· ·

Максим

16 июня 2017

Комментариев нет

Главная Обо всем Психическое развитие ребенка в раннем возрасте

Полноценное развитие ребенка в раннем возрасте

В своем развитии психика ребенка проходит ряд этапов, значение которых переоценить трудно. Каждый из них чувствителен для развития определенных психических структур. На каждом возникает что-то новое, что значительно влияет на развитие человека. Ранний возраст — период развития от года до трех, отличающийся рядом особенностей.

Особенности периода

Ребенок в этот период своей жизни развивается быстро, скачкообразно и неравномерно. Это касается как физического, так и психического развития, связь между которыми довольно ощутима. Периоду раннего детства характерна потребность двигаться, нестабильность нервной системы и слабое развитие тормозных механизмов, что приводит к перевозбуждению и перегрузке нервной системы. Эмоциональное состояние — не устойчиво, отсутствует контроль внимания, ребенок легко отвлекается. Но при всем этом легко поддается обучению.

Механизмы развития

Кризис трех лет и особенности периода развитияКаким образом происходит развитие ребенка? На каждом возрастном этапе есть своя ведущая деятельность, благодаря которой происходит трансформация психики и подготовка ее к новым этапам развития. В психике ребенка, осваивающего эту деятельность, формируется центральное новообразование. По окончанию любого возрастного этапа наступает кризис. Кризисные периоды возникают как следствие конфликта, когда существующая ситуация больше не удовлетворяет внутренние нужды ребенка и он ее перерастает.

 

Раннее детство наступает после кризиса одного года, вследствие которого распадается ситуация «Мы» и ребенок отделяется от матери. Уходит необходимость в тесном эмоциональном контакте. Взаимодействие со взрослыми меняет характер, теперь его основа — практическое сотрудничество.

Взаимодействие со взрослым как средство развития

Наблюдая за членами семьи, маленький человек учится и развивается, изучает характер окружающих его предметов посредством игры. Появляются проблески осознания себя как отдельного существа, совершенно меняется поведение. Малыш самостоятельно изучает пространство вокруг: идет куда хочется, заставляя взрослого следовать за ним. Начиная самостоятельно передвигаться, он раздвигает рамки своего мира и возможностей, перестает целиком зависеть от взрослого. Почти всегда в начале самостоятельных действий имеет место такая ситуация: маленький человек берет взрослого за руку, ведет к интересующему предмету, потом берет за часть тела (рука, нога, палец) и требует произвести какую-то манипуляцию с желаемым объектом (нажать, открыть, одеть). Психическое развитие следует за обучением. Использование возможностей взрослого позволяет ребенку развиваться. Некоторые вещи он делает сам, а кое в чем — нужна помощь, чтоб научиться делать это самостоятельно. Данный феномен называется зоной ближайшего развития. Изучая и исследуя окружающую среду, ее свойства, ребенок развивает наглядно-действенное мышление. Он учится и приобретает опыт физически влияя на игровую ситуацию, повторяя многократно действия с предметами. Развитие коры головного мозга напрямую влияет на мышление, память, восприятие, воображение. Ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная. Малыш постоянно пробует самостоятельно питаться, пить, одеваться, убирать. Видя как родители обращаются с предметами, он начинает повторять увиденное, пытается всеми способами копировать взрослого. Выражается это в интересе к домашним делам, к одеванию, готовке, действиям с посудой, столовыми приборами, едой. Тесную связь имеют мышление и восприятие. Первое развивается за счет второго. Восприятие связано с такими мыслительными операциями, как классификация, обобщение, подведение под понятие и др.

Особенности речи

В этом жизненном периоде закладываются речевые навыки. Начиная со второго года существования малыш выражает свои потребности односложными предложениями. Если ребенком заниматься — речевые навыки будут совершенствоваться, предложения — усложняться. Происходит овладение разными способами коммуникации:

  • речью — развивается словарный запас, ребенок строит сложные предложения в 5-6 слов;
  • мимикой — ребенок использует улыбку, контакт глаз, хмурится;
  • экспрессией тела — движения, прикосновения, позы. Меняется функция речи. С указательной она становится обозначающей. К трем годам в пассивном словаре находится больше тысячи слов, ребенок строит сложные предложения.

Кризис трех лет

В конце третьего года приходит кризис, именуемый кризисом трех лет. Кризис обуславливается новыми потребностями ребенка и центральным новообразованием — стремлением быть самостоятельным, «я — сам». Он осознает себя как личность, появляются признаки темперамента, закладываются основы для личностного становления, появляется самооценка. Все это — предпосылки к кризису. Его признаки — строптивость, упрямство, своеволие, негативизм, деспотизм, протест и обесценивание требований взрослых. Система ценностей малыша терпит кардинальные изменения. Теперь он хочет чувствовать ценность собственного мнения, свою важность. Негативные реакции направляются не на самого родителя, а на его требования к ребенку, который обычно хочет намного больше, чем может. Возникает потребность жить со взрослым общей жизнью, быть задействованным, иметь право выбирать самому. Справиться с кризисом возможно приобщая ребенка к игре, где он в полной мере может стать «как взрослый».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2013-2016, KidsMI.ru ® Все права защищены.

Перепечатка и использование любых
материалов только с разрешения
редакции: kidsmi@smartfoxclub.ru