Главная Английский в раннем детстве vol.3

Как вырастить билингва, общаясь максимум 1,5 часа в день?

Мой вопрос, а больше наверное, просьба поделиться опытом и дать совет, заключается в следующем. С дочкой начала заниматься на английском с 1 года, успех не заставил себя долго ждать, в 1,5 уже очень много слов знала. Пошли в сад. Кругом общение на русском. Русский стал сильно превалировать. Отвечает по- русски часто, хотя все понимает по- английски. Книги слушает на английском с большим удовольствием и мультики и игры. Но все это я ей могу дать максимум 1,5 часа перед сном. Расстраиваюсь, что труды мои таят на глазах. Или же я пессимистично смотрю на ситуацию, и дочери достаточно этих минут- часа в день на английском? Расстраиваюсь, что Билингва то уже и не получится из нее)) Cейчас ей 3 г. Может, это больше просьба дать совет по мотивации и организации занятий (даже не успеваю просматривать все мейлы от А. Борисовой, Г. Бубякиной, Ю. Соловьевой). может есть какой-то подбадривающий и воодушевляющий опыт, совет? — Екатерина Ажмулдинова, г. Москва.

На вопрос отвечает Семен Филатенко
Папа 4-х летнего сына Мирослава, активно говорящего на английском языке (с возраста 2+3). По образованию программист и переводчик английского. Автор блога www.babypoliglot.ru, на котором можно найти многочисленные глоссарии и интересные статьи о билингвизме. Организатор совместных занятий английским с детьми в библиотеке. Главный редактор журнала о многоязычии для родителей и педагогов «Lingoland»:www.lingoland.ru

Спасибо, Екатерина. Это очень актуальный вопрос для многих мам, испытывающих нехватку времени. Тут бы дома порядок навести, погладить, еды наготовить — сил и времени на английский просто не остается… Что же можно придумать?

Первое, с чего нужно начать, — правильно организовать время. За счет этого появятся те самые заветные полтора часа в день на занятия, и даже на отдых время останется (это особенно актуально для тех, кто приходит с работы поздно).

Для эффективного ведения домашнего хозяйства можно воспользоваться, к примеру, системой «Флайледи». А планирование и рациональное использование времени, выделяемого на приготовление еды, поможет сэкономить время и силы, которые Вы сможете потратить на английский. В плане облегчения работ на кухне мне очень нравится сайт www.menunedeli.ru.

Для плодотворных занятий с ребенком не забываем грамотно организовать хранение вещей.Это наглядно можно посмотреть на YouTube, введя фразу типа «как организовать хранение вещей/игрушек/книжек» или «how to organize your home» на английском. Благодаря правильной организации системы хранения нужные игрушки, книжки, канцелярские товары, мелочовка и инструменты для поделок будут всегда под рукой и легкодоступны, иначе, пока вы что-то ищете, ребенок перегорит желанием играть с вами и переключится на что-то другое.

Резерв времени найден, теперь настал черед выбрать подходящий момент для занятий английским. Только не нужно выделять целиком полтора часа в день, к примеру с 20:30 до 22:00. Ведь не исключено, что задержит аврал на работе, или получите приглашение на день рождения друга, или просто устанете. В итоге вы не сможете заниматься в некоторые дни, что отрицательно скажется на обучении ребенка.

Гораздо проще и эффективнее разбить полтора часа на маленькие кусочки в течение дня:
• утром ребенок чистит зубы, умывается и одевается — говорим на английском 10 минут;
• в машине слушаем песенки — 10 минут;
• вечером творческое занятие — 10 минут и т.д.

Возьмите блокнот и запишите все окошки в своем расписании. Может оказаться и так, что у вас гораздо больше полутора часов в день на английский язык.

Теперь осталось зафиксировать в блокноте, что вы будете делать каждый день, своего рода план. Только учтите, что этот план надо периодически менять.

Нужно формировать его исходя из интересов ребенка на данный момент.

Рассмотрим более подробно способы взаимодействия с ребенком на английском. Если ваш уровень языка позволяет, то старайтесь комментировать на английском все действия ребенка. Завариваете чай, одеваете малыша, нажимаете кнопку лифта, ищете книгу и т. п. В общем, максимально часто. Очень важно, чтобы ребенок слышал от вас как можно больше английской речи, старайтесь ввести английский в повседневную жизнь.

Еще очень важно отталкиваться от интересов ребенка. Играйте в те игры, которые ему нравятся. Бывает так, что родитель готовил определенную игру много времени, а ребенок ее не принял. Это, конечно, будет тяжело сделать, но лучше отложить ее в сторону. Вернетесь к ней позже.

Если ребенок любит машинки, а вы хотите пройти тему «Еда», то постройте из кубиков кафе, где машинки будут пить чай с булочками. Увидите: и ребенок будет рад поиграть, и вы с ним новую лексику отработаете— занятие удастся.

У нас, к примеру, в двухлетнем возрасте был сильный интерес к домашнему хозяйству (уборка, готовка, стирка, глажка, протирание пыли и т. п.). И вот никак Мирослав не хотел играть в «детские» игры (кроме, наверное, машинок). Я решил его поддержать и последовал за ним. Все темы, связанные с домашним хозяйством, мы рассмотрели на английском языке, и у нас получились полноценные занятия английским! Причем ребенку это было только в радость, а «играли» мы каждый день очень долго! Я так увлекся этой темой, что создал курс My little helper: https://babypoliglot.ru/wppage/master-group-my-little-helper/

Хочу добавить пару слов о единомышленниках. Обязательно поищите их у себя в городе, даже если кажется, что вы одна такая воспитываете билингва. Они есть, поверьте, нужно только постараться найти. Весьма вероятно, что кому-то понравится ваша идея с билингвизмом и они присоединятся к вам. Я сам живу в очень маленьком городе, но тем не менее нашел нескольких человек через популярную группу «Совместные покупки» «ВКонтакте», нескольких — на детских площадках, когда они услышали мой английский. Единомышленники помогут вам в занятиях, усилят вашу мотивацию, а также покажут ребенку, что не только вы говорите на иностранном языке!

А сейчас хочу поделиться своим опытом и привести примеры, когда легко можно внедрять язык в повседневную жизнь:

1. Лифт. В момент ожидания и в самом лифте ребенок восприимчив к любой информации. Мы, к примеру, успеваем либо повторить/разучить стишок, либо обсудить что-нибудь интересное, произошедшее, например, на прогулке.

2. Дорога в сад. Слушаем в машине аудиокниги и песенки (сейчас в почете милейшие песенки Rachel Rambach). Каждое утро прочитываем в машине по одной книжке и заодно съедаем по одному яблоку! 🙂

3. В саду.
Переодеваемся, говоря на английском, и учим стишки — хорошо запоминает и повторяет, в это время он спокоен и легко поддается обучению.

4. После сада. Играем на детской площадке вечером, разговаривая на английском.

5. Совместное хобби. Мы, к примеру, недавно начали разводить цветы в горшках. Мирославу так было интересно сажать семечко, поливать его каждый день, «кормить» удобрениями, смотреть, как оно растет!

6. Интересные поделки. Простое рисование, лепка и т. п. нам давно наскучили. С упоением сын занимается только необычными поделками. А вот где найти оригинальную идею? Ответ — на сайте https://www.pinterest.com. Показываю ему интересную поделку — и творим!
Надеюсь, мои советы окажутся полезными. И не забывайте, что второй язык нужно поддерживать каждый день, общаясь и играя с ребенком с удовольствием!

17 комментариев

  • Анастасия (English4.me - Английский для меня и моей семьи):

    Семен, у тебя сын не только помощник по хозяйству, но и огородник! Спасибо за рекомендации о поисках «ценных минуток». Вроде бы все знают притчу о камнях, гальке, песке и воде. Если сначала насыпать в сосуд песка, то большие камни не поместятся, а если наоборот, то и крупные дела, и средние, и вот такие пятиминутки обязательно встроятся в жизнь. Мы часто недооцениваем тот временной ресурс, которым, на самом деле, располагаем.

  • Дарья:

    ))) да уж…ваше увлечение хозяйством было настолько заразительным, что даже мы с дочей отвертками играли, я помню. Интересно было) Хорошая статья, спасибо!

  • Нина:

    Семен, а Мирослав говорит с вами по-английски? Моей дочери тоже 4, занимаемся 2 года, интенсивность высокая, могу полдня с ней говорить на английском (в садик не ходит), понимает она все очень хорошо, но вот отвечает мне в основном на русском. На английском только короткие фразы, например, I dont know или избитые легкие фразы, типа let’s watch cartoon

    • Семён Филатенко:

      Да, говорит по-английски. Но у нас тоже есть моменты, когда он может ответить мне на русском. Но Мирослав в сад ходит, чем старше, тем время английского потихоньку сокращается. (я ведь единственный источник)
      Если Мирослав мне отвечает на русском, то я делаю так:

      1) Прошу его сказать то, что сказал на русском
      2) Перефразирую в риторический вопрос, но не ожидаю ответа, но все равно есть своего рода вызов — повтори то, что ты сказал на русском
      3) Когда он очень-очень сильно хочет что-то сказать, очень быстро и слова прямо летят из него — ничего не делаю, т.к. если поправлять в такие моменты — бесит! И меня, и ребенка 🙂

  • Stacynasty:

    Семён,спасибо за статью!скажите,пожалуйста,какие-то переходы перед тем как говорит на английском на бытовые темы нужны?

    • Семён+Филатенко:

      Это зависит от ребенка. Мы без них легко обходимся, Мирослав никогда не был против резкого перехода на английский 🙂

  • елена:

    Спасибо за статью.
    Но как быть тем родителям, которые неуверенно сами разговаривают на иностр. языке.? я сама учу испанский. Материала, слава интернету, много, но повседневная речь дается с трудомю Я сама осознаю свои ошибки, общаясь с ребенком. не отразится ли это на его речи? Помимо общения, очень ограниченного из-за того , что я сама плохо говорю, ребенок смотрит много мультиков.

    • Галина+Беккер+lingvakids:

      Елена, а вы сами все делайте с ребенком, мультики те же смотрите хотя бы частично, книги читайте вслух, разучивайте вместе стишки и песенки и тогда и ваш уровень подтягиваться будет . И потом уже свободнее речь будет. А пока, на мой взгляд, пусть и с ошибками, но я бы говорила всё равно. Во первых, чтобы ошибка закрепилась ее нужно многократно услышать, да и потом, нет таких ошибок, которые потом нельзя исправить и отшлифовать. Мы порой очень максималистично подходим. Я вот предпочитаю подход, что я делаю что могу, это в любом случае лучше, чем ничего и я в любом случае молодец . Потом, говоря на испанском вы опять же практикуетесь в нем и с каждым днем будет немножко легче, а через несколько месяцев почувствуете прогресс, это при условии ежедневных занятий. К тому же сейчас задача разговорить, а отшлифовать и позже можно, путем привлечения дополнительных ресурсов. Так что продолжайте и не сомневайтесь:)

  • Галина Беккер lingvakids:

    Семен, спасибо за статью, все лаконично и по делу. Очень разделяю ваши взгляды и рада, что еще кто-то также думает, что еще раз подтверждает, что мы на верном пути. Сами «кусочничаем», то есть постоянно пытаюсь впихнуть в любую свободную минутку наш английский. В любом случае это лучше чем ничего. А для маленьких шилопопов это вообще отлично, так проще им и маме -ведь для полноценного занятия нужно время, чтобы подготовиться так, чтобы была постоянная смена деятельности и ребенок не устал и ему не надоело.
    Надо будет посмотреть ваш материал про инструменты -мне как-то интереса не хватает самой эту тему проработать 🙂 а сыну бы очень понравилось, он обожает эти штуки.

  • Семён+Филатенко:

    Я так подозреваю, что ребенок уже старше 2-х лет. Мультики нужно сократить — они ничего не дают (детям до 2-х лет вообще бесполезно их показывать), речь не развивают, ребенок пассивно смотрит их. А вот если Вы начнете мультики обсуждать, обыгрывать их после просмотра (поделки или игры на тему из мультика или просто повторение сюжета через игрушки), вот тогда эффект будет хороший.
    Попробуйте ещё почитать книги, чисто испанских для малышей практически нет, в основном переводные с английского, но зато иллюстрации и текст хороший.
    Ещё рекомендую Вам освоить режимные моменты (умывание, чистка зубов, одеваемся, кушаем, гуляем и т.д.)
    Ну и учить язык. Мама всегда должна быть на шаг, а лучше на два, впереди ребенка. Иначе в более старшем возрасте будет очень сложно поддерживать беседу.

    • елена:

      Спасибо! я так поняла, что Вы тоже снисходительно смотрите на ошибки. 🙂

    • Нина:

      Можно я поделюсь своим опытом про мультики.
      Я тоже не заметила никакой пользы от английских мультиков. Смотрели много, например, про свинку Пеппу, вроде и язык там простой, и дочь смотрит с удовольствием, но прогресса в языке не давало и я не уверена, что она там все понимала. С 4 лет стали активно смотреть английские песенки типа English nursery rhymes, правда пока ставлю ей с пометкой super easy. Сначала я смотрела с ней, новые слова пыталась объяснить, но это не везде надо, там хорошая мультипликация, почти все и так понятно.
      Так вот, ее не оторвешь от них и она все эти 3 десятка английских песенок знает наизусть и постоянно поет, а также стала использовать новые слова и выражения из этих песенок, причем довольно быстро.

  • Галина Беккер Lingvakids:

    Семен, спасибо за статью, все лаконично и по делу. Очень разделяю ваши взгляды и рада, что еще кто-то также думает, что еще раз подтверждает, что мы на верном пути. Сами «кусочничаем», то есть постоянно пытаюсь впихнуть в любую свободную минутку наш английский. В любом случае это лучше чем ничего. А для маленьких шилопопов это вообще отлично, так проще им и маме -ведь для полноценного занятия нужно время, чтобы подготовиться так, чтобы была постоянная смена деятельности и ребенок не устал и ему не надоело.
    Надо будет посмотреть ваш материал про инструменты -мне как-то интереса не хватает самой эту тему проработать 🙂 а сыну бы очень понравилось, он обожает эти штуки.

  • Оксана К:

    Семён, всегда читаю тебя с удовольствием, слежу за вашими с Мирославом успехами и многое уже ты озвучивал в нашем чате и на вебинарах, но статья замечательная и полезная. Всё разложено по полочкам. Ну и конечно, я не устаю восхищаться тобой как папой!

  • Анна:

    Спасибо за совет с минутками. просто но очень дельно. и по всем комментариям Вашим пробежалась. нашла кое что и для себя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×