Недавно узнала, что в некоторых развивающих центрах преподают малышам даже простейшую технологию и экономику. Это по большей части к каким типам интеллекта относится? Вы что-то подобное практикуете? У меня появилось желание попробовать с сыном. Если у вас есть опыт или какие-то даже теоретические знание о том, в какой форме, как играть с детьми на эти темы, поделитесь, пожалуйста. Потому что современный мир уже не ограничивается одной природой, хочется и с ребёнком шагать в ногу со временем. Какие основные моменты для изучения и игр с детьми в этих темах можно выделить, как преподносить довольно сложные темы в простой и игровой форме? О чём рассказывать, во что вникать, а что пока не затрагивать?
С уважением,
Елена Устинова.

Елена, спасибо Вам за вопрос. В первую очередь, хочу высказать свое мнение по поводу преподавания дошкольникам узких дисциплин. Экономика, маркетинг, технология, менеджмент, программирование — предметы, которые не входят даже в общеобразовательную программу, это дисциплины, которые изучаются в старших классах специализированных гимназий и в течение пяти лет обучения в профильном вузе. Почему? Во-первых, освоение таких дисциплин требует от учащихся определенной базы математических и гуманитарных знаний, которая, кстати, формируется в течение одиннадцати лет обучения в школе. Во-вторых, это узкие специальные дисциплины, и совсем не факт, что Ваш ребенок столкнется с изучением этих предметов даже в вузе, ведь существует огромное количество достаточно востребованных специальностей, в учебный план которых не входит ни экономика, ни технология, ни маркетинг. Так что стремление взять максимум от естественных способностей мозга маленького ребенка — усваивать информацию быстро и навсегда — должно иметь пределы. Не стоит, на мой взгляд, воспринимать цитату Масару Ибуку «После трех уже поздно» слишком буквально. Малышу дошкольного возраста гораздо важнее научиться навыкам самообслуживания, работы в команде, проявлению инициативы, умению договариваться, заботиться, сопереживать, адекватно реагировать в любой ситуации повседневного общения, развить хорошую координацию, мелкую и крупную моторику, овладеть счетом, навыками чтения и письма, развить необходимую для усвоения большого объема информации память, натренировать внимание, расширить возможности своего восприятия, научиться мыслить абстрактно, логически и ассоциативно. И если экономика — лишь средство для решения такого рода задачи, то вы вправе его использовать, несомненно, с оглядкой на предпочтения вашего крохи. Однако, если вы преследуете иную цель — обучение экономики ради овладения основами этой дисциплины в раннем возрасте, то ваш выбор не совсем своевременен, то есть не природосообразен. Действительно, мир не стоит на месте и не ограничивается изучением одной природы, человек слишком далеко зашел в своих стремлениях овладеть ею и доказать свое превосходство, но стоит ли воспитывать это стремление в детях с рождения? Не разумнее ли наоборот создавать поколение, обращенное лицом к природе, благодарное ей, готовое защищать, а не растрачивать ее ресурсы? Не за таким ли отношением будущее нашей планеты? Не бойтесь упустить прагматичность в воспитании своего ребенка. Сегодняшний практичный мир, в котором выживает тот, кто умеет находить выгоду, очень быстро сделает из человека прагматика. Риск, наоборот, заключается в том, чтобы «попробовав вкус успеха» в современном мире бизнеса, человек не очерствел душой, не предал своих принципов, не наступил на собственную совесть, сохранил умение видеть необычное в природе, восхищаться ее красотой, радоваться жизни. Кроме того, объем информации, скопленный за всю историю существования человечества не умещается ни в одной школьной и институтской программе, все дать ребенку невозможно, всему научить нельзя. Однако наш родительский долг, как впрочем, и долг преподавателей школ и вузов заключается в том, чтобы научить ребенка быстро находить нужную ему информацию и правильно ей пользоваться: уметь сопоставить исторические и научные факты, проанализировать, сделать вывод, выдвинуть свою гипотезу, доказать или опровергнуть ее. Этим умениям можно и нужно учить ребенка с раннего возраста, и именно они пригодятся ему на протяжение всей его жизни, независимо от того, какую специальность он для себя выберет.
Итак, еще раз повторюсь, если экономика, маркетинг, технологии, программирование — средства для того, чтобы развить мозг ребенка, а не самоцель, родители могут использовать эти предметы в играх со совим малышом.
Теперь я хотела бы подробней остановится на том, каким именно способом можно внедрить понятия, например, экономики в игры с маленьким ребенком.
1. Сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Банк», «Кафе», «Турагенство», «Рекламное агенство»). В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции. Принимая роль продавца или покупателя, ребенок учится бережливому отношению к труду, а это, в свою очередь, воспитывает в нем такие качества, как хозяйственность, трудолюбие, прилежность, а также знакомит его с понятиями «труд», «производство», «купля/продажа».
2. Художественные произведения и сказки.
Сказки о потребностях и возможностях ( «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон»).
Сказки о труде («Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе»).
Сказки об обмене («Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело», В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»).
Сказки о деньгах (К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво»).
Сказки о рекламе («Лиса и козел», Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал»).
Сказки о купле-продаже («Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка», С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»).
3. Экономическое воспитание в семье.
Эта модель воспитания, предполагающая определенные принципы:
— гарантия неприкосновенности частной собственности (если ребенок решит вдруг сломать или выкинуть свою игрушку, ругать его за это не стоит. Только осознание последствий своего поступка может удержать малыша от повторного шага). Если ребенок вдруг обнаружил что-либо чужое, необходимо помочь ему найти хозяина (отличный рассказ и мультфильм на эту тему «Пятачок»).
— приобщать ребенка к ведению хозяйства (вместе ходить в магазин, составлять список покупок и сметы расходов, наделять ребенка обязанностями по дому и требовать их исполнения).
— определить систему финансирования ребенка. Оптимально, дать ребенку первый его рубль в руки в возрасте 3 лет. Карманные деньги, которыми вы будете поощрять ребенка за определенную выполненную им работу, — это в первую очередь средство развития навыков экономии, расчетливости и бережливости.
— просвещение ребенка в области работы родителей. Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию.
— научите ребенка сдерживать свои материальные амбиции. Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы расту. Научите малыша ограничивать себя.
— формируйте у ребенка разумные потребности. Если малыш заявляет: «Я хочу эту машинку!» Обязательно поинтересуйтесь у него (даже если не собираетесь покупать машинку), зачем она ему нужна, почему именно эта.
— учите малыша бережливости. Порвав книжку, сразу же заклейте ее, сломав игрушку, попробуйте починить, если ребенок оторвал пуговицу на рубашке — не поленитесь и тут же пришейте ее на его глазах.
— учите ребенка уважать труд других людей. Не разрешайте баловаться с хлебом, разрисовывать заборы и здания, портить чужие вещи. Объясняйте, как была создана каждая отдельная вещь, сколько вложено в нее труда. Отличный повод поговорить о производственной цепочке.
— научите ребенка планировать бюджет, откладывать «на черный день». Подарите малышу собственную копилку, и заведите, например правило, каждую пятницу пополнять копилку определенной суммой денег из личных средств малыша.
— постарайтесь привить ребенку положительное отношение к деньгам, в его сознании получение денег не должно ассоциироваться с подкупом, а их изымание — с наказанием.
На примере экономики я попыталась показать, как и для чего знакомить малыша с узкими дисциплинами. К числу «возможных» в раннем возрасте предметов я бы отнесла также маркетинг (рекламу ребенок видит чуть ли не каждый день, и родители должны грамотно познакомить его с этой современной реальность. Игры с рекламой могут иметь большой развивающий потенциал, если будут грамотно организованы родителями) и программирование. Последняя дисциплина имеет большой потенциал для развития логического и абстрактного мышления ребенка, для увеличения возможностей его памяти, восприятия и внимания. В связи с этим хочу порекомендовать учебник А.К. Звонкина «Малыши и математика», по которому можно заниматься с ребенком основами программирования уже с трехлетнего возраста, а также программную среду, разработанную специально для обучения программированию дошкольников <a href=’https://www.piktomir.ru/index.htm’>»ПиктоМир»..
И, конечно, же не могу не воспользоваться возможностью призвать родителей еще раз, занимайтесь с детьми дошкольного возраста физикой, химией, ботаникой, географией, зоологией, астрономией и анатомией. Эти дисциплины очень легко адаптировать к играм с малышами, стоит приложить лишь немного фантазии и творчества.
И главное — играйте с ребенком, как можно больше, в желуди, куклы, машинки, облака и морскую пену, щекоталки, болталки, каляки-маляки, снежки и волшебные палочки, а логистику, макроэкономику и seo-оптимизацию оставьте вузовским мэтрам.

2 комментария

  • Елена:

    Спасибо, Юля за ответ! Согласна с вами во всём. Я, когда писала вопрос, даже не имела в виду настолько глубокое и узкое понимание экономики. Под ней я как раз понимала игры в «магазин», понятие денег и способа их зарабатывания, истории о древних людях, как они без денег сначала обменивались тем, что сами производили ну и т.д. Поэтому те игры, которые вы описали, мне очень пригодятся, это именно то, что мне не хватало для полной картины. Ни о каком менеджменте и прочее я и не помышляла, я и сама как-то в этом не очень ориентируюсь ))

    Ну а под технологией я имела в виду устройство различных вещей, как рассказывать ребёнку, как и из чего состоят вещи, за счёт чего они работают и выполняют свои фукции. Вот ребёнок же сталкивается каждый день с бытовыми приборами: стиральная машина, плита. Почему она становится горячей? Почему из теста получается вкусный пирог? Или видит проезжающие машины, у нас в городе мы очень часто встречаем строительно-дорожную технику, мой сынок просто обожает наблюдать за ней. Потом показываю ему на компьютере презентации про увиденную машину. Или играем в экскаватор, бульдозер, самосвал, строительство, укладывание дороги и т.д. Я вот до сих пор многое не знаю и иногда расстраиваюсь, что когда-то всё это никто не объяснял. А сейчас не всегда есть время, чтобы заняться вот таким простейшим самообразованием. И так слишком много тем, где нужно восполнять пробелы в знаниях ))

    В мыслях не было подтолкнуть ребёнка к миру бизнеса, хочется научиться в игре дать возможность познавать окружающий мир не только созданный природой, но и руками человека, иметь представление вещах и веществах. Потому что это так интересно, а не потому что это кому-то нужно.

    • Юлия Соловьева:

      Елена, отличным способом дать ребенку представления о мире вещей, сделанных руками человека, было бы создание мини-миров в коробках, о которых пишет, например, Лиза Арье в своем блоге. Кстати, у нее очень интересная коробка со строительной техникой и даже процесс уборки снега описан https://www.lizon.org/2013/10/NashaStrojka.html и https://www.lizon.org/2013/01/blog-post_16.html. Советую заглянуть на ее сайт, получите эстетическое наслаждение и почерпнете много полезных идей. Кроме того, с Лукой я все это прохожу в рамках наших занятия по природоведению, у нас есть три сортера — банки, на которых наклеены изображения живой, неживой природы и мира, созданного руками человека. На крышки от детского пюре я наклеила изображения разных объектов и мы их сортируем по этим баночкам. Идею эту я взяла из книги «География для самых маленьких» Марии Костюченко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *