Главная Методика Зайцева

Игры по кубикам Зайцева

Игры помогают ребёнку научиться взаимодействовать с окружающим миром, а игры, в которых персонажи ищут друзей или общаются между собой, способствуют развитию примитивных коммуникационных навыков. Дети, работающие с кубиками, отличаются спокойствием, рассудительностью и аналитическим складом ума. Если вы понимаете, что вашему малышу не хватает этих качеств, то почему бы не привить их ему вместе с умением читать?

Пособия к кубикам Зайцева

По моему мнению, лучший вариант — пособие Натальи Пятибратовой. Оно представляет собой домашнюю тетрадь, где объяснено более подробно, по какому принципу созданы кубики и как с ними работать для достижения наибольшей продуктивности. В тетради также представлены задания, которые позволяют работать с кубиками в плоскости. Ребёнку нужно будет клеить наклейки, чертить линии, находить соответствие. Разумеется, реальные кубики такая тетрадь не заменит, но в качестве разнообразия или в условиях поездки подойдёт отлично. Тетрадь хороша тем, что на её страницах вы найдёте изображения не просто складов, а именно кубиков Зайцева, в тех же цветах и размерах, что и в реальности. Отличие одно — их нельзя подержать в руках.

Игры с кубиками Зайцева – это занимательные развивающие активности, направленные на закрепление пройденного материала. Игры предназначены для улучшения навыков письма и чтения. Задания включают в себя такой набор упражнений как: «Озвучим кубик», «Паровоз», «Смешные слова», «Поющие башенки», «Братишки и сестренки», «Зоопарк» и многие другие увлекательные темы.

Таким образом, методика Николая Зайцева зарекомендовала себя как одна из самых эффективных в сфере обучения чтению. Она подходит для детей всех возрастов и позволяет не только научить ребёнка читать, но и развить мелкую моторику рук, без которой малыш в дальнейшем не справится. Конечно, у этой системы, как и у любой другой, есть свои недостатки, однако мнения всех последователей методики сходятся на том, что недостатки эти меркнут в сравнении с преимуществами. Подумайте, вы можете с нуля научить ребёнка распознавать короткие слова буквально за неделю! Секрет в том, что буквосочетания малыш запоминает лучше, чем буквы или слоги, ведь когда дети учатся писать, они бормочут себе под нос именно буквосочетания.

Для достижения максимального эффекта при использовании методики Зайцева, необходимо создать правильную обучающую среду дома. Желательно приобрести кубики для игр в семейном кругу. При этом важно держать дидактический материал в рабочем состоянии и следить за порядком в детской.

Игры с кубиками Зайцева

Теперь стоит перейти к описанию непосредственно игр с кубиками. Здесь они будут перечислены по возрастающей сложности. Первая — самая лёгкая — предназначена для тех, кто только начинает обучение. Как только ребёнок освоится, стоит перейти ко второй, но не забывать и про первую, чтобы приобретённые навыки не стирались.

  1. Вытаскиваем кубики из мешка, рассматриваем и складываем обратно:

    Начать такую игру стоит с так называемых «твёрдых» складов, то есть, с больших кубиков. Будет лучше, если мешок будет сделан из плотной непрозрачной ткани. Положите в него некоторое количество кубиков, а остальные уберите. Затем вытаскивайте по одному кубику и прочитывайте склад, который у вас перед глазами. Задавайте вопросы, отвечайте на них. Чтобы не было скучно в процессе игры, придумайте сюжет. Например, «Зайка принёс что-то в мешочке. Давай посмотрим, что же там такое?». Будет полезно, если именно малыш будет доставать кубики из мешочка и убирать их обратно, потому что такие упражнения развивают мелкую моторику.

  2. Перекладывание кубиков из одной коробки в другую:

    Не обязательно коробки — вы можете взять любую тару, в которую можно спокойно и безопасно положить кубики. Малыш берёт кубик, и во время перекладывания вы с ним прочитываете склад, написанный на одной из сторон.

  3. Попевки на кубиках:

    Все склады написаны в одной последовательности, поэтому, если заранее потренироваться правильно вращать кубик, то у вас могут получиться попевки, например «МО-МУ-МА-МЭ-МЫ-М». Особенность попевок в том, что все они похожи — что визуально, что на слух. Поэтому если малыш узнает хотя бы один согласный на кубике, то он сможет воспроизвести всю цепочку. Чем чаще вы с ребёнком поёте эти попевки, тем быстрее он начнёт делать это самостоятельно.

  4. Прятки:

    Спрячьте кубик под одеяло и дайте ребёнку возможность угадать, какой стороной к вам он лежит. Затем вытащите кубик, прочитайте склад, написанный на лицевой для вас стороне, и вместе удивитесь тому. Далее повторите всё то же самое с остальными сторонами. При этом каждый раз задавайте ребёнку вопрос: «Как ты думаешь, каким боком повернулся к нам кубик?». Такой момент «сюрприза» будет подогревать интерес малыша к занятию на всём его протяжении.

  5. Игрушки и домики:

    Представьте, что каждый кубик — это чей-то домик. Возьмите игрушки, габаритами эквивалентные размерам «домиков», и вместе с ребёнком расселите их по разным домам. Если это возможно, разместите их так, чтобы на передней стороне домика был написан склад, с которого начинается название жителя домика. Когда всё это будет сделано, пусть персонажи навещают друг друга, прячутся в разных домиках. При этом не забывайте проговаривать склады. То же самое — паровозик. Только вместо вагончиков здесь будут кубики. Скажите ребёнку, кто в каком вагончике едет. Ваши персонажи также могут переходить из вагона в вагон. Словом, вашей фантазии будет, где разыграться. Главное — не забывайте прочитывать склады.

  6. Сортировка кубиков по размеру:

    Возьмите две игрушки. Желательно, чтобы одна была больше второй. Разыграйте сюжет, будто персонажи несли кубики и уронили их. Кубики перемешались. При этом один из персонажей нёс только большие кубики, а второй — только маленькие. Предложите ребёнку помочь персонажам разобраться, где и какие кубики, и вернуть их на нужные места. При этом не забывайте проговаривать напечатанные склады. Впоследствии, когда ребёнок сможет без труда это выполнять, можно усложнить игру. Например, можно сказать ему, чтобы он подавал персонажу кубики с теми складами, которые тот назовёт. Называть, разумеется, будете вы.

  7. Расставьте кубики по всей комнате:

    Предложите малышу бегать к тем складам, которые вы называете. Можно ввести в игру персонажа, например зайку, и сказать, чтобы они бегали наперегонки. Делайте вид, что зайка пытается обогнать малыша.

  8. Паровозики и башни:

    Предложите малышу построить паровозик. Вагонами в нём будут кубики, лежащие так, чтобы лицевыми были склады с одной и той же гласной. Например, МА-КА-ПА-ТА-ДА или ещё длиннее. Помните, что первые несколько занятий нужно провести с твёрдыми согласными, так как ребёнку легче всего их читать. Чтобы ребёнку было интереснее, пусть кубики ему приносит игрушка. Когда паровоз будет готов, проговорите вместе с малышом его длинное название и удивитесь, как же он смог построить такой большой паровоз. Если хотите продолжить игру, рассадите по поезду небольшие игрушки. Прежде чем сесть, каждый пассажир будет называть свой вагон ребёнку, а он должен посадить его на нужное место. Если хотите усложнить игру, пусть кто-то из персонажей назовёт вагон, которого в вашем поезде нет. Аналогично паровозам можно строить башни.

  9. В поисках ошибок:

    Эта игра — продолжение предыдущей. Самостоятельно постройте паровоз, где у всех согласных будет одна и та же гласная. А в одном месте допустите ошибку. Скажите малышу, что мишка сам построил паровоз, но он не едет, потому что мишка где-то ошибся. Попросите ребёнка помочь в поисках ошибки и её устранении. При этом проговаривайте склады, которые вам встречаются.

  10. Братики и сестрёнки:

    Объясните ребёнку, что у каждого кубика есть братик или сестрёнка, например, у кубиков с твёрдыми складами есть сестрёнки — кубики с мягкими складами. Объясните ребёнку, по какому признаку находятся пары. Придумайте сюжет, например все пришли на праздник и разбежались кто куда. В итоге братики и сестрёнки потерялись. Попросите ребёнка помочь им найти друг друга. При этом прочитывайте склады и, если кроха умеет говорить, то прежде, чем взять нужный кубик, спрашивайте у малыша, а какой кубик ему нужен?

  11. Рассказываем сказки:

    После освоения складов, можно начать разыгрывать с малышом коротенькие сказки. Например: жила-была лиса СО. Она жила в большом красивом доме, и ей было очень одиноко, потому что у неё не было друзей. Она искала их везде — в шкафу, под столом и даже за комодом, но нигде их не было. Однажды лиса СО пошла в магазин и встретила там лису Н. Они сразу подружились и прыгали от радости. А потом они встали рядом и удивились, когда у них получилось слово СОН. Тогда они рассказали об этом всем, и все стали дружить, ходить друг к другу в гости и составлять слова. Так вы можете придумать много сказок с разными персонажами. Главное — не просто рассказывайте сказку, а показывайте ребёнку действия, чтобы он понимал, что происходит. Например, когда вы говорите, что лиса СО искала друзей, изобразите поиски. Та лучше запоминаются образы, чем просто слова.

  12. Кто самый быстрый?

    Постройте перед ребёнком слово. Совместно с ним прочитайте его, а потом предложите ему искать заданные вами склады. Лучше, если он будет это делать наперегонки с какой-нибудь игрушкой. Когда малыш сумеет найти все склады, измените слово.

  13. Игрушки пишут слова:

    Скажите ребёнку, что игрушка сейчас напишет (посредством складов) любое слово, которое малыш скажет. Когда слово будет выбрано, игрушки начнут поочерёдно приносить кубики. Пусть они несут их смешно — так будет веселее. Придумайте какие-нибудь забавные движения или звуки. Располагать слово нужно на такой высоте, чтобы малышу были видны именно те части кубика, которые формируют загаданное слово. Если слово это позволяет, можно допустить ошибку. После этого вы от своего имени говорите, что какая-то игрушка ошиблась и слово написано неверно. Предложите ребёнку найти ошибку, и пусть игрушка исправит её.

  14. Находим части тела:

    Перед занятием без участия ребёнка составьте несколько коротких слов, обозначающих части тела. Затем вместе с ребёнком прочитайте слова. Возьмите игрушку и скажите, что она сейчас будет прыгать с одного слова на другое, а ребёнку с это время нужно показывать ту часть тела, на которую прыгает игрушка, на себе. Постепенно ускоряйте темп. Малыш благодаря этой игре будет учиться не только читать или составлять слова из кубиков — он также будет познавать себя, своё тело и тренировать скорость реакции. Со временем он научится распознавать слова быстро, а процесс чтения тем самым будет всё больше автоматизироваться.

  15. Действия:

    Эта игра аналогична предыдущей, только здесь вы с ребёнком будете не показывать части тела, а выполнять действия. Эта игра опять-таки направлена не только на обучение чтению. Если вы подберёте правильные действие, то такая забава сможет сойти за полноценный урок физкультуры. Сложность здесь будет в том, что большинство действий обозначается глаголами, которые по большей части оканчиваются на «ть». В составе кубиков такое буквосочетание встречается три-четыре раза. Для остальных действий можно вырезать из бумаги квадратики, написать на них «ть» и раскрасить их в разные цвета.

  16. Прятки:

    Эта игра направлена на формирование понимания слова целиком. Постройте из кубиков названия животных и скажите ребёнку, что это их домики. Прочитайте вместе названия животных. Потом позадавайте ребёнку вопросы по типу «Где слон?», «Где лев?», «А это кто?» и так далее. Затем, когда малыш поймёт, кто где, попросите его закрыть глаза и предложите поиграть со зверятами в прятки. Пока малыш не видит, поменяйте названия местами, а когда откроет глаза, снова задайте ему те же вопросы.

  17. Вместе пишем слова:

    После игр по кубикам, можно начать составлять из них слова. Конечно, малыш будет нуждаться в подсказках, однако их количество нужно будет с каждым разом уменьшать.

    • Первое время просто подавайте ребёнку кубики в правильной последовательности, и пусть он ставит их в ряд.
    • Подавайте кубики в нужной последовательности, но предоставляйте ребёнку возможность самому выбрать нужный склад.
    • Объясните малышу, как определять, какой склад ему нужен и предложите самостоятельно выбрать нужный кубик из двух, а потом из трёх и четырёх предложенных. На первых порах, чтобы облегчить ребёнку задачу, кладите кубик нужной стороной кверху.
    • Пусть малыш соберёт своё имя. В качестве игры можете переставить буквы и посмеяться над тем, что получилось.
    • Имена близких родственников, клички питомцев, имя и название любимой игрушки, слова «мама», «папа», «баба», «деда», «дядя», «тётя» и так далее;
    • Спросите ребёнка, что он хотел бы съесть. Пусть вместо ответа вслух составит слово.
    • Названия любимых игрушек — кукла, машинка, лев, скакалка и так далее.
    • Любое слово, какое захотите придумать.
  18. Составляем слово по готовому образцу:

    Подготовьте несколько бумажных или картонных карточек с написанными на них словами. Предложите ребёнку составить эти слова из кубиков. Не забывайте каждое занятие обыгрывать сюжетом.

  19. Смешные слова:

    Дайте малышу возможность поставить в ряд несколько кубиков, какие — пусть решит сам. Затем прочитайте, что получилось. Наверняка это что-то смешное.

  20. Перевёртыши:

    Предложите ребенку поиграть в фокусников. Для этого соберите сначала какое-нибудь простое слово, например. Затем замените в нем один кубик другим. Прочитайте, что получилось, и объясните ребенку, что, даже немного изменив буквы, мы можем получить слово с совершенно иным значением. Вместе искренне поудивляйтесь, какое новое слово у вас получилось.

  21. Дома для животных:

    Подготовьте несколько любимых игрушек малыша с простыми именами. Вместе для каждой игрушки постройте домик так, чтобы было написано имя игрушки. Затем расселите игрушки по домам, после чего разыграйте ситуации, где они ходят друг к другу в гости. От лица одного из персонажей скажите ребёнку, к кому вы хотели бы пойти. Задача малыша — найти нужный вам дом.

  22. Пишем слова по цепочке:

    После освоения написания слов, можно попробовать придумать цепочку слов, каждое звено которой будет содержать какой-нибудь склад или букву, скажем, последнюю. Вы выставляете слово, допустим, ТЕ-ЛЕ-ФО-Н. Остаётся буква Н. Малыш составляет слово, начинающееся с этой буквы и так по цепочке.

Конечно, этим перечнем возможности кубиков Зайцева не ограничены — вы можете придумать свои собственные игры, направленные на составление ребёнком слов и/или их прочтение. Ваша главная задача — не научить ребёнка читать, а научить его учиться.

Видео уроки по кубикам Зайцева

Рекомендуем к просмотру видео ниже, в которых подробно рассказывается, как правильно обучать детей чтению с помощью кубиков Зайцева.

YouTube video
YouTube video

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×