Главная Английский в раннем детстве vol.1

Преимущества изучения английского языка в раннем детстве. Методики обучения.

Здравствуйте. Меня зовут Виктория Фабишек. Я выпускница Свердловского областного педагогического колледжа, специальность – учитель английского языка. Преподаю английский язык с 1998 года. С 2007 года проживаю в Канаде. Являюсь руководителем он-лайн школы изучения русского и английского языков по Скайп (Skype) www.yes-english.ru. Мой муж – канадец. Наш сын Матвей/Mathew (2007 года рождения) — настоящий «полигон» для испытаний: всегда интересно наблюдать за детьми в двуязычных семьях, их процесс постижения сразу двух языков. Кроем этого, я писательница, автор нескольких художественных книг.

Сегодня изучение английского языка является одной из главных составляющих не только школьного, но и дошкольного образования детей. Большинство современных родителей хотят, чтобы их дети во взрослой жизни владели английским языком. Чем обусловлено их желание и почему настолько устоялось понимание того, что знание иностранного языка необходимо? Более того, многие родители считают, что одной только школьной программы недостаточно, чтобы их ребенок владел английским языком в той степени, в которой сегодня требует современность. И обращение к репетиторам, дополнительным методическим пособиям, известным методикам или курсам изучения иностранного языка, стало вполне обыденным явлением, что, впрочем, дает действительно потрясающие результаты.

Английский язык – достойное будущее ваших детей!

Пока ребенок маленький, ему не всегда просто объяснить, насколько важным для его будущего является изучение английского языка. По утверждению психологов, дети до 15-17 лет мало беспокоятся о том, что их ждет впереди. Они живут, не переживая ни о своей будущей карьере, ни о трудностях, с которыми они могут столкнуться в жизни. Лишь единицы знают наверняка, какую профессию они выберут, да и это обусловлено наличием таланта или четким направлением родителей в определенное русло. Именно поэтому детям необходимо просто объяснить, что английский язык необходим так же, как математика, русский язык и другие школьные предметы. Ребенку так будет значительно проще и привычнее в освоении иностранного языка. А насколько это важно и необходимо для жизни, следует понимать именно родителям, так как только от них зависит, будет ребенок владеть в совершенстве английским языком или нет.

Какие сегодня возможности у современной молодежи? По сути, их не так много, поскольку в любой отрасли требуются опыт и знания. Студенту, желающему найти хорошую работу по своей специальности, придется столкнуться с различными трудностями, но итог, как правило, один: малопривлекательная работа в известных всем ресторанных сетях быстрого питания и аналогичные варианты. Ситуация может выглядеть совершенно иначе, если он своему потенциальному работодателю продемонстрирует отличные знания английского языка. И здесь уже не имеет значения выбранная сфера деятельности, так как и в туристическом, и в банковском, и ресторанном бизнесе именно английский язык может стать первым и, пожалуй, в юном возрасте единственным помощником в достижении своих целей.

Знание иностранного языка может не только повлиять на уверенное продвижение по карьерной лестнице. Учитывая, что современные дети любят общаться в Интернете со сверстниками, для них откроются новые возможности – общение на английском языке с ребятами из других стран. Даже зарубежная музыка теперь зазвучит иначе, поскольку понятными станут доселе неизвестные слова.

Раннее изучение английского языка – только «за»!

Согласно научным фактам и исследованиям, изучение иностранных языков наиболее проще и легче происходит в детском возрасте. Причем, маленький ребенок не воспринимает данный процесс как «обучение», для него это игра, в процессе которой усвоение языка осуществляется без видимых усилий.

Отвечая на вопрос многих родителей, с какого возраста лучше начинать обучение английскому языку, специалисты сходятся в едином мнении, что идеальный возраст – от 3-х до 5-ти лет. Именно в этом возрасте малыши проявляют живой интерес к окружающему миру и всему новому, непривычному для них. Более того, у трехлеток уже сформировался определенный словарный запас, что позволит им с легкостью не только воспринимать, но и запоминать альтернативные названия на английском языке без каких-либо дополнительных пояснений значений тех или иных слов, понятий.

Детям среднего дошкольного возраста свойственно активное развитие памяти и мышления, благодаря чему учитель с помощью выбранной методики может удерживать их внимание на предмете определенное время. Если при этом будут задействованы фантазия и воображение, то можно добиться действительно отличных успехов в усвоении дошкольниками английского языка.

Итак, в чем заключаются преимущества раннего обучения английскому?


В каком возрасте начать изучение иностранного языка ребенку, каждый родитель решает сам, но раннее обучение имеет бесспорные преимущества перед изучением языка в начальных классах школы.

Упражнения для развития памяти
Ребенок в процессе обучения запоминает слова, которые не имеют привычных для него смысловых ассоциаций. Он учится не только строить новые ассоциативные ряды, но и смотреть иначе на вопрос, решая его различными способами. И это ему пригодится впоследствии, когда он пойдет в школу и начнет решать другие задачи, где также потребуется гибкость мышления.

Наличие свободного времени
Маленькие дети, в отличие от школьников, имеют значительно больше времени на изучение иностранного языка. Их голова не забита множеством предметов из школьной программы, да и домашние задания им делать не надо. И этим преимуществом необходимо воспользоваться, так как школьникам бывает тяжело совмещать школу и дополнительные занятия.

Чистое произношение
Малыши, приобретая второй язык посредством игр, а не осознанного обучения, имеют более чистое произношение, нежели дети, воспринимающие изучение иностранного языка как работу, тяжелый труд. У школьников иностранный язык ассоциируется с учебниками, в которых основу составляет грамматика, а у малышей совершенно иные ассоциации – с картинками, кубиками, веселыми играми, поэтому они не испытывают стеснения в общении с взрослыми на английском языке, в отличие от школьников.

Методики изучения иностранного языка для детей

Сегодня существует достаточное количество эффективных программ и методик, рассчитанных на освоение иностранного языка детьми разных возрастов. Насколько те или иные методики являются действенными, зависит от многих субъективных и объективных факторов, а различаются они использованием разных подходов. И каждый родитель должен определиться с тем, какая форма обучения подойдет его малышу: групповая либо индивидуальная. Здесь стоит отметить, что добиться серьезных результатов при индивидуальном обучении можно в том случае, если английский язык будет преподавать приглашенный специалист, а не родители. Но, в то же время, родители должны помогать ребенку в освоении иностранного языка, а в идеале – самим начать обучаться. При групповых занятиях ребенок не только сможет изучать английский язык, но и общаться с другими детьми, что полезно для развития его коммуникативных навыков.

Среди наиболее известных методик раннего изучения английского языка отлично зарекомендовали себя метод Домана и метод Зайцева.

Метод Глена Домана
Согласно данной методике, учитель или родители должны показывать ребенку карточки со словами, буквами или объектами в течение нескольких секунд, одновременно громко произнося то, что изображено или написано на карточке. В данном случае основной упор делается непосредственно на зрительную память малыша, причем, заниматься можно с детьми трехмесячного возраста. Само занятие занимает не более 10 секунд, но проводиться они должны по несколько раз в день.

Метод Н.А.Зайцева
Данный метод основан на применении красочных кубиков для изучения английских слов, таблицы и схем. Благодаря разработанному Зайцевым алгоритму, дети в возрасте от 7 лет могут без проблем переводить слова с английского на русский язык и наоборот.
Обучаясь по методу Зайцева, дети, начиная с первого занятия, правильно читают и составляют английские слова, предложения. Более того, совершение ошибок сводится к нулю, что обусловлено действием единого алгоритма. Обучение по методике Зайцева включает в себя разнообразные языковые упражнения, что в результате дает правильное произношение слов.

В заключение хотелось бы добавить, что только от нас зависит будущее наших детей. Ребенок может выбрать какую угодно профессию, но знания английского языка всегда будут дополнительным преимуществом при любых его начинаниях.

71 комментарий

  • Майя:

    спасибо за статью.
    Вопросик) Вы считаете что ребенку 3-х лет эффективнее обучаться в группе деток? Не оч понятна из статьи позиция(
    Про то что лучше пусть будет учитель чем мама для получений высоких результатов — ясно..а вот про сравнение группы и инд. обучения не очень..

    • Юлия Соловьева:

      Майя, здравствуй. К сожалению, Виктория не отвечает. Поэтому отвечу я. Насколько я поняла позицию Виктории, в каждой форме обучения она видит свои преимущества. Обучать ребенка языку в группе или индивидуально — выбор, который должны сделать родители, исходя из индивидуальных особенностей своего ребенка. Категоричного суждения, что ребенку 3-х лет эффективнее обучаться в группе Виктория не высказывала.

  • Ольга Смыкова:

    Спасибо. Интересная статья. Про метод Зайцева на английском языке прочитала впервые. Я только про кубики на русском слышала (хотя конечно в подробности не вдавалась, мы по Доману-Маниченко читаем на русском, а на англ. просто смотрим-играем-читаем).
    Про возраст — от 3 до 5 лет. А раньше нельзя или безрезультатно будет? Понятно что в более раннем возрасте мама играет/занимается с ребенком, но результата разве не будет?
    Получается что самый оптимальный вариант — это групповые занятия плюс индивидуальное со специалистом. 🙂
    Меня лично в групповых смущает, что там и на русском говорят и на английском, а мы вроде как стараемся разделять языки.

    • Юлия Соловьева:

      Ольга, здравствуйте. К сожалению, Виктория не отвечает. Поэтому отвечу я. Виктория написала, что максимально эффективны занятия языков в возрасте 3-5 лет. Однако это не значит, что раньше заниматься бессмысленно. Просто в возрасте 3-5 лет дети, с которыми занимаются языком, выдают языковую продукцию, начинают говорить на этом языке, а при правильном подходе к обучению, говорят сразу фразами и предложениями, что встречается очень редко в возрасте до 3 лет, в силу физиологических возрастных особенностей ребенка. Даже на родном языке ребенок говорит не достаточно бойко и четко. Подчеркиваю, как правило. Есть, конечно, исключения.
      На счет групп. То, что в группах ведется диалог и на русском, и на английском говорит только о том, что педагоги не достаточно профессиональны. Кстати, это может случится и при индивидуальных занятиях с репетитором. Так что от формы занятий тут ничего не зависит.

  • Irina:

    Спасибо за статью!
    Сделала вывод что английский как ни крути — нужен ребенку и еще раз нужен! )
    Про Зайцева слышала -но информацию и тем более занятия -найти по нему трудновато!
    Мы с дочкой занимались по Доману с Умницевскими Интаймами — пока дочь была маленькая меня очень радовало когда она правильно выбирала слово из предложенных или верно переводила единично взятые слова -вообщем для развития умственной деятельности(как уверяет Доман),создания минимальной языковой среды и пополнения словарного запаса это самое-то! особенно если малыш маленький… Только вот…большинство слов так и осталось в виде пассивного запаса — а часть забылась и вовсе!…
    Теперь в наших занятиях стараюсь «втягивать» дочь хотя бы в небольшой диалог-иногда получается, иногда нет…
    В этом плане, наверное, отличным подспорьем был бы еще один англоговорящий взрослый …
    А со скольки лет можно заниматся в вашей языковой школе по скайпу?

    • Юлия Соловьева:

      Ирина, здравствуйте. К сожалению, на Ваш вопрос «со скольки лет можно заниматся в вашей языковой школе по скайпу?» может ответить только Виктория. По каким-то причина она не комментирует вопросы к своей статье. Возможно, Виктория сможет ответить Вам в режиме личной переписки. На сайте ее языковой школы есть контакты Skype и email. Попробуйте с ней связаться.

  • Анна:

    Виктория, спасибо за статью! У меня, как у мамы и преподавателя английского и немецкого языков, возникло несколько вопросов.
    В статье Вы приводите два метода, однако они больше способствуют визуальному восприятию отдельной лексической единицы и «столкновению» с ней вдали от коммуникативной среды. Используете ли Вы какие-нибудь методы, которые бы способствовали развитию коммуникативных навыков ребенка дошкольного возраста и насколько они эффективны?
    «Благодаря разработанному Зайцевым алгоритму, дети в возрасте от 7 лет могут без проблем переводить слова с английского на русский язык и наоборот.» Значит ли это, что этот метод результативен у детей школьного возраста и насколько эффективен исходя из Вашего опыта переводной метод с использованием родного языка?
    Я согласна с Вами, что групповые занятия больше способствуют успешному овладению языка в коммуникации, однако не могу согласиться с тем, что «серьезных результатов при индивидуальном обучении можно в том случае, если английский язык будет преподавать приглашенный специалист, а не родители». Или имеются ввиду родители, не владеющие языком? Буду признательна за ответы и уточнения.

    • Юлия Соловьева:

      Анечка, здравствуй. К сожалению, Виктория не отвечает. Поэтому отвечу на твой последний вопрос я. Предыдущие апеллируют к личному опыту автора, поэтому отвечать на них не имею право.
      Говоря о том, что «серьезных результатов при индивидуальном обучении можно в том случае, если английский язык будет преподавать приглашенный специалист, а не родители», Виктория рассматривает только ситуации, где родители на владеют языком в достаточной степени.

  • мария:

    Виктория, спасибо. Статья,видимо,вводная(очень надеюсь,предваряющая более глубокое рассмотрение вопроса),для тех,кто ещё совсем-совсем не в теме, т.е. не занимался ранним развитием.Ведь сегодня раннее развитие=обязательное обучение иностранному языку. (90%английскому). Виктория,позвольте внести свой комментарий.
    Сначала, о возрасте ребёнка для начала занятий.Здесь я не согласна с мнением большинства специалистов.Вы,как мама маленького билингвала, скорее всего,тоже с этим мнением не согласны. Моя позиция-чем раньше, тем лучше!Конечно,идеально,когда мама-специалист или просто отлично владеет ИЯ, или когда рядом проживает носитель того самого языка. Но,мне кажется, ребёнку от 0 до2/3 лет отлично подойдёт мама со уровнем знания ИЯ ниже среднего. Только в этом случае маме нужно запастись решимостью повышать свой уровень,выучивая необходимые для ежедневного общения фразы, списки слов и ,вооружившись карточками,аудио- видеопособиями и другими дидактическими материалами,проводить весёлые игровые занятия, если не каждый день, то несколько раз в неделю. Это работа.Но она обязательно принесёт свои плоды. А вот ребёнку после 3хлет,конечно,лучше заниматься со специалистом. Во-первых, ребёнок вовсю говорит и на ИЯ с ним надо также бегло и ГРАМОТНО! общаться.Одними карточками не обойтись. Вообще,показ только лишь карточек и называние отдельных слов -не есть обучение ИЯ. Люблю и уважаю методику Домана, мы с сыном по ней занимаемся, но обучение не ограничивается только лишь карточками. Карточки-это помощь при объяснении новых слов,неизвестных ребёнку понятий,при обучении чтению. Только и всего. К тому же, у ребёнка может пропасть к ним интерес. Обучаем языку мы через общение и масса других обязательных инструментов для этого существует:песни, рифмовки, книги, мультфильмы, предметная деятельность. И всё,конечно же, играючи))Желаю всем удачи, настойчивости и терпения в этой непростой, но очень благодарной работе!
    С уважением,
    Мария (мама-лингвист,преп. англ. и нем яз)

    • Марина:

      Мария, очень разделяю ваше мнение

    • Юляшка:

      Мария, думаю, Вы правы, лучше пораньше начинать. Но вот меня лично очень напугал тот факт, что мой ребенок в 2 года не говорил. Вообще не говорил на русском, ни словами, ни слогами, только кричал. И когда невролог ставит диагноз «задержка речевого развития», а логопед пугает, что от английского он вообще не заговорит, то невольно начинаешь паниковать. Я всё откладывала занятия английским до момента «говорения». В три года мой сынок начал говорить, причём почти сразу предложениями. В 4 я решилась начать занятия. И я, конечно, понимаю, что чем раньше, тем лучше. Но в английском как нигде действует правило: лучше поздно, чем никогда.

      • мария:

        Юля,я часто слышу и читаю в блогах подобные истории про диагнозы и логопедов. Тут,конечно, каждый решает сам. Я всегда знала,что буду обучать своего ребёнка ИЯ с рождения.И даже ближайших родственников предупредила о том,что в связи с этим он может позже начать говорить. чтобы не пугались, заранее)) Но всё прекрасно,слава Богу! Сыну 2,5года. На РЯ говорит предложениями,поёт песни,рассказывает стихотворения(довольно длинные), любит пересказывать услышанное .Хорошо понимает меня на ИЯ, может повторить то, что я прошу,выполнить просьбы, запоминает песенки и небольшие стишки и т.д. Но,повторюсь, у каждого свой случай.. У меня в качестве естественного примера всегда стоит двуязычная семья, и здесь хочешь-не хочешь, с задержкой или без,но заговоришь, и сразу на 2х языках. Это лишь моё мнение) А насчёт последнего, сказанного Вами не согласиться нельзя!))

        • Марина:

          Мария, очень было бы интересно почитать про ваши занятия и успехи с сыном. Вы где то блок ведете?

        • Юляшка:

          Мария, я согласна, что лучше начинать раньше. Но опять же, моё мнение, что если не заниматься дальше после 6-7 лет постоянно, то язык забудется и у ребенка, который начал его учить с рождения, и у ребенка, который начал учить его в 6 лет. Я, например, жила с родителями на Украине, ходила в украинский садик, хорошо говорила и читала на украинском языке до 7 лет. Потом мы вернулись в Россию, я пошла в обычную школу и .. благополучно забыла украинский. Совсем забыла, сейчас ни одного слова не помню.

      • Ольга:

        Да сейчас они многие дети позже начинают говорить, а эти диагнозы врачей со словами «задержка развития» любую маму способны в панику ввести, а это обязательно передастся ребенку. По-моему, уже норма не паниковать по поводу речи до 3 лет. Просто у детей идет накопление информации, а потом они учатся говорить. Но я конечно не специалист, это мое мнение.

      • Юлия Соловьева:

        Юлия, здравствуйте. Большинство логопедов и невропатологов склоняются к тому, что, если билингвальная среда не является социальной необходимостью для ребенка, обучение второму языку следует начинать только после того, как ребенок заговорит на родном, во избежании «задержки речевого развития». Если этот диагноз поставлен квалифицированным специалистом в 2 года, то я склонна поддержать точку зрения логопедов и отсрочить второй язык до того момента, пока не наладится вопрос с первым.

      • Наталья:

        Добрый день! Я мама двух девочек-билингвов и по совместительству врач-невролог:)) Старшая дочка заговорила в 2 года 11 месяцев. Несмотря на свою основную профессию, никогда не являлась сторонницей общепринятого российскими логопедами и неврологами мнения о «вредности» второго языка. Считаю, что нужно начинать заниматься английским с пелёнок. 3-4-5 лет — это уже поздновато, в таком случае рискуешь получить негативизм и отторжение со стороны ребёнка.

        • fefelena:

          Да, а еще ребенку может быть просто непонятно, о чем ему говорят — поэтому и неинтерес и негативизм. У малышей — примерно до 2 лет, по моим наблюдениям — еще развита какая-то невидимая связь, они понимают суть сказанного, неважно, на каком языке — интуиция или еще что-то… (читала о воспоминаниях людей о своем рождении, когда народах присутствовал медперсонал, говорящий на разных языках — и только что рожденный малыш все понимал). Вот это и следует использовать при насколько возможно РАННЕМ обучении английскому.
          Мой младший сын, с которым периодчески разговаривала на английском с рождения, понимает сейчас в 1,10 все мои фразы, неважно, на каком языке я их говорю.

    • Ольга Смыкова:

      Согласна с вами, Мария. 🙂

    • Майя:

      Спасибо Мария. Вы как нельзя лучше дополнили статью)
      И мне кажется на счет того что статья вводная вы правы… ведь указано только 2 методики (причем обучающие чтениею в основном на англ) и ничего не сказано про англ до 3-х лет..
      да и про методики в общем-то в кратце…

    • Юлия Соловьева:

      Мария, здравствуйте. К сожалению, Виктория не комментирует по каким-то причинам пока. Поэтому прокомментирую я.
      Полностью разделяю Вашу позицию в отношении карточек как вспомогательного инструмента, визуальной опоры при объяснении значений языковых единиц с использованием беспереводного метода.
      И очень важно Ваше замечание: «обучаем языку мы через общение». Это ключевой принцип на любом возрастном этапе (будь то 6 месяцев, 3 года или 50 лет

    • Елена:

      Мария, спасибо за такие хорошие слова, эти мысли меня посещали, но только тут увидела их четкое оформление. Полностью согласна.

  • Марина:

    Виктория, огромное спасибо за информацию!
    Про методику Зайцева слышала лишь мельком, надо поискать информацию в этом направлении!
    При прочтении статьи, естественно, возникает ряд вопросов и хочется обратиться к вам за профессиональной подсказкой.
    Я правильно поняла, что язык детям нужно вводить не раньше 3-х лет, что до этого возраста это будет неэффективно? Я, вот, наоборот слышала мнение, что лучше начать либо до 3-х лет, либо после 5. Но не как не в период от 3 до 5. Потому, что в этот период идет активное формирование родной речи и 2-й язык будет путать детей и тормозить развитие родной речи.
    Хочу обратиться к вам за помощью как специалиста. Опишу нашу ситуацию. Мы с дочкой (ей 2 года) занимаемся языком 11 месяцев, она неплохо понимает мою речь. Только только начинает говорить на 2-х языках, пока это всего лишь уровень слов и нескольких фраз из 2-х слов. До 3-х лет заниматься с ней, конечно, буду только я (мой английский — это уровень курсов). Т.к. до этого возраста у нас в городе никаких групп нет и индивидуально тоже никто заниматься не возьмется. Так вот вопрос мой в том: ВЫ считаете, что нет смысла с ней продолжать занятия, а дождаться 3-х лет и отдать в группу? А с другой стороны, если я до 3-х лет продолжу с ней занятия, то к этому возрасту она уже, возможно, заговорит на языке, или по крайней мере у нее будет уже сформирован большой пассивный запас слов. Будут ли для нее эффективны групповые занятия, если она «на 2 головы выше» свои сверстников. На этих занятиях она будет на месте топтаться.
    И еще одни вопрос. Как нам развивать иностранную речь, с учетом искусственно созданной языковой среды, с учетом того, что единственный собеседник — это я. У нас нет возможности подключать еще англоговорящих людей (детей), т.к. таковых нет в окружении.

    • Юлия Соловьева:

      Марина, здравствуйте. К сожалению Виктория не отвечает, поэтому отвечу я.
      В статье Виктории возраст 3-5 указан как наиболее оптимальный для эффективного обучения английскому языку, однако это не значит, что более раннее обучение неэффективно.
      В возрасте 3-5 действительно идет активное формирование родной речи, но наложение второго языка в этот период не может оказать на этот процесс негативного влияния. 2-й язык может путать детей только в случае неграмотного и непрофессионального подхода.
      Далее идет ряд вопросов, апеллирующий конкретно к профессиональному опыту Виктории. На них я ответить не могу.
      А вот на Ваш последний вопрос отвечает Полина Шабарова в своей статье «Создание искусственной билингвальной среды».

  • Юлия:

    Виктория, доброго времени суток! Спасибо за интересную статью. Я молодая мама. Моему сыну год и три месяца. У меня есть вопросы. Могу ли я уже заниматься с ребенком ИЯ? К сожалению, в нашей семье английский на уровне курсов. И с чего начинать если -да? Мои попытки изучать алфавит на кубиках Зайцева с малышом, пока не приносят результатов. Он фиксируется на минуту на моих занятиях. Смотрим мультики на английском. Мультики и фильм Панда Пим может смотреть довольно долго 5-10 минут. Это моя практика. С уважением, Юлия.

    • Алена:

      Здравствуйте, Юлия! Скажите, а зачем Вы с ребенком 1,3 учите алфавит? Это очень абстрактно для такого маленького ребенка, вот и нет результатов и концентрации. Ему просто не интересно! Песенки, стишки, короткие мультики Вам в помощь! Не нужно начинать обучение говорению на ИЯ с изучения алфавита!

    • Юлия Соловьева:

      Юлия, здравствуйте. К сожалению, Виктория не отвечает. Поэтому отвечу я.

      В 1,3м уже можно заниматься ИЯ. Однако, язык «на уровне курсов» — существенное препятствие к созданию билингвальной среды. Поэтому, начинать стоит с повышения собственного уровня владения языком. Алфавит учить в этом возрасте не нужно.

    • fefelena:

      Юлия, пока совершенствуете свой английский, попробуйте смотреть с малышом мультики Zippy and Me (там 6 серий) и Play Along — там как раз самые малышковые ситуации обыгрываются. Мультики можно найти в сети.

  • Юляшка:

    Статья понравилась!
    Она подтвердила многие мои мысли:) И немного успокоила, потому что моему ребенку сейчас 4,4 и я уж было начала думать, что поздно ввела занятия английским в нашу жизнь. Но в статье говорится, что наиболее благоприятный период 3-5 лет, а значит мы попадаем в «золотую середину» :). С момента начала занятий прошло около 4х месяцев и я убедилась в том, что для занятий с ребенком мне нужно улучшать свой язык, вспоминать и учить многие слова, грамматические конструкции, выражения. Для меня это хорошая тренировка мозгов, новые игры, дидактические пособия и мультики. Я открываю для себя сериалы и мультсериалы на английском. Очень хочется, чтобы мой ребенок не путался в английских временах и не впадал в ступор при выборе предлогов и артиклей:) Именно игровой метод обучения позволяет ребенку запоминать целые фразы, предложения, не думая, какое же слово нужно употребить. Я вижу, что мой сын запоминает слова и фразы, не пытаясь их анализировать. В школьном возрасте это уже не получится. Но вот помня своё детство, могу сказать, что знание языка до школы вовсе не гарантия хорошего его знания. Я в 6 лет говорила и читала на английском, но потом в школе до 5 класса не было занятий по языку, почти всё забылось, пришлось начинать изучение практически с нуля. И поэтому я считаю важным не только начать обучение в 3-5 лет, но и продолжать его всё время, язык слишком быстро забывается при неиспользовании. И еще важно подкреплять мотивацию к изучению языка поездками за границу, чтобы ребенок видел, для чего именно изучается язык, имел возможность просто поболтать на английском с другими людьми.

    • Юлия Соловьева:

      Здравствуйте, Юлия. К сожалению, Виктория на отвечает. Поэтому отвечу я.
      Вы правильно делаете, что повышаете свой уровень владения языком. Я бы также посоветовала Вам определить ребенка в группу, к профессионалу. Для возраста 3-5 лет такие группы сейчас довольно распространены.
      Полностью согласна с тем, что в языке необходима практика. Причем ежедневная. Вы все делаете правильно. Удачи Вам!

      • Юляшка:

        Юлия, спасибо за отклик!
        Я уже записалась в такую группу, с нетерпением жду марта и начала групповых занятий 🙂 Хотя, к сожалению, в нашем городе не большой выбор студий и кружков по английскому, почти все работают с детьми от 6 лет :(.

  • Евгения:

    Добрый день, Виктория! Полностью согласна, что знание иностранного языка дает больше возможностей во взрослой жизни — общение с иностранцами, чтение оригиналов, работа в международных компаниях… К сожалению, в свое время не уделяла должного внимания ИЯ (хотя мама делала все возможное — репетиторы, курсы, стажировки), и поняла это только, когда не смогла устроиться в международную аудиторскую компанию, «завалив» только один этап — собеседование на английском. Не хочу, чтобы на пути моего сына появилась такая же проблема.
    По поводу методик. Карточки, на мой взгляд можно использовать уже с рождения (так и делали, но с русскими словами). Но это, действительно, только вспомогательный материал. Обязательно должны быть и чтение книг, и стихи, потешки, песенки, и бытовая речь…
    А метод Зайцева мне не совсем понятен. Как использовать его с трехлеткой? Метод подразумевает знание букв… Но родной язык ребенок учит без помощи алфавита. На мой взгляд это правильнее. Ведь, начиная изучать ИЯ в школе с алфавита и грамматики,учителя на корню убивают способность детей говорить. Да, дети неплохо начинают читать и переводить, но начать говорить им очень сложно…
    Меня очень интересует, КАК научить ребенка говорить на том языке, на котором не говорят родители? С английским и немецким все понятно, мама или папа помнят худо бедно школьную программу, им остается только совершенствоваться вместе с ребенком. Правда малыш очень скоро их обгонит… А например, китайский, испанский, французский — только аудирование? Или репетитор? Но тагда для успешного освоения репетитор должен практически жить с ребенком…
    Прошу прощения, если все очень сумбурно. У самой в голове каша ))) Поэтому и записалась на семинар, надеясь хоть немного выработать стратегию обучения моего малыша ИЯ. Спасибо.

    • Ольга Смыкова:

      Мне тоже интересно мнение Виктории, как изучать язык с ребенком, если сама его не знаешь?

    • Алена:

      Я полностью поддерживаю Ваше мнение, что изучение алфавита — не самое верное решение для маленьких деточек, вот как писала автор, для детей — младших школьников, в качестве вспомогательного метода для правильного написания слов и построения предложений — это нормально.

    • Юлия Соловьева:

      Евгения, здравствуйте. К сожалению, Виктория не отвечает. Поэтому отвечу я.

      Не смотря на то, что я приверженец метода Н.А. Зайцева в обучении чтению, его метод освоения английского языка для меня остается неприемлемым. С детьми — дошкольниками это вообще не метод.
      Как научить ребенка говорить на том языке, на котором не говорят родители? — 1) пригласить няню/гувернантку/репетитора — носителя или хотя бы профессионального педагога с опытом работы с малышами для «общения» и «игр» с ребенком. Оптимально, конечно, если бы такой человек общался с малышом каждый день. 2) отдать ребенка в соответствующий языковой сад. Других путей нет.

      • Евгения:

        Спасибо за ответ. Да, думаю, своими силами не обойдемся )))

      • Karo:

        «Не смотря на то, что я приверженец метода Н.А. Зайцева в обучении чтению, его метод освоения английского языка для меня остается неприемлемым. С детьми — дошкольниками это вообще не метод.»
        Здравствуйте Юлия, а что Вас смущает в методике Зайцева в отношении английского языка?

        • Юлия Соловьева:

          Людмила, методика Зайцева основана на представлении языка как некой закрытой системы. Ее целью является логично объяснить ребенку грамматику английского языка, законы правописания. Эта методика не имеет ничего общего с коммуникативным методом обучения языку, который давно зарекомендовал себя как наиболее эффективный во всем мире. С дошкольниками методика Зайцева по обучению английскому языку вообще не работает. Но и сам автор ориентировал свою программу на детей младшего школьного возраста.

          • Karo:

            Юлия, спасибо за ответ! Я сначала написала, а потом дальше увидела Ваш ответ на подобный вопрос. Очень классный семинар Вы опять организовали, сижу, и перечитываю все статьи и ответы, такая актуальная тема! 🙂
            Немного отвлекусь на методику Зайцева, если Вы не возражаете. Мы заказали из России кубики, перечитала несколько раз Вашу методичку, и никак не могу решится на обучение чтению. Слушала вебинар Лены Даниловой на эту тему. Она сказала такую вещь, что как можно дольше желательно продержать ребёнка на «беззнаковом» уровне. Т.е. поддерживать его природные творческие задатки. И что с момента, как ребёнок начинает читать, он переходит на другой уровень развития, взросления, и что-то теряет от ребёнка, становится левополушарным. Я поняла, что она больше не приверженец раннему обучению чтению. Что Вы думаете по этому поводу? Особенно в свете билингвистического развития.

          • Юлия Соловьева:

            Людмила, к тому моменту, когда ребенок начнет читать (я говорю про методику Зайцева), ему будет уже более трех лет. Это тот возраст, когда ребенок начинает испытывать природный интерес к письму и чтению. Он калякает, «выписывая рецепты», много рисует. То есть обучая малыша чтению в этот период, мы никак не идем против природы. Тем более, что пока это чтение на уровне складов, слов и коротких простых предложений. Первые тексты уже после 4, ближе к 5 годам идут, и то это не книги, а специально составленные мини-расказы для детей, обучающихся чтению по складовому методу.
            Спасибо за то, что проявили интерес к мероприятию. Я рада, что тема для Вас актуальна.

  • Iness:

    Виктория , спасибо за статью. Я тоже за раннее общение /обучение ре иностранному языку, при наличии желания мамы ,то с первых месяцев жизни . Занимаясь с ре анг-м я обучаюсь вместе с ним:запоминаю новые слова и выражения, учусь строить диалоги и проигрывать ситуации,порой ловлю себя на напевании анг. песенки и на том, что хочется думать на анг. Конечно, после 3-х хотелось бы подключить занятия с квалифицированным преподавателем. Согласна с Юляшкой ,очень важно подкреплять мотивацию. И,конечно, не бросать обучение, верить в результат и в своего ребёнка!

  • Катерина:

    Виктория , спасибо за статью.

  • Елена:

    Спасибо за статью. Про то, что иностранный язык нужен, согласна на все сто. И то, что изучать его надо с детства, тоже вполне понятно и объяснимо. Но вот не совсем понятно по методике Зайцева. «Дети в возрасте от 7 лет…» То есть детям раннего возраста методика ничего не дает?

    • Юлия Соловьева:

      Здравствуйте, Елена. К сожалению, Виктория не отвечает. Поэтому отвечу я.

      Методика Зайцева основана на представлении языка как некой закрытой системы. Ее целью является логично объяснить ребенку грамматику английского языка, законы правописания. Эта методика не имеет ничего общего с коммуникативным методом обучения языку, который давно зарекомендовал себя как наиболее эффективный во всем мире.

  • Анна:

    Здравствуйте! В очередной раз убедилась в необходимости изучения ИЯ в раннем возрасте. Но удивил один момент про то, что обучение лучше с 3 до 5 лет. Я считаю раньше надо начинать, потому что детям в таком возрасте уже как раз таки нужны пояснения на родном языке. Да, можно показать какие-то карточки с предметами, назвать их и здесь не потребуется пояснений, но когда ребенок 3 лет и старше, например, смотрит мультик или слушает песенку на чужом языке, он обязательно просит перевести, ему просто не понятно. А малыш до года услышав что-то на другом языке просто вслушивается внимательно (проверено на собственном опыте), у него нет протеста против чего-то нового, он просто пытается это понять, наверное, потому что он привык что ему все надо понимать, хочет он того или нет и у него нет бунта «Я не понимаю», как в ситуации с 3 летним и уж тем более старшим ребенком. За статью спасибо! =)

  • Мария:

    Спасибо за статью! Со всем согласна. К тому же в туристических странах дети местного населения знают по-несколько языков и вопрос надо или нет даже не возникает. Они учат его легко и непринужденно. А у нас это пугает, потому что слово «ОБУЧАТЬ» ассоциируется с зубрежкой, принуждением, отсутствием времени на игры… — неудачный опыт. Поэтому правильнее ставить вопрос: КАК обучать, чтобы это было весело, интересно, непринужденно! -«Я ТАК ДУМАЮ!». А это зависит от нас!

    • Юлия Соловьева:

      Мария, здравствуйте.

      Совершенно с Вами согласна, что вопрос должен стоять не о том, обучать языку или нет, а о том, как обучать.

      За границей всегда очень стыдно за соотечественников, когда даже таксист — пакистанец говорит: » It’s not true that you are Russian. Russian people do not speak English».

  • Екатерина:

    Здравствуйте. Спасибо за статью, Виктория!. Действительно она наводит на вопросы и рассуждения. Много вопросов уже задано, не буду повторяться, но уточню. Получается, что до освоения ребенком родного языка в определенном объеме не имеет смысла заниматься ИЯ с искусственной языковой среде?

    • Юлия Соловьева:

      Екатерина, здравствуйте. К сожалению, Виктория не отвечает, поэтому отвечу я.

      Если никаких противопоказаний, типа диагноза «задержки речевого развития, у ребенка до 3 лет не имеется, с ребенком можно и нужно заниматься ИЯ.

  • Наталья:

    Спасибо за статью автору! Про кубики Зайцева на англ яз как и некоторые здесь комментаторы тоже слышу первый раз! Я искала в год репетитора-специалиста ребенку, не согласились репетиторы! Буду сама стараться обучать дочку анг языку

    • Юлия Соловьева:

      Наталья, здравствуйте. В годик, конечно, рановато приглашать репетитора. А вот в 2 уже можно. Очень советую носителя.

      • Евгения:

        Юлия, а могли бы Вы посоветовать с чего, как или где начать искать репетитора для двухлетки? Может Вы сами кого-то знаете, порекоммендуете? Я так понимаю, что к репетитору в данном случае предъявляется больше требований — ведь ученик маленький, форма занятий — игры…

        • Юлия Соловьева:

          Евгения, я могу посоветовать три языковых центра, в которых работают только носители языка. https://www.elite-english.ru/ https://www.nativespeakers.ru/ и https://jamesmorgan.ru/

          Сразу скажу, цены на носителя колеблются от 1500 р до 4500р за 45 мин.

          На счет требований: конечно, должен быть человек, который любит детей и умеет находить с малышами общий язык. Как бы парадоксально в этом случае не звучала эта фраза. Главное, чтобы Вашему ребенку было комфортно с этим человеком. А вот такими регалиями, как TOEFL/IELTS Teacher, Business English Expert, 20 years of teaching practice можно пренебречь.

  • Татьяна:

    Здравствуйте! Спасибо за статью. У меня ребенку 1 год и 4 месяца — и тоже хочу найти репетитора, смотрела, что есть няни с носителем языка которые могут приходить на час или два и заниматься с детками, но это очень дорого от 2 т.р. за час. А заниматься по моему мнению со спецом нужно не реже 2 раз в неделю, по хорошему — 3, а в идеале каждый день, НО это только мама… Останавливает только одно, не хочется ребенку закладывать с детства не правильное произношение… Правда со слов лектора лучше начинать с 3-х лет…, наверное мне ближе мнение о том, что с ребенком можно заниматься ин.языками с рождения. Жалко, что я плохо знаю английский :(((

    • Юлия Соловьева:

      Татьяна, здравствуйте.

      Я уважаю трезвую оценку родителей своих возможностей. Если Ваш уровень английского не достаточен, лучше не начинать. Совершенствуйте сами. И дело тут не только в произношении, есть огромное количество стилистических нюансов, лексических и грамматических особенностей. False beginner всегда хуже, чем просто Beginner.

  • Юлия:

    Здравствуйте! Для меня раннее развитие это уже аксиома. Вот только с английским мучает вопрос. Не будет ли совсем маленького ребенка (с двух лет и ранее) наложения на один образ двух понятий. Меня немного это смущает и до сих пор останавливает. Можно немного подробнее по этому моменту. Или у ребенка просто автоматически закладывается и тот и тот вариант. Спасибо.

    • Алена:

      Юлия. да Вам нечего бояться с наложениями понятий! Я частично об это писала в своем докладе, он будет опубликован 12 февраля, надеюсь, там Вы сможете найти ответы на этот вопрос!

    • Юлия Соловьева:

      Юлия, здравствуйте.

      На Ваш вопрос ответит Алена Аношина в статье 12 февраля. Если останутся вопросы, пишите. Разъясним подробнее.

  • Ольга:

    Карточки Домана рекомендуют использовать с 6 месяцев. Мы так делали и дочка могла показывать животных, если мы ей их называли. Учили правда, русские слова, так как у нас основной — английский получился. Сейчас ей 2,5 и она с порой может сложить простые слова из разбросанных пластмассовых букв, глядя на карточку с подписью: слон, тигр. Конечно, это игра и на знаю, насколько она понимает смысл, что происходит 🙂

  • Ольга:

    Спасибо, Виктория, за статью! Всегда полезно еще раз получить заряд мотивации для обучения ребенка иностранным языкам и внедрения их в жизнь. Учитывая как быстро меняется школьная программа, сколько знаний вызубренных за школьные и институтские годы остаются мертвым грузом, складывается впечатление, что иностранный язык практически единственное, что будет использовано и пригодится во взрослой жизни в любой ситуации.
    Очень жалею, что несмотря на все предоставленные родителями в детстве возможности (групповые занятия в дошкольном возрасте, репетитор в школе), так и не смогла освоить и выучить английский язык. Действительно в детстве не хватало мотивации. Для себя сделала вывод, что в моем случае толку было бы больше, если бы родители не оставляли обучение полностью в руках преподавателя и ребенка, а даже не имея достаточных знаний, принимали бы более активное участие. Сама собираюсь быть ребенку товарищем при изучении языка.

    • Юлия Соловьева:

      Ольга, здравствуйте.

      Большое спасибо за высказанный опыт. Очень правильная позиция — стать ребенку товарищем при изучении языка. Удачи вам обоим.

  • Виктория Фабишек:

    Дорогие друзья! Я отвечу на все ваши вопросы 12.02. в 12-00 утра московского времени. Спасибо за проявленный интерес к данной теме.

  • Olga:

    Здравствуйте! Спасибо за статью. Есть интересные моменты. Я не сторонник изучения англ по Доману. Для чего маленьким детям в раннем возрасте обучают чтению на англ. придя в школу ему будет скучно заниматься на уроках.. Я считаю письмо и чтение ребенок должен учить в школе. С 1,5 до трех учили англ индивидуально( со мной). В три года стали посещать групповые занятия. Занимаемся говорением и, естественно, «пониманием»….

  • Виктория Фабишек:

    Если у ребенка развиты творческие способности, то изучать язык посредством творчества — одно удовольствие. Особенно помогают рисунки, где в процессе рисования называются и части тела, и цвета, и формы. И даже описывается характер персонажа. Мы все это делаем с сыном на русском, так как именно русский у него считается вторым, а не первым.
    Многим ребятам очень нравятся и небольшие стихотворения, буквально 2-3 строчки. Конечно, это подходит детям старшего возраста, например, 3-4 года. Не зря же так любимы: «Ладушки-ладушки, где жили у бабушки…».

  • Валерия:

    Спасибо за статью!
    Как и многие здесь мамы, склоняюсь к мнению, что «обучать» нужно как можно раньше — играть, петь песни, читать сказки.
    Но не согласна, что мамам с плохим уровнем английского лучше и не начинать!
    Сейчас очень много материалов, начитанных носителями языка с простейшими фразами: массаж, кормление, игры, прогулка и тп. + американские мультфильмы, книги и тп, где можно услышать правильное произношение. Мама будет вместе с ребенком учить произношение и фразы. Конечно требуется постоянное совершенствование, но этому помогает подготовка к играм.
    Я, например, прежде чем прочитать ребенку книгу несколько раз слушаю ее аудиоверсию, чтобы правильно произносить+также подготовка к играм. А потом уже и свой словарный запас пополнится.
    Конечно, я буду очень рада общению моего ребенка с носителем языка и англоговорящими детьми, но начать изучение языка ребенок вполне может с мамой.

    А по Монтессори наиболее благоприятный сензитивный период для изучения иностранного наступает с полутора лет

  • fefelena:

    Полностью согласна с Викторией, что английский язык в современном обществе необходим, и мамы должны принять решение о том, что он нужен для ребенка (как мамы тех детей, которые решили, что они будут учиться играть на скрипке у Сузуки) – и начать обучение.
    Немного не согласна с тем, что методы Домана и Зайцева являются методами раннего изучения английского языка – это, скорее, методы обучения ЧТЕНИЮ На английском – так как показываются только слова на карточках. Их мы используем как часть занятия, но основной упор идет на слове в контексте, во фразе, живой или письменной речи.
    Да, вот увидела в комментариях сообщения Юлии Соловьевой про это

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×