Главная Вальдорфская методика

Вальдорфская школа

Вальдорфские учёбные заведения (существуют как школы, так и детские сады) имеют существенные различия с привычными нам учреждениями. В этой статье мы попытаемся разобраться, на каких принципах построено образование в таких заведениях, правильно ли действует система и почему вообще именно она оказалась успешной и получила признание не только среди учеников и их родителей, но и в кругах известных психологов и педагогов.

В чём суть вальдорфской школы?

Большая часть современных родителей убеждены, что школа должна учить ребёнка, а также контролировать его поведение и настроение, держа его тем самым в жёстких рамках, обозначенных тем, что «можно» и тем, что «нельзя». Однако это устаревшее суждение. В настоящее время всё большую популярность приобретает вальдорфская школа. Здесь образование строится на основе соотнесения возможностей ребёнка, его желаний и учебной программы. На основе психологических характеристик ребёнка к каждому существует индивидуальный подход. В таком заведении дети не сидят за учебниками. Вместо этого они сами выбирают, какая форма занятий для них интереснее: самостоятельное исследование мира, чтение книг, тесный контакт с учителем-наставником или что-то другое. Кроме того, вальдорфская школа направлена больше на развитие творческих способностей, нежели на запоминание фактов и формул.

В таких заведениях нет компьютеров, телевизоров и телефонов — гаджетами здесь пользоваться не принято. Все игрушки и иные развлекательные элементы сделаны своими руками из натуральных природных материалов. Это позволяет детям быть ближе к природе.

Помимо обучения школьным предметам и развития творческих способностей, здесь детей учат ухаживать за животными и выращивать растения. Это способствует развитию усидчивости, душевного равновесия и, что самое главное, человеческого отношения к другим живым существам.

Многие родители, дети которых только начинают посещать такую школу, говорят, что есть в ней некая доля магии, чего-то таинственного и неизведанного. И дети тоже чувствуют это. Именно этим объясняется тот факт, что у детей всегда есть желание учиться и идти в школу.

Преимущества вальдорфской школы

  1. Эта система прежде всего учит не отнимать у ребёнка детство. Чем дольше ребёнок будет чувствовать себя ребёнком, тем лучше.
  2. В начальной школе уделяется намного больше внимания развитию личности ребёнка, её творческой составляющей, формированию индивидуальности. Здесь дети могут свободно высказывать своё мнение по любому интересующему их вопросу; учитель же, в свою очередь, призван не только следить за порядком. Его основная функция – оказание поддержки любому ребёнку во всех его начинаниях, если только они не причиняют и не причинят вреда другим.
  3. Дети в таких школах с первого класса учат два иностранных языка, поэтому по окончании школы они владеют в совершенстве как минимум тремя языками.
  4. Особое внимание в таких учебных заведениях уделяется творчеству. Дети поют, танцуют, изучают живопись, ставят театральные пьесы.
  5. Домашнего задания нет. Дети учат в школе всё, что нужно. Поэтому ребёнок, придя домой, может расслабиться и отдохнуть.
  6. Любые праздники, будь то Пасха или день рождения, отмечаются с размахом. При этом в праздновании участвуют не только дети и учителя, но и родители, что позволяет родным людям стать ещё немного ближе.
  7. Дух соперничества в такой школе отсутствует. Здесь дети стремятся не стать лучше кого-то, а усовершенствовать себя. Таким образом формируется сплочённый коллектив.
  8. В такой школе в детях воспитывают человечность и правильное отношение к миру.

Ещё одна особенность школы – отсутствие какой-либо системы оценивания. С одной стороны, это, конечно, плюс, потому что так дети учатся для того чтобы учиться, а не для оценки. В то же время практически нет возможности оценить, насколько ребёнок успешен в обучении.

Недостатки вальдорфской школы

  1. Перевестись в другую школу очень трудно, так как для этого необходим табель успеваемости, которого в таких учебных заведениях, как уже было сказано, нет.
  2. В зависимости от способностей ребёнка, обучение в таком заведении может длиться до 12 лет.
  3. Большая часть выпускников таких школ занимаются гуманитарными науками, так как именно на них в этой школе делается упор.
  4. Большая часть вальдорфских школ – частные, а следовательно, платные.
  5. Некоторые родители отмечают, что жизнь ребёнка в такой школе похожа на сказку и отрывает его от реальности, из-за чего после школы таким детям сложно приспособиться к жизни в обществе.

Многие предметы, например чтение, в таких школах начинают преподавать намного позже, чем в обычных.

Правила школы

Они, собственно, являют собой принципы вальдорфской системы.

  1. Дети здесь могут делать всё, за исключением действий, каким-либо образом причиняющих вред другому человеку, животному или природе. Однако в той атмосфере, которой ребёнок окружён в этой школе, ему и не приходит в голову сделать что-то опасное.
  2. Вальдорфская школа выступает против преждевременного интеллектуального развития. Если ребёнок чего-то не понимает, значит, его мозг ещё не готов воспринимать такую информацию, и нужно немного подождать. Стандартное, привычное нам обучение чаще всего начинается только с четвёртого, а то и с пятого класса.
  3. Здесь учитель — человек, на которого дети равняются, авторитет. Интересно, что в этих школах один учитель ведёт свой класс от начала и до конца. Первые семь лет их учит только этот человек, а в восьмом классе уже появляются преподаватели по профильным предметам. Кстати, дети говорят, что им это очень нравится.
  4. Первый урок – главный урок дня. Обычно это тот предмет, на который ученики бросают в этот день все свои силы, например, математика. Во время оставшихся уроков делается упор на творческое развитие детей.
  5. Оценок нет вообще. Это мотивирует детей учиться для себя, а не в погоне за успехом перед одноклассниками и в то же время предотвращает возникновение грубого соперничества между ними.
  6. Класс – это одна большая семья, а в школе как будто царит магия. Заходя в такую школу, ребёнок будто бы оказывается в ином измерении. Именно поэтому детям в таких заведениях интересно: там всё не как обычно. Ежедневная рутина способна сломить любой энтузиазм, а в такой школе каждый деть происходит что-нибудь волшебное.
  7. Родители, если пожелают, могут принимать активное участие в разнообразных праздниках и мероприятиях, организованных учителями и детьми.

Перспективы для ребёнка

Как показывает практика, дети, обучающиеся в таких школах, абсолютно спокойно сдают экзамены наравне со всеми, хотя, как уже было сказано, школа не делает упор на развитие интеллекта ребёнка.

Выпускники без всяких затруднений поступают в высшие учебные заведения и становятся хорошими специалистами. Хотя, как уже говорилось, речь идёт по большей части о гуманитарных специальностях, то есть выпускник может стать специалистом в области культуры, искусства, природоведения, журналистики и тому подобного, однако исключения тоже встречаются.

Также замечено, что выпускники вальдорфских школ отличаются добродушием, креативностью, готовностью помочь и творческим подходом к любому делу. Они умеют находить с людьми общий язык и продуктивно работать в коллективе. Все эти умения позволяют людям быстро найти себе работу, подняться по карьерной лестнице и жить с осознанием того, что ты нужен людям, а это самое важное.

Принять решение о том, подходит ли ребёнку такая школа, может только родитель. Следует понимать, что если у ребёнка с раннего возраста есть склонность к математике, логическому мышлению, или если ему интересно разбираться в компьютере, то не стоит обрубать этот интерес на корню. А вот если ребёнку интересно рисовать, лепить и вообще делать что-либо руками, то такая школа послужит прекрасной почвой для развития заложенных в нём способностей. Кто знает, а вдруг у вашего ребёнка талант к изобразительному или музыкальному искусству?

В обычной современной школе, к сожалению, не уделяется должного внимания развитию творческих способностей ребёнка, в то время как основы любого обучения – воображение и моторика. То есть для того чтобы учиться правильно, ребёнок должен не просто заучивать факты из учебника – он должен в первую очередь учиться мыслить и рассуждать.

Следует отметить, что большинство таких школ открывают свои двери в том числе и ученикам с особенностями развития. К сожалению, в современном мире к таким детям относятся враждебно, а они, между тем, как и обычные дети, чувствуют, как окружающие к ним относятся и начинают думать, что они «плохие». В вальдорфской школе ребёнка с особенностями научат адаптироваться в новом коллективе. Кроме того, поскольку конкретной школьной программы здесь нет, любой ребёнок может учиться и познавать новое в своём темпе.

В вальдорфских школах царит особый микроклимат. К детям здесь прислушиваются, их потребности учитывают. Более того, если ребёнок выдвигает какую-либо идею, она общими силами тут же приводится в исполнение – усилиями ребёнка, учителя и одноклассников. Причём выгоду извлекают для себя все. Для автора идеи это способ подтвердить в своей голове собственную значимость; для одноклассников и учителя это новое занятие, исход которого неизвестен. Дети прислушиваются друг к другу, ищут компромиссы и учатся на собственных ошибках, за которые их, к слову, никогда не ругают, ведь здесь учителя понимают, что пережитый опыт – основа для построения светлого будущего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×