Главная Методика Зайцева

Таблицы Зайцева для чтения

Таблицы Зайцева представляют собой настенные плакаты с написанными складами. Суть таблиц – быть помощником ребёнку в систематизации полученных знаний для продуктивного обучения чтению. Плакаты с изображением таблиц 1, 2, и 3 необходимы для того, чтобы ребёнок мог совершить переход от прочтения и заучивания складов к полноценному чтению текстов. К сожалению, родители и даже преподаватели часто пренебрегают приобретением такого результативного наглядного пособия как плакаты, а зря.

Маленьким деткам очень трудно зацикливаться на изучении чего-либо, тем более если они вынуждены при этом постоянно находиться в одном положении. Я думаю, вы понимаете, что если посадить малыша перед книгой и заставить учить, предположим, алфавит, его едва ли хватит даже на несколько минут. Именно поэтому работа с таблицами будет плодотворной: ребёнок может подойти к плакату, провести руками вдоль строчек, походить из стороны в сторону во время чтения, — словом, подвигаться и выплеснуть хотя бы малую часть той энергии, что так мешает детям сосредоточиться.

Таблицы-Зайцева-по-чтению

Слоговые таблицы

В таблицах для чтения по слогам показаны склады: звонкие, глухие, твёрдые и мягкие. Обычно методисты против того, чтобы дети начинали обучение чтению с названий букв, но многие ребята их уже знают со старшей группы. Приходиться всячески выкручиваться, чтобы названия букв не отвлекали от процесса чтения.

Таблица 1

Слоги в таблице (на 2х страницах) Зайцева №1 расположены по правилу: «звонкие-глухие» и «мягкие-твердые» — изображенные склады, сгруппированы по звонкости: (верхняя часть) и глухости (нижняя часть). Блок «золотых» вынесен в левую часть, «большие золотые» соотнесены с «маленькими золотыми». Первый ряд в верхней части только для «железных», под ними «железно-золотые». Первый ряд в нижней части для «деревянных», под ними ряды «деревянно-золотых». Склады с твёрдыми знаками вынесены в правую часть. Блоки складов обязательно поются!

Слоговая таблица для обучения чтению – это отличный тренажер для закрепления и доведения до автоматизма навыков письма и чтения. Таблицы, для демонстрации ученику, размещаются на расстоянии 160-170 см от пола, чтобы во время урока дошкольник смотрел вверх и старался держать спину ровно. Оптимально подобранный размер букв, позволяет видеть материал с расстояния 10 метров.

Таблица 2

В слоговой таблице № 2 (вертикальной) те же 236 складов сгруппированы по твёрдости и мягкости. Первая колонка не для пропевания как в предыдущем случае, а для громкого и энергичного проговаривания.

Как развешивать таблицы Зайцева?

По краям таблиц вы заметите линии, по которым их нужно будет обрезать. Затем, совместив края частей таблицы, вы склеиваете их клеем или скотчем. Если вы повесите части таблицы не склеивая, то в процессе занятий они могут начать разъезжаться, что может доставить детям неудобство. Намного лучше, если две или три части плаката будут выглядеть как единое целое.

Плакаты или же таблицы будет неплохо обернуть специальной плёнкой или прозрачной клейкой бумагой, которая не позволит плакатам запачкаться, помяться или порваться.

Если вы задаётесь вопросом о том, где можно приобрести такие таблицы, то спешим вас обрадовать: они есть в свободном доступе в электронном виде. Вопрос только в том, где распечатать плакат формата А0. Если такой возможности нет, не расстраивайтесь! Вы можете поискать таблицы в специализированных магазинах.

Для совсем маленьких деток таблица имеет просто гигантские размеры. Поэтому вам стоит рассмотреть возможность повесить таблицу в угол комнаты, согнув её при этом напополам. Это позволит малышу видеть всю таблицу, не переходя при этом слишком далеко. А вообще, с самыми маленькими лучше начать заниматься с кубиками, а не с таблицами. Если таблица у вас есть, то повесьте её на стену и убедитесь, что у ребёнка будет к ней свободный доступ. Однако кубикам всё же стоит уделить больше внимания. Помимо изучения складов кубики помогают в общем развитии ребёнка. Во-первых, кубики имеют разные цвета и разное наполнение и, соответственно, разный вес. Кроме того, звуки они издают также разные. Это позволит малышу усвоить, что такое звук, какие бывают звуки, из-за чего они появляются. Кроме того, когда ребёнок держит кубик в руках и рассматривает его, улучшаются аккомодация и мелкая моторика.

Стоит добавить, что размещать их желательно в том месте, где малыш бывает наиболее часто, то есть в его комнате. Но если там места совсем нет, то можете разместить их в другой комнате, в коридоре или даже на кухне.

Работа с таблицами (письмо и чтение) позволяет сохранить хорошую осанку и не обездвиживает ученика на долгое время, что очень важно для детей дошкольного возраста. Еще один плюс – при работе по таблицам не портится зрение, но иногда даже улучшается, ведь глазное яблоко все время находится в движении, отыскивая склады.

В завершение хочется сказать, что за последние несколько лет методика Николая Зайцева становится всё более и более популярной. Она прекрасно зарекомендовала себя как альтернативная система образования. Главное — комплексный подход. Если вы используете методику только для того, чтобы разобрать с ребёнком части речи, не следует пренебрегать работой с кубиками, и наоборот.

Как работать со слоговыми таблицами?

Хочется акцентировать ваше внимание на важности того, как именно работать с таблицами. В этих таблицах, как и на боковых сторонах кубиков, написаны склады. Занимаясь с кубиками, вы просто даёте ребёнку их рассматривать и вместе с тем пропеваете или проговариваете написанные склады. Работа же с плакатами — это, так сказать, продвинутый уровень. Здесь вы с ребёнком, перед тем как пропеть сочетания букв, составляете из них слова, а уже затем поёте. Такая работа является частью комплексного подхода к обучению, который как раз таки и является самым эффективным.

Что касается размещения таблиц в рабочем пространстве: если вы занимаетесь с ребёнком в домашних условиях, то разумно будет повесить таблицы в той части комнаты, где ребёнок играет чаще всего. Стоит отметить, что вешать их нужно не под потолком, а на уровне глаз ребёнка, чтобы тот в любое время мог поднять глаза и пропеть какое-нибудь слово. Если же дети занимаются группой, то наоборот: лучше, если таблица будет висеть повыше, чтобы детям не приходилось конкурировать за более удобное место. Повыше — понятие относительное: для вас, взрослого человека, плакаты должны находиться на уровне глаз. Для малышей же это, конечно, будет высоко. Методика основана на естественном разделении звуков на гласные и согласные, твёрдые и мягкие и так далее. На основе всех этих классификаций формируются склады. Почему именно они? Ответ прост: если вы не замечали, то гуление у малышей начинается именно со складов, а не с букв или слогов. Следовательно, склады легче воспринимаются детьми и легче запоминаются, что позволяет значительно сократить время на обучение.

Пример плана занятий по таблицам

  1. Пение по таблице 1 в вертикальной плоскости (с. 40)
  2. Пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости (с. 41)
  3. Игра «Смешные слова» (с. 35)
  4. Игра «Паровозик» (вариант 3) (букву дети выбирают сами

При пропевании педагогом таблицы 1 нужно активно побуждать детей к подпеванию. Сначала получается что-то вроде невнятного гула, но с каждым уроком у ребят получается все лучше и дружнее.

Игры по слоговой таблице

Давайте рассмотрим наиболее распространенные примеры обучения чтению по методике Зайцева с помощью кубиков и слоговой таблицы:

Пример 1. Спросите у малыша, как его зовут? – ТА-НЯ – это всего 2 кубика. Предложите крохе найти слоги, соответствующие имени. Если ребенок берет кубики с другими слогами, обязательно декламируйте: «Тебя зовут ТИКА, МУНЯ, КИТЬ?». Малышу нравится такое времяпровождение.

При групповом обучении чтению по методике Зайцева имена всех ребят необходимо продемонстрировать на слоговой таблице.

Техника прописывания слов:

  • Дайте малышу в руки длинную указку (чтобы можно было работать на расстоянии от пособия).
  • Преподаватель легонько перехватывает руку крохи, а вторую кладет на плечо (чувство защиты).
  • Стоя за спиной у маленького человечка наставник произносит слога и указывает на них, в это время дошкольник практически самостоятельно прописывает слово.

Пример 2. Создайте две команды и выберите из каждой по участнику. Предложите найти в слоговом пособии слог МИ, вызывайте других и предлагайте новый склад. В конце игры выигрывает команда, заработавшая больше фишек. Ребятам разрешено подсказывать и кричать.

Примет 4. Напишите имена детей кубиками и попросите подойти к своему. После этого дайте ребенку указку и предложите продемонстрировать на табличке. Во время показа малыш должен проговаривать свои действия.

Пример 3. Подойдет для более продвинутого уровня. Предложите малышам собрать как можно больше слов из кубиков, а потом показать их на настенном пособии.

Писать по слоговой таблице необходимо по 20-30 раз в день. Ребята наблюдают действие учителя и стараются повторить самостоятельно, с каждым разом у них будет получаться лучше и лучше.

Таблица 3

Скачать и распечатать

Чтобы не терять время:

  • можно самим дома распечатать основные материалы, готовые к печати
  • вырезать и склеить шаблоны своими руками

Таким образом, можно уже сейчас подготовить раздатку для вашего малыша, чтобы он начал приобщаться к новому и полезному. А в дальнейшем, можно будет заказать качественные печатные материалы в цвете у официальных представителей или на оф. сайте производителя.

Видео занятий по таблицам

YouTube video
YouTube video

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×