Вальдорфская методика — одна из самых известных альтернативных педагогических систем. Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 году благодаря Эмилю Мольту — владельцу табачной фабрики — и Рудольфу Штайнеру, которому, собственно, и нужно отдать честь за разработку этой системы. Через несколько лет, когда методика зарекомендовала себя и получила заслуженное признание как среди родителей, так и среди ученых, был построен вальдорфский детский сад.

Вальдорфская система является одной из самых популярных на сегодняшний день методик раннего развития. Она сформировалась в Германии, однако применяется уже практически по всему миру. Главная цель — не просто вложить в головы детей факты, предписанные программой, а раскрыть те способности ребёнка, которые были заложены ещё до рождения.

После этого методика очень быстро распространилась как в пределах страны, так и за ними. На сегодняшний момент работают порядка трех тысяч учебных заведений, занимающихся обучением по вальдорфской методике.

Особенность системы заключается в том, что по мнению ее создателя человек состоит из Духа, Души и Тела, поэтому в приоритете должно быть именно духовное развитие, а не интеллектуальное или физическое

Вальдорфская методика

Вальдорфская методика что это?

Автор данного метода обучения – Рудольф Штайнер, утверждал, что каждый ребенок с рождения имеет огромный духовный потенциал, который делает его особенным и неповторимым. Педагоги обязаны раскрыть в малышах, то, что заложила природа, но принуждать ни к чему нельзя!

На сегодняшний день вальдорфская методика заимела как преданных сторонников, так и ярых противников. Существует мнение, что такие детские сады предназначены для деток с особенностями развития, так как создатель методики — Рудольф Штайнер — занимался с мальчиком, страдавшим прежде гидроцефалией. Благодаря вальдорфской программе слабый здоровьем мальчик смог легко нагнать сверстников.

Суть вальдорфской методики

Система основана на утверждении, что детство — это не кратковременный период, предназначенный для максимального «забивания» головы ребёнка новой информацией, а уникальное время, когда человек приспосабливается к жизни посредством восприятия. Детство — время для игр и развития творческих способностей. Приверженцы методики говорят, что в раннем детстве не стоит заставлять ребёнка зазубривать буквы и числа. Вместо этого необходимо дать крохе возможность исследовать мир в комфортном для него самого ритме, без всякого давления.

Вальдорфская система подразумевает под собой любовь к детям и к детству. Детство — по-настоящему священное время. Время, когда все границы стираются, а все двери открыты. В раннем детстве у ребёнка нет склонностей к чему бы то ни было, поэтому они не ограничены в выборе того, чем могут и будут заниматься.

Принципы вальдорфской методики развития

  1. Проявление уважения к личности ребенка с ранних лет. К каждому ребенку формируется индивидуальный подход, потому что к каждому из детей относятся как к конкретной личности, а не как к группе детей, как это принято в обычных образовательных учреждениях. Вальдорфская методика отрицает какую-либо систему оценивания, при этом ребенка учат сравнивать собственные сегодняшние успехи со вчерашними. При этом друг с другом детей не сравнивают. Это позволяет ребенку совершенствоваться в той или иной области без стресса и боязни того, что что-то не получится.
  2. Для любого процесса развития необходима благоприятная среда. Поэтому комнаты, где занимаются дети, должны быть оборудованы так, чтобы им было комфортно и легко учиться. В центре комнаты обычно располагается учительский стол.
  3. В таких заведениях игрушки предназначены не для того, чтобы убить время, а для развития творческой мысли. Имеется в виду, что каждая игрушка должна вызывать у ребенка некий творческий порыв. Здесь вы не увидите современных кукол, машинок или солдатиков. Вместо этого, в роли игрушек обычно выступают природные материалы, такие как ракушки, шишки, желуди, воск.
  4. Работа учителей направлена не столько на подачу знаний, сколько на поощрение ребенка за изобретательность и креативность. Любая идея, которую выдвинул ребенок, тут же приводится в исполнение коллективом (разумеется, только в том случае, если это не принесет вреда кому-либо другому).
  5. Учителя — пример для подражания, авторитет, тот, на кого дети должны равняться. В связи с этим и требования к учителям здесь очень высокие. Для таких учителей саморазвитие должно быть неотъемлемой частью их жизни. Педагоги, как и дети, должны постоянно совершенствоваться в том, в чем они заинтересованы.
  6. Ребенок будет познавать мир через увлекательные игры. При этом ход игры дети избирают сами. Учителя лишь следят за тем, чтобы ничего не случилось, а также мотивируют ребенка двигаться дольше в любых своих начинаниях. Словом, в сам игровой процесс взрослые люди должны вмешиваться как можно меньше.
  7. Ребята поздно прощаются с детством —  здесь стремятся сохранить им детство до тех пор, пока они сами не придут к пониманию, что уже пора взрослеть и начинать заниматься более серьезными делами. Считать и писать учатся после семи лет. Развитие умственных способностей, как уже было сказано, уходит здесь на второй план, в то время как на первый выходят творческое развитие и работа руками.
  8. Ребенок должен получать новые знания тогда, когда он готов к этому и на это настроен. Только тогда ему будет интересно учиться, а для малыша интерес — основа продуктивности.

Если коротко, то основные принципы вальдорфской системы это:

  • Повторяемость. В вальдорфских учебных заведениях неукоснительно соблюдается режим дня и чередование периодов активности и спокойных игр и занятий.
  • Чем ближе к природе, тем лучше.
  • Главный метод воспитания — подражание старшим.
  • Учиться нужно с удовольствием.
  • Учёба не подразумевает заучивание фактов.

Особенности вальдорфской системы

Вальдорфские педагоги отрицают раннее развитие, поэтому на раннем этапе малышей не учат чтению, письму или математике, а также отсутствуют привычные нам учебники, тетради и оценки.

Материал дети получают циклами, каждый из которых длится от 3 до 4 недель. Благодаря такому распределению времени, дети полностью погружаются в изучаемую тему.

У учеников нет учебников, есть только тетради, где они ведут записи. Основной упор делается на второстепенные для стандартных учебных заведений предметы, такие как рисование, музыка, танцы, театральное искусство.

С первого по восьмой класс с детьми занимается только один учитель. А усиленное обучение начинается после двенадцати лет. Для вальдорфских педагогов главная задача — не вложить в головы детей знания, а увлечь их самим процессом обучения, чтобы у детей была мотивация узнавать что-то новое.

Основные особенности:

  1. Культ детства. Чем дольше ребёнок будет оставаться ребёнком, тем лучше. Вальдорфцы не стремятся учить детей считать или писать, так как преждевременное интеллектуальное развитие может нанести ущерб психике ребёнка.
  2. Группы в саду разновозрастные, благодаря чему дети чувствуют себя как бы в семейном кругу.
  3. Для занятий, игр и даже декорирования помещений используются только натуральные материалы.
  4. Используется метод погружения. В соответствии с ним на каждый день выделяется один важный урок. Благодаря такому подходу дети во время обучения не перепрыгивают с одного предмета на другой и лучше запоминают материал.
  5. Акцент делается на народную культуру, творчество, духовное развитие.

Преимущества методики

Плюсы вальдорфского обучения:

  1. В первые годы обучения основной упор делается на развитие индивидуальности ребенка. Педагоги и родители должны в этот период уделять детям максимум внимания и давать детям возможность высказывать свое мнение и свои идеи.
  2. Учители и воспитатели должны поддерживать детей в любых положительных начинаниях.
  3. Дети с самого первого класса изучают два иностранных языка посредством погружения в языковую среду.
  4. Здесь не найти ни телевизоров, ни компьютеров, ни смартфонов, что позволяет предотвратить развитие зависимости, а кроме того — оградить ребенка от негативной, губительной информации, поступающей из сети.
  5. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план занятий. Его создание основано не столько на умственных способностях ребенка, сколько на типе его темперамента и особенностях характера. Кроме того, при разработке такого плана учитываются слабые стороны физической составляющей, если таковые имеются.
  6. Делается упор на развитие воображения и фантазии. Дети учатся самостоятельно делать игрушки из простейших подручных материалов, придумывают истории. Фабричные игрушки здесь запрещены.
  7. Детей учат простейшим ремеслам, таким как рукоделие, садоводство, лепка из глины.
  8. Также большое внимание уделяется живописи. Детей учат рисовать, они пробуют разные стили и большинство добиваются успеха.
  9. В таких учреждениях обязательны музыкальные занятия, в том числе и обучение игре на музыкальных инструментах.
  10. Дети не соперничают. Так как нет системы оценивания, все дети находятся в равных условиях, нельзя сказать, что один ребенок лучше, а другой хуже. Это предотвращает возникновение такого явления, как гонка за результатом. Конечно, они стремятся быть лучше, но стремятся они для себя, а не для условной «пятерки». Кроме того, благодаря отсутствию оценок, детей мотивирует не успеваемость, а новые знания.

Недостатки методики

Существуют некоторые минусы в данной методике развития детей:

  1. Так как нет системы оценивания, проблематично отметить прогресс. Это могут сделать только учителя и сам ребенок, видя, что сегодня у него получается лучше, чем было месяц назад.
  2. Проблематично осуществить перевод ребенка в другое учебное заведение, так как редко кто согласится принять ребенка без оценочного табеля.
  3. Обучение занимает 12 лет, в то время как обычную в нашей стране заканчивают за 9 или 11 лет.
  4. В среднем оплата составляет 20 тысяч рублей в месяц, что для многих родителей проблематично.
  5. Нет учебников. С одной стороны это хорошо, но с другой — нет конкретики в том, что нужно учить, а чего не нужно.

Таким образом, вальдорфская методика способствует гармоничному развитию творческих способностей ребенка и самостоятельному формированию его интеллекта. Стоит отметить, что учебные заведения очень сильно повлияют на мышление ребенка. Такие дети вырастают спокойными, рассудительными, умеющими слушать и понимать. Чтобы работа воспитателей не прошла даром, вам, в свою очередь, следует научиться видеть в ребенке личность и учитывать его интересы и потребности. Систему Штайнера без сомнения, можно рассматривать в качестве альтернативной методики обучения.

Вальдорфская методика: отзывы педагогов и родителей

Данная методика обучения имеет свои плюсы и минусы, поэтому только родители могут решать какому учебному заведению отдавать предпочтение. Следует отметить, что выпускники учебных заведений без проблем поступают в ВУЗы, но отдают предпочтение творческим или гуманитарным профессиям. В России образование по этой системе только набирает обороты.

Подробное видео о методике

YouTube video
YouTube video

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×