· ·

Юлия Соловьева

06 марта 2014

6 комментариев

Главная Главное Домовенок Кузя и путешествие по России

В этом месяце мы принимаем у себя в гостях давно любимого персонажа -домовенка Кузю, знакомимся ближе с его историей и путешествуем вместе с ним по нашей необъятной и удивительной России.

Перед началом игр, как обычно, мы прочитали вот эти книги.

Хитом стала первая книга, говорящая. Ее зачитали до дыр. Вторая, настоящая Кузенькина история Т. Александровой, пока для сыночка сложновата. Читали в час по чайной ложке, но некоторые главы все равно заинтересовали Лукашу.

Конечно же, мы смотрели советские мультфильмы про домовенка Кузю. Вот полная версия (все 4 серии).

Ну и, конечно, для наших игр и для последующего пополнения нашей сказочной коллекции кукол, я заказала Кузеньку и Бабу Ягу у потрясающе талантливого мастера, необыкновенного человека Стасти Александровой

А так как играть мы будем в этом месяце не только с домовым и Бабой Ягой, но и с другими чистыми и не очень силами, то Стася по моей просьбе сделала для нас еще и Кикимору с Водяным.

Итак, день первый- Тематическое занятие по сказке «Домовенок Кузя»

Придя к Лукаше, Кузька поведал ему, что раньше он жил в деревенском доме, и попросил построить такой дом из деревянного конструктора.

Но вот однажды, он узнал, что его избушку снесли (сносили мы ее нашими бульдозерами), и жить Кузеньке теперь в многоэтажном блочном доме, на высоком этаже, в квартире, где живет девочка Наташа.

Мы поговорили о том, в каком доме живет Лука (в многоэтажном или деревенском) и чем дома отличаются. А затем Лукаша построил для Кузи новый дом из Lego.

Итак, мы разыграли встречу Наташи и Кузьки.
Наташа накормила Кузеньку, для чего Луке понадобилось накрыть на стол из расчета двух персон.

А после сытного обеда Кузька решил поискать себе «домик». Залез в холодильник и в плиту. В холодильнике — холодно, в плите -жарко, так что чуть не сгорел. Мы поговорили о том, почему Кузька назвал холодильник «избой Деда Мороза», а также о том, что плита — опасное место, можно обжечься.

Устроился Кузька на полу, рядом с Наташей и начал рассказывать сказки, ведь в его сундучке их было видимо-невидимо.

Как-то раз, когда Кузя жил еще в своей деревенской избушке, решили домовята поиграть в мужичков- пожарничков, разожгли костер прямо на полу, такой пожар устроили!
Кузенька попросил Лукашу рассказать Наташе, что такое костер и показать, выбрав из палочек Кюизинера красные и воткнув их в «угли» — черный пластилин.

Пришлось Кузе бежать из горящего дома. Прихватил он свой сундучок и в лес. А в лесу Кузю ждали приключения. И первым из них была встреча с Лешим. Леший по книжке подружился с Кузей, а у нас Леший взял Кузеньку в плен, и чтобы его вызволить, Лукаше нужно было справиться с заданиями Лешего.

Первое задание: во время урагана в сказочном лесу ветер посрывал с деревьев плоды и листья. Леший попросил Лукашу определить с какого дерева упал каждый плод или лист, ведь в лесу у него должен быть порядок! Эту игру я позаимствовала, по-моему, у Евгении Леоновой, на сайте https://mamadelki.ru/.

Второе задание: в лесу у Лешего много птиц, и Леший никак не может запомнить их голоса. Я включала записи разных птиц, а Лукаша определял, чей это голос.

Справившись с заданиями на ура, Лука освободил Кузеньку, и Кузя продолжил свой рассказ. Недолго Кузя ходил по лесу, увидела его Баба Яга.

«У кого Домовой в доме, у того и счастье», — решила Баба Яга и забрала Кузьку к себе. А Луке дала три задания, выполнив которые, он мог выручить друга.
Первое задание: посадить грибочки на полянку в соответствии с их размером и цветом.

Второе задание: помочь Бабе Яге посчитать ножки и шляпки мухоморов и определить, чего больше, а чего меньше. Задание можно скачать здесь.
Третье задание: «пронестись» в ступе (сначала в тазике, потом в ведре) из комнаты в коридор. Двигались мы движениями, как будто танцуем твист. Очень забавно получилось.

Итак, освободив Кузю, мы принялись слушать дальше, что же с ним приключилось. А приключилось вот что: Кузя встретил Кикимору, которая выкрала Кузенькин сундучок со сказками и забрала его в болото.

Чтобы получить сундучок обратно Кузе и Лукаше нужно было выполнить три задания Кикиморы.
Первое задание: попасть в Кикиморашку-заморашку «шишкой». Я была Кикиморой и стояла у одной стены комнаты, а Лукаша кидал в меня мячики (резиновые и тканевые), стоя при этом у противоположной стены комнаты. Если он попадал, я демонстративно падала и кричала, а если нет, показывала ему жест «Буратино». Играли долго и очень весело.
Второе задание: шишка, которая попала Кикиморе в лоб, до того ей не понравилась, что она решила ее спрятать под стаканчиком. Лукаше надо было определить, под каким стаканчиком спрятана шишка. Задание по Шичиде, развиваем интуицию.

Третье задание: у Кикиморы очень много сестер. Все они разные, и Кикимора никак не может запомнить, как кого зовут. Лукаше надо было отгадать, кого из Кикимор зовут Дума, кого Грусть, кого Радость, а кого Опаска.

Получив обратно свой сундучок со сказками, Кузя отправился дальше. На своем пути он повстречал Водяного. Водяному очень понравился Кузя, и он решил завести у себя в болоте домового. Лукаше опять пришлось выполнять задания и спасать друга.

Первое задание: очистить болото Водяного — достать из тазика с водой все предметы ситечком и назвать их.

Второе задание: нарисовать портрет водяного акварелью и гуашью. Лука рисовал все самостоятельно, я только подправила пенек и помогла нарисовать ему лицо.

На этом приключения Кузеньки закончились, он благополучно вернулся в квартиру Наташи, а Луке подарил альбом «Книга чистой и грязной силы», который я делала уже давно, но он снова стал актуальным.

К сожалению, материалов для альбома у меня не сохранилось поэтому выкладываю просто постраничные фото. Скачать их можно здесь.

День второй- Путешествие по России.

Как обычно в самом начале путешествия мы нашли страну на большой карте комплекта «Умница» Большое путешествие от Канады до Австралии». Сравнили Россию с Германией и Данией, в которых уже «побывали», и сделали вывод о том, что Россия -огромная страна.

Для нашего путешествия я сделала карту в 6 секторов. Так как путешествовать мы будем по железной дороге (Транссибирской магистрали), то карту я сделала в длину, а каждый сектор — одна остановка. Остановки у нас соответствуют названиям комплектов, входящих в состав «Мир на ладошке. Моя Россия» Умница. Этот же продукт лег с основу наших игр.

Так как карта очень длинная (на всю комнату), я сняла ее частями.

Итак, Лукаша и Кузя «сели в поезд» и отправились в путешествие по России. Первая остановка — «Культурное наследие». Здесь друзья познакомились с пятью культурными памятниками России.

1. Троице-Сергиева Лавра. Лукаше нужно было рассмотреть фотографии различных зданий Лавры и найти фото колокольни. Не так давно мы изучали в рамках наших музыкальных занятий колокол и говорили о профессии звонаря. Освежили все знания в памяти. Затем Лукаша поиграл на колокольчике тихо/громко, медленно/быстро, мажорно/минорно. Мы обсудили, чем колокол отличается от колокольчика.

2. Выборгский замок. Лукаша построил замок, омываемый со всех сторон водой, и крепостную стену. А затем я спросила, как можно добраться до замка с суши. Сначала Лука принес лодку, а затем придумал построить мост.

3.Нижегородский Кремль. Лука почти самостоятельно смастерил из коробки «часовую башню» Кремля. Мы с Кузей ему помогали вырезать циферблат и придерживали бумагу, которой он обклеивал коробку.

4. Мамаев Курган. Лука очень любит памятники как таковые. Увидев еще один, он готов был играть дальше только вместе с «Родиной — Мать». Итак, здесь путешественников ждали следующие задания.
Найти каждому памятнику пару по принципу мужской/женский/парный. Карточки можно скачать здесь.
Определить, какая из фотографий лишняя (на всех фото изображен памятник «Родина-Мать», но на 4 фото памятник снят спереди, а на 5- ом сзади, другой ракурс). Скачать карточки можно здесь.

5. Кижи. Здесь Лукаша впервые в жизни самостоятельно выложил колодец из палочек Кюизинера.

А нам пора в дорогу. Следующая станция — «Заповедные места» На данном этапе путешествия друзей ждали пять природных памятников России.

1. Кунгурская ледяная пещера. Путешествие по ней мы инсценировали с помощью нашего напольного тоннеля, заодно и поговорили о смысле названия одного из проходов пещеры «Горе толстякам и широким».

2. Озеро Байкал. Здесь мы вдоволь порыбачили. К нам даже присоединился наш кот Клаус.

3. Гора Эльбрус. Чтобы наглядно пронаблюдать за процессом образования горных ручьев и речек от таяния снежной шапки Эльбруса, мы провели такой эксперимент. На поднос выложили «горы» из соленого теста, а в центр поставили «гору» из льда. Талая вода протекала между наших «гор», образуя горные реки.

4. Долина Гейзеров. С гейзером Лукаша знаком давно, из книги «Моя первая энциклопедия». Мы несколько раз рассматривали гейзер на картинке, читали информацию, а потом как-то Лукаша на улице увидел канализационный люк, из которого шел горячий пар, и назвал его гейзером. Это закрепилось, иногда мы ходим гулять » к гейзеру». Ну и чтобы еще раз проиллюстрировать гейзер, мы вскипятили воду и наблюдали, как через дырочки в крышке кастрюли выходит пар. На фото этого не видно, к сожалению.

5. Уральские горы. Этот природный памятник мы решили создать из карточек «Умница. 100 цветов». Известно, что Уральские горы тянутся от Северного Океана почти до Казахстана. На Севере мы выложили оттенки синего, от самого темного (холодного) до самого светлого, а на юге — оттенки желтого (от самого светлого — теплого до самого яркого — жаркого). Затем мы отправили в горы двух девочек, одну на Север, а другую на Юг. Лукаша распределил между ними необходимую одежду.

А наш поезд мчится дальше. Следующая станция — Природа России. На этом этапе мы знакомились с пятью символами природы нашей родины.

1. Сорока. Известно, что сорока — воровка, тащит к себе все блестящее. Пройдя по квартире, Лука собрал для сороки целый набор блестящих вещиц.

2. Медведь. Редкая русская сказка обходится без этого персонажа. Я предложила Лукаше картинки — иллюстрации из русских и зарубежных сказок, а он выбрал фото только тех сказок, где фигурирует медведь.

3. Мать-и-мачеха. Я предложила Лукаше на ощупь несколько предметов, характерной особенностью которых было то, что с одной стороны они гладкие или мягкие, а с другой шершавые или твердые (манжета для измерения давления, губка для мытья посуды, тряпка для вытирания стола и полотенце). Лукаша трогал обе стороны и определял, где «мать», а где «мачеха».

4. Клевер. Известно, что четырехлистный клевер обладает не только волшебной силой, но из него получается и самый сладкий мед. Я предложила Лукаше рассадить пчелок только на четырехлистный клевер. Данное задание мы уже выполняли в рамках проекта «Учим цифры. Школы Учимся играя».

5. Береза. Луке необходимо было помочь Кузе найти на полянке все листья березы и расставить на них «пенечки». Лабиринт я взяла с сайта Евгении Леоновой https://mamadelki.ru/
Скачать поле.

Итак, наш поезд отправляется к следующей станции — Многоликая Россия. Здесь Лукаше и Кузе предстоит встретиться с пятью представителями наций, проживающих на территории России.

1. Русские. Сперва Лукаша нашел нужные национальные костюмы и одел фигурки мальчика и девочки в русские наряды из комплекта «Умница. Костюмы народов мира».

А затем мы попробовали проникнуть в смысл русской поговорки «работать спустя рукава». Лукаша надел папину рубашку и попробовал сложить домик из конструктора Lego. Ничего не получилось. Из чего мы сделали вывод, что «работать спустя рукава» — значит ничего не делать.

2. Украинцы. Мы сделали украинский венок для нашей «цветочницы». Венок украшал Лукаша полностью сам прямо на мне.

А для мужского образа Лука сам согласился стать моделью, и мы сделали ему из клубка шерсти «чуб», а-ля Тарас Бульба.

3. Белорусы. Известно, что белорусы с большой ответственностью и вкусом строят и украшают свои дома. Лука попробовал украсить избушку — шнуровку по принципу белорусской избы, пришнуровав к ней элементы декора.

4. Татары. Взяв мою шапку, мы прикрепили к ней мех, и у нас получилась настоящая шапка Мономаха.

5. Молдаване. 1 марта молдаване отмечают мэрцишор — праздник встречи весны. В этот день принято дарить близким маленькие украшения из красных и белых ниток — мэрцишоры. Их прикрепляют слева к груди и носят до 1 апреля. Лука попробовал сплести косичку из красных и белых ниток мулине, а я завязала ее в узелок.

Отправляемся дальше. Следующая станция — Россия расписная. На данном этапе нам предстоит познакомиться ближе с пятью русскими национальными атрибутами.

1. Кокошник. Кокошник Лукаша украшал так, как ему хотелось, наклеил на вырезанную мной заготовку цветы, разрисовал узорами, и вот русский головной убор готов.

2. Валенки. С валенками Лукаша знаком очень давно. Мы до сих пор их не убрали и иногда одеваем на прогулку. Примерили валенки еще раз, Лукашины, а затем большие — дедушкины. В последних передвигаться не смогли. Посмотрели, можно ли определить, где правая, а где левая — нельзя:)

3. Лапти. Лапти плела я на Лукашиных ножках из…ленточек. И для Кузеньки лапоточки нашлись.

4. Хохлома. Мы рассмотрели всю имеющуюся у нас дома хохломскую посуду, а затем я предложила Лукаше слепить тарелку в стиле хохломы из пластилина. Цвета он выбрал правильные.

5. Гжель. Определяли лишний предмет.

Итак, наш поезд завершает свой путь, и нас ожидает последняя остановка — «Великие умы России». На данном этапе нас ждут пять изобретений, принадлежащих русским ученым.

1. Подводная лодка — С.К. Джевецкий, 1884г. Создавали лодку из бутылки и погружали ее в ванну, наполненную водой. В лодке у нас моряк а рядом — батискаф.

2. Ракета — С.П. Королев, 1957г. На ракете из все той же пластиковой бутылки у нас летал Кузя, под самый потолок.

3. Комбайн — А.Р. Власенко, 1868г. Комбайном, как и положено, собирали зерно.

4. Паровоз. — Е. Черепанов, 1833г. Из карандашей строили рельсы, а из счетных палочек — шпалы. Учили понятия параллельно и перпендикулярно.

5. Велосипед. — Е.М. Артамонов, 1800г. Крутили «велосипед» согнутыми в коленях ногами, лежа на спине.

И, по традиции, в конце путешествия Лукаша сделал российский флаг, выложив его из кубиков «Сложи узор» Никитина.

Флаг подарили Кузе.

Не могли мы не воспользоваться шансом познакомиться с Бабой Ягой лично, и посетили спектакль «Как Бабка Ежка доброй стала» в Уголке Дурова.
Фото официального сайта Уголка Дурова.

 

6 комментариев

  • Олеся:

    Спасибо за подробный рассказ о ваших путешествиях, живо, познавательно и интересно! Многое взяла себе на заметку.

  • Оксана:

    Обалденно, сколько работы проделано, столько всего интересного. Вы молодцы! А сколько фантазии и интересных идей. Читала и удивлялась. Надо ж было столько реквизитов подобрать. Спасибо большое за интересный материал. Даже вызывает дух патриотизма.

    • Юлия Соловьева:

      Оксана, спасибо. Мне очень нравится составлять такие занятия для сыночка. И ему нравится «путешествовать» с героями сказок. Это самые масштабные путешествия, а так каждый день мы играем по какой -либо сказке, и сынок сам разыгрывает ее, по сюжету, а чаще сам придумывает продолжение сказки или интерпретирует сценарий по-своему.

  • Лилия:

    Юлечка! Вот это да-а-а!!! Какая Вы м олодец!
    СПАСИБО ОГРОМНОЕ за подробное описание такого Замечательного занятия! Непременно проведу его со своими младшими внуками, благо пособного материала много.
    Юлечка, а нельзя ли у Вас занять такой чудесной фантазии чуть-чуть? :)))
    Юлечка, поздравляю Вас с 8 марта и низко Вам кланяюсь с благодарностью за Вашу щедрую помощь в развитии деток.
    С уважением Лилия

    • Юлия Соловьева:

      Лилия, спасибо Вам за добрые слова. Вы как всегда неравнодушны, это вдохновляет. Как здорово, что у деток есть такая бабушка! А фантазией с удовольствием делюсь! Надеюсь, что мои описания наших занятий вдохновят Вас на новые игры, где Вы сможете проявить и свою фантазию. Спасибо за поздравление, и Вас с женским днем. Любви и счастья Вам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2013-2016, KidsMI.ru ® Все права защищены.

Перепечатка и использование любых
материалов только с разрешения
редакции: kidsmi@smartfoxclub.ru