Моей внучке 1 год 10 месяцев, но кроме слова «мама» она ничего не говорит. Что может способствовать развитию речи ребёнка? Спасибо за ответ.
Ольга Осина.

Уважаемая Ольга, спасибо за вопрос. В Интернете и различной логопедической литературе достаточно теоретической информации о нормах и этапах становления детской речи, поэтому не считаю нужным останавливаться на этом аспекте подробно в своей статье. И сразу перейду к непосредственному ответу на Ваш вопрос: что может способствовать развитию речи ребенка. Примерно год назад на моем блоге выходила моя статья «Разговорим молчуна», в которой я подробно перечислила все способы развития речи малыша. Но было бы неправильно ограничиться в ответе ссылкой на уже имеющуюся на сайте статью. Поэтому считаю своим долгом подробнее остановиться на каждом пункте и привести примеры игр на развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет.

1. Игры на развитие слухового внимания.
Что звучало?
Положите перед ребенком 3-4 музыкальных инструмента: колокольчик, бубен, погремушка, барабан. Поиграйте не каждом из них, позвольте это сделать ребенку. Затем попросите малыша отвернуться или закрыть глаза и в этот момент сыграйте на любом из лежащих музыкальных инструментов, ребенок должен определить на слух, что звучало.

Что не прозвучало?
Положите перед ребенком 3-4 музыкальных инструмента: колокольчик, бубен, погремушка, барабан. Поиграйте не каждом из них, позвольте это сделать ребенку. Затем попросите малыша отвернуться или закрыть глаза и в этот момент вы играете на всех музыкальных инструментах, кроме одного, ребенок должен отгадать, какой инструмент не прозвучал.

Три медведя
Подготовьте кукольный или настольный театр -сказку «Три медведя» и разыграйте ее перед малышом, меняя высоту голоса для каждого сказки. Затем произнесите одну и ту же фразу разными голосами и попросите ребенка угадать, кто именно сейчас говорил.

Покажи, кто сказал
Подготовьте предметы или картинки с изображением плачущей девочки, поющей девочки, мамы, укачивающей малыша, удивленного человека, парохода, медведя. Озвучьте каждую картинку, эмоционально изменяя голос и мимику. «А-а-а!!!» — плачущая девочка, «а-а-а-а-а-а» — поющая девочка, «аа-аааа» — мама, укачивающая малыша, «О-О-О?!» — удивленный человек, «у-у-у» — параход, «Ууууу» — медведь. Затем предложите малышу показать того, чьим голосом вы сейчас будете говорить.

Шумовые коробочки
Шумовые коробочки можно приобрести, например, у компании Вальда —«набор звучащих шаров», а можно сделать самим, используя контейнеры от киндер-сюрпризов или баночки от гуаши. Возьмите восемь контейнеров, наполните два из них манкой, два — фасолью, два — металлическими скрепками и два — деревянными палочками. Посадите крышки контейнеров на клей. С такими коробочками можно играть, прося ребенка пошуршать ими громко/ тихо, подобрать каждому персонажу сказки (например, тем же трем медведям) свою коробочку и разыграть сказку — шумелку, а также найти каждой коробочке свою пару по звучанию.

2. Игры на расширение словаря
Кукольный театр
Приготовьте куклы-варежки по любой русской народной сказке и ширму, которую можно сделать из двух стульев, натянув на их спинки простыню. Посадите малыша пере ширмой и расскажите ему сказку с использованием кукол -варежек, изменяя эмоционально свой голос по тембру и высоте. После спектакля дайте малышу познакомиться (погладить, пожать ручку) каждому герою. Спросите, какие герои были в сказке, кто встретился нам первым, кто вторым, кто последним, как разговаривал зайка, волк, лиса. Если у малыша хорошо развита фразовая речь, попросите его рассказать сказку вместе с вами.

Игрушки в миске с крупой
Возьмите глубокую емкость и насыпьте в нее фасоль или чечевицу (примерно 2 пакета), заройте в крупу 10-15 мелких предметов (игрушки от киндер-сюрпризов, желуди или каштаны, катушки ниток, детальки сломанных автомобилей и т.п.) Попросите ребенка найти все спрятанные в крупе предметы и, находя, каждый называть своим именем. Когда на стол рядом с миской ребенок выложит все найденные им предметы, попросите малыша произвести с ними определенные действия. Например: «поставь зайку рядом с мячиком», «положи колесо за миску, а руль перед миской», «дай мне предметы в том порядке, в каком я прошу: мишку, бусинку, катушку ниток».

Обобщение
Разложите перед ребенком несколько картинок одной тематики и попросите найти среди них только яблоки, только зеленые фрукты, только круглые фрукты.
Разложите перед ребенком картинки фруктов и овощей и попросите разложить карточки на две группы: овощи и фрукты.
Разложите перед ребенком несколько картинок разных тематик и попросите выбрать только те картинки, которые относятся к группе «мебель» или к группе «транспорт» и т.п.

Договори словечко
Покажите ребенку 4-5 предметов или картинки с их изображением. Попросите малыша назвать и показать каждый предмет. Затем вы читаете малышу небольшой стишок, последнее слово в котором специально не договариваете, а делаете паузу, ребенок должен «договорить» стих за вас, указав на соответствующий предмет или картинку.
Например, картинки: шишка, мяч, грузовик, кошка.

Стишки:
Шел по лесу толстый мишка,
На него свалилась …(шишка)

Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке… (мяч).

Кот кататься не привык,
Опрокинул ….(грузовик)

Ты не плачь, Сережка,
Это же наша…(кошка).

3. Игры на развитие органов артикуляции и речевой выдох
Улыбнись маме
Научите малыша улыбаться, попросите его улыбнуться вам широкой улыбкой, показать зубки, язычок, свернуть губки в трубочку. Покажите малышу, как выглядит мимика смущения, стеснения, научите его щуриться и подмигивать.

Поцелуй маму

Научите ребенка правильно целовать вас. Следите за тем, чтобы при поцелуе ребенок тянул губы в трубочку. Лучше поначалу делать это немного гипертрофировано, зато ребенок увидит наглядно, что нужно делать.

Воздушный шарик
Попросите малыша надуть обе щеки:

Надувайся пузырь,
Надувайся большой…

Затем указательными пальцами слегка нажмите на щечки ребенка.
Лопнул пузырь!

Звук, который при этом получится обязательно позабавит ребенка.

Папа сердится
Попросите ребенка показать, как папа сердится, если он ломает свои игрушки.

Мама удивилась
Попросите малыша показать, как мама удивляется, если видит, что малыш разбросал свои вещи.

Крокодил
Попросите малыша широко открыть рот, как крокодил открывает свою пасть, затем пусть ребенок высонет язык и не убирает его, находясь с открытым ртом, несколько секунд. Затем убираем язычок и закрывает ротик. Это упражнение следует повторять 3-5 раз в день.

Непослушный язычок
Попросите малыша слегка открыть ротик и высунуть язычок. Скажите, что язычок сильно провинился (например, обидел маму) и теперь мы его накажем (покусаем слегка зубками).

Ложечка
Приготовьте два стакана, один с теплой, второй с холодной водой. Попросите ребенка закрыть глаза и высунуть язык. Опустите ложечку в стакан с теплой водой и поднесите ее к язычку ребенка. Спросите, какая была ложечка (теплая или холодная), затем то же самое проделайте со стаканом холодной воды.

Кораблики
Сделайте несколько бумажных корабликов и запустите их в таз или ванну с водой. Попросите ребенка превратиться в ветер и гонять кораблики по «морю».

Снежинки
Положите на гладкую поверхность стола несколько ватных шариков Скажите ребенку, что это снежинки. Попросите его сдуть снежинки со стола.

Упрямая свечка
Зажгите свечку и поставьте ее на небольшом расстоянии от ребенка. Следите за техникой безопасности. Попросите малыша задуть свечку. Если у ребенка это легко получается, отодвиньте свечку на большее расстояние. Усложните игру, попросив ребенка дуть на свечку так, чтобы она не гасла, а только немного отклонялось пламя.

Мыльные замки
Налейте в глубокую, лучше прозрачную посуду немного воды и чайную ложку мыльного раствора (например для мыльных пузырей или для мытья посуды), в жидкость можно добавить немного красителя. Покажите ребенку как дуть в соломинку, выдувая один мыльный пузырь за другим, делая мыльные «матрешки» и целые мыльные замки.

4. Игры на развитие мелкой моторики
Бумажник
Вложите в бумажник много разных картонных карточек, это могут быть специально приготовленные карточки-эмоции, карточки с геометрическими фигурами, буквами или цифрами. Доставая карточку, ребенок называет то, что на ней изображено.

Кормушки
Возьмите несколько баночек или коробочек, наклейте на крышки мордочки разных животных, вырежьте из картона «продукты», которыми обычно питаются эти животные и предложите ребенку покормить зайку — морковками, собачку — косточками, цыпленка — червячками, кошку — рыбками и т.п. Для этой игры можно использовать бусинки или пуговицы.

Рисование на манке

Возьмите крышку от коробки или неглубокий поднос, постелите на дно лист бумаги и насыпьте манки. Рисуйте на манке все, что придет вам в голову (от смешных мордочек до сюжетных картин).

Баночки и крышечки
Дайте ребенку несколько разных баночек, флакончиков, бутылочек, тюбиков с отвинченными от них крышками и попросите найти и надеть на каждую баночку свою крышечку.

Прищепки

Играйте с прищепками: пусть малыш надевает прищепки соответствующего цвета на цветные картонные круги и придумывает, на что они стали похожи, а также надевает прищепки на заранее заготовленные вами картонные шаблоны ежиков, человечков, солнышка, тучки, петушка и т.п.

Мелкие (медицинские) резинки
Резинки можно натягивать на бутылки или контейнеры от яиц и стягивать, ими можно рисовать на специальном мозаичном поле из пенопласта и воткнутых в него пластмассовых кнопок-гвоздиков, на ровной поверхности из резинок можно выгладывать разные изображения.

Канцелярские скрепки

Скрепки можно использовать, как прищепки, прикрепляя их к картонным шаблонам — заготовкам, можно прикрепить металлические скрепки к вырезанным из цветного картона «рыбка» и устроит магнитную рыбалку, из скрепок можно выкладывать рисунки по контору или «закрашивать» ими шаблон, скрепки можно нанизывать одну на другую, создавая «бусы», на скрепки можно вешать пластилиновые шарики — «ягодки» и прицеплять их к натянутой нитке, а затем собирать «урожай».

Мелкая мозаика
Из мозаики можно выкладывать узоры, «сажать» на полянку цветочки и грибочки, а затем их собирать, также мозаику можно втыкать в заранее приготовленные картонные шаблоны, украшая их.

Пуговицы

Пуговицы можно прятать под платочек, возить на кубиках — поезде, строить из них пирамидку, классифицировать по размеру, форме и цвету, выкладывать дорожки, логические последовательности, учиться застегивать и расстегивать пуговицы и т.д. Вот наши игры с пуговицами, когда Луке был 1,7.

Шнуровки, наматыватели, нанизыватели — отличный материал для развития мелкой моторики, который легко изготовить самим из бросового материала.

Пробки от пластиковых бутылок
Кроме того, что их тоже можно сортировать по размеру и цвету, выкладывать логические последовательности и дорожки, пробками можно украшать заранее приготовленные рисунки (колеса от грузовика, серединки цветочков, снеговик, светофор и т.д.)

Пальчиковые игры и пальчиковый театр — в них содержится огромный потенциал для развития мелкой моторики и в целом речи ребенка.

Игры со спичками
Подробнее о них можно узнать из этой статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *