· ·

Здравствуйте, Юлия! Я бы хотела узнать, как Вы организуете занятия? Вы написали, что теперь Вы занимаетесь по тематическим неделям и каждый день у Вас разные направление, как я поняла. Очень интересно было бы узнать поподробнее про Ваши занятия, что в какой день вы делаете, какие аспекты затрагиваете. Потому что у меня материала много, а организовать его — целая проблема. Спасибо, если ответите на мой вопрос в рамках марафона.
Анна Куварзина.

Анна, спасибо за вопрос. Я думаю, проблема организации материала рано или поздно встает перед любой активной и интересующейся мамой. Именно большой объем собранных материалов по разным предметам, темам, аспектам развития и воспитания приводит к тому, что даже если вся эта информация разложена по разным папочкам в памяти вашего компьютера, в голове она находится в виде каши, и ни какой- нибудь, а самой настоящей мультизлаковой. С такой проблемой я тоже сталкивалась, и решив ее, я почувствовала внутреннюю свободу и твердое убеждение в том, что я даю своему ребенку ровно столько, сколько нужно для того, чтобы не перегрузить и ничего не упустить.
В возрасте от рождения до года наши занятия были очень короткими (максимум 2 минуты) и проходили очень часто, в перерывах между сном, кормлением, прогулкой и купанием. Они не были объединены одной темой дня, но представляли собой комплекс игр на развитие внимания, координации, мелкой и крупной моторики, знакомство с основными понятиями окружающего мира (цвет, размер, форма, материал), формирование восприятия посредством основных органов чувств (зрение, обоняние, осязание, слух, вкус).
В возрасте от года до двух лет к играм — пятиминуткам (а наши игры стали более продолжительными, до 5-10 минут каждая) прибавились тематические занятия. Мы стали играть в игры на развитие музыкального, физического, творческого, внутриличностного, коммуникативного, естествоведческого, логико-математического, лингвистического типов интеллекта в рамках одной тематики.
Темы дня или недели в возрасте от 1 года до 1,5 лет определялись общими необходимыми знаниями об окружающем мире. Так мы прошли темы: «Цвета», «Формы», «Противоположности», «Семья», «Фрукты», «Овощи», «Времена года», Транспорт», «Счет до трех», «Один-много», «Пара», «Домашние животные», «Птицы», «Животные Африки», «Животные Севера», «Животные океана», «Насекомые», «Животные на ферме», «Животные леса», «Посуда», «Семья», «Строительство», «Мебель», «Растения», «Мальчики и девочки», «Космос», «Моя Россия» и праздники (Новый Год, Рождество, Масленица, Пасха, 8 марта, 23 февраля). Базой для наших тематических игр стали материалы школы годовасиков Лены Даниловой, которые я адаптировала под теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера, чтобы не упустить гармоничное развитие всех типов интеллекта в рамках одной темы.

Примерно в 1,5 года Лука стал проявлять интерес к определенной теме, часто связанной с прочитанным художественным произведением или просмотренным мультфильмом. Я начала использовать его естественный интерес как мотивацию к играм на определенную заданную им самим тематику. Примерно с этого возраста наши тематические недели стали основываться на материалах книг и мультфильмов. Я брала произведение за основу сюжета для наших игр и придумывала игровые задания на развитие всех типов интеллекта в рамках выбранной тематики. Таким образом, в возрасте от 1,5 до 2 лет мы провели тематические занятия по следующим произведениям: «Вини-Пух и пчелы», «Вини-Пух в гостях у кролика», «Вини-Пух и день забот», «Львенок и черепаха», «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино», «Антошка», «Два гуся», «Котенок Гав», «Кто сказал мяу», «Бременские музыканты», «Чебурашка и крокодил Гена», «Кротик и автомобиль», «Кротик и жвачка», «Кротик и варенье», «Кротик и ракета», «Заяц Коська и родничок», «Колобок, «Теремок», «Курочка Ряба», «Вершки и корешки», «Бобовое зернышко», «Золотая рыбка», «Лукоморье», «Бычок-смоляной бочок», «Дюймовочка», «Айболит», «Тараканище», «Бармалей», «Федорино горе», «Автомобиль кота Леопольда», «Лето кота Леопольда», «Кораблик» (по сказке Сутеева), «Чьи в лесу шишки», «Мишка в крапиве», «Непослушный цыпленок», «В порту», «Катерок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Красная шапочка», «Находчивый лягушонок», «Волшебник изумрудного города». Также мы продолжали чередовать наши тематические занятия с играми — пятиминутками, не связанными с определенной тематикой. Это были задания из пособий «Умные книжки», «Школа семи гномов», «Это может ваш малыш», разнообразные творческие задания, занятия с развивающими игрушками (пирамидка, пазлы, сортеры, рамки — вкладыши, первые настольные игры, мозаика, кубики Никитина, «Собери узор», «Радужное Лукошко», блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, различные задания на развитие мелкой моторики — игры с крупами, шнуровки, нанизывания, наматывания, застежки, тактильное лото и т.п.).

С 2 лет я заметила, что Лукаша способен выполнять более сложные задания и с большей степенью самостоятельности. Наши домашние развивающие игры стали для него обязательным режимным моментом. Позавтракав, он готов заниматься — «играть с мамой», затем мы идем на прогулку, обедаем, Лука ложится спать, после сна — полдник и снова пара часов «игры с мамой», затем ужин, общение с папой, купание, чтение перед сном и сон. Таким образом, в течение одного дня у нас есть примерно 3 часа чистого времени для развивающих занятий. В это время мы играем вместе в то, что я готовлю для Луки заранее. В остальное время (когда я готовлю Луке завтрак, обед, ужин- это примерно 1 час в сумме) Лука играет самостоятельно с игрушками, находящимися у него в свободном доступе. Однако это не значит, что «играя с мамой», он играет в то, что нравится маме, а не ему. Я по -прежнему готовлю материалы для наших занятий на основе его интересов и актуальных для нас тем, поэтому все наши игры, слава Богу, проходят «на ура», желанны Лукой и воспринимаются с энтузиазмом. Но эти игры отличаются от его самостоятельной игровой деятельности тем, что они развивающие, в них содержится потенциал для развития восьми типов интеллекта. Именно поэтому мне приходится готовить материалы заранее. Итак, расскажу подробнее, как я организую наши занятия.

В течение дня мы имеем два времени совместных развивающих игр (утром — до прогулки) и вечером (после дневного сна). Утром, как правило, мы проводим тематические занятия. Темами наших занятий, которые мы успели провести за последние три месяца были «Спорт», «Муравьи и муравейник», «Осень», «Цирк», «Театр», «Зима в Простоквашино», «Кротик и штанишки», «Дядя Степа», «Геометрические фигуры». На ближайший год мною запланированы цикл новогодних занятий, цикл занятий по временам года, знакомство с динозаврами, тематические занятия по сказкам «Разные колеса», «Лиса и дрозд», «Белая шкурка», «Капризная кошка», «Городок в Табакерке», «Золушка» и те тематические занятия, к которым меня подтолкнут новые предпочтения моего сына.

Вечером же мы проводим «игры по предмету дня».
Вот наше расписание:
понедельник
обучение чтению по методу Н.А. Зайцева
искусствоведение
природоведение
вторник
математика
творчество
природоведение
среда
обучение чтению по методу Н.А. Зайцева
английский язык с носителем (раз в неделю к нам приезжает англичанка и играет с Лукой), в остальные дни я общаюсь с Лукашей на английском в течение дня, в процессе режимных моментов, на прогулке, во время игр.
природоведение
четверг
сенсорика
игры на эмоциональный тип интеллекта
природоведение
пятница
обучение чтению по методу Н.А. Зайцева
музыка
природоведение
суббота
посещение группы раннего развития в детском центре (45 минут)
воскресенье
религия

Теперь немного расскажу о материалах, по которым мы занимаемся по каждому предмету.
1. Обучение чтению по методу Н.А. Зайцева — моя книга «Кубики Зайцева. Играем дома»
2. Искусствоведение — игры с картинами, репродукциями скульптур, архитектурных памятников, игры с цветом.
3. Природоведение — книга М. Костюченко "География для самых маленьких", проекты школы «Учимся играя» «Нескучная наука», «Путешествие вокруг света», комплект «Умница» «Большое путешествие от Канады до Австралии».
4. Математика — проект Дети МИ «МИзинчик — математик (2-3)», «Томатик и Кубарик. Веселая математика», проект школы «Учимся играя» «Учим цифры»
5. Творчество — методические рекомендации «Умница» «100 мировых шедевров», материалы Евгении Леоновой "Шедевры времен года",, «Это может Ваш малыш» изд-во «Мозаика- Синтез», разнообразные пособия о детскому творчеству.
6. Сенсорика — «Домашняя школа Монтессори» К. Сумнительный, Монтессори-понедельники Е. Леоновой.
7. Игры на эмоциональный тип интеллекта — «Мизинчик — дипломат», идеи Ю. Белоусовой , блог Валасиной Аси "Родная тропинка".
8. Музыка — проект М. Андреевой-Доглядной "К музыке с мамой", «МИзинчик-музыкант», «МИлашка в мире музыки».
9. Религия — тематические занятия на основе детской Библии, материалы Е. Леоновой.

В процессе прогулки, приема пищи, чтения мы с сыночком рассуждаем на тему вечных человеческих ценностей, время от времени устраиваем сюжетно-ролевые игры, где от Луки требуется «поступить правильно, порядочно, по совести». Такого рода беседы и игры помогают развивать внутриличностный тип интеллекта.
Вот, пожалуй, в общих чертах то, как мы занимаемся и чем мы занимаемся.

Подводя итог, дам несколько советов мамам, которые имеют много материала и не знают, как его организовать: 1) структурируйте материал предметно, 2) распланируйте, каким предметом в какой день недели вы с ребенком занимаетесь, 3) распишите общий план-схему использования материалов в течение недели, 4) приготовьте материалы на каждый день недели в отдельных папочках, 5) играйте и не расстраивайтесь, если что-то пойдет «не по плану», умейте импровизировать и незаметно подводить ребенка через интересы и сиюминутные предпочтения малыша к тому материалу, который у вас подготовлен.

© 2013-2016, KidsMI.ru ® Все права защищены.

Перепечатка и использование любых
материалов только с разрешения
редакции: kidsmi@smartfoxclub.ru