Как не потерять мотивацию маме в обучении ребенка английскому? У меня трое детей. Уже 5 лет живем в билингвальной среде, которую организую я сама. — Анна, г. Караганда.
На вопрос отвечает Анастасия Борисова
Лингвист-педагог с совокупным стажем более 10 лет (индивидуально и в группах), профессиональный тренер и коуч, мама 5-летнего билингва, одна из основоположников и популяризаторов игрового подхода к чтению в рунете. Авторский проект Анастасии в сфере домашнего обучения детей английскому www.English4.me вдохновляет родителей и педагогов на маленькие, но ежедневные языковые подвиги. Сайт www.english4.pro— о коучинге в обучении иностранным языкам — призван знакомить аудиторию с техниками самостоятельной работы над повышением осознанности и эффективности обучения, раскрывать возможности коучингового подхода как бесценного инструмента в руках педагога.
Идеал в тебе самом.
Препятствия к достижению его — в тебе же.
Твое положение есть тот материал,
из которого ты должен осуществить этот идеал.
(Карлейль Т.)
Поддержание собственного энтузиазма для организации занятий с детьми — на самом деле одни из самых актуальных вопросов среди родителей. И для начала я предлагаю вам исследовать вот такую незатейливую схему:
Создана она была несколько лет назад, но актуальности не потеряла. Действительно, как показывает практика многих семей, взвешенное сочетание родительской вовлеченности, опоры на интересы ребенка, создание потребности выражать себя на языке и постоянная (пусть 30 минут, но каждый день) практика – это каркас успеха проекта под условным названием «мой двух/трехъязычный ребенок».
Где находятся корни мотивации вообще? В наших ценностях, в том, на чем в целом основываются наши поступки, выборы и, как результат, действия.
«Мотив (лат. moveo — «двигаю») — это обобщенный образ (видение) материальных или идеальных предметов, представляющих ценность для человека, определяющих направление его деятельности, достижение которых выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данных предметов, либо отрицательными, вызванными неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа».
Обратимся еще раз к заданному вопросу. Как не потерять мотивацию маме в обучении ребенка английскому? Очевидно, что у спрашивающего уже есть некоторое видение, но есть и опасения, что под влиянием обстоятельств будет недостаточно осознаваемых сейчас ценности и смысла. При этом необходимо учитывать, что у разных родителей жизненные ситуации, обстоятельства и ресурсы различаются. Здесь важно уточнить подробности у автора вопроса. Кроме того, в природе не существует универсальных советов о поддержании мотивации, которые подошли бы абсолютно всем (в том числе всем читателям семинара). Поэтому я поделюсь историей совершенно конкретного человека.
Итак, что мы имеем.
У мамы 3 ребенка от 8, 5 до 2, 4 лет. Английский свободный, богатая библиотека и наглядность, огромный опыт игры с детками. Проблематика сейчас связана с тем, что мама вышла на работу в детский центр. У нее сократилось время на занятия с собственными детьми. При этом она может говорить дома на бытовые темы на английском, а дети даже помогают ей на занятиях с малышами, по факту переезда в большой город появился доступ к литературе и носителям. Старшие готовы учиться читать и писать, а младший так вообще преимущественно говорит на английском. Мама при этом чувствует, что не дает детям желаемого объема английского языка.
Кто-то может сказать: «Мне бы ее проблемы!» О чем и речь. Мы все разные, но заниматься непродуктивным самоедством нам это не мешает.
С разрешения интервьюируемого, я хочу выделить те грани в вопросе мотивации, которые показались именно этой маме в её ситуации значимыми. Возможно, в вас тоже что-то отзовется.
1. Сложность: мама не может на 100% общаться с детьми на английском, так как присутствие в той же квартире бабушки создает эмоциональное напряжение (у неё собственный, бабушкин, взгляд на языковое воспитание, она обижается на то, что не понимает, о чем говорят вокруг).
Осознание: с бабушкой можно просто поговорить и объясниться, а также можно себе выделить «официальное» время на занятия.
Приемлемое решение: несмотря на то, что мама и так использует английский часто, выделить формальное время (2-3 часа), как если бы это были занятия по расписанию; поставить бабушку в известность, что поможет ей адаптироваться под «режим занятий».
2. Сложность: привычная для мамы игровая или поделочная деятельность уже не так увлекает старших детей.
Осознание: возможно, они уже переросли, и при всей лояльности к маминым инициативам интересы изменились.
Приемлемое решение: перейти на другие формы взаимодействия, например, творческое обучение письму и чтению, ввести это в режимный момент 2-3 раза в неделю по 30-40 минут.
3. Сложность: средний сын (6,8) все понимает, интереса критически не теряет, но предпочитает не говорить на английском. Это маму расстраивает, ведь существенные силы были брошены на это.
Осознание 1: мама – девочка, а подрастающий мальчик оставался до сих пор без внимания к мальчишечьей тематике. В конце концов, мама – тоже человек и имеет право не интересоваться машинами, техникой, гайками и прочими гендерными темами.
Осознание 2: до подросткового возраста осталось не так много времени, и нужно успеть еще что-то дать ребенку, пока он находится хотя бы в частичной зоне влияния мамы.
Осознание 3: младший ребенок – мальчик. Значит, нужно либо смириться с тем, что со временем его речь может также сойти на нет, если не поддерживать «горящий интерес» к английскому через соответствующую тематику, либо уже решаться как-то менять свою «мамскую» позицию.
Приемлемое решение: выделить время для индивидуального общения со старшим сыном, например, совместный поход в гараж, разбор инструментов и обсуждение (у мамы уже существует практика периодических прогулок только с одним из детей). Самой найти ресурсы для знакомства с мальчишескими глоссариями, проработки тем, которые остались за границами внимания. Время для этого, конечно, ночное.
Вот на этом этапе я все-таки могу позволить себе дать совет как мама мальчика, педагог и человек, профессионально работающий с вопросами целеполагания и мотивации.
Прежде чем бросаться по старой привычке готовить тематические занятия по новым для себя темам, после полуночи учить все наименования болтиков и записываться на тренинги по общению с уже-совсем-скоро-подростками, полезно будет, как и в случае с бабушкой, поговорить. Поговорить с собственным ребенком. Диалог может быть построен примерно по следующей логике:
Я девочка, мне всегда сложно было понять мир твоих интересов, и я никак не развивала эти темы на английском языке. Теперь, когда я думаю об этом, я понимаю, что хочу быть ближе к тебе, насколько это сейчас возможно. Скажи, могу ли я рассчитывать на то, что ты меня впустишь в свою мальчишечью вселенную сейчас, когда ты уже почти школьник? Что мы вместе можем изучать, что было бы для тебя интересным и важным? Что из этого ты был бы готов делать со мной по-английски?
Даже двухлетка, а тем более старшие дети – это уже люди со сформированной личностью (в разной степени), видением, интересами и ценностями. Попробуйте задавать им те вопросы, которые вы задаете себе. Вам гарантированы множество открытий, сэкономленные деньги, а также силы и время на попытки удовлетворить детские интересы. Плюс – попадание в точку: вам удастся повеселить и увлечь ребенка. При этом следует помнить о том, что эта самая отдельная личность заслуживает полного принятия в своей уникальности, уважения её мнения, а также вашей готовности отпустить до определенной степени контроль над тем, что вокруг (и внутри) ребенка происходит. Позвольте себе творить вашу языковую реальность как исследователи и партнеры!
Какие выводы можно сделать из приведенного примера? Какой ответ найти на заданный вопрос: как не потерять мотивацию маме в обучении ребенка английскому?
Для начала переформулировать его в «что делать» из «чего не делать». Вы хотите найти в себе мотивацию для начала занятий, поддержать в случаях разного рода кризисов, определить новый для нее источник, возродить из пепла разочарований или что-то еще? Разберитесь с тем, что вы уже имеете сейчас уточните, чего вы боитесь, где натыкаетесь на препятствия, что могло бы помочь их преодолеть. Отвечая на эти вопросы, вы уже придете к определенным открытиям, осознаниям, принятию ситуации. Ну а затем решите, каким путем идти дальше и выберете путь, подходящий именно вам в сложившейся ситуации.
Настя, спасибо, обожаю твои статьи. От себя добавлю, что для меня процесс обучения как океан -волна за волной — бывают подъемы, бывают спады, когда не хочется ничего. По началу переживала и расстраивалась, потом привыкла и просто знаю, что надо переждать и оно само пройдет. Мы же не роботы и круглосуточная работа мамой без перерывов на обед и выходных может выматывать. Поэтому надо находить источники подпитки, чтобы отдохнуть и пополнить запасы энергии и потом с новыми силами продолжать. Мне в свое время очень помогла эта мысль и перестала заниматься самоедством по разным причинам и продолжать получать удовольствие от процесса.
Да, Галя, согласна. Сейчас если мама попадает в водоворот общения по раннему развитию, блогов, клубов по интересам, порой накрывает от обилия возможностей и от ощущения, что «все все учпевают, а я как же». Это гонка за призраками идеального мамства дайствительно стрессует.
Мне очень нравится дифференцированный подход к любому вопросу у Анастасии. Она и здесь не изменила принципам коучинга. Уверенна, Анна получила не только приятное общение, но и огромную поддержку от Насти.
Для меня история Анны похожа на воплощение моей мечты: трое детей, успешный опыт билингвального воспитания, интересная работа. И в то же время, исходя из своего опыта, я понимаю тревоги Анны. Потому что воспитание — это процесс, а не результат. Сегодня моему билингву четыре года. Буду ли я так же смело называть дочь билингвом еще через четыре года? Похоже, что нагрузка на маму увеличивается, а степень влияния на жизнь ребенка уменьшается.
Сколько еще есть у меня времени? Когда наступит переходный возраст от «мама — это все» до «мама — это уже не прикольно»? Заглядывая вперед, я беру на себя смелость пересмотреть вопрос Анны с другой стороны. Как помочь старшим детям научиться находить мотивацию к самостоятельному изучению языка?
Чувствую, что мне рано выступать здесь экспертом, и мои идеи еще совсем не зрелые. В моих мечтах дочка непременно откроет для себя какое-то хобби, к примеру, увлечение Гарри Потером, будет читать в оригинале и смотреть без перевода. И в какой-то момент уже можно будет мне перестать вести за собой. А потому нее появится потребность общаться с носителями.
А вот откуда и почему это все должно появиться, я пока не знаю. Чувствую, мне тоже нужно пообщаться с Настей 🙂
Спасибо всем за интересную беседу.
Желаю Анне не терять энтузиазма и не бояться ставить новые задачи.
Тоня, я тебе на первых минутах общения задам вопрос об атуальности проблемы, и на этом мы закончим 🙂 Не создавай сложностей там, где их нет. Предугадать все равно не получится, а ты сейчас уже столько всего делаешь, что пока даже облачка не небе вашего дилингвизма не видно. И не забывай, мы о мальчике говорим в осносном, это отдельная песня.
Настя, спасибо за статью! Есть над чем подумать. Моя мотивация сейчас — ниже некуда. Вопрос не в ребенке или окружающих — во мне. Буду думать.
Настя,добрый день. моему мальчику оказалось хочется ДИНОЗАВРАМИ заняться))) Ну для начала я принесла энциклопедию с работы. С бабушкой поговорила. теперь только надо выделить это время. но я над этим работаю. СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ!!
© Работаем с 2013 года, KidsMI.ru ® Все права защищены.
Перепечатка и использование любых
материалов только с разрешения
редакции: kidsmi@smartfoxclub.ru
Да, очень часто кажется одно, а поговоришь с маленьким человечком — и окажется, совсем другое. Мне это очень близко. Спасибо)