Что делать, если ребенок хочет общаться на английском языке?

Я всегда хотела знать язык сама, но…мне не повезло с учителями. А самостоятельно заниматься-не хватало мотивации. Почему? Я начинала разные курсы, проходила, пересылая задания, отвечая на вопросы. Потом посетила очный курс, а на вторую и третью ступень не пошла. Не было практики, не было смысла. Сейчас такая же ситуация с ребенком. Ему нравится. Все, на что меня хватает, сказать изредка (когда вспомню) фразу. И все. Я включаю ему мультики на английском. И он просит меня:»мама, поговори со мной на английском». А я-то не знаю…слов нет,строить предложения-не умею. Уже покупала курс у Галины Бубякиной, выписала несколько фраз и дальше…опять не пошло. Вот и хочу, но время не могу найти для изучения (не могу-понятно, хотела бы-нашла). Ребенку уже 5, скоро интерес пропадет. Нельзя же одними мультиками поддерживать. Среди окружения нет знающих язык. Где найти мотивацию? Как ее удержать? Чтобы не бросить,а постигать забытый напрочь язык… — Елена Исаева, г. Конаково.

На вопрос отвечает Надежда Меньшакова
Меньшакова Надежда, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и перевода, г.Пермь, мама маленькой Ники (1 год и 9 месяцев). Активно стала вводить английский язык в жизнь ребенка с 7 месяцев, сейчас Вероника предпочитает английские книги русским, знает много песенок и стишков на английском, может их воспроизвести в самой неожиданной ситуации. На английском говорит простыми предложениями, в речи присутствуют видо-временные формы простого настоящего, длительного настоящего и простого прошедшего времени, пытается самостоятельно синтезировать прошедшую форму неправильных глаголов (Nika gived mummy an apple). Много говорит на русском языке, но по просьбе может легко сказать или перевести что-то на английский. Сейчас вместе переживаем период смешивания языков, но не паникуем. Постепенно подключаем третий язык – испанский. Отрицания пока нет, и это радует!

Елена, если ваш ребенок хочет говорить на английском языке в условиях, когда дома на этом языке никто не говорит – вас следует поздравить! Вы воспитываете любознательного умницу, способного увлечься чем-то чрезвычайно серьезным и нужным в своем нежном возрасте. Конечно же, грех такое время упустить. Тот факт, что вы не владеете языком сами, не должен стать препятствием на пути к познанию малышом окружающего мира, в том числе языкового.
Но прежде, чем решиться на изучение иностранного языка с маленьким ребенком, необходимо самой четко ответить на один важный вопрос: а зачем вашему ребенку нужен английский язык? Этим вопросом вы мотивируете себя к определенным действиям. Вы уже задумывались над этим? Нужно ли ему сейчас учить язык, чтобы потом было легче в школе? Чтобы хорошо сдать ЕГЭ по английскому? Или чтобы вы не отставали от повального увлечения родителей ранним развитием своего чада? Чтобы было чем похвастать перед знакомыми и родственниками, представив перед их изумленным взором маленького гения, в нежном возрасте рассказывающего стихи не А.Барто, а Mother Goose Rhymes? Или чтобы в будущем иметь возможность отослать своего отпрыска на учебу за рубеж? Или чтобы дать ему возможность развиваться по своему желанию (возможно внезапно увлечение английским исчезнет и сменится чем-то другим, не менее полезным)?

Лично для меня важны все названные выше причины. Но они не главные и не решающие в моем выборе с рождения погрузить своего ребенка в два языка. Главным для меня явился тот факт, что овладение несколькими языками в раннем возрасте придает мозгу человека особую гибкость и дополнительные возможности, связанные со способностью познавать окружающий мир посредством созерцания его через призму нескольких языковых картин мира. Зная один язык, человек как бы смотрит на мир через окно в комнате. А если человек знает два языка, то на мир он может посмотреть уже из двух окон. При этом, вероятнее всего, в эти окна он будет видеть разные кусочки пейзажа. Следовательно, знание о том, что же там, за окном, во втором случае будет значительно шире. Лично я хочу подарить моей дочке такую возможность. А вы?

Кроме того, должна сказать, что я жуткая эгоистка! Погружая свое чадо в английский язык ежедневно, в быту, я каждый раз преодолеваю себя, свою лень и невежество (незнание, как сказать какие-то элементарные вещи по-английски), и тем самым сама получаю моральное удовлетворение. И в данный момент, на стадии, когда моя дочь не может никак оценить мои усилия, когда конечный результат (сейчас для меня им является умение моей дочери свободно общаться на английском языке) еще не виден, я действую только для себя. Я получаю удовольствие от саморазвития прямо сейчас, понимая, что если вдруг все прекратится, то мои усилия не были напрасными, ведь я действовала ради собственного удовольствия. А если бонусом к этому будет языковой партнер в лице моей дочери, то это просто высшая награда!

Итак, изучение и совершенствование знаний языка может быть способом самопознания и саморазвития лично для вас. Изучать язык можно не только для того, чтобы пообщаться с носителями, но и для того, чтобы развить свою память, интеллект, кругозор. Изучать язык можно только ради ребенка. Вернее сказать вот так: НАДО изучать язык ради ребенка! Обратите внимание: «изучать», а не «выучить». В данном случае важен не конечный результат (ведь язык бесконечен, все знать невозможно), важен процесс, важно само движение, саморазвитие. Ребенок будет чувствовать ваше стремление к познанию, и будет тянуться вместе с вами. Даже одно это может стать причиной начать учить иностранный язык.

Итак, в вашей ситуации я вижу два пути: 1. учить язык самой ради ребенка и вместе с ребенком. 2. искать человека, который мог бы заниматься с ребенком и подстегивать его любопытство. Рассмотрим обе возможности.

1. Школьные учителя и преподаватели так и не смогли вызвать у вас интерес к изучению английского языка. Нет мотивации (Возможно, вам стоит обратиться к лингво-коучу – полезная штука!). Это довольно распространенное явление. Но то, что ваш малыш заинтересовался этим языком, нужно воспринять как знак свыше, и отправиться на штурм языка. Конечно же, это работа не на неделю и не на месяц, а, как минимум, до окончания вашим ребенком школы. Это сложно, и порой появляется устойчивое желание все бросить. Но разве вам не интересно, кто кого: вы его (английский язык) или он вас? Кроме того, кто вам сказал, что необходимо обладать высоким уровнем владения языком, чтобы ваш малыш постигал его вместе с вами? Достаточно простой бытовой лексики и простой грамматики, чтобы поговорить с ребенком. Обратите внимание на фразы, которые вы чаще всего используете в быту на русском языке, их не так уж и много. Задайтесь целью освоить эти фразы на английском языке. В сети Интернет в настоящее время можно найти огромное количество пособий и глоссариев, которые с лихвой перекроют ваши потребности. Когда вы и ваш малыш освоите эти фразы, будьте уверены – ваш ребенок знает уже гораздо больше, чем большинство учеников начальной школы. Таким образом, вы дадите ребенку легкий старт. А когда появятся первые результаты, когда ребенок начнет отвечать вам на английском языке, вот тогда у вас и вырастут крылья!

2. В настоящее время во многих городах существует множество детских клубов, школ развития, курсов, где малышей обучают иностранному языку. Эти заведения, конечно, все разные, и при выборе вам придется обратить внимание на качество образования в них. Многие клубы и школы проводят пробные занятия или дни открытых дверей. Даже при незнании языка вы сможете понять, стоит ли вести туда своего ребенка. Смотрите на все, от обращения педагогов с детьми, до методической организации работы с группой и впечатлений вашего малыша от занятия. Наведите справки среди родителей, дети которых уже посещают это место. Почитайте отзывы в интернете (если таковые имеются). Несомненным преимуществом посещения таких школ является то, что ребенок будет общаться со сверстниками с использованием иностранного языка, он увидит, что на английском языке могут говорить другие люди, а не только персонажи мультфильмов. Даже если в результате ребенок будет только петь песенки на английском языке, это положительный результат! Важно, чтобы его любопытство не угасло.

Другая возможность – найти репетитора. В зависимости от вашего желания и возможностей это может быть носитель языка (что очень дорого и не всегда так качественно, как хотелось бы), или студент иняза. Занятия с ребенком пяти лет подразумевают игры и развлечения, на английском языке или с использованием английского языка. Никакого штудирования грамматики, никакого насилия в виде заучивания списка слов и т.д. Это, как бывает, может на корню убить весь интерес к языку.

И можно, конечно же, использовать оба пути, встать на позицию активного деятеля: ходить с ребенком на курсы для малышей, скажем, раз в неделю, приглашать репетитора, изучать английский язык самостоятельно, изучать его вместе с ребенком, читать, играть, а главное, – получать удовольствие!

Полюбите английский язык сами, ибо невозможно привить любовь ребенка к чему-либо, если вы сами такой любви к этому предмету не испытываете. Читайте вместе детские книги на английском: в свободное время готовьтесь к этому чтению, выписывайте и переводите незнакомые слова (коих в детских книгах предостаточно даже для лингвистов), постарайтесь в нескольких словах описать картинки, подготовить несколько простых вопросов для малыша. Это великолепная практика как для вас, так и для ребенка. Слушайте детские песенки, треки и тексты к ним можно найти в интернете. Будет здорово, если вы сами выучите несколько песенок и будете напевать их своему малышу. Смотрите мультфильмы на английском вместе: вы от этого получите не меньше пользы, чем ваш ребенок, ведь в хороших английских мультфильмах используется, как правило, та самая простая бытовая лексика, которую вам с малышом необходимо освоить.

Одна моя знакомая однажды сказала мне: «Наши дети никому не нужны так сильно, как нам. Никто так не заинтересован в их развитии и благополучии, как их мамы. Ни один репетитор, ни один школьный учитель не даст вашему ребенку то, что могут дать родители». И с этим я полностью согласна! Пусть ваше знание языка не идеально, но то общение на языке, которое вы будете давать ребенку в процессе игры, эмоционально закрепится в памяти малыша гораздо прочнее чем то, что он когда-либо выучит в школе.

5 комментариев

  • Анна:

    Когда-то я доверила свою старшую дочь «профессионалам». Это было почти 10 лет назад, а дочери было как раз 5, и я решила, что пора. Нашла в нашем районе известные курсы с преподавателями-носителями, занимались они по 1 часу 2 раза в неделю. Какая же я была наивная, думая что мой ребенок погружен в языковую среду. Эти курсы очень помогли дочери в начальной школе, поскольку у нее был очень хороший словарный запас, но к 5 классу она сравнялась с другими детьми, в 6-ом уже были тройки, а в 7-ом пришлось заниматься с репетитором, который отметил что хоть у дочки неплохие мозги и база заложена, но желание изучать язык напрочь отсутствует. В результате все что смогла сделать репетитор — это подтянуть школьную программу, не более того. И это после 7 лет курсов с носителем языка. Когда мы с мужем посчитали сколько средств туда вбухали, то получилось что можно было купить хорошую новую иномарку. Думаю, что если бы я сама и/или муж тогда занимались английским дома, обыгрывая, например темы, которые изучались на тех же курсах, все было бы совсем по-другому.

    • Надежда Меньшакова:

      Вот и я о том же, Анна! Если у ребенка не развилась любовь, не появилась мотивация, не родилось собственное стремление к совершенствованию языка, то ждать отличных результатов не приходится, к сожалению. А вот развить любовь малыша к языку лучше всего могут именно родители.

    • Людмила:

      Моя подруга тоже водила дочку на курсы с носителями. И тоже из-за желания отдать ребенка в руки профессионалов. Правда, они прекратили посещать занятия через год, т.к. не увидели заинтересованности самого педагога в обучении. Я сама преподаю английский. И мне неприятно, что такие истории случаются. И здесь дело может быть даже не в профессионализме, а в совести педагога — во-первых. И в психотипе — во-вторых. Если с первым вся ответстсвенность на самом педагоге (по качеству подготовки к занятиям, собственному развитию, умению быть вдохновляющим, создавать дружелюбную веселую атмосферу и т.д.) У меня самой остались довольно неприятные воспоминания о курсах, на которые меня отдали родители в свое время. Во много из-за того, что уроки были просто неинтересными и если я что-то не понимала, дополнительно мне не объясняли. И я поняла, что, во-первых, с ребенком нужно постоянно общаться на тему, насколько ему комфортно, интересно и полезно ходить на занятия. А во-вторых, своего учителя нужно искать практически как ищут спутника жизни (к слову о психотипе и чуткости). От того, насколько учитель сможет почувствовать ребенка, зависит очень многое. Надеюсь, в вашем случае с репетитором вы сможете продвинуться дальше, чем просто школьная программа. Удачи Вам и Вашей дочке!

  • Надя, вдохновенно написала! Вполне вероятно, какие-то из твоих слов действительно прольются живительной влагой на почву, и что-то там прорастет.Хотя моя практика внедрения «полезных штук» показывает, что если даже минимального прогресса нет без поддержки специалиста, нужна индивидуальная работа. И нередко длинный путь начинается с того, что нужно разрешить себе начать с самого простого, выделить 5 или 10 минут в день на английский, а не замахиваться разом на тематические занятия.Хочет ребенок языка?Выучите с ним потешку или песню с движениями.И чадо, и Ваш английский будут вам благодарны.

  • Людмила:

    Очень хорошая статья! И все варианты действия перечислены. Если позволите. на мой взглад, Елене, наверное, чтобы заниматься самостоятельно нужна помощь специалиста-коуча. Или возьмите из уже имеющегося у Вас курса Галины Бубякиной по 1 фразе на разные случаи жизни. Я не знакома с этим курсом, но, думаю, там должны быть фразы для режимных моментов. И держите их не в блокноте, а приклейте на стикеры. По 1 фразе на 1 стикер. Приклейте парочку у кровети ребенка, чтобы разбудить и пожелать спокойной ночи. Парочку на кухне, чтобы пожелать приятного аппетита или спросить голоден ли ребенок? Парочку в ванной. И так далее. Яркие бумажки будут мозолить Вам глаза и напоминать, что можно что-то сказать по-английски. Через неделю регулярных повторов вы выучите 5-10 фраз. Доклейте новые и Вы выучите еще 5-10. Не выкладывайтесь, пытаясь сразу загрузить много информации. У Вас длинное путешествие. Если получится выучить потешку, по совету Анастасии — это будет чудесно! Кажется, Дарья Попова как-то писала, что поставила себе цель учить каждый день по стишку или песенку. И через какое-тов ремя у нее не было проблем, чем занять ребенка. К тому же, в основном, мамы сталкиваются с нежеланием детей принимать язык. У Вас очень выгодное положение!
    И пойдете Вы вместе с ребенком в путешествие по английскому или позволите кому-то его вести без Вас — решать только Вам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *