Кубики Зайцева — это современная методика обучения детей чтению, основанная на чтении слова по складам (не путать со слогами). Склад – это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Согласно методике чтения – это основная единица языка у Зайцева, а не звук, буква или слог. Занятия с данным пособием приводят к хорошим результатам: дома, в саду и школе.

Также хочется отметить, что изображения на каждую из сторон нанесены не в разброс — существует несколько простых правил:

  1. Все сочетания начинаются с одной и той же согласной буквы.
  2. Отличаются друг от друга размерами. На больших согласные твёрдые, на маленьких — мягкие.
  3. Могут быть разных цветов (в основном используются пастельные оттенки, чтобы не раздражать глаза ребёнка) и издают разные звуки: в оранжевых —деревянный наполнитель, а это значит, что это глухие согласные. Внутри серых — железный наполнитель и это уже звонкие согласные.
  4. Отдельные гласные окрашены в ярко-жёлтый цвет.
  5. Помимо прочего, есть так называемые «двойные». Как пример: «ш» и «шь».

На сторонах таких кубиков напечатаны не отдельные буквы или слоги, а цветные склады. По кубикам дети быстро начинают читать, т.к. занятия проходят в игровой форме с множеством подвижных активностей. Для ребёнка — это прежде всего материал для игр, а затем уже тренажер для отработки и совершенствования навыков письма и чтения. Играя, малыш постепенно, сам того не замечая, учится грамоте. Всё происходит естественно и без навязывания со стороны взрослых.

Главным образом такие различия направлены на облегчение для ребёнка поиска необходимого склада. Придумывая эту концепцию, Зайцев взял за основу книжную полку: человек легко находит нужную книгу, вспоминая её цвет, форму и размер.

До того как методика приобрела популярность, её последователям приходилось самостоятельно их изготавливать, что было проблематично, так как они должны быть сделаны из плотного картона, уж не говоря о поисках наполнителя. Сейчас же в большинстве специализированных магазинов можно найти заготовки и готовые наполнители к ним. Конечно, всё это очень недёшево, однако, как показывает практика, оно того стоит.

Стандартный набор состоит из:

  • больших – для твердых складов;
  • маленьких – для мягких;
  • двойных – для сочетаний согласного и гласного звуков;
  • золотых – для гласных звуков;
  • белых – для обозначения знаков препинания.

Звонкость складов определяется по наполнителям:

  • железные обозначают звонкие согласные;
  • деревянные – глухие.

Цвет букв тоже зависит от типа склада, который они оставляют. Синим написаны твердые, голубым – мягкие. Для твердого и мягкого знаков используется зеленый цвет.

Благодаря визуальному различию форм и букв, у ребенка формируется зрительный образ того, что надо запомнить. При этом необходимость запоминания отдельных букв отпадает, что значительно облегчает дошкольникам процесс обучения. Далее к зрительным ощущениям добавляется акустическое восприятие. Трогая, осматривая и слушая звучание складов, ребенок составляет свое представление о них в рамках наглядно-действенного мышления. А знакомясь с озвучиванием и их начертанием, малыш приступает к словесно-логическому осмысливанию письменной речи.

Стандартный набор кубиков

Обычно развивающий набор Зайцева идет в следующей комплектации:

  • 61 пластиковых или картонных кубиков разного цвета и размера. Картонные могут быть двух вариантов: уже готовые, либо в виде заготовок, которые необходимо склеить самостоятельно.
  • 6 таблиц с буквами, словами и знаками.
  • 4 больших таблицы для вывешивания на стену.
  • Записи обучающих попевок на дисках.
  • Пособие для взрослых.

Их можно сделать и своими руками в домашних условиях. Для этого берут любые пластмассовые, которые можно наполнить подходящими материалами. Затем их оклеиваются бумагой, на которой пишутся склады.

Как выглядят детские кубики?

  • Состоят из 7 повторяющихся слогов, которые детки применяют в создании первых простых слов (МА МА, ДЯ ДЯ, ПА ПА и прочие). Изделия имеют разные цвета, вес и жесткость.
  • Маленькие – это мягкие склады – МЯ, ЛЮ и прочие.
  • Большие – твердые МА, ЛА, БА и другие.
  • Железно-золотые – склады, имеющие мягкий знак.
  • Железно-деревянные – с твердым знаком.
  • Железные – звонкие.
  • Деревянные – приглушенные.
  • Золотые – гласные.

Самостоятельное изготовление кубиков Зайцева

Разумеется, сделать их своими руками — это намного сложнее, чем просто купить их, однако всё же это возможно. Вы можете найти или же приобрести картонные заготовки, склеить грани, подобрать наполнитель… Если вы располагаете временем и желанием, то процесс не покажется вам слишком скучным, особенно в том случае, если ребёнок будет участвовать в их создании вместе с вами.

Минус будет состоять только в том, что такие поделки не будут долговечными. Однако есть и положительная сторона: если ребёнок будет изготавливать их вместе с вами, он поймёт, что это нелегко, и будет относиться к ним более бережно.

Как правильно заниматься по кубикам?

Хотя начинать занятия можно в любом возрасте, оптимальным для знакомства считается промежуток от двух до трёх лет. К этому времени дети, как правило, уже осознают, из чего состоит окружающий их мир. Однако процесс истинного познания только начинается, поэтому именно в таком возрасте следует начинать знакомить ребёнка с чтением.

Начинать обучение необходимо с простейших игр, постепенно переходя к более сложным. Не торопитесь сразу прочитывать с ребёнком склады — для начала ему необходимо привыкнуть к такой необычной игрушке. Поэтому предложите малышу разложить несколько кубиков по размеру, цвету или звуку, который они издают. Далее можно переходить непосредственно к обучению.

Все правила приведены в специальной методичке, которая есть в свободном доступе, однако некоторым она кажется слишком сложной для понимания, поэтому давайте разберём обобщённый план занятий:

  1. Для начала родители должны складывать простейшие слова, пропевая при этом склады, до того момента, пока ребёнок не запомнит и объект, и звучание, и необходимые склады.
  2. Со временем это станет для ребёнка слишком просто, и он заскучает. Тогда начните составлять более сложные слова или же превратите занятие в ролевую игру, например, при помощи мягких игрушек.
  3. Для того чтобы сделать занятия веселее, можно играть в игры на скорость. Суть будет заключаться в том, что вы называете склад, а ребёнок должен как можно быстрее найти кубик с этим складом. Затем называете один из складов, а ребёнок как можно быстрее ищет нужный и приносит его вам.
  4. Когда ребёнок получит базовые навыки, он сам начнёт играть. Однако, пока этого не произошло, вы должны всеми силами пытаться заинтересовать ребёнка и поддерживать его во всех начинаниях.

Работа по методике Николая Зайцева требует от родителей значительного вложения времени и моральных сил. Хотя обычно результат появляется быстро, вы должны понимать, что без упорной работы вы не добьётесь значительного положительного эффекта. В связи с этим занятия будет целесообразно проводить ежедневно. Обычно это составляет около часа продуктивной работы. Заниматься дольше смысла нет, так как от величины промежутка времени, проводимого за одним и тем же занятием, зависит то, насколько внимание будет рассеиваться.

В специализированных магазинах и на различных сайтах можно найти множество непохожих друг на друга интерпретаций кубиков Зайцева. Обычно они идут в наборе с инструкцией или целым пособием, в котором будут названы не только функции и положительные стороны, но и самые распространённые и доступные для понимания игры. Они могут быть как в собранном, так и в разобранном состоянии. Разумеется, от всех этих параметров будет зависеть цена.

Кубикам стоит уделить больше внимания. Занимаясь с ними, вы просто даёте ребёнку их рассматривать и вместе с тем пропеваете или проговариваете написанные склады. Также они помогают в общем развитии ребёнка. Во-первых, они имеют разные цвета и разное наполнение и, соответственно, разный вес. Кроме того, звуки они издают также разные. Это позволит малышу усвоить, что такое звук, какие бывают звуки, из-за чего они появляются. Кроме того, когда ребёнок держит их в руках и рассматривает, то улучшаются аккомодация и мелкая моторика.

Пособия к кубикам Зайцева

Хороший вариант — это пособие Натальи Пятибратовой, которое представляет собой домашнюю тетрадь. В пособии объяснено более подробно, по какому принципу можно работать с кубиками для достижения наибольшей продуктивности. В тетради также представлены задания, которые позволяют работать с ними в плоскости. Ребёнку нужно будет клеить наклейки, чертить линии, находить соответствие. Такая тетрадь отлично разнообразит ваши занятия с ребенком в поездке. Также она хороша тем, что на её страницах вы найдёте изображения кубиков Зайцева в тех же цветах и размерах, что и в реальности. Отличие одно — их нельзя подержать в руках.

Таким образом, методика Николая Зайцева зарекомендовала себя как одна из самых эффективных в сфере обучения чтению. Она подходит для детей всех возрастов и позволяет не только научить ребёнка читать, но и развить мелкую моторику рук, без которой малыш в дальнейшем не справится. Конечно, у этой системы, как и у любой другой, есть свои недостатки, однако мнения всех последователей методики сходятся на том, что недостатки эти меркнут в сравнении с преимуществами. Подумайте, вы можете с нуля научить ребёнка распознавать короткие слова буквально за неделю! Секрет в том, что буквосочетания малыш запоминает лучше, чем буквы или слоги, ведь когда дети учатся писать, они бормочут себе под нос именно буквосочетания.

Для достижения максимального эффекта при использовании методики Зайцева, необходимо создать правильную обучающую среду дома. Желательно приобрести их для игр в семейном кругу. При этом важно держать дидактический материал в рабочем состоянии и следить за порядком в детской.

Игры с кубиками Зайцева

Чтобы обучение маленького ребёнка проходило успешно, нужно его заинтересовать и в дальнейшем всячески мотивировать. Как это сделать? Если вы решили приобрести комплект для занятий, то в нём, помимо прочего, должно быть пособие авторства самого Зайцева, в котором будут приведены примеры игр и занятий для детей от двух лет с подробными инструкциями.

Игры – это занимательные развивающие активности, направленные на закрепление пройденного материала. Они предназначены для улучшения навыков письма и чтения. Научный подход к обучению – это работа с кубиками Зайцева, на протяжении всего курса занятий, базируется на принципах мышления: «от наглядно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому». Сначала ребенок просто разглядывает их, затем играет с ними и в заключении пытается проговаривать изображенные буквы.

В дошкольном возрасте ребенка может увлечь только то, что подано в интересной, игровой форме. При этом нельзя полностью задавать направление и ход игры – малыш должен принимать активное участие в ней, а не быть только зрителем манипуляций, которые проводят с пособием взрослые. Поэтому здесь приветствуется вариативность по сравнению с готовыми, разработанными ранее, программами.

Есть ещё один важный момент. Не стоит ждать от ребёнка чтения в первый же день занятий, даже если он уже знает буквы! Нельзя устраивать ему ежечасные проверки и тем более ругать его за неудачи. Занятия должны проходить в форме игры, в ходе которой вы по нескольку раз демонстрируете ребёнку склады и читаете для него всё, что там написано. Результат появится очень скоро. Через пару занятий малыш уже будет узнавать наиболее часто встречающиеся в ваших с ним играх склады и находить их среди предложенного вами набора. Через пару-тройку занятий ребёнок уже начнёт прочитывать их, если не вслух, то у себя в голове точно. Не торопите его!

Перед началом урока тщательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями автора и подберите игру. Нельзя превышать время занятий – 20 минут.

Что вам особенно понравилось в кубиках Зайцева?

Набор увлекательных игр

Игры помогают ребёнку научиться взаимодействовать с окружающим миром, а игры, в которых персонажи ищут друзей или общаются между собой, способствуют развитию примитивных коммуникационных навыков. Дети, работающие с пособием, отличаются спокойствием, рассудительностью и аналитическим складом ума. Если вы понимаете, что вашему малышу не хватает этих качеств, то почему бы не привить их ему вместе с умением читать?

Теперь стоит перейти к описанию непосредственно игр с кубиками. Здесь они будут перечислены по возрастающей сложности. Первая — самая лёгкая — предназначена для тех, кто только начинает обучение. Как только ребёнок освоится, стоит перейти ко второй, но не забывать и про первую, чтобы приобретённые навыки не стирались.

  1. Вытаскиваем по одному из мешка, рассматриваем и складываем обратно:

    Начать такую игру стоит с так называемых «твёрдых» складов. Будет лучше, если мешок будет сделан из плотной непрозрачной ткани. Положите в него некоторое количество кубиков, а остальные уберите. Затем вытаскивайте их по одному и прочитывайте склад, который у вас перед глазами. Задавайте вопросы, отвечайте на них. Чтобы не было скучно в процессе игры, придумайте сюжет. Например, «Зайка принёс что-то в мешочке. Давай посмотрим, что же там такое?». Будет полезно, если именно малыш будет доставать вещи из мешочка и убирать их обратно, потому что такие упражнения развивают мелкую моторику.

  2. Перекладывание из одной коробки в другую:

    Не обязательно коробки — вы можете взять любую тару, в которую можно спокойно и безопасно положить предметы. Малыш берёт их, и во время перекладывания вы с ним прочитываете склад, написанный на одной из сторон.

  3. Попевки:

    Все склады написаны в одной последовательности на каждой из граней, поэтому при правильном вращении могут получиться попевки, например «МО-МУ-МА-МЭ-МЫ-М». Особенность попевок в том, что все они похожи — что визуально, что на слух. Поэтому если малыш узнает хотя бы один согласный на одной из сторон, то он сможет воспроизвести всю цепочку. Чем чаще вы с ребёнком поёте эти попевки, тем быстрее он начнёт делать это самостоятельно.

  4. Прятки:

    Спрячьте кубик под одеяло и дайте ребёнку возможность угадать, какой стороной к вам он лежит. Затем вытащите его, прочитайте склад, написанный на лицевой для вас стороне, и вместе удивитесь тому. Далее повторите всё то же самое с остальными сторонами. При этом каждый раз задавайте ребёнку вопрос: «Как ты думаешь, каким боком он к нам повернулся в этот раз?». Такой момент «сюрприза» будет подогревать интерес малыша к занятию на всём его протяжении.

  5. Игрушки и домики:

    Представьте, что это чей-то домик. Возьмите игрушки, габаритами эквивалентные размерам «домиков», и вместе с ребёнком расселите их по разным домам. Если это возможно, разместите их так, чтобы на передней стороне домика был написан склад, с которого начинается название жителя домика. Когда всё это будет сделано, пусть персонажи навещают друг друга, прячутся в разных домиках. При этом не забывайте проговаривать склады. То же самое — паровозик. Скажите ребёнку, кто в каком вагончике едет. Ваши персонажи также могут переходить из вагона в вагон. Словом, вашей фантазии будет, где разыграться. Главное — не забывайте прочитывать склады.

  6. Сортировка по размеру:

    Возьмите две игрушки. Желательно, чтобы одна была больше второй. Разыграйте сюжет, будто персонажи несли кубики и уронили их, а они и перемешались все. При этом один из персонажей нёс только большие, а второй — только маленькие. Предложите ребёнку помочь персонажам разобраться, где и какие, и вернуть их на нужные места. При этом не забывайте проговаривать напечатанные склады. Впоследствии, когда ребёнок сможет без труда это выполнять, можно усложнить игру. Например, можно сказать малышу, чтобы он находил с теми складами, которые ему назовут. Называть, разумеется, будете вы.

  7. Расставьте кубики по всей комнате:

    Предложите малышу бегать к тем складам, которые вы называете. Можно ввести в игру персонажа, например зайку, и сказать, чтобы они бегали наперегонки. Делайте вид, что зайка пытается обогнать малыша.

  8. Паровозики и башни:

    Предложите малышу построить паровозик. Вагонами в нём будут сделаны из кубиков, лежащие так, чтобы лицевыми были склады с одной и той же гласной. Например, МА-КА-ПА-ТА-ДА или ещё длиннее. Помните, что первые несколько занятий нужно провести с твёрдыми согласными, так как ребёнку легче всего их читать. Чтобы ребёнку было интереснее, пусть в игре участвует мягкая игрушка. Когда паровоз будет готов, проговорите вместе с малышом его длинное название и удивитесь, как же он смог построить такой большой паровоз. Если хотите продолжить игру, рассадите по поезду небольшие игрушки. Прежде чем сесть, каждый пассажир будет называть свой вагон ребёнку, а он должен посадить его на нужное место. Если хотите усложнить игру, пусть кто-то из персонажей назовёт вагон, которого в вашем поезде нет. Аналогично паровозам можно строить башни.

  9. В поисках ошибок:

    Эта игра — продолжение предыдущей. Самостоятельно постройте паровоз, где у всех согласных будет одна и та же гласная. А в одном месте допустите ошибку. Скажите малышу, что мишка сам построил паровоз, но он не едет, потому что мишка где-то ошибся. Попросите ребёнка помочь в поисках ошибки и её устранении. При этом проговаривайте склады, которые вам встречаются.

  10. Братики и сестрёнки:

    Объясните ребёнку, что у каждого кубика есть братик или сестрёнка, например, у твёрдых есть сестрёнки с мягкими складами. Объясните ребёнку, по какому признаку находятся пары. Придумайте сюжет, например все пришли на праздник и разбежались кто куда. В итоге братики и сестрёнки потерялись. Попросите ребёнка помочь им найти друг друга. При этом прочитывайте склады и, если кроха умеет говорить, то прежде, чем взять нужный кубик, спрашивайте у малыша, а какой ему нужен?

  11. Рассказываем сказки:

    После освоения складов, можно начать разыгрывать с малышом коротенькие сказки. Например: жила-была лиса СО. Она жила в большом красивом доме, и ей было очень одиноко, потому что у неё не было друзей. Она искала их везде — в шкафу, под столом и даже за комодом, но нигде их не было. Однажды лиса СО пошла в магазин и встретила там лису Н. Они сразу подружились и прыгали от радости. А потом они встали рядом и удивились, когда у них получилось слово СОН. Тогда они рассказали об этом всем, и все стали дружить, ходить друг к другу в гости и составлять слова. Так вы можете придумать много сказок с разными персонажами. Главное — не просто рассказывайте сказку, а показывайте ребёнку действия, чтобы он понимал, что происходит. Например, когда вы говорите, что лиса СО искала друзей, изобразите поиски. Та лучше запоминаются образы, чем просто слова.

  12. Кто самый быстрый?

    Постройте перед ребёнком слово. Совместно с ним прочитайте его, а потом предложите ему искать заданные вами склады. Лучше, если он будет это делать наперегонки с какой-нибудь игрушкой. Когда малыш сумеет найти все склады, измените слово.

  13. Игрушки пишут слова:

    Скажите ребёнку, что игрушка сейчас напишет (посредством складов) любое слово, которое малыш скажет. Когда слово будет выбрано, игрушки начнут поочерёдно приносить кубики. Пусть они несут их смешно — так будет веселее. Придумайте какие-нибудь забавные движения или звуки. Располагать слово нужно на такой высоте, чтобы малышу были видны именно те части, которые формируют загаданное слово. Если слово это позволяет, можно допустить ошибку. После этого вы от своего имени говорите, что какая-то игрушка ошиблась и слово написано неверно. Предложите ребёнку найти ошибку, и пусть игрушка исправит её.

  14. Находим части тела:

    Перед занятием без участия ребёнка составьте несколько коротких слов, обозначающих части тела. Затем вместе с ребёнком прочитайте слова. Возьмите игрушку и скажите, что она сейчас будет прыгать с одного слова на другое, а ребёнку с это время нужно показывать ту часть тела, на которую прыгает игрушка, на себе. Постепенно ускоряйте темп. Малыш благодаря этой игре будет учиться не только читать или составлять слова из кубиков — он также будет познавать себя, своё тело и тренировать скорость реакции. Со временем он научится распознавать слова быстро, а процесс чтения тем самым будет всё больше автоматизироваться.

  15. Действия:

    Эта игра аналогична предыдущей, только здесь вы с ребёнком будете не показывать части тела, а выполнять действия. Эта игра опять-таки направлена не только на обучение чтению. Если вы подберёте правильные действие, то такая забава сможет сойти за полноценный урок физкультуры. Сложность здесь будет в том, что большинство действий обозначается глаголами, которые по большей части оканчиваются на «ть». В составе кубиков такое буквосочетание встречается три-четыре раза. Для остальных действий можно вырезать из бумаги квадратики, написать на них «ть» и раскрасить их в разные цвета.

  16. Прятки:

    Эта игра направлена на формирование понимания слова целиком. Постройте из кубиков названия животных и скажите ребёнку, что это их домики. Прочитайте вместе названия животных. Потом позадавайте ребёнку вопросы по типу «Где слон?», «Где лев?», «А это кто?» и так далее. Затем, когда малыш поймёт, кто где, попросите его закрыть глаза и предложите поиграть со зверятами в прятки. Пока малыш не видит, поменяйте названия местами, а когда откроет глаза, снова задайте ему те же вопросы.

  17. Вместе пишем слова:

    После игр, можно начать составлять слова. Конечно, малыш будет нуждаться в подсказках, однако их количество нужно будет с каждым разом уменьшать.

    • Первое время просто подавайте ребёнку несколько кубиков в правильной последовательности, и пусть он ставит их в ряд.
    • Подавайте их в нужной последовательности, но предоставляйте ребёнку возможность самому выбрать нужный склад.
    • Объясните малышу, как определять, какой склад ему нужен и предложите самостоятельно выбрать нужный кубик из двух, а потом из трёх и четырёх предложенных. На первых порах, чтобы облегчить ребёнку задачу, кладите кубик нужной стороной кверху.
    • Пусть малыш соберёт своё имя. В качестве игры можете переставить буквы и посмеяться над тем, что получилось.
    • Имена близких родственников, клички питомцев, имя и название любимой игрушки, слова «мама», «папа», «баба», «деда», «дядя», «тётя» и так далее;
    • Спросите ребёнка, что он хотел бы съесть. Пусть вместо ответа вслух составит слово.
    • Названия любимых игрушек — кукла, машинка, лев, скакалка и так далее.
    • Любое слово, какое захотите придумать.
  18. Составляем слово по готовому образцу:

    Подготовьте несколько бумажных или картонных карточек с написанными на них словами. Предложите ребёнку составить эти слова. Не забывайте каждое занятие обыгрывать сюжетом.

  19. Смешные слова:

    Дайте малышу возможность поставить в ряд несколько кубиков, какие — пусть решит сам. Затем прочитайте, что получилось. Наверняка это что-то смешное.

  20. Перевёртыши:

    Предложите ребенку поиграть в фокусников. Для этого соберите сначала какое-нибудь простое слово, например. Затем замените в нем один кубик другим. Прочитайте, что получилось, и объясните ребенку, что, даже немного изменив буквы, мы можем получить слово с совершенно иным значением. Вместе искренне поудивляйтесь, какое новое слово у вас получилось.

  21. Дома для животных:

    Подготовьте несколько любимых игрушек малыша с простыми именами. Вместе для каждой игрушки постройте домик так, чтобы было написано имя игрушки. Затем расселите игрушки по домам, после чего разыграйте ситуации, где они ходят друг к другу в гости. От лица одного из персонажей скажите ребёнку, к кому вы хотели бы пойти. Задача малыша — найти нужный вам дом.

  22. Пишем слова по цепочке:

    После освоения написания слов, можно попробовать придумать цепочку слов, каждое звено которой будет содержать какой-нибудь склад или букву, скажем, последнюю. Вы выставляете слово, допустим, ТЕ-ЛЕ-ФО-Н. Остаётся буква Н. Малыш составляет слово, начинающееся с этой буквы и так по цепочке.

Конечно, этим перечнем возможности игр не ограничены — вы можете придумать свои собственные, направленные на составление ребёнком слов и/или их прочтение. Ваша главная задача — не научить ребёнка читать, а научить его учиться.

Видео уроки по кубикам Зайцева

Рекомендуем к просмотру видео ниже, в котором подробно рассказывается, как правильно обучать взрослых и детей работе с кубиками.

YouTube video
YouTube video

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *