· ·

Дарья Тимощук

14 марта 2013

7 комментариев

Home Главное

Тематическая неделя “Море”

Последнее время мой сынок проявляет особый интерес к кораблям, мультфильм “В порту” стал настоящим хитом, без которого день прожит зря. Я решила направить этот интерес в познавательное русло и организовать тематическую неделю “Море”. Честно говоря, всю неделю морской тематике посвящать не хотелось, ведь на носу Масленица со своими увлекательными играми для малышей, поэтому занятия, рассчитанные на неделю, мы уместили в три дня. Не скрою, это был своего рода марафонский забег, но эти три дня пронеслись для нас как одно мгновение, благодаря интересным, ярким и насыщенным занятиям.

Для тех, кому интересна тематика, расскажу подробней, как все происходило.

1. Начали мы с любимого мультфильма “В порту”.

2. Насмотревшись на разные судна, мы закрепили материал в лаконичной и четкой презентации “Корабли”.

3. Пришло время проверить знания кораблей. Играем в Лото..

4. Я рассказала сыночку о пиратах. Показала несколько картинок из Интернета и предложила поиграть в пиратский корабль. Корабль мы сделали из стола, прикрепив к нему “картонку” в форме штурвала, на полу рядом с кораблем расстелили одеяло – море, на которое поместили пару кораблей и кашалота.

Сам капитан пиратского судна был наряжен в бандану, косынку и красный кушак.

Задача капитана была крутить руль по команде штурмана (меня): “Право руля, лево руля”, время от времени смотреть в подзорную трубу (рулон фольги) и, доплыв до определенного места, нырнуть в морскую пучину (тоннель, на протяжении которого разложены формочки в виде морских обитателей, а в конце висят ленточки – водоросли) за сундуком с сокровищами (шкатулка с бижутерией).

После того, как из сундука были изъяты все драгоценности, пираты (то есть мы) стали искать парные камни (сережки) и выкладывать их по два “камушка”. Посчитали.

5. После игры мы посмотрели еще одну презентацию “Зачем строят корабли” и отправились создавать свой батискаф. Точнее батискафом была у нас наша комната, а вот дном океана – пространство под столом, куда мы вместе с сыночком перетаскали все, что напоминает царство Нептуна. Стол я занавесила пеленкой, сделала в ней небольшую дырочку – иллюминатор. Сначала сын смотрел сквозь иллюминатор просто так:

потом он светил туда фонариком:

а под конец не выдержал и “вылез из батискафа” (залез под стол).

И вот, что он там увидел:

6. Самое время узнать, как же можно покинуть батискаф и что для этого надо. Для этого мы посмотрели еще одну презентацию “Подводный мир”. и отправились за стол играть в творческую игру “Снаряди аквалангиста”. . Игра заключается в том, что нужно приклеить детали амуниции аквалангиста в правильные места.

7. Пришло время немного подвигаться. Мы танцевали под “Морские песни”.

8. От души повеселившись, мы плюхнулись на диван смотреть мультфильм “Катерок”:

9. Теперь пришло время немного поэкспериментировать. Понаблюдаем, как ведут себя предметы (тонут или нет) пресной и в соленой воде. Возьмем два одинаковых сосуда, нальем в оба сосуда одинаковое количество воды, в один из них добавим много соли (я добавляла два стакана). А теперь опускаем дольку чеснока. В сосуде с соленой водой долька плавает на поверхности, а в сосуде с пресной водой тонет. Вот почему в море так легко плавать. Намного легче, чем в реке.

10. А сейчас давайте немного поразвиваем воображение и придумаем, из чего можно сделать маленький кораблик -катерок. У нас строительство такого катерка заняло меньше минуты, да и строительные материалы прямо -таки бросались в глаза.


11. Переходим к изучению морской фауны. Смотрим презентации “Морские жители”, и “Животные океана”..

12. Создаем настоящее морское дно в ванне. Сынок очень любит рыбалку, поэтому мы не просто рассматривали морских жителей, но и ловили их на удочку и неводом (ракеткой с сеткой).

13. Занимаемся творчеством. Рисуем ладошками и кисточкой осьминога.

Рисуем гуашью море, даем листу высохнуть и с помощью трафарета рисуем дельфина. Мы также потренировали мелкую моторику – приклеили на пластилин мелкие ракушки от старых бус.

Создаем аппликацию “Морское дно”. Поручите ребенку самому приклеить водоросли из салфетки и морских жителей. Очень интересно наблюдать, как ребенок располагает животных на листе.
Сынок, например, решил спрятать краба за водорослями. Дно можно выложить пластилином и попросить ребенка вдавить в дно мелкую гальку (у нас это красная чечевица).

Делаем поделку “Медуза” из цветной бумаги и одноразовой бумажной тарелки.

А теперь давайте полепим. Из соленого теста мы с сыночком вылепили двух рыбок (большую и маленькую), осьминога, ракушку и….я думала сыночек делает коралл…спросила, что это. Он не задумываясь ответил: “Каб”, то есть “краб”. Все это мы раскрасили гуашью (кстати, сын активно принимал в этом участи) и я поставила поделки в духовку минут на 30. Затем мы выложили дно коробки голубой бумагой, положили туда зеленую пряжу (водоросли) и расставили наших обитателей.

14. Лепили мы не только из соленого теста, но и из пластилина. Очень легко и доступно для ребенка до трех лет лепится морская звезда. Необходимо слепить одного колобка (скатать шарик) и сделать пять червячков – колбасок, затем прикрепляем колбаски к шарику и украшаем мелкими точками. Можно нарисовать звездочке личико.

15. Давайте немного разомнемся и поиграем в подвижную игру “Поймай рыбку. Ребенок – рыбка, мама ловит его кольцом, сделанным из рук. Кольцо размыкать нельзя, задача пойманной “рыбки” “плавно вытечь” из “невода”. Мы немного модифицировали эту игру, я ловила сыночка пластмассовым обручем.

16. А теперь немного отдохнем и посмотрим красивые видео-сюжеты про океаническую жизнь.

17. Играем в логическую игру “Найди силуэт” или “Найди домик”.

Для игры можете скачать карточки “Маленький гений. Морские животные”

18. Пришло время подвигаться. Играем в известную игру “Море волнуется раз”, изображаем пантомимой морских жителей. Кстати для деток от полутора лет некоторые персонажи очень даже реально изобразить. Получается очень весело!

19. Предлагаю поиграть в логическую игру “На кого похожа рыбка”..

20. Поэкспериментируем со свойствами тел в жидкости. Сделаем медузу из полиэтиленового пакета и опустим ее в бутылку с водой. А теперь самое время вспомнить про мелкую моторику и покормить медузу крупой.

21. От морских обитателей в общем переходим к изучению отдельных особей. Слушаем Песни горбатого кита.

22. Смотрим видео из серии “Твои веселые друзья зверята”: “Горбатый кит”.

23. Убегаем от мамы-акулы под музыку. Когда музыка останавливается ребенок должен упасть на пол (скрыться от акулы). Музыка для игры.

24. Делаем игру-забаву “Дельфин”. Из картона вырезаем полукруг, приклеиваем к нему полоску – основание для качалки и фигурку дельфина. Малыш раскачивает дельфина, а мама читает стишок: Весело дельфин ныряет,
Поиграть всех приглашает.

25. Слушаем музыку дельфинов. и хор морских голосов.

26. Смотрим видео, как дельфины умеют танцевать и рисовать.

27. Читаем ребенку стихотворения про дельфинов. Я рассказывала первое и третье стихотворения наизусть сыночку за обедом.

28. Смотрим презентацию “Дельфины”.

29. Пробуем выполнить упражнение “Дельфин”.
Обхватите руками голову, приложив пальцы к вискам и верхней части лба. Локтей и предплечий от земли не отрывайте. Затем медленно вставайте, поднимая середину туловища и опираясь частично на лоб и локти, частично на носки. Поднявшись, перенесите ближе к голове сначала одну ногу, потом вторую, так, чтобы ваше тело очертаниями походило на арку, как показано на рисунке.

30. Для малышей до полутора лет предлагаю простую пальчиковую игру “Медузы”:
Пальчиковое стихотворение “Медузы”.
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу. (складываем ладошки друг с другом)
Выгнем щупальца сильнее- (растопыриваем пальчики)
Вот как гнуться мы умеем! (хлопаем в ладоши)

31. Для детишек от полутора лет – пальчиковое стихотворение “Краб”:
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). “Машем”ими в воздухе.
И за рыбками ныряет,
Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем волнообразные движения.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой…
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, “открываем и закрываем рот” крокодила.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.
А под пальмой…

32. Включаем фоном классическую музыку Малыш у моря. и делаем с ребенком аппликацию из пластилина “Морское дно”. Мы делали эту работу, когда сыночку был ровно годик. Абсолютно доступная техника.Возьмите лист цветной бумаги А4, дайте малышу синие и голубые краски и кисточку – он создаст фон (морскую пучину). Затем работайте с разноцветным пластилином: рыбок и осьминожек делаем техникой надавливания и размазывания пластилиновых шариков. Так же можно сделать и флаг у корабля.Детки постарше могут делать более интересные макеты (с морскими коньками, медузами, китами и дельфинами). Если у вас есть настоящие ракушки, можно выложить ими дно крышки от коробки, вдавив их в слой пластилина или соленого теста. Затем на дно прилепить пластилиновые водоросли и рыбок.

33. А теперь пришло время повторить цвета. Посмотрите веселый мультфильм “Осьминожки”. К слову, у нас он не пользуется большой популярностью, но вдруг…

И выполните вот такую творческую работу. Прочитайте малышу стихотворение и предложите раскрасить детенышей осьминога. (раскраска в приложении). Поскольку маленький ребенок еще не умеет не вылезать за границы, мы раскрашивали каждого осьминожку на отдельном листе, затем я вырезала и наклеивала всех осьминогов на один лист.

Э.Успенский.
РАЗНОЦВЕТНАЯ СЕМЕЙКА.
Жил осьминог
Со своей осьминожкой,
И было у них осьминожков немножко.
Все они были
Разного цвета:
Первый – зелёный,
Второй – фиолетовый,
Третий – как зебра,
Весь полосатый,
Чёрные оба-
Четвёртый и пятый,
Шестой – тёмно-синий
От носа до ножек,
Жёлтый-прежёлтый –
Седьмой осьминожек,
Восьмой –
Словно спелая ягода,
Красный…
Словом, не дети,
А тюбики с краской.

34. Играем в логическую игру “Найди пару”..
Как известно, в море много животных с известными ребенку названиями: морской слон, морской котик, морской конек. Задача малыша разложить карточки с изображением “земных” зверей рядом с соответствующей парой из морских жителей.

35. Читаем ребенку сказку А.С. Пушкина Золотая рыбка“.
Можете показать ребенку мультфильм. Я, например, за завтраком рассказала ребенку сказку, затем мы с ней играли, инсценировали, а за обедом включила к ней мультик.

Инсценируйте сюжет сказки.
1. Старуха сидит в избе, горюет, что разбито корыто. Старик ловит рыбу у Синего моря.

2. Рыбка исполнила желание старухи. Старик вернулся домой, видит вместо избы – дворец.

3. Старуха в шелках, мехах и драгоценностях, столбовая дворянка.

36. Следующая игра, хоть и не относится к морской теме, все же напрашивается на сказку о золотой рыбке. Логическая игра по принципу лото “Какие бывают дома”., а заодно и посмотреть презентацию Дом-жилище человека.

Для детей постарше очень рекомендую обыграть сказку “Золотая рыбка” и сделать тематическую недельку по этой сказке. Сценарии игр здесь.

Вот, пожалуй, все, что мы сделали с сыночком по теме “Море”. Я считаю, что именно такие занятия следует проводить с детьми до трех лет, поскольку деткам постарше становятся интересны сюжетно-ролевые игры, и этим надо активно пользоваться. Чудесная тематическая неделька “Моряк”, например, была организована Татьяной для ее дочки Кати. Татьяна щедро делится своими материалами и рассказывает о том, как повторить их увлекательное морское путешествие на сайте своего блога “Это интересно“.

7 комментариев

  • BelLechka:

    Юля, какая интересная неделька у вас получилась! и такая разнообразная! у нас море- это морские обитатели, а у вас и корабли и Пушкин… пират- вообще суперский! какую следующую недельку ждать?

    • Юлия Соловьева:

      Спасибо. Сейчас мы с сыночком активно празднуем Масленицу. Возможно, позже выложу описание наших игр. Будет уже не совсем актуально, по опыт можно использовать в следующем году.

  • Ксения:

    Юлия, спасибо за грандиозные идеи! Мне особенно понравилась ваша фантазия с настоящим морским дном в ванной! 🙂
    Подскажите, какой возраст у вашего сыночка? Поражаюсь его усидчивости в выполнении аппликаций и рисовании..

    • Юлия Соловьева:

      Ксения. спасибо за добрые слова. Лукаше 1 год и 7 месяцев. Про усидчивость – это Вы преувеличиваете, в творческих заданиях максимально его терпения хватает на пять минут:) Правда, рисовать он готов сутками.

      • Ксения:

        Пять минут- этого много! Моему Ванютке 1,5 года. Ужасно не любит когда его руки пачкаются. Будь это краски, клей, соленое тесто… не знаю что с этим и делать. Все творческие занятия проходят ну максимум за минуту. Зато у него хорошо развита зрительная память и внимание 🙂

        • Юлия Соловьева:

          Ксения, а вы кисточкой рисуйте. В каком возрасте сынок Ваш начал рисовать пальчиковыми красками? Есть версия, что у деток формируется неприязнь к “грязным” рукам, если пальчиковые краски были введены поздно (после 8 месяцев). Мы рисовали пальчиковыми красками с 4 месяцев и до одиннадцати, в 11 месяцев я впервые дала сыночку кисточку и гуашь, с тех пор рисует исключительно кисточкой и гуашью, иногда акварелью. Пальчиковые краски ему стали неинтересны.

  • Юлия Соловьева:

    Лен, бои у нас обусловлены тематикой. Просто разыгрывали традиционные масленичные забавы. А в обычной жизни мы игрушки тоже обнимаем, кормим, спать укладываем. Мы с животными не деремся, бросать разрешаю только мячики и кубики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *