Как увеличить активный словарный запас мамы по английскому языку?

У меня вопрос по организации работы над маминым уровнем языка. В течении дня, пока я с детьми читаю книги, общаюсь на английском, играю, периодически появляются слова, которые я не знаю. Если мне нужно что-то сказать с этим словом, я просто смотрю его в словаре, а потом говорю и часто забываю. Если в книге встречается незнакомое слово иногда я тоже сразу смотрю его в словаре и объясняю заодно ребенку, что оно значит. Но при следующем прочтении часто оказывается, что я его опять не помню. Систематически записывать такие слова и как-то их учить почему-то не получается. Вот, интересно, кто и как с этим работает, может быть, можно организовать какую-то систему, чтобы работать над этими словами. Возможно, кто-то поделится своими лайфхаками) Может быть, какие-то приложения на телефоне… Мне важно, чтобы можно было в это приложение, например, максимально быстро добавить слово. Возможно, одновременно с просмотром в словаре… А потом, если у меня в телефоне будет список таких слов, я смогу их повторять периодически…
— Галина Старченко, г. Воронеж

На вопрос отвечает Татьяна Горбунова
Горбунова Татьяна закончила Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова по специальности «Филолог. Преподаватель». Кандидат филологических наук, доцент МГЛУ ЕАЛИ г. Иркутск. Преподаватель детских и взрослых групп языковой школы при МГЛУ ЕАЛИ г. Иркутска, лингвистического центра «АВС», организатор языкового клуба для мам и малышей «EnglishClub» https://vk.com/englishclub38, редактор и идейный вдохновитель группы «Книги на английском.Englishbook.Usborne» https://vk.com/booksforeng, а также мама годовасика Евгении, с которой мы живем «частично» на английском с 5 месяцев.

Галина из Воронежа озвучила очень важный для всех мам, занимающихся с детками английским с раннего детства, вопрос: «Как организовать работу над маминым английским?» И это действительно важно! Ведь ваш малыш растет и с каждым днем требует использования все более сложной лексики во время общения. Но взрослый – не ребенок и уже не способен как «губка» впитывать в себя знания и быстро запоминать новые слова, что является одной из основных проблем у взрослой аудитории. Заучивать слова и долго их не забывать – миф? Нет! Реальность! Необходимо всего-навсего подобрать наиболее удобный метод запоминания. Дерзайте!

МЕТОД 1. «Кривая забывания» или «Повторение – мать учения»

Замечали ли вы когда-нибудь, что слова, которые вы выучили 20 минут назад благополучно забылись? Почему же так получилось? Обратите внимание на кривую забывания (по Эббингаузу) – через 20 минут после повторения мы забываем до 42% информации.

Чтобы этого не происходило необходимо повторять. Минимальное количество повторений – 4. И займут они всего лишь 2 дня. Как это выглядит:

Чтобы привести эту систему в действие можно создать свой собственный структурированный словарик, в который вы сможете записывать слова, их транскрипции, перевод и обязательно пример контекста, в котором это слово употребляется (будет лучше, если вы придумаете этот пример сами), а также количество повторений, где вы будете отмечать сколько раз вы повторили это слово. Посмотрите, как делаю это я:

МЕТОД 2. «Мобильный тебе в помощь» или «Мобильное: приложение»

Есть такой замечательный продукт – он-лайн словарь «Мультитран» https://www.multitran.ru/, который можно установить приложением на телефон с оболочкой Android или Windows. Чем же он так удобен? Во-первых, очень большая база разнообразных словарей (здесь и сленг, и специальная лексика есть), во-вторых, можно прослушать произношение, а в-третьих, из найденных в словаре слов вы можете самостоятельно формировать свой мини-словарик для заучивания и возвращаться к нему столько раз, сколько это будет необходимо. Выглядит это примерно так:

МЕТОД 3. «Пёс на кошельке» или «Мнемоническая техника»

Звучание иностранных слов вызывает в воображении образы, которые и обозначают значение этих слов. И именно это позволяет нам понимать иностранный язык без перевода на родной. Так мнемоническая техника предлагает не связывать иноязычное слово с родным, а «привязать» его к образу. Произнесите слово PURSE и вслушайтесь в его звучание. Какие ассоциации созвучны с этим словом? Оно ведь очень похоже на русское слово ПЁС. Можно представить себе забавный кошелек, на котором изображена собака. Например, вот такой:

Для запоминания правильного перевода стоит сделать особый акцент на том образе, который обозначает значение слова (в данном случае – кошелек). К примеру, образ, передающий значение будет цветным, а мнемоническая зацепка – черно-белой.
Но, стоит оговориться, что такой метод подходит не всем, да и не всегда получается подобрать ассоциацию. Но он иногда срабатывает, а значит может кому-нибудь помочь.

МЕТОД 4. «Готовь сани летом, а телегу зимой» или «Подготовка заранее»

Это самый сложный и долгий метод, который требует основательной подготовки, которая в итоги принесет плоды знаний не только маме, но и малышу. Данный метод заключается в том, чтобы максимально ввести незнакомые слова в свою речь. Так, например, при чтении книги выбираются незнакомые для мамы слова, а затем вплетаются во все диалоги и игры с малышом. Давайте разберем это на примере отрывка из книги Джулии Дональдсон “Cave Baby”.

Например, вам незнакомо слово SQUIGGLES (закорючки, каракули). Теперь его нужно максимально использовать в разговоре. Составим примерный план:

Таким образом в течение дня можно повторять неизвестное слово огромное количество раз в различных контекстах, что будет способствовать его запоминанию не только мамой, но и введению этого слова в активный словарный запас ребенка.

МЕТОД 5. «Спокойной ночи» или «С добрым утром»

Ну и напоследок всем известная закономерность – учить и повторять лучше всего за 10-15 минут до сна (когда вас уже ничего не отвлекает), а также утром (пока ваш мозг не заполнился новой информацией).
Готовы начать эффективно запоминать новые слова уже сегодня? У вас обязательно получится! Желаю удачи!

4 комментария

  • Таня, спасибо за этот материал. Надеюсь, его многие прочитают и возьмут на заметку. Отлично, что ты даешь базу техники, и, при желаии, кждый может развить, например, метод ассоциаций до более глобального образа (некоторые сохдают целые ментальные города и такими «Якорями» для своей памяти). Кому-то помогает стикер в 10 фразами на холодильнике, который меняется раз в неделю, кому-то организованная картотека (с перемещением карточек в другие разделы по мере их повторения). Мы с ребенком стараемся сочинить смешное стихотворение, чтобы запомнить слово или фразу. Но, конечно, не каждый день.

  • И по поводу anki присоединюсь к Денису.

    • Татьяна:

      Про anki наслышана. Говорят очень хорошая программа, но мне показалась сложной для использования на телефоне (не люблю я все эти логины-пароли). А может я что-то делала не так…

  • Анна:

    Мне очень нравится метод номер 4. я использую его с детьми. и удивительно,что когда применяешь этот метод, то находятся и случаи для этого слова))
    спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *