Главная Методика Зайцева

Плюсы и минусы методики Зайцева

Плюсы и минусы методики Н.А. Зайцева

Суть методики Николая Зайцева заключается в ускоренном обучении ребёнка чтению и формировании навыков грамотного письма. Таких методик на самом деле очень много, и у каждой из них есть достоинства и недостатки. Здесь мы рассмотрим положительные и отрицательные стороны методики Зайцева и разберёмся, стоит ли вообще тратить время и деньги на то, чтобы по ней заниматься.

Плюсы методики

Основной плюс – по методике Зайцева можно начинать заниматься с 1 года! Все занятия проводятся в подвижной, игровой форме. Направленность всех занятий — в максимально короткий срок эффективно и главное незаметно для самого ребенка обучить его чтению и письму через занимательные занятия.

  1. Беглое чтение:

    Основа методики состоит в быстром запоминании различных буквосочетаний, благодаря чему ребёнок будет учиться читать слова не по буквам, а сразу по слогам, что ускорит процесс обучения чтению. Сочетания букв, с которыми малыш знакомится, напечатаны на кубиках, что позволяет реализовать главное правило обучения маленьких детей — получение знаний в игровой форме. Так ребёнок не заскучает, и вместе с тем время будет употреблено на получение необходимых навыков, а не потрачено впустую.

  2. Грамотное письмо:

    Представленные на кубиках сочетания букв, или, как их ещё называют, склады, являют собой только те сочетания, которые возможны в русском языке. Приведём пример: в будущем ребёнок будет учить правило о том, что после шипящих пишется «и», а не «ы». На кубиках Зайцева вы также не встретите ни одной «ы» после шипящей. Таким образом, методика позволяет учить орфограммы на наглядных примерах, а не просто принимать их как данность, и впоследствии ребёнок будет писать слова правильно. Также несомненное преимущество в том, что малыш учится грамотно писать без зазубривания каких-либо правил по скучной книжке — он просто видит перед глазами пример и запоминает его.

  3. Отсутствие возрастных ограничений:

    Несмотря на то что изначально методика была ориентирована на работу с теми ребятами, которые уже посещают детские сады, практика показала, что заниматься можно с детьми любого возраста. Даже если малышу ещё не исполнился год, поверьте, такая работа не будет лишней ни для вас, ни для него. Если всё сделать правильно, то к тому времени, как ребёнок научится четко выговаривать слова, он будет уметь читать по слогам. Вам останется только научить его складывать слоги в слова. Методика будет действенна также для тех детей, которые по какой-либо причине не усваивают программу первого класса школы, где их как раз и учат читать. Система Зайцева позволяет учить быстро и интересно, что послужит хорошим поводом для того, чтобы полюбить эти занятия и быстро нагнать одноклассников.

  4. Быстрый результат:

    Методика Зайцева эффективна настолько, что, по статистике, дети от трёх до четырёх лет начинают читать уже после пятого по счёту полноценного занятия. Как уже было сказано, эта система поможет деткам в первом классе или же в дошкольные годы, когда малыши начинают учиться читать.

  5. Самостоятельность:

    Автор методики акцентирует внимание на том, что для того, чтобы система давала быстрый результат в каждом конкретном случае, необходимо сделать занятия частью ежедневной рутины ребёнка. Имеется в виду, что уроки не должны иметь чётко очерченных границ и быть слишком уж серьёзными. Секрет обучения маленьких детей состоит в том, чтобы сделать его незаметным. Учёба в игровой форме — отличный вариант. Невзначай подавая ребёнку кубики во время игры, вы даёте ему новую информацию. В этом деле главное — начать. Когда ребёнок привыкнет к кубикам, он начнёт играть с ними уже без вашего участия. Таким образом, методика не только учит чтению и письму, но и развивает самостоятельность.

  6. Общее развитие:

    Кубики имеют разные размеры и цвета. Буквы на них также написаны по-разному. Кроме того, кубики издают разные звуки — скрипят, трещат, шуршат. Всё это обуславливает воздействие на все виды анализаторов. Цвет кубиков подобран специально, чтобы не утомлять глаза ребёнка и не нервировать его. Текст напечатан крупно, что позволяет видеть его издалека. Когда кубики находятся на разном расстоянии, ребёнку, чтобы разглядеть, что там написано, приходится тренировать мышцы глазного яблока. Звуки, которые издают кубики, различны по высоте. Прослушивание всего этого разнообразия помогает ребёнку адаптироваться к окружающему миру. Благодаря тому что размеры кубиков варьируются, ребёнок будет самостоятельно развивать мелкую моторику. От уровня её развития зависит приспособленность малыша к жизни — застегнуть пуговицы, взять в руки ручку или карандаш, закрыть дверь ключом — всё это мелкая моторика.

  7. Здоровье:

    Таблицы нужно размещать выше уровня глаз ребёнка. Это будет способствовать формированию правильной осанки и предотвращению развития сутулости. А это уже профилактика сколиоза и перегруженности позвоночника. Кроме того, некоторые дети успокаиваются, когда слышат определённые звуки, так называемые триггеры. По большей части кубики наполняются чем-то шуршащим, скрипящим и так далее. Словом, наполнение издаёт приятные звуки. Иногда, если ребёнок понервничал или просто слишком эмоциональный, это поможет ему успокоиться. И да, не удивляйтесь, если у вашего малыша появится один любимый кубик.

Минусы методики

  1. Отличие методики от школьной программы может создать некоторые трудности. Во-первых, ребёнку сложно понять, как именно буквы сливаются в слоги, а слоги — в слова. Методика не предусматривает объяснения буквенного состава, она сразу учит читать по слогам. А между тем понимание состава слова необходимо для обучения в школе — деление на слоги, звуко-буквенный анализ, морфемный разбор — всё это изучается в первом классе. Более того, иногда по причине непонимания того, как произносятся отдельные звуки, дети иногда могут проглатывать окончания.
  2. Цвета кубиков врезаются в память, из-за чего ребёнок может первое время обучения в школе путаться, когда учитель обозначает гласные и согласные, звонкие и глухие звуки цветами, различными с цветом соответствующего кубика.
  3. Отсутствие последовательности. Как было сказано выше, на кубиках присутствуют только те сочетания букв, которые возможны в русском языке. Вместе с тем можно встретить и такие слоги, как «бэ», «сэ» и так далее. В русском языке в принципе мало слов, в которых после согласного пишется «э», но ребёнок запоминает эти сочетания так же, как и любые другие. Из-за этого иногда дети начинают писать «э» вместо «е» там, где это недопустимо, а переучить таких деток очень сложно.
  4. Цены на необходимы атрибуты достаточно высоки. Методика включает в себя не только кубики, но и таблицы, книги с играми, не говоря уже о «тонне» различных пособий для родителей. Всё это обойдётся вам очень недёшево. Даже если у вас есть возможность сделать кубики самостоятельно, вы так или иначе потратите время и деньги на печать подходящих наклеек на кубики и их ламинирование. Кстати, раз уже зашёл разговор о времени, то следует отметить, что где бы вы ни искали кубики, они продаются только в виде заготовок. Поэтому вы потратите время ещё и на расклеивание карточек с буквами. Более того, кубики картонные, поэтому ребёнок может с лёгкостью их порвать. А учитывая тот факт, что у каждого кубика разное наполнение, ребёнок, услышав заинтересовавший его звук, захочет узнать, что же там внутри. Уберечь кубики от детского интереса — задача не из лёгких. А тратить деньги на покупку новых заготовок — крайне не выгодно с точки зрения финансов.

Методика Никола Зайцева, как мы выяснили, может быть чрезвычайно полезной. Наибольшую выгоду из неё извлекут те, кто будет заниматься с ребёнком школьного возраста. Во-первых, ребёнок семи лет уже точно не станет рвать кубики, если вы скажете ему, что этого делать нельзя. Во-вторых, если ребёнок не усваивает школьную программу самостоятельно, то методика будет хорошим подспорьем: в школе ребёнок будет учить звуки и буквы, а дома — объединять их в слоги и запоминать, а после — составлять слова.

Если же вы решили начать заниматься по этой методике с совсем маленьким ребёнком, то следует учесть несколько моментов:

  1. Продуктивность малыша зависит от его настроения. Поэтому если ребёнок расстроен, если он болеет или если он слишком эмоционально возбуждён, то стоит отложить занятие.
  2. Дети быстро устают. Занятия должны быть короткими и информативными. Нельзя перегружать ребёнка огромным объёмом информации, да ещё и требовать, чтобы он запомнил сразу всё — это не даст никакой положительной динамики.
  3. Нельзя дать ребёнку заскучать. Во время занятий с малышом необходимо следить, чтобы тому не становилось скучно, потому что когда ребёнок теряет интерес к занятию, теряется и продуктивность занятия.
  4. Лучший выход — занятия в игровой форме. Огромный минус современной системы образования в том, что семилетних детей заставляют молча сидеть от звонка до звонка и слушать учителя, который зачитывает правила. В этом возрасте детям нужно контактировать с взрослым человеком, который его обучает. Уверяем вам, что такой подход будет куда более действенным, нежели зубрёжка. Конечно, сложно построить работу с таблицами так, чтобы она хоть сколько-нибудь напоминала игру. Однако с кубиками такой проблемы не возникает. Если цвета кубиков подобраны правильно, то ребёнку самому будет интересно с ними работать.

Вообще, обучение в форме игры — прекрасный выход, когда ребёнок не горит желанием учиться. Такой метод позволяет не только снабдить малыша новыми знаниями, но и заинтересовать его тем или иным предметом. Велик шанс, что в будущем ребёнок начнёт учиться с удовольствием.

Таким образом, методика Николая Зайцева хорошо зарекомендовала себя. Бесспорно, указанные недостатки меркнут перед преимуществами, главное из которых — скорость. Если вы сделаете выбор в пользу методики, то сможете научить ребёнка читать буквально за неделю!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×