Этой весной начался увлекательный творческий проект Евгении Леоновой «Сказки Чуковского». Заданием первого этапа стала сказка «Муха-Цокотуха».
Вообще, и я, и Лукаша — неизменные поклонники К.И. Чуковского и уже не раз обыгрывали его сказки. Например, проводили комплексное тематическое занятие по сказкам К.И. Чуковского, играли отдельно со сказками «Айболит», «Федорино Горе», «Телефон». Но вот Евгения объявила о своем проекте, и я задумалась, как бы нам использовать эту возможность, чтобы по-новому взглянуть на старые сказки. На помощь мне пришел сынок… Лука уже давно любит использовать персонажей разных художественных произведений для своих собственных сюжетов. Я подумала, а почему бы нам не сделать что-то подобное с «Мухой — Цокотухой»… Я немного видоизменила сказку так, чтобы она звучала в стиле ТРИЗ, и перед Лукой предстала новая «Муха-Цокотуха» с целым рядом изобретательных задач, ответ на которые он должен был дать в процессе разыгрывания сказки.
Но…обо всем подробно. Для наших игр по сказке «Муха — Цокотуха» мы использовали фетровый театр мастера Марины Kiparis.
И вот наша муха отправляется «по полю»…
Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Но копейку не нашла.
Расскажи, куда пойти?
Где ей денежку найти?
Первый парадокс: муха не нашла на поле денежку, и первая задача. Перед Лукой 4 карточки, символизирующие следующие действия: честно трудиться, разбить копилку, украсть кошелек, ограбить банк.
Лука выбирает два, на его взгляд, допустимых действия: честно трудиться и разбить копилку. На остальные говорит, что «так поступают только хулиганы, и их надо посадить в тюрьму». Идем дальше…
Пошла муха на базар,
Чтоб найти там самовар.
Самовара не нашла,
Что я зря сюда пришла?
Что же делать? Как мне быть?
Чем же можно заменить?
Вместо самовара что
Можно ей купить зато?
Следующий парадокс: на базаре не оказалось самовара. Перед Лукой стоят кувшин, кастрюля, сковорода, миска.
Во что удобнее всего наливать чай? Лука выбирает кувшин. Начинается чаепитие.
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки —
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей ….
Перед Лукашей лежат пять музыкальных инструментов: металлофон, ручная гармошка, губная гармошка, бубен и колотушка.
Вопрос: что приносили блошки? С этой задачей Лука справился не с первой, а со второй попытки. Сначала он сказал, что ничего из этого они не приносили, а приносили сапожки с застежками. Но потом я ему сказала, что в нашей сказке блошки принесли не сапожки, а какой-то музыкальный инструмент, который рифмуется с самим словом «блошки». Тут же были найдены и названы две гармошки. На каждой Лукаша сыграл, причем одновременно:)
гармошки,
Но гармошки не простые —
А губные и ручные.
Движемся дальше.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Мед не принесла…
Отгадай, Лукаша,
Что же принесла
Мухе -Цокотухе
Бабушка Пчела?
Перед Лукашей лежат: коробка молока, клубок шерсти, яйцо и «соты» (из мозаики).
Тут сложностей не возникло, назвали даже кто из животных мог бы принести мухе остальные предметы (молоко-корова или козочка, шерсть — барашек, яйцо-курочка).
Далее несколько куплетов инсценировали сказку «в оригинале», до строк «а кузнечик…»
А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
Взял сачок,
«Ну, держись, паучок!»
Неожиданный поворот: с пауком собрался сражаться кузнечик, решил поймать его в сачок. Оказывается кузнечик не трус, он не спрятался под мосток, а решил спасти муху. Обсуждаем с Лукашей поведение других букашек, решаем, что самый храбрый из присутствующих именно кузнечик. Но …
Вдруг откуда ни возьмись
Маленький комарик,
А в руке его горит
Маленький фонарик.
«Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!»
Паука на всем скаку
Оба облетают,
Пауку на всем скаку
Голову срубают.
Итак, в нашей сказке получается два доблестных «рыцаря».
Муху за руку берут
И к окошечку ведёт:
Говорят: «Душа-девица,
На тебе хотим жениться!»
Муха в танцу закружилась
И за голову схватилась.
Как задачу ей решить?
С кем ей, бедной, дальше жить?
Тут кузнечик, там комар.
Этот молод, тот не стар.
Оба мухе жизнь спасали,
Оба в жены б муху взяли.
Тот отважный, храбрый этот,
Помоги скорей советом!
Перед Лукашей встал нелегкий выбор — определить, кто больше подходит мухе, комар и или кузнечик, при равных шансах каждого. Лука выносит вердикт: «Муха, выходи на комара!» Спрашиваю: «Почему?» Ответ: «Он летает, вместе летать будете». На мой взгляд, звучит довольно убедительно:)
Далее разыгрываем «пир на весь мир», но не по случаю именин мухи, а в честь свадьбы Цокотухи и Комара.
Лука сам создает «домик Мухи», цветы в вазе и накрывает на стол.
Прошу заменить Лукашу последнее слово в заключительном стихе:
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха -то
….
Сначала молчит. Показываю три картинки: девочка задувает свечи на именинном торте, на царицу одевают корону и картинка жениха с невестой.
Лука выдает слово:
Невестушка!
После игры Лука сказал, что хочет нарисовать сценку, в которой паук захватывает муху, но летит освободитель — комар. Вот, как он это делает.
А это — та же сценка, только без комара, в технике раздувания акварели дыханием через коктейльную трубочку. Тут я помогала, глазки наклеивала.
На этом творчество не закончилось и, пока я убиралась после наших игр, Лука слепил Муху -Цокотуху из пластилина.
Евгения, спасибо. Вот это комплимент:) Да, стихи пишу сама, с 5-и лет:) Огромное спасибо за чудесный проект и возможность участия в нем.
Юлечка, очень здорово! А Лукаша как рисует замечательно уже, и лепит! Умнички вы! Очень понравилась ваши персонажи из Мухи-Цокотухи! Скажи, а ты крепишь на какой-то специальный материал типа липучки?
Анют, нет не креплю, они достаточно объемные, мы просто с ними играем, так сказать в формате 3D:) Рада, что понравились игры:)
Юлия, как интересно! Я прослушала когда-то вебинар по ТРИЗУ. но все откладывала применение на потом. Никак не могла сообразить, как эти принципы с дочкой обыгрывать. Когда познакомилась с Вашим занятием с конкретными примерами, стало понятно в каком направлении можно двигаться 🙂 Спасибо большое!
С улыбкой смотрела конец видео — где уже Лукаша вошел в роль и сам побеждает паука «кисточкой» 🙂
Ольга, перед тем как придумать эти игры, я консультировалась со специалистом по ТРИЗ, он сказал, что ТРИЗ в 2,8 еще рано. Действительно, для более старшего возраста открывается намного больше возможностей ТРИЗ -игры. Но мне очень хотелось сделать не просто тематическое занятие, а игры, где бы Лука мог принимать решения, обосновывать свой выбор и мыслить творчески. Так что это ТРИЗ на начальной его стадии:)
Здорово! Юлия, какое интересное занятие получилось! Думаю, Корнею Ивановичу понравилась бы такая интерпретация сказки))) Нам очень понравилась!
Екатерина, спасибо. Чуковский любил лингвистические эксперименты, надеюсь, что он бы не обиделся:)
Отлично Вы обыграли «Муху-цокотуху», после прочтения не удержалась и поиграла по вашему сюжету с дочкой. Получилось здорово!
Олеся, молодцы, что повторили идеи! И рада, что «получилось здорово».
Юлечка, вот это ДА-А-А!!! Вот это ТРИЗ!!! Никаких курсов не нужно. СПА_А_А_СИБО_О_О!!!!
Юлечка! Вот это ДА-А-А!!!! Вот это ТРИЗ!!! Никаких курсов не надо! Ай да Юлия!!! СПАСИБО!!!!
Лилия, ну это всего лишь скромная попытка войти в тему ТРИЗа:) Дальше будем совершенствоваться. Присоединяйтесь!
Спасибо! Думаю, можно попробовать с сыном. Как считаете, в 2,5 года не рано для ТРИЗ? Когда лучше начинать?
Анна, благодарю за отклик. Все очень индивидуально. Попробуйте на примере одной сказки, если понравится малышу, можно практиковать.
© Работаем с 2013 года, KidsMI.ru ® Все права защищены.
Перепечатка и использование любых
материалов только с разрешения
редакции: kidsmi@smartfoxclub.ru
Юля, большое спасибо вам с Лукой за участие в проекте! Замечательно вы обыграли сказку! Стихи сами сочиняли? Получилось не хуже, чем у Чуковского!)))))