· ·

Мой вопрос, а больше наверное, просьба поделиться опытом и дать совет, заключается в следующем. С дочкой начала заниматься на английском с 1 года, успех не заставил себя долго ждать, в 1,5 уже очень много слов знала. Пошли в сад. Кругом общение на русском. Русский стал сильно превалировать. Отвечает по- русски часто, хотя все понимает по- английски. Книги слушает на английском с большим удовольствием и мультики и игры. Но все это я ей могу дать максимум 1,5 часа перед сном. Расстраиваюсь, что труды мои таят на глазах. Или же я пессимистично смотрю на ситуацию, и дочери достаточно этих минут- часа в день на английском? Расстраиваюсь, что Билингва то уже и не получится из нее)) Cейчас ей 3 г. Может, это больше просьба дать совет по мотивации и организации занятий (даже не успеваю просматривать все мейлы от А. Борисовой, Г. Бубякиной, Ю. Соловьевой). может есть какой-то подбадривающий и воодушевляющий опыт, совет? — Екатерина Ажмулдинова, г. Москва.

На вопрос отвечает Семен Филатенко
Папа 4-х летнего сына Мирослава, активно говорящего на английском языке (с возраста 2+3). По образованию программист и переводчик английского. Автор блога www.babypoliglot.ru, на котором можно найти многочисленные глоссарии и интересные статьи о билингвизме. Организатор совместных занятий английским с детьми в библиотеке. Главный редактор журнала о многоязычии для родителей и педагогов «Lingoland»:www.lingoland.ru

Спасибо, Екатерина. Это очень актуальный вопрос для многих мам, испытывающих нехватку времени. Тут бы дома порядок навести, погладить, еды наготовить — сил и времени на английский просто не остается… Что же можно придумать?

Первое, с чего нужно начать, — правильно организовать время. За счет этого появятся те самые заветные полтора часа в день на занятия, и даже на отдых время останется (это особенно актуально для тех, кто приходит с работы поздно).

Для эффективного ведения домашнего хозяйства можно воспользоваться, к примеру, системой «Флайледи». А планирование и рациональное использование времени, выделяемого на приготовление еды, поможет сэкономить время и силы, которые Вы сможете потратить на английский. В плане облегчения работ на кухне мне очень нравится сайт www.menunedeli.ru.

Для плодотворных занятий с ребенком не забываем грамотно организовать хранение вещей.Это наглядно можно посмотреть на YouTube, введя фразу типа «как организовать хранение вещей/игрушек/книжек» или «how to organize your home» на английском. Благодаря правильной организации системы хранения нужные игрушки, книжки, канцелярские товары, мелочовка и инструменты для поделок будут всегда под рукой и легкодоступны, иначе, пока вы что-то ищете, ребенок перегорит желанием играть с вами и переключится на что-то другое.

Резерв времени найден, теперь настал черед выбрать подходящий момент для занятий английским. Только не нужно выделять целиком полтора часа в день, к примеру с 20:30 до 22:00. Ведь не исключено, что задержит аврал на работе, или получите приглашение на день рождения друга, или просто устанете. В итоге вы не сможете заниматься в некоторые дни, что отрицательно скажется на обучении ребенка.

Гораздо проще и эффективнее разбить полтора часа на маленькие кусочки в течение дня:
• утром ребенок чистит зубы, умывается и одевается — говорим на английском 10 минут;
• в машине слушаем песенки — 10 минут;
• вечером творческое занятие — 10 минут и т.д.

Возьмите блокнот и запишите все окошки в своем расписании. Может оказаться и так, что у вас гораздо больше полутора часов в день на английский язык.

Теперь осталось зафиксировать в блокноте, что вы будете делать каждый день, своего рода план. Только учтите, что этот план надо периодически менять.

Нужно формировать его исходя из интересов ребенка на данный момент.

Рассмотрим более подробно способы взаимодействия с ребенком на английском. Если ваш уровень языка позволяет, то старайтесь комментировать на английском все действия ребенка. Завариваете чай, одеваете малыша, нажимаете кнопку лифта, ищете книгу и т. п. В общем, максимально часто. Очень важно, чтобы ребенок слышал от вас как можно больше английской речи, старайтесь ввести английский в повседневную жизнь.

Еще очень важно отталкиваться от интересов ребенка. Играйте в те игры, которые ему нравятся. Бывает так, что родитель готовил определенную игру много времени, а ребенок ее не принял. Это, конечно, будет тяжело сделать, но лучше отложить ее в сторону. Вернетесь к ней позже.

Если ребенок любит машинки, а вы хотите пройти тему «Еда», то постройте из кубиков кафе, где машинки будут пить чай с булочками. Увидите: и ребенок будет рад поиграть, и вы с ним новую лексику отработаете— занятие удастся.

У нас, к примеру, в двухлетнем возрасте был сильный интерес к домашнему хозяйству (уборка, готовка, стирка, глажка, протирание пыли и т. п.). И вот никак Мирослав не хотел играть в «детские» игры (кроме, наверное, машинок). Я решил его поддержать и последовал за ним. Все темы, связанные с домашним хозяйством, мы рассмотрели на английском языке, и у нас получились полноценные занятия английским! Причем ребенку это было только в радость, а «играли» мы каждый день очень долго! Я так увлекся этой темой, что создал курс My little helper: https://babypoliglot.ru/wppage/master-group-my-little-helper/

Хочу добавить пару слов о единомышленниках. Обязательно поищите их у себя в городе, даже если кажется, что вы одна такая воспитываете билингва. Они есть, поверьте, нужно только постараться найти. Весьма вероятно, что кому-то понравится ваша идея с билингвизмом и они присоединятся к вам. Я сам живу в очень маленьком городе, но тем не менее нашел нескольких человек через популярную группу «Совместные покупки» «ВКонтакте», нескольких — на детских площадках, когда они услышали мой английский. Единомышленники помогут вам в занятиях, усилят вашу мотивацию, а также покажут ребенку, что не только вы говорите на иностранном языке!

А сейчас хочу поделиться своим опытом и привести примеры, когда легко можно внедрять язык в повседневную жизнь:

1. Лифт. В момент ожидания и в самом лифте ребенок восприимчив к любой информации. Мы, к примеру, успеваем либо повторить/разучить стишок, либо обсудить что-нибудь интересное, произошедшее, например, на прогулке.

2. Дорога в сад. Слушаем в машине аудиокниги и песенки (сейчас в почете милейшие песенки Rachel Rambach). Каждое утро прочитываем в машине по одной книжке и заодно съедаем по одному яблоку! 🙂

3. В саду.
Переодеваемся, говоря на английском, и учим стишки — хорошо запоминает и повторяет, в это время он спокоен и легко поддается обучению.

4. После сада. Играем на детской площадке вечером, разговаривая на английском.

5. Совместное хобби. Мы, к примеру, недавно начали разводить цветы в горшках. Мирославу так было интересно сажать семечко, поливать его каждый день, «кормить» удобрениями, смотреть, как оно растет!

6. Интересные поделки. Простое рисование, лепка и т. п. нам давно наскучили. С упоением сын занимается только необычными поделками. А вот где найти оригинальную идею? Ответ — на сайте https://www.pinterest.com. Показываю ему интересную поделку — и творим!
Надеюсь, мои советы окажутся полезными. И не забывайте, что второй язык нужно поддерживать каждый день, общаясь и играя с ребенком с удовольствием!

© 2013-2016, KidsMI.ru ® Все права защищены.

Перепечатка и использование любых
материалов только с разрешения
редакции: kidsmi@smartfoxclub.ru