ребёнка, позволяя ему заниматься самостоятельно. Главное — видеть грань. Разумеется, если ребёнку угрожает опасность, взрослый человек обязан вмешаться.
  7. Поддержание порядка в комнате. Дети, как известно, равняются на взрослых, поэтому тот, кто будет заниматься с ребёнком, должен подавать хороший пример.
  8. Умение мотивировать ребёнка хоть на уборку, хоть на прогулку, хоть на что бы то ни было другое. Способность подбирать правильные, разумные аргументы свидетельствует о высоком уровне интеллектуального развития. Именно такой человек и должен заниматься с ребёнком.
  9. Умение общаться спокойно как с взрослыми, так и с детьми.
А вы разделяете педагогические взгляды Монтессори?

Об оценках в педагогической системе

Известно, что автор методики не одобряла систему оценивания, подразумевающую сравнение успехов детей друг с другом. И это разумно, ведь все дети разные. У одного есть склонности к гуманитарным наукам, а у другого к математике. Намного лучше будет сравнивать нынешние успехи ребёнка с его же прежними достижениями и отмечать положительные стороны, а также моменты, над которыми можно ещё поработать. В качестве компромисса вместо оценок часто используются разнообразные смайлики, звёздочки и сердечки. Однако по сути это те же оценки. Ребёнок и педагог по-настоящему разговаривают. Я не имею в виду простое перечисление учителем ошибок — здесь всё намного глубже.

Важные моменты организации образовательного процесса

  1. Индивидуальный подход к ребёнку. Как уже было упомянуто, система не приемлет сравнения ребёнка с другими детьми. Вместо этого человек, организующий занятие, смотрит на те способности, которыми ребёнок обладает изначально. Такой подход не только делает работу эффективней, но и позволяет избежать стрессов.
  2. Если речь идёт о занятиях с группой детей, то стоит отметить, что отличным вариантом будет делать группы разновозрастными. Такой подход позволяет ученикам побыть как в роли младшего, так и в роли старшего и понять, как им комфортнее работать, а также выработать лидерские качества и коммуникативные навыки.
  3. Ключ к успеху — развитое внимание. Продуктивное обучение чему бы то ни было всегда берёт начало в умении концентрироваться на выполнении поставленной задачи и не бросать на полпути начатое дело. Современный мир, погрязший в цифровых технологиях, отменяет необходимость думать и искать пути решения — за нас теперь это делают машины. Здесь же укрепляется произвольное внимание ребёнка, чтобы сформировать как у детей, так и у родителей понимание того, что самостоятельные размышления и выполнение действий — ключ к успешной дальнейшей жизни.

Основные идеи Марии Монтессори

Итак, несмотря на внешнюю простоту, методы обучения очень сложны в реализации. Тем не менее у того, кто только начинает заниматься с ребёнком по этой программе, могут просто разбегаться глаза: с чего начать и как не забросить занятия в случае неудач на начальном этапе? С течением времени все эти вопросы обретут правильные решения, которые будут зависеть от ребёнка.

Главный спорный вопрос методики — не опасно ли предоставлять ребёнку так много свободы? Это свобода перемещения, свобода выбора занятий и времени для них. Не станет ли ребёнок из-за этого слишком избалованным? Если вы всё сделаете правильно, то не станет. Вы даёте ребёнку свободу для того, чтобы научить его самостоятельности. Это не будет считаться вашим недосмотром. Наоборот, такие дети рано учатся нести ответственность за свои действия и слова. Следовательно, они учатся просчитывать всё, что они делают или говорят, на несколько шагов вперёд.

Данная методика отлично подойдёт детям с особенностями развития, благодаря делению на вышеупомянутые зоны. Это позволяет деткам с особенностями развивать недостающие именно им навыки, тем самым компенсируя недостаток психического или когнитивного развития.

Суть педагогики Марии Монтессори — это предоставление ребенку доступной среды и свободы. Это прекрасная система обучения ребёнка говорить, писать и читать. Надо сказать, что она вообще уделяет внимание по большей части фундаментальным знаниям, умениям и навыкам, предполагая, что именно они являются основой адаптации человека к жизни. Взрослым отводится второстепенная роль. Но данная педагогика имеет и свой минус — ребенку сложно влиться в коллектив традиционной образовательной школы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *