В данной статье мы раскроем основные идеи и задачи вальдорфской педагогики, проанализируем ее образовательные практики в обучении ребенка, а также процессы и концепцию воспитания детей. Обсудим форму проведения занятий и их особенности по вальдорфу. Покажем как дошкольники достигают поставленных целей на практике. Немного поговорим о роли воспитателя и учителя в философии Штайнера.
Цель вальдорфской педагогики — развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которые понадобятся ему во взрослой жизни. Приоритет — воспитание, а не слепая передача знаний из одной головы в другую.
Если кратко, то это альтернативная педагогическая система воспитания, которая построена на религиозно-мистических учениях доктора философии Рудольфа Штайнера, основоположника так называемой «науки о духе». Сама система имеет ярко выраженную экологическую направленность. Основная цель – это воспитание свободных, творчески мыслящих детей, в соответствии с человеческой природой.
Сам автор и продолжатели учения характеризуют систему как метод духовного познания и саморазвития с помощью мышления человека. Другими словами, обучение может влиять не только на интеллект, но и на человека в целом. Интеллект — это одна из душевных составляющих цельной личности, а нарушение равновесия влечет к одностороннему развитию ребенка.
Её главные особенности – это отсутствие оценивания, возможность построения индивидуального, комфортного для ребёнка пути обучения и возможность развития творческого потенциала, которым так пренебрегает современное образование. Максимально благожелательное отношение в учебе: не ставят оценки, не используют учебники, и не ругают за поведение, зато танцуют, играют на скрипке, мастерят игрушки и лепят из глины.
Педагогика берёт своё начало в двадцатом веке. В её основе лежит принцип «неопережения», позволяющий ребёнку развиваться в комфортном для него самого темпе.
Возникновение вальдорфской методики было спровоцировано главным образом жалобами сотрудников немецкой табачной компании «Вальдорф Астория» на то, что, по их мнению, их дети не получают качественного образования в школе. По словам недовольных, образование строилось на заучивании материала по книгам. Детей не учили думать, рассуждать, строить логические цепочки, в них не развивали творческое мышление.
Владелец компании Эмиль Мольта принял во внимание слова своих сотрудников и загорелся идеей создать новую уникальную образовательную программу, которая будет соответствовать возрастным особенностям детей. Для воплощения своей идеи Эмиль Мольта обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру (автор, создатель и основатель вальдорфской концепции обучения, воспитания и методологических основ — прим. ред.). Тот практически сразу приступил к разработке специальной программы обучения, которая была одобрена министерством в 1919 году. Изначально по этой системе занимались только дети сотрудников вышеупомянутой фабрики, однако буквально через пару лет система благодаря очевидному успеху такого подхода получила заслуженное признание и стала применяться всё в более и более широких масштабах.
Интерес для педагогов представляет не столько вложить в голову ребёнка знания, сколько раскрыть индивидуальность каждого из них. В тех школах, где образовательный процесс базируется на этой методике, особое внимание уделяется не только базовым школьным предметам, но и воспитанию в детях нравственности, гуманности, взаимоуважения и прочих положительных качеств, необходимых для гармоничного развития и успешной социализации.
Основная цель – позволить детям развивать уже заложенные в них способности без стресса и эмоционального напряжения, в комфортной для них обстановке.
Характерной особенностью в таких заведениях является то, что раннее развитие не приветствуется: приверженцы убеждены, что ребёнок сначала должен эмоционально «созреть», а уже потом следует начинать развивать его интеллектуальные способности.
Кроме того, по мнению последователей учения, ребёнок гораздо лучше усваивает информацию, получаемую в процессе комфортной для него трудовой и/или творческой деятельности, нежели от сидения на одном месте от звонка до звонка, согнувшись над учебниками.
В основе лежит учение, что каждый ребёнок имеет возможность самостоятельно решать, что ему интересно. При этом никакого давления со стороны педагогов или родителей на него не оказывается. В результате сочетания приятного с полезным ребёнок вырастает не только гармонично развитым, но и знающим свои интересы, а также возможности в той или иной сфере деятельности. Такие дети понимают, что за свои поступки нужно отвечать самостоятельно, а думать нужно не только о себе, но и об окружающих людях. Основа образования – принцип гуманности.
Еще один факт — вальдорфская система не относится к образовательным теориям.
Концепция воспитания и обучения основывается на том, что любая деятельность ребенку вредна, что он должен узнавать мир не за партой, а в процессе труда или творчества. Поэтому младшие школьники вместо уроков часто делали игрушки или поделки, а также занимались работой в саду или в огороде. Система опиралась на следующие принципы педагогики:
Общение преподавателя с каждым учеником строится на анализе некоторых данных: темперамента ребёнка, типа восприятия, который преобладает у данного ребёнка, и типа сигнальной системы. На основе анализа этих данных выбирается наиболее оптимальных способ подачи информации.
Преподаватель – это человек, на которого ученики будут равняться, авторитет. Это накладывает на каждого из них определённые рамки поведения, не говоря уже о том, что учитель, преподающий в такой школе, сам тоже должен постоянно развиваться и совершенствовать свои навыки.
В большинстве своём она нацелена на людей, которым близки принципы философского учения Штайнера: уважение и почитание традиций, жизнь без излишеств, любовь к искусству и людям. Детям, склонным к точным наукам, данная методика не подойдёт.
Какую бы методику обучения вы ни выбирали, помните, что ваш выбор должен быть продиктован заботой о вашем ребёнке и ничем иным. То, что нравится вам, может вызывать негативные эмоции у вашего ребёнка. Поэтому если ребёнок слишком мал, чтобы самостоятельно избирать для себя методику обучения, и за него это делаете вы, постарайтесь как можно чаще говорить с ребёнком. Если ему будет некомфортно заниматься по предложенной вами системе, у него всегда должна быть возможность сказать вам, что ему не нравится. Во-первых, это позволит не тратить впустую несколько лет, а во-вторых – укрепит вашу с ребёнком связь.
Прежде чем приступать к обучению, вам следует пообщаться с учителем, чтобы, во-первых, понять, с каким человеком вы имеете дело, а во-вторых – узнать, что преподаватель понимает под выбранной методикой, как будет проходить образовательный процесс и что вы – родитель – можете сделать для того, чтобы ваш ребёнок учился в комфортных для него условиях.
Сущность вальдорфской педагогики:
© Работаем с 2013 года, KidsMI.ru ® Все права защищены.
Перепечатка и использование любых
материалов только с разрешения
редакции: kidsmi@smartfoxclub.ru
Добавить комментарий