· ·

Меня интересует вопрос о влиянии на раннее развитие ребенка общение с домашними питомцами. Возможно, проводились подобные исследования, в которых подтверждалось опережающее развитие детей в следствии тесного общения «ребенок-животное». Мы дома имеем мини-зоопарк. Спасибо.
Дина Дзвиняк.

Уважаемая Дина, спасибо за Ваш вопрос.
Фактом, давно доказанным детской психологией, является то, что дети, воспитанные в семье с домашними животными, раньше других обретают чувство ответственности, учатся эмпатии. Однако, на примере нашей семьи я убедилась в том, что общение ребенка с животным имеет гораздо больше положительных моментов, сказывающихся на его общем развитии и взрослении. Интересной работой по данной проблематике является книга Гейл. Ф. Мелсон «Животные в жизни ребенка». Насколько мне известно, данная книга не переведена на русский язык, но ее можно заказать, например, на Amazon.com и прочитать в оригинале. Этот труд того стоит. Книга открывает читателю неожиданные грани взаимодействия ребенка и животного, рассказывает о тайной психологической связи, эмоциональном контакте и когнитивных возможностях детей в присутствии домашних питомцев.
Вот несколько поразительных фактов:
1. Исследования, проведенные доктором Мелсон в Университете Индианы, штат Пенсилвания, показали, что дети наиболее охотно переходят к самостоятельному чтению, если их слушателями являются не игрушечные зверушки, а живые домашние питомцы. Девочки и мальчики любят читать книги лежащим рядом кошкам, собакам, сидящим на клетке попугаям, молчаливым кроликам и другим домашним любимцам. Такое чтение стимулирует ребенка к эмоциональной вовлеченности в контекст повествования, дети показывают домашним животным картинки из книги, задают вопросы по ходу сюжета и даже гладят по шерстке, успокаивая тех при чтении наиболее напряженных моментов книги. Этот факт созвучен с результатами исследования доктора наук Университета Индианы Мэри Ренк Джалонго, в работе которой «Мир детей и их домашних питомцев» установлено, что собаки, приводимые в классы к психически нездоровым детям, стимулировали учеников на лучшие результаты в учебе.
2. Интересными являются результаты опроса детей. На вопрос: «Что бы ты посоветовал скромному ребенку, который не умеет знакомиться и заводить друзей?» Ответ был: «Завести питомца. Не важно, хомяка или лошадку». Доктор Джалонго утверждает, что домашнее животное провоцирует ребенка на выражение своих эмоций, а наличие питомцев дома является отличным поводом для обсуждения этой темы в кругу сверстников. Еще один опрос показал, что домашнее животное является источником комфортного состояния ребенка. На вопрос, что дети делают, когда испытывают грусть, злость или страх, а также когда хотят поделиться какой-то тайной, большинство пятилеток ответили: «Я играю со своим питомцем». Установлено, что дети, тесно общающиеся с домашними животными, в целом менее тревожны и менее замкнуты.
3. Питомцы учат детей заботе и вниманию. Профессор Мелсон утверждает, что желание заботится не передается ребенку с молоком матери, точно также ребенок на научается заботе о других в процессе заботы о нем его родителями. Чтобы научиться заботиться, необходимо ежедневно в этом практиковаться. И именно домашние питомцы могут в этом отлично помочь. В результате наблюдений, проводимых в семьях детей трехлетнего возраста и старше, было замечено, что в заботе о своих питомцах дети проводят гораздо больше времени, чем в игре со своими братьями и сестрами. Так, из 24 часов 10,3 минут было уделено детьми на общение с питомцами и только 2,4 минуты на проявление заботы к своим сестрам и братьям. Доктор Мелсон особенно выделяет тот факт, что общение с животными чрезвычайно важно именно для мальчиков, так как в девочках есть природная склонность к проявлению тепла, ласки и нежности через инстинкт материнства. Свое стремление к заботе девочки проявляют уже в раннем детстве, играя с куклами и с детьми в игру «дочки-матери». И, если куклы оставляют мальчиков равнодушными, то забота о братьях наших меньших вызывает одинаковое желание у обоих полов.
4. В соответствии с исследованием доктора медицинских наук, педиатра Дениса Оунби, заведующего кафедрой иммунологии Университета Джорджии, дети, рожденные в семье с несколькими питомцами, меньше подвержены аллергическим заболеваниям. Его исследованию подверглась группа детей в возрасте от рождения до семи лет. Результаты показали, что дети, рожденные в семье с двумя-тремя собаками и кошками, в два раза реже подвергались аллергическим заболеваниям, чем те, которые росли в семье без домашних животных. Есть также ряд исследований, которые подтверждают меньшую предрасположенность детей, которые с рождения росли в окружении питомцев, к астматическим заболеваниям.
5. Еще одним преимуществом воспитания ребенка в тесном общении с животными является то, что последние служат отличным стимулом к укреплению внутрисемейных связей. Доктор Мелсон пишет о том, что на вопрос, считают ли дети своего питомца членом семьи, многие даже обижаются, категорично заявляя: «Конечно, а как же иначе?» Домашнее животное очень часто является фокусом совместной деятельности всех членов семьи, папа гуляет с собакой, мама кормит собаку, старший брат ее расчесывает, младшая сестра играет с ней на ковре. Все это создает у семьи ощущение отдыха и просто ничегонеделания, что, в свою очередь, является отличным психологическим средством отвлечения от ежедневных проблем и стресса современной сумасшедшей жизни.
В заключении, хочу привести еще несколько научно доказанных фактов. Исследование, проводимое недавно в Польше, показало, что дети в возрасте 4-8 лет, имеющие дома животных, гораздо более социально адаптированы, эмоциональны и уверены в себе, чем дети той же возрастной группы, воспитывающиеся в семьях без домашних животных. Британские социологи опросили более 1 тыс. детей от 5 до 16 лет и установили, что наличие в доме животных делает детей ответственными и заботливыми, пишет medikforum.ru.
79% детей ответили, что присутствие питомцев оказывает положительное влияние на выполнение домашних заданий. При этом лучшими помощниками оказываются крысы и мыши, так считают 92% опрошенных. На втором месте собаки (86%), а на третьем кошки (80%).
55% владельцев шиншилл и дегу считают себя умнее сверстников, а 68% обладателей рептилий — ответственнее. 20% детей утверждают, что животные помогли им наладить общение с другими ребятами, 50% считают себя счастливыми благодаря присутствию питомцев, а 30% — более спокойными.
Более трети опрошенных рассказали, что стали более активными с появлением в доме питомца.
Таким образом, на сегодняшний день научно доказано то, что дети, воспитывающиеся в окружении домашних животных, развиваются интеллектуально и эмоционально быстрее своих сверстников, не имеющих возможности ежедневного общения с питомцами.

© 2013-2016, KidsMI.ru ® Все права защищены.

Перепечатка и использование любых
материалов только с разрешения
редакции: kidsmi@smartfoxclub.ru