За прошедшее время (после переработки большого количества информации) я несколько пересмотрела своё отношение к раннему развитию. Сейчас в основном занимаемся развитием правого мозга, а именно, по методике Шичиды. Развитием левого мозга (развитие логики) мы практически не занимаемся. Есть элементы из Монтессори, Домана, также стараюсь развивать коммуникативный интеллект, много лингвистических занятий. Мой вопрос, Ваше мнение о теориях развития правого и левого мозга, а также, включаете ли Вы в занятия с Вашим сыночком упражнения на развитие правого мозга? Если да, то какие?
С уважением
Людмила Матвеева

Уважаемая Людмила, спасибо за вопрос. Прежде чем на него ответить, еще раз кратко разделим понятия левого и правого полушарий. Левое полушарие отвечает за анализ, сопоставление, логику, индукцию, последовательности, классификации и категоризации. Правое полушарие отвечает за наглядно-образное, абстрактное, дедуктивное, интуитивное, творческое мышление. Проще говоря, математика, физика, химия, биология, астрономия, лингвистика, — области левополушарные. Живопись, музыка, скульптура, эзотерика — области правополушарные. В терминах теории множественного интеллекта к левополушарным типам относятся лингвистический, логико-математический, естествоведческий типы интеллекта, а к провополушарным: творческий, коммуникативный, внутриличностный, телесно-кинетический, музыкальный типы интеллекта.
В настоящее время в рамках обсуждения различных методов и методик раннего развития большое внимание уделяется проблеме игнорирования развития правого полушария детей с рождения, в следствие чего левое полушарие развивается более интенсивно, а возможности правого полушария атрофируются за неимением достаточного практического применения. Действительно, такое может произойти, если с ребенком заниматься исключительно развитием высших психических функций, памяти, внимания, логико-математического мышления, восприятия, речи и знакомить малыша с окружающим миром исключительно через призму точных наук, хоть и адаптированных к условиям детской игры. В этом случае мозг ребенка не будет получать достаточных стимулов для работы правого полушария, что приведет к явному доминированию левого. Очень быстро ребенок в задатками художника, музыканта или скульптора потеряет этот «дар» и перейдет по воле родителей в категорию инженеров, физиков и математиков, где, возможно, не будет иметь профессионального успеха и личного удовлетворения в силу отсутствия особых талантов. Но самое страшное даже не это, а то, что ребенок потеряет данную ему при рождении способность видеть и замечать прекрасное вокруг него и создавать это прекрасное своими руками. Родителям необходимо помнить о том, что именно правое полушарие делает из человека уникального, не похожего на других индивида. Однако, если помнить об этом и развивать ребенка гармонично, с самого рождения уделяя равное внимание развитию обоих полушарий, то такой проблемы не возникнет, левое полушарие не заблокирует правое, и у ребенка останутся все возможности, данные при рождении природой, чтобы стать яркой, талантливой и неповторимой личностью.
Как я уже писала выше, теория множественного интеллекта Говарда Гарднера не только не игнорирует развитие правого полушария, но и уделяет ему достаточное внимание в рамках развития музыкального, творческого, эмоционального, внутриличностного и телесно-кинетического типов интеллекта.
Прежде чем перейти к примерам тех занятий, которые я провожу со своим сыном на развитие правого полушария, хочу сделать некоторую оговорку. В этой статье я специально не описываю метод Макато Шичиды и Глена Домана, так как эти имена заслуживают отдельной статьи и даже отдельной научной работы. Уверена, что родители, занимающиеся ранним развитием, хорошо знакомы с обоими учеными. Проводить занятия по их методам или нет — дело личное. Про нас могу сказать одно, что метод Домана для меня оказался не примлемым. Из Шечиды мы берем упражнения на развитие интуиции, мандалы, развивающие краткосрочную память, упражнения на эмоциональное развитие, медитации. Презентации Шечиды, его математику и некоторые упражнения на развитие фотографической памяти не берем по той же причине, что и Домана.

А теперь о наших играх на развитие правого полушария.
1. Творческий тип интеллекта
Я включаю Луке фоном музыкальные композиции, даю листы А3 и краски и не мешаю. Он рисует все, что приходит ему на ум в этот момент, часто комментирует то, что рисует. Потом мы обсуждаем, что он нарисовал, почему такой цвет выбрал. Лука сам придумывает истории по своим рисункам.
Кроме рисования Лука очень любит сочинять пластилиновые истории. Я оставляю его наедине с целой коробкой разноцветного воскового пластилина и слышу из соседней комнаты: «Это кораблик, вот еще один, он на буксире его тащит. А вот баржа плывет. У-у-ух, целая флотилия!» Или что-то в этом роде. Прихожу, вижу: один брусок пластилина на другом, в них вставлена стека, Лука объясняет, что это парусник, а вот тот квадратный брусок с шариком наверху — маленький катерок.

2. Эмоциональный тип интеллекта
Часто мы играем в пантомиму. Сначала это были игры на показ простых предметов и объектов: заяц, медведь, птица, книга. Затем подключили более сложные объекты: лужа, дождь, листья, осень. Сейчас Лука показывает тучу и солнце, ветер и снег, веточку и лепесток.
Кроме пантомимы, мы учимся моделировать ситуации переживания определенных чувств. Например, я прошу Луку представить, что мальчик отобрал у него любимую машинку, каким будет его выражение лица? Что он в этот момент почувствует? Когда мы только начинали играть в такие игры, я предлагала Луке на выбор несколько вариантов: гнев, радость, удивление, восторг. Он выбирал. Сейчас он уже справляется без подсказок.
Мы также любим играть с карточками — эмоциями. Любимыми у нас являются карточки — эмоции Буратино: удивление, страх, гнев, уныние, радость, восторг. Я выкладываю карточки перед Лукашей и рассказываю мини-историю, произошедшую с Буратино. Лука ищет карточку с эмоцией, которую, по его мнению, должно выражать лицо Буратино в пережитой ситуации. По началу, когда мы играли в эту игру, я иллюстрировала каждую ситуацию соответствующим рисунком, чтобы Луке было проще представить и запомнить сюжет истории.
В конце дня мы играем в игру «Что со мной произошло». Вся семья собирается за столом и каждый рассказывает очень эмоционально о каком-то событии прошедшего дня, наиболее запомнившемся и ярком. Лука тоже рассказывает о том, что произошло с ним сегодня. Чаще всего самые яркие воспоминания у него от прогулок или от общения с носителем языка.
Одной из наших любимых игр является театр мимики и жестов. Я рассказываю Луке историю, а он должен показывать ее параллельно жестами. На начальном этапе я тоже предлагала Луке варианты, но постепенно он сам начал придумывать отличные «иллюстрации». Пример истории: «Прилетела муха. Летает, вьется вокруг головы, жужжит, а Лука ее раз– и поймал в кулачок. Поднес кулачок к ушку и слушает, как там муха, жужжит или затихла? Тишина, может и не поймали мы вовсе муху-то? Давай-ка аккуратно откроем ладошку…только так, чтобы муху не выпустить. Ой! Улетела! Давай снова ловить, вон она кружится и жужжит опять».

3. Музыкальный тип интеллекта
Часто мы играем в такую игру. Я выкладываю перед Лукашей несколько репродукций картин и по очереди включаю разные музыкальные композиции. Его задача — определить, с какой картины убежала музыка.
Пример осенней подборки:
1. И. Левитан «Золотая осень»
2. В. Перов «Охотники на привале».
3. Дж. Миллес «Осенние листья».
4. О. Фриез «Осенние работы»
5. А. Куинджи «Осенняя распутица»
6. И. Бродский «Опавшие листья»
1. Вивальди «Осень»
2. Чайковский «Времена года. Сентябрь .Охота»
3. Шуберт «Венгерская мелодия»
4. Моцарт «Рондо из маленькой ночной серенады».
5. Шуман «Осенний вальс»
6. Бах «Ария сюита № 3″
Выбор соответствий весьма не очевиден, да и тут нет правильного ответа, так как это не тест, а практическое упражнение для воспитания души…
Под классическую музыку мы часто устраиваем релаксацию в конце дня. Лука лежит спокойно на животе или спине, я глажу его или делаю ему массаж.
Лука любит смотреть красивые видео, сопровождаемые классической музыкой. Смотрит всегда молча и очень внимательно. Думает о чем-то своем, медитирует.
Вот его любимое видео на сегодняшний день:

Помимо изучения нотной грамоты (что, кстати, относится к упражнениям на развитие левого полушария мозга) я провожу с Лукашей занятия на импровизацию. Даю ему инструмент, чаще всего синтезатор, и слушаю. Он играет то, что захочет. Кстати еще Шиничи Сузуки в своем книге «Воспитание талантов» говорил о том, что в возрасте трех -четырех лет ничто так не привлекает ребенка к обучению музыке и игре на музыкальных инструментах, как возможность импровизировать.

4. Внутриличностный тип интеллекта
Расставляю перед Лукой три одинаковых емкости вверх дном, под одной из них прячу предмет. Посылаю силой мысли Луке информацию, под какой емкостью спрятан предмет. Он интуитивно пытается отгадать.
Во время прогулок мы любим наделять объекты природы определенным характером и настроением. Например, у нас есть волшебное дерево, идя мимо которого мы каждый раз здороваемся с ним и разговариваем. Это дерево каждый день разное и в зависимости от того, как оно выглядит, мы понимаем, какое у него сегодня настроение. Подобным образом мы персонифицируем травинки, листочки, цветы, облака и даже ветер. Не так давно Лука начал сравнивать свои ощущения с природой. Например, если ему стало холодно, он может задрожать и сказать: «Я дрожу, как осенний листочек».

Это лишь некоторые примеры наших ежедневных упражнений на развитие правого полушария. Честно говоря, на настоящий момент я не вижу в Луке перевеса ни в одну из сторон, и мне очень хочется верить в то, что наше развитие происходит достаточно гармонично, и этот перевес не произойдет, по крайней мере по моей вине.

2 комментария

  • Karo:

    Большое спасибо за развёрнутый ответ. Очень интересно. Можно Вас спросить, почему Вам не подошла методика Домана, особенно его математика? Как я понимаю, там как раз идёт развитие фотографической памяти.

    • Юлия Соловьева:

      Методика Домана, его математика в частности (о чтении говорить пока не буду, это отдельная тема) — а именно быстрый регулярный и систематический показ карточек нам не подошел, так как ребенок с младенчества не приемлет такой способ подачи материала. Если за понятием не стоит сюжетной подоплеки с участием интересующих его героев, какого-то сценария, метод не проходит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *