Главная Вальдорфская методика

Особенности вальдорфского детского сада

Вальдорфские детские сады, как известно, кардинально отличаются от тех учреждений, к которым мы привыкли. Возьмем, например, внешний вид здания и убранство помещений. Светлые, уютные комнаты, интерьер в теплых тонах, подобранный специально, чтобы дети чувствовали себя как дома – комфортно. Все, что можно найти в таком садике, сделано из натуральных, природных материалов – дерева и ткани. Пластика нет, ровно как и ярких цветов, режущих глаз.

На сегодняшний момент таких учреждений в России стало очень много. К сожалению, в основном они распространены в больших городах, где уровень технического прогресса настолько высок, что дети думают, что молоко изначально содержится в пакетах. Они не знают, как выглядит плуг, как пекут хлеб и сажают картофель. Такая неосведомлённость и неприспособленность — настоящая трагедия. Вальдорфцы убеждены, что раз природа нас создала, то мы должны быть к ней как можно ближе.

Вальдорфский детский сад — учебное учреждение со специфической программой для детей младшего возраста. Здесь дети развиваются в естественных условиях практически без посторонней помощи. В таких садиках с детьми занимаются искусством: они рисуют, лепят из глины и даже шьют. Жизнь таких детей полностью состоит из мифов, сказок, фантастических историй и так далее. Всё дело в том, что для вальдорфцев детство — священное время, и чем дольше оно будет длиться, тем лучше для человека.

Стоит уделить немного внимания и освещению. Оно подогнано под так называемый ритм жизни. С утра в комнатах царит полумрак, а днем они освещаются более ярко. Это позволяет плавно перейти ото сна к бодрствованию.

Войдя в такой детский сад, можно сразу заметить отличия от обычных садиков – на стенах нет плакатов с алфавитом и цифрами, которые якобы призваны стимулировать развитие. В соответствии со временем года украшаются окна. И не просто листьями или снежинками, как в обычном детсаде, а рождественскими витражами зимой, будто бы случайно залетевшими листьями – осенью, весной – зелеными побегами, которые будто прорываются к солнцу.

Спальни тоже оформлены интересно. Мягкая, теплая кровать, полог и эльфы или ангелочки, которые летают под ним и посылают малышу самые добрые сны.

Вальдорфская группа

В каждой группе вальдорфского детского сада состоят дети разных возрастов – от трех до семи лет. Малышей младше трех лет в такие детские сады не принимают, так как приверженцы вальдорфской методики убеждены, что первые три года жизни даны ребенку, чтобы научиться ходить, понимать речь и говорить. Лучшая обстановка для этого – домашняя. В течение этих трех лет главная задача родителей – сформировать у ребенка его собственное я. Когда это произойдет и укрепится в сознании ребенка, когда он научится говорить о себе «я», – только тогда он сможет начать овладевать навыками ролевой игры, которая, кстати, является одной из важнейших частей обучения. Когда все это произойдет, можно смело отдавать малыша в детский сад.

Вальдорфская группа представляет собой полностью оборудованное помещение, в котором одновременно находятся несколько детей разных возрастов и воспитатель. В вальдорфских группах дети учатся самостоятельности. Кроме того, они приобретают такие важные навыки, как умение нести ответственность за свои поступки, помогать товарищам и работать в коллективе. Так как в состав одной группы входят детки разных возрастов, у каждого из них имеется возможность побыть как в роли младшего, так и в роли старшего, что в значительной мере развивает лидерские качества.

В вальдорфском детском саду большое внимание уделяется развитию самостоятельности ребенка. Малыши постепенно учатся сами одеваться, убирать за собой, рисовать и лепить. Все это они учатся делать, подражая старшим, то есть воспитателям, как это и должно быть в семье. Вне зависимости от количества детей в вальдорфском садике каждому из них уделяется внимание индивидуально. Для воспитателя недопустимо обращаться к ребенку по фамилии – только по имени и только уважительно. То же самое и в отношении воспитателей. Это объясняется тем, что в вальдорфские детские сады малышей отдают не для того, чтобы они там просто были под присмотром в то время, когда родители на работе. Это делается, чтобы привить малышам ценность семьи, а для этого между домом и детским садом не должно быть резких различий. Члены группы и воспитатели становятся для малыша семьей.

Воспитатели никогда не повышают на детей голос. Напротив, к детям прислушиваются, их мнение ценят наравне с мнением взрослого человека.

Режим работы в дошкольном учреждении

Утром воспитатель здоровается за руку с каждым ребенком, пришедшим в группу. Когда все собрались, воспитатель и дети садятся в круг, в середине его зажигают свечку и поют утреннюю песню. Именно так начинается каждый день.

Практика показала, что дети посещают такой садик с большим удовольствием. Это объясняется тем, что главным принципом вальдорфской методики является отсутствие любых форм принуждения. Главная ценность здесь – личность ребенка. Поэтому ребенок может самостоятельно выбирать, чем заниматься в течение дня, в какие игры играть. Если же воспитательница собирает детей для общей игры или для чтения вслух, малыш вправе отказаться от этих занятий, хотя в большинстве случаев дети любят воспитательницу и с радостью поддерживают любые ее предложения. Держу пари, что ни в одном классическом детском саду такой демократии нет и быть не может.

Главное, чему учат в вальдорфском детском саду, — народная культура. Всё, что окружает детей, сделано из экологически чистых, природных материалов. Дети учат народные танцы и песни. Они живут в гармонии с природой.

В вальдорфском детском саду нет того ощущения армии, когда дети должны все делать строем и все как один – есть, спать, гулять, учиться. В то же время здесь властвует четкий режим дня – активное провождение времени по часам сменяется спокойным и наоборот. То есть, чтение чередуется с приготовлением завтрака, а прогулка на свежем воздухе – с рисованием.

Сами воспитатели называют такой подход системой «вдох-выдох». Когда малыш может полностью расслабиться и посвятить время понравившимся играм – это выдох. А когда он должен наблюдать за действиями воспитательницы и впитывать новые знания и навыки – это вдох.

Ритм и режим в саду

Понятие «ритм» имеет отличие от общепринятого наименования «режим», поскольку такая организация, помимо повторения, подразумевает некоторую свободу и постепенную смену одних видов деятельности другими. В вальдорфском детском саду учитывается дневной, недельный и годовой ритмы, на которых базируется вся работа детского сада. Важно, что занятия, которые проводятся ежедневно, проходят в одно и то же время согласно структуре дневного ритма. Занятия, которые проводятся раз в неделю, имеют закрепленный день.

Особенности вальдорфского детского сада — в качестве игрушек в таких садиках вы встретите камни, кусочки древесины, цветные лоскутки ткани, ракушки и жёлуди. Здесь не найти пластиковых машинок или Барби последней модели, однако куклы есть — дети шьют их сами, с любовью.

Организация занятий на основе ритма благотворно действует на дисциплину и порядок в группе. Дети легче и естественней переходят от одного вида деятельности к другому. Постепенно у них возникает стремление к порядку и организации деятельности во времени: все имеет свое осмысленное начало, средину и завершение. Таким образом, ритмическая организация работы имеет благотворное воздействие на детей на многих уровнях: способствует здоровью и благополучию ребенка, влияет на психосоматическое, речевое, моторное развитие и др.

Основной принцип организации вальдорфского детского сада

Воспитатель в вальдорфском детском саду выполняет очень важную функцию — подаёт детям пример правильного поведения. Воспитатели всегда спокойны, выражение их лиц мягкое. В течение дня, в те часы, когда дети предоставлены сами себе, воспитатель берётся за какую-нибудь спокойную работу, например вышивание. Таким образом дети, наблюдая, как ведёт себя взрослый, стараются ему подражать.

Основные принципы работы сада:

  1. Создание пространства, способствующего развитию свободной игры.
  2. Организация здорового ритма жизни группы, подразумевающего чередование периодов спокойной работы и активности.
  3. Занятия разной трудовой деятельностью и различными видами искусства, в основном речь идёт о рисовании и танцах.

Родителям и гостям, пришедшим в садик, не позволяется просто сидеть и смотреть на детей – это нервирует последних и отвлекает от игры. Все взрослые, будь то воспитатели, родители или присутствующие в группе гости постоянно заняты рукоделием, чтением или любым другим спокойным делом. Дети видят это и подсознательно пытаются подражать старшим.

В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х — начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в 1987 г. был создан домашний детский сад. Главная задача вальдорфского детского сада – создать благоприятную для психики ребёнка атмосферу. Это достигается посредством погружения в общение с природой. Дети, если такая возможность есть, проводят время на улице. Некоторые играют, некоторые читают, а некоторые даже занимаются садоводством.

Уже много лет как доказано, поведение и деятельность взрослых напрямую влияют на поведение детей. Если взрослые все сделают правильно, то заложат в сознание ребенка привычку постоянно трудиться. Подражая взрослым, дети без напряжения и принуждения учатся повседневным делам, таким как уборка, готовка, мытье посуды, работа в саду.

Как вы уже поняли, воспитатели в таких садиках совсем не необычные. Каждая из них выполняет роль мамы. Она занимается повседневными делами – готовит еду, прибирает комнату, шьет, а иногда присоединяется к малышам в их развлечениях, читает им и дает наставления. У любого воспитателя есть стол, находящийся прямо в игровой комнате. За этим столом они выполняют работу на глазах у детей. Любой ребенок, если ему интересно, может помочь, а может остаться в детской компании. Благодаря этому ребенок намного лучше адаптируется к новой обстановке и учится жить в коллективе, чем в тоталитарных условиях обычного детского сада.

Игры в вальдорфском детском саду

В таких садах упор делается на принцип свободной игры. Имеется в виду, что в течение нескольких часов в день дети предоставлены сами себе. Конечно, воспитатель всегда рядом для подстраховки, однако в действия детей он не вмешивается, если на это нет крайней необходимости.

В большинстве вальдорфских детских садов нет привычных нам игрушек – покемонов, Барби, пистолетов и так далее. Более того, нет даже конструктора и машинок. Зато здесь можно найти игрушки, сделанные детьми самостоятельно, с любовью. Игрушки порой нелепые, забавные, но зато такие родные. Это и куклы из натуральных материалов, и различные изделия из дерева или глины. Каждая игрушка хранит частичку души ее создателя.

Часто прямо в игровой комнате детям строят импровизированный домик для кукол. В нем и кукольная мебель, и посуда, и разнообразные наряды – словом, все для комфорта кукол!

Любая игра здесь автоматически подразумевает свободный подход. Дети могут привлекать для игры всё и всех, кого захотят. Кроме того, ни одна игра не ограничивается сводом правил — дети сами решают, что можно, а что нельзя. Разумеется, за исключением тех действий, которые могут нанести вред природе или любому живому существу, будь то человек или животное.

Рядом с домом располагается магазин, где можно обнаружить деревянные весы, а также множество «товаров» – шишки, желуди, ракушки. Под воздействием детской фантазии, которая в таких условиях просто вынуждена работать, все эти, казалось бы, несуразные объекты превращаются в товары первой необходимости, такие как продукты или украшения.

Если также маленькие пеньки, коряги и другие деревянные объекты, а также множество платочков, пледов, одеял. Многим покажется, что это мусор, однако на самом деле это многофункциональные игрушки, которые сгодиться могут для чего угодно, в отличие от современных игрушек, имеющих только одно назначение.

Приверженцы вальдорфской методики утверждают, что ребенка должны окружать только игрушки, развивающие фантазию и творческое мышление. Вальдорфцы считают, что современная игрушка может стать лишь объектом для манипуляции, эдаким способом «убить время».

В таких детских садах нет компьютеров, радио или телевизоров. Вместо этого, воспитатели поют детям и играют на музыкальных инструментах.

Когда время, положенное на свободные игры, подходит к концу, воспитатель звонит в колокольчик, встает и начинает прибирать на своем столе. Как только дети слышат колокольчик, они прекращают игру и подходят к воспитателю. Все вместе они идут готовить или убирать, а иногда работать в саду.

Помимо тех игр, которые дети организуют самостоятельно, здесь есть занятия с педагогами. Они в основном проходят в игровой форме, поэтому дети даже не зацикливаются на том, что идёт урок. Такой подход позволяет малышам не нервничать из-за того, что они чего-то недопонимают или не успевают.

Средства воспитания в саду

Дети принимают непосредственное участие в приготовлении пищи. Небольшая территория в группе выделяется под кухню. Пища обязательно состоит из натуральных компонентов, таких как крупы, фрукты, овощи. Дети с удовольствием едят то, что приготовили сами. Это объясняется тем, что в готовку, как и в изготовление игрушек, каждый ребенок вкладывает частичку своей души. Дети обычно режут овощи или фрукты и помогают накрывать на стол. При этом воспитатель всегда рядом, так что дети в безопасности.

Вкусы детей тоже учитываются. Если ребенок не любит запланированное на сегодня блюдо, то ему накладывают меньше. Если же он хочет добавки, то может сам подойти и положить столько, сколько ему нужно. Это делается для того, чтобы было как можно меньше отходов, ведь приверженцы вальдорфской системы берегут природу.

Ещё одно преимущество вальдорфских учебных заведений — отсутствие стандартной системы оценивания, к которой мы привыкли в обычных садиках и школах. Вместо того чтобы ставить баллы в соответствии с качеством выполнения задания по сравнению с остальными ребятами, здесь сравнивают нынешние достижения ребёнка в той или иной области с его же прежними достижениями. Такой подход позволяет ребёнку увидеть собственный личностный рост.

В вальдорфских детских садах малышей учат ценить свой и чужой труд. Любой прием пищи происходит за одним круглым столом. Чтобы дети успокоились после активной игры, прежде чем начать прием пищи, они все вместе поют благодарственную песенку. Вообще, благодарение – это отдельная тема. Если коротко, сами маленькие дети не понимают в полной мере значения слова «спасибо». Поэтому необходимо прививать им чувство благодарности по отношению к чужому труду. Так у малышей формируется привычка благодарить.

Так как дети едят вместе со взрослыми, они, наблюдая за воспитателями, учатся есть неторопливо, не разбрасывая вокруг себя ошметки каши или куски хлеба. Рядом с большим столом есть еще маленький, на который дети ставят посуду после еды и складывают использованные салфетки.

Система воспитания в садике

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение детьми народной культуры: сказки, песни, танцы и рукоделие, которые составляют большую часть знаний и умений ребенка.

Вальдорфская методика предполагает выделение времени на рукоделие. Так дети обоих полов учатся вышивать, резать по дереву, работать на ткацком станке и многому другому. Дети не учатся здесь читать и писать, но они учатся работать руками. Перед праздниками каждый ребенок самостоятельно мастерит подарки для мам и пап.

Дети в таких заведениях предпочитают активный отдых просмотру телевизора, кроме того, большое внимание отводится ролевым играм. В основном это игры развивающие, так как специальных учебных занятий в таких садиках не проводится.

Вальдорфский детский сад создан для того, чтобы развить гармоничную личность. Именно поэтому в первые годы жизни упор делается на изучение искусства, танца, художественной культуры. Также дети занимаются эвритмией. Она представляет собой ритмичные движения под музыку, сопряжённые с пением. Это позволяет выразить эмоции, которые переполняют человека в таком возрасте, а также выплеснуть часть энергии.

 Развивающая среда

Основные виды занятий в вальдорфских садиках – это рисование, спектакли и рукоделие. Согласитесь, это совсем не похоже на занятия по учебникам, распространенным в стандартных детских садах.

Характерные особенности вальдорфского сада:

  1. Самым часто практикуемым видом искусства здесь является рисование. Это не те уроки, где детям показывают цветок и заставляют копировать его. Здесь рисование – это игра с красками. Дети учатся выражать себя, проявляют фантазию и учатся принимать решения. Тем более что детям дано всего лишь три цвета красок – красная, желтая и синяя. Все необходимые цвета малыши должны создавать сами. У детей нет шаблона, по которому следует работать. Они делают то, что подсказывает им сердце.
  2. Специальных занятий музыкой, где дети сидят в ряд и слушают заунывные произведения, здесь не проводится. Однако существуют ритмические уроки. Они представляют собой танцевальные движения в сочетании с музыкой, которую исполняет воспитатель. Этот метод также помогает детям выразить эмоции, не прибегая к крику.
  3. При наличии небольшого участка при детском саде, там обычно разбивают небольшой огородик. Дети могут сами попробовать вырастить что-нибудь, а потом угостить товарищей. Это не обязательно должны быть стандартные картофель и морковь. Выращивать можно все что угодно – даже пшеницу. Если труды увенчаются успехом, ребенок может самостоятельно ее смолоть и испечь хлеб.
  4. В садике также приняты некоторые обряды, посвященные благодарению Матери-Природы за ее щедрые дары. Это не религия, а способ стать на шаг ближе к тому, что дает нам пищу и энергию для жизни.
  5. На прогулке воспитатели остаются рядом с детьми, вместо того, чтобы встать в круг и обсуждать что-то свое, как это обычно происходит в типичных садиках. Здесь же воспитатель пропускает каждую прогулку через сердце, как и дети. Они вместе наблюдают за тем, как засыпает природа осенью, лепят снеговиков зимой, радуются первой капели и яркому весеннему солнцу, пьют прохладный чай на веранде в летний зной. Если недалеко от садика есть лес, дети отправляются туда, когда погода этому не препятствует. После прогулки и возвращения в группу все обедают, после чего ложатся спать. Сон приходит к детям под тихие напевы народных песен, которые исполняет воспитатель.
  6. Вальдорфская методика утверждает, что чем реже ребенок слышит от воспитателя слово «нет», тем больший вес оно имеет. Как это работает? Очень просто. Запрет всегда должен быть четким и не допускающим каких-либо возражений. При этом в вальдорфских детских садах запрещено только то, что может принести вред другому человеку или любому живому существу, в том числе и сам ребенок. Если соблюдать это правило, то малыши быстро приходят к пониманию того, что мир подчиняется не слову взрослого, а определенным законам и правилам, стоящим выше всего человеческого, хотя они и придуманы людьми.

Дети, занимающиеся в вальдорфских заведениях, отличаются дружелюбием, умением слышать и слушать собеседника, добрым нравом, готовностью помочь. Это объясняется тем, что в вальдорфских садиках и школах напрочь отсутствует дух конкуренции. Все дети равны, поэтому они стремятся помогать друг другу в учёбе, ведь, как говорит известная пословица: других учи — сам поймёшь.

Именно поэтому в вальдорфских учреждениях действует непоколебимый закон о том, что отказывать ребенку в просьбе можно только в крайнем случае. При этом любая инициатива малыша, не приносящая вреда другим, должна поощряться и приводиться в исполнение совместными усилиями детей и воспитателей.

Детский сад изнутри

При оформлении здания, в котором будет находиться учебное учреждение, используются только натуральные, экологически чистые материалы, например глина, дерева, хлопковая ткань. В таких школах не бывает телевизоров, компьютеров и мобильных телефонов. Более того, не существует никаких пособий, по которым якобы следует обучать детей. Учителя лишь призваны осуществлять незримые контроль и поддержку на таком сложном пути познания жизни.

Игрушки в таких детских садах достаточно необычные — тряпичные куклы, жёлуди, воск для лепки, различные объекты из дерева, словом, всё, что необходимо для развития у ребёнка фантазии. Автор методики говорит, что современные игрушки, которые можно приобрести в магазине, например куклы или машинки, не дают разыграться детскому воображению. То ли дело, когда ребёнок самостоятельно конструирует игрушку, которая ему нужна. Конечно, она будет выглядеть далеко не так привлекательна, как игрушка, созданная на фабрике, зато она будет уникальна, в неё будет вложена частичка души ребёнка.

В таких заведениях приветствуется всё, что сделано руками, — вышивка, выжигание, мозаики, макраме, оригами, аппликации и многое другое. Кроме того, много времени уделяется коллективному пению и танцам, что позволяет детям, во-первых, выплеснуть скопившуюся энергию, а во-вторых — научиться слышать и слушать себя и других.

Здесь и дети, и педагоги любят эвритмию — отдельный вид искусства, когда слова, музыка и движения становятся единым целым. Так дети учатся корректно выражать свои эмоции, показывать свои чувства и даже рассказывать сказки. Большое количество времени уделяется постановке спектаклей. Это необходимо для развития эмпатии — когда ребёнок вживается в роль, которую он играет, когда он чувствует эмоции, которые чувствовал его персонаж, он учится видеть эмоции и понимать, что это вообще такое.

Большая часть из этих предметов, в том числе рукоделие и хореография, сохраняются вплоть до старшей школы.

Создатель методики однажды заметил, что дети, живущие в городах, часто не имеют представления о простейших явлениях, происходящих за пределами города. Например, детей очень удивило, как в деревнях пекут хлеб и сажают растения, лепят горшки и пасут коров. К таким неутешительным выводам Штайнер пришёл ещё в конце девятнадцатого века. Сейчас всё стало ещё хуже — быт ребёнка полностью механизирован. В результате ребёнок не может приобрести простейшие навыки, ведь в условиях урбанизации они просто не нужны.

В вальдорфских детских садах и школах преподаватели делают всё возможное, чтобы заполнить эти пробелы. Например, в таких заведениях имеет место практика садоводства. Работа с растениями, во-первых, успокаивает, а во-вторых — развивает мелкую моторику и кругозор ребёнка.

Главные принципы вальдорфского детского сада

  1. Сначала у ребёнка должен сформироваться эмоциональный мир, а уже затем следует приступить к изучению абстрактных дисциплин. Ребёнка не следует торопить на начальных этапах обучения чтению и письму — пусть он лучше познаёт мир через моторику и воображение.
  2. Несомненный плюс вальдорфских детских садов заключается в возможности общения между ребёнком и воспитателем, что называется, на равных. Дети могут задавать любые вопросы и предлагать любые идеи, пришедшие им в голову. Общение со сверстниками, с которыми малыш «на одной волне» также немаловажно.
  3. Непременное условие жизни в таком детском саду — ритмичная организация жизни детей. Малышам не должно быть скучно. Это осуществляется посредством смены активной деятельности спокойной и наоборот.
  4. На каждый праздник, будь то Новый год или день рождения кого-то из группы, дети вместе с воспитателями пекут вкусные пироги.

Жизнь идёт очень размеренно, без нервов и потрясений.

Ещё одна немаловажная особенность вальдорфских детских садов и школ — полное отсутствие какой-либо системы оценивания. Благодаря этому у детей нет причин считать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Известно, что детей нельзя сравнивать друг с другом, ведь это в большинстве случаев становится причиной снижения самооценки у ребёнка и нарушения его психоэмоционального состояния.

Вместо этого можно сравнить, например, два рисунка ребёнка: сегодняшний и сделанный неделю назад. Следует указать ребёнку на улучшения, произошедшие в течение недели, и дать ему понять, что если он захочет, то всё станет ещё лучше. Такой подход позволит ребёнку обучаться без лишних нервов и в гармонии с самим собой и коллективом.

Задача учителя — не столько предоставить малышам знания, сколько привить им искреннее желание учиться и открывать новые горизонты.

В вальдорфских садах приветствуется занятие рукоделием, начиная вышивкой и заканчивая резьбой по дереву. Кроме того, дети здесь учатся играть на музыкальных инструментах. Стоит отметить, что если ребёнку не нравится это занятие, то он спокойно может отказаться — никто не станет его заставлять.

Преимущества методики в ДОУ

Как уже было сказано, у вальдорфской методики есть как почитатели, так и противники. Сторонники системы уверяют, что только в таких заведениях можно воспитать людей, свободных от общественных предрассудков. Противники же убеждены, что дети, учащиеся в таких организациях, выходят из них неподготовленными к жёстким реалиям жизни, к вечной конкуренции и гонке за результатом. Это может стать причиной краха карьеры, да и всей жизни. Кроме того, противники методики считают её устаревшей, ведь какой смысл в современном мире мастерить машинку из жёлудя?

Действительно, в словах и тех, и других есть логика, и родителям будет над чем подумать, прежде чем отдавать ребёнка в детский сад или школу. Более того, замечено, что если ребёнок посещает такой детский сад, то будет лучше подобрать и школу, работающую по вальдорфской методике, так как если ребёнок из атмосферы доброжелательности и всеобщей любви, которые царили в садике, резко перенесётся в современную школу, у него отпадёт всякое желание учиться, да он и не сможет — дети, привыкшие «биться» за первенство, просто задавят его.

Главная цель состоит в развитии способностей и талантов, заложенных ещё до рождения ребёнка. Задачи и постулаты вальдорфской педагогики. Обучение не должно носить насильственный характер. Ребёнку необходимо усваивать знания тогда, когда он на это настроен. По большому счёту, с самого раннего детства человек должен сам решать, как и чему он хочет и может учиться.

Большим преимуществом является то, что дети каждый раз спешат в такой детский сад как на праздник. На первых порах это хорошо вдвойне, так как в большинстве случаев малыши с трудом смиряются с тем, что им приходится покинуть привычную домашнюю среду и оказаться в обществе незнакомцев, где нет мамы. В садиках, практикующих вальдорфскую методику, эта проблема решается намного быстрее, в сравнении с другими дошкольными учреждениями, потому что дети и воспитатель здесь превращаются в одну большую и счастливую семью. А самое главное — это то, что в таких детских садах царят любовь и уважения к личности малыша с самого раннего возраста. Благодаря этому кроха понимает, что он человек и что есть те, кто в нём нуждаются.

Недостатки системы в саду

Несмотря на такое обилие положительных сторон, у методики есть и существенные минусы:

  1. В основе работы вальдорфской методики лежит антропософия, которая, в свою очередь, является идеологической системой, имеющей непосредственную связь с мистикой. Поэтому вальдорфская методика подойдет не всем – некоторые родители могут неправильно воспринять догмы системы.
  2. В вальдорфских детских садах практически не уделяется внимания целенаправленному интеллектуальному развитию. Детей не учат читать и писать, они не знают основ математики. Таким образом, если родители хотят, чтобы их ребенок получил Филдсовскую премию по математике, эта система им не подойдет.
  3. Вальдорфские педагоги не приветствуют посещение детьми каких-либо кружков и секций, так как это создает своеобразный диссонанс в преподавании, ведь системы образования очень сильно отличаются.
  4. Детям в вальдорфских учреждениях прививают интерес к чтению. Это, бесспорно, хорошо, однако следует брать в учет то, что список проходимой в садиках литературы очень ограничен. В основном воспитатели читают детям народные сказки, мифы и легенды, отрывки из Священного Писания.
  5. Малыш может перестать общаться с обычными детьми, например, с теми, с кем играл во дворе, потому что современные дети, не посвященные в вальдорфскую философию, вряд ли оценят импровизированные игрушки из камней и ракушек вместо суперсовременного робота на радиоуправлении.
  6. Так как в вальдорфских садиках и школах запрещено оценивать ребенка посредством какой-либо шкалы, у малыша может сформироваться завышенная самооценка.

Есть и минус. Родители, которым нравится хвастаться достижениями ребёнка, скорее всего, не оценят методику по достоинству, ведь она диктует прямо противоположные догмы.

Особенности посещения садика

Прежде чем отдавать малыша в вальдорфский детский сад, вам, родители, стоит проанализировать все положительные и отрицательные стороны вальдорфского образования. Стоит отметить, что после посещения такого детского сада ребенок вряд ли приживется в обычной школе, ведь он не будет приучен к конкуренции, на которой основан современный образовательный процесс. Поэтому вам, скорее всего, придется искать для ребенка частную школу, работающую по той же методике, что и ваш детский сад.

Если же вы все-таки решились, стоит выполнить несколько несложных действий:

  1. Обстановка вашей квартиры не должна слишком сильно отличаться от обстановки вальдорфского садика. Поэтому по мере возможности избавьтесь от большего количества пластика (хотя бы в комнате ребенка).
  2. Вы можете сшить вместе с ребенком вальдорфских кукол, если малышу они, конечно, интересны.
  3. Вы можете также приобрести ребенку игрушки из природных материалов. При этом вовсе не обязательно тратить деньги – можно найти ракушки в реке или озере, красивые камни среднего размера прямо на дороге, некрупные веточки.

Советы родителям

  1. Если все вышеизложенные аспекты методики вас устраивают, вы можете подыскать ребёнку учебное учреждение в вашем городе, а также частично применять методику дома, дабы у ребёнка не возникало диссонанса от того, что обстановка в школе и дома слишком уж отличается.
  2. Замените синтетические и пластмассовые игрушки на ракушки, ткань из натуральных материалов, шишки, толстые шерстяные нитки.
  3. Приобретите материалы для творчества, такие как карандаши, альбом, воск или пластилин и так далее.
  4. Читайте ребёнку сказки.
  5. Главное — говорите с ребёнком. Объясняйте ему всё, что происходит вокруг него, начиная от того, почему гремит гром, и заканчивая рецептом, по которому вы варите кашу.

Вальдорфская система образования и воспитания основана на культивировании раннего возраста. В такие садики ребёнок может попасть только после того, как ему исполнится три года. Раньше вальдорфцы вообще не советуют ничему обучать ребёнка — пусть играет, веселится и радует мир своим хорошим настроением. В каждой группе занимаются до двадцати человек. Возраст варьируется от трёх до семи лет, что позволяет детям научиться заботиться друг о друге.

Как бы то ни было, вальдорфская методика даёт положительные результаты, однако перед тем, как отдать ребёнка в такое учебное заведение, вам следует всё тщательно обдумать, смотря при этом в будущее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×