Сегодня я расскажу о нескольких днях наших игр, объединенных темой «Россия». Честно говоря, материалов по этой теме так много, что глаза разбегаются. Очень хочется устроить целый тематический месяц, посвященный изучению достопримечательностей России, истории и культуры русских городов, особенностям русского прикладного искусства, традициям и обычаям русского народа, растительного и животного мира нашей полосы. Но меня успокаивает то, что у нас еще все впереди. Тема все-таки не из простых. Оптимальный возраст, в котором ее можно полноценно раскрыть, думаю 4-5 лет, а на нашем возрастном этапе многое еще не понятно, не интересно, сложно для восприятия. Зачем тогда мы взяли эту тему вообще? — Затем, чтобы ребенок полюбил свою Родину, узнал, насколько она многогранна, необъятна и загадочна. А уж разгадывать все ее загадки будем по мере взросления.
Итак, я начинаю рассказ о том, во что можно поиграть с малышом от года до трех, изучая Россию.

С какой русской игрушкой ребенок знаком еще с пеленок? — Конечно, с матрешкой. Вот с ней мы и будем играть. Основой для наших игр был тематический день «Матрешки» Марии Костюченко и ее дочки Даши.

Я познакомила Лукашу с новой небольшой матрешкой, которую приобрела специально для наших игр. Это матрешка — трешка, по которой очень удобно изучать понятия: маленький-средний-большой.

Сначала я прочитала стихотворение — загадку:
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-…..

Отгадав загадку, Лука показал большую, среднюю и маленькую матрешек. Далее я сказала, что матрешки — подружки пошли в лес за грибами и попросила Лукашу расставить матрешек гуськом по росту. В лесу Матрешки долго собирали грибы и немного устали, решили отдохнуть. Я попросила сыночка рассадить матрешек на пеньки по размеру.

Затем я сказала, что самая большая и самая маленькая матрешки заблудились и просят Лукашу построить им дорожку к домикам. Для маленькой матрешки дорожка должна быть из маленьких кубиков, а для большой — из больших. Чтобы немного упростить задание, я обвела кубики так, что сыночку нужно было просто найти кубики нужного размера и поставить на «рамки».

Затем я предложила Лукаше провести матрешек по дорожкам до домиков, а затем поменять их местами. Смогла ли большая матрешка пройти по узкой тропинке? — Нет, она все время падала. Чтобы повторить понятия большой — узкий на полу я выложила бумажные тропинки из листов разного формата, по которым ходил сам Лука.

Матрешки пришли домой и решили поспать. Я предложила Лукаше найти для каждой из матрешек кроватку по размеру.

Затем мы немного поупражнялись с геометрическими блоками Дьенеша. Я обвела круги разного цвета соответствующими по цвету фломастерами и придала им вид матрешек. Лукашиной задачей было расставить круги на матрешки по цвету и размеру.

Ну а теперь, немного творчества. Я вырезала силуэт матрешки и попросила Лукашу раскрасить его фломастерами. Затем он приклеил нарисованное мной заранее личико.

Еще одно задание с силуэтами матрешек — на чтение. Лукаше нужно было найти две матрешки с одинаковыми складами и прочитать получившиеся слова.

Следующие описанные мной игры и задания предлагаются в коробочке проекта «Две ладошки» «Моя Россия».

Мы полистали замечательное пособие «Матрешка», издательства Мозаика Синтез, из которого лично я для себя узнала интересные факты об отличительных особенностях подмосковных, поволжских и майданских матрешек.

Одну страничку пособия мы с Лукашей разрисовали вместе.

Затем я постаралась познакомить сыночка с образцами русского прикладного искусства по дидактическому пособию из коробочки «Моя Россия».

К некоторым из них мы нашли примеры.

Посмотрели презентацию о русских народных промыслах из моей программы «МИзинчик- искусствовед».
И начали расписывать деревянную заготовку «самовар». В коробочке «Моя Россия» мы нашли 12 разноцветных восковых мелков, которыми Лукаша с моей помощью раскрасил одну сторону заготовки. Вторую он попросил раскрасить своей любимой гуашью.

Затем Лука совершенно самостоятельно выполнил аппликацию, входящую в состав коробочки «Моя Россия»:

И мы отправились в путешествие по сказочной карте России. Для начала я просила Лукашу найти знакомых ему сказочных персонажей на карте, мы сделали вывод о том, что почти все наши знакомые сказочные персонажи живут не так уж далеко от нас, а Чебурашка вообще в одном с нами городе.

После этого я достала большую карту из комплекта компании «Умница» «Большое путешествие от Канады до Австралии» и попросила Лукашу найти Россию и поставить на нее сказочных персонажей на прищепках.

Раз уж мы заговорили о сказках, я предложила Лукаше немного побегать и рассказать жестами и подражательными движениями сказку «Колобок». На фото то, как он видит медведя и лису.

Медведь, лиса, заяц… а какие еще животные водятся в России? А какие деревья растут в России? А какие достопримечательности у нас есть? Углубляться в подробности мы не стали, ограничились предложенными в «Большом путешествии».

Самое время поиграть с карточками из игры Memory, которую мы также нашли в коробочке «Моя Россия». В мемори как таковую Лука еще не умеет играть, поэтому мы находили карточкам пары и просто рассматривали детали изображений.

Прежде всего Лукашу впечатлило количество карточек с разнообразными образцами скульптуры и архитектуры, и я поняла, что сейчас у него в голове каша. Чтобы как-то сузить область познаваемого, я предложила Лукаше рассмотреть достопримечательности только родного города, то есть Москвы: Кремль, Храм Христа Спасителя, Собор Василия Блаженного, Останкинская телебашня и статуя «Рабочий и Колхозница». На каждую достопримечательность мы выполнили поделку.
Рабочий и Колхозница

Кремль

Храм Христа Спасителя

Собор Василия Блаженного

Останкинская телебашня

Кроме описанных игр, мы включили в наши занятия Логические игры и задания про матрешек Марии Костюченко.

Вот, пожалуй, и все, что мы можем сделать по этой теме на данный момент. В будущем я планирую подключить к данной теме остальные книги издательства «Мозаика Синтез» серии «Искусство детям»., а также замечательную книгу тематических игр и занятий Марии Костюченко «Моя Россия»..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *