Сегодня разгорелась дискуссия в Facebook, в которую я не смогла не вмешаться. По ходу написания комментария «Остапа понесло», и он получился настолько объёмным, что я решила вынести его в отдельную статью.

Итак, вопрос адресовался мамам, водящим детей в детские центры, и звучал следующим образом: «Интересуетесь ли вы, и важно ли вам, какое образование у человека, который ведёт занятия у ваших детей? Т.е. имеет ли он вообще право, подтверждённое дипломом, преподавать ту или иную дисциплину?»

И далее пример от автора вопроса: «Я столкнулась в своей профессиональной сфере с такой ситуацией, когда музыкальные занятия могут вести люди, окончившие только музыкальную школу. Т.е. У человека нет профильного образования и опыта работы в этой сфере (там диплом и работа в сфере то ли экономики, то ли юриспруденции),  но просто в декрете девушка, например, решает, что может идти и учить творчеству, точнее, музыке, не получая для этого специального образования (времени нет). И спрашивает у меня, как я веду свои занятия, признавшись, что ей не хватает ни знаний, ни опыта. Лично для меня это нонсенс. У меня у самой музыкально-образовательный проект, но к его созданию я пришла, окончив Московскую Консерваторию с отличием, став членом Союза композиторов, проработав в сфере музыкального образования с 2006 года. И мне кажется,что так не должно быть, когда человек по сути «тренируется» на детях и родителях, которые не в курсе, что уроки ведёт у них любитель. Но с другой стороны, получается, и самим родителям не важна профессиональная квалификация педагога? В музыкальных колледжах и пединститутах есть год педпрактики, где студенты под руководством опытных преподавателей учатся учить, и, главное, родители там в курсе, что ведёт у них ещё не профессионал, и, кстати, эти занятия бесплатны. Понятно,что учитель — это не только корочка об образовании, но уж больно такой подход в стиле всяких книг «как заработать творчеством» напоминает мне вот такую картинку, и результат такого «образования» тоже как-то удручает. Хотя почему-то некоторые считают, что для того, чтобы учить, например, музыке самых малышей, не надо специальных знаний.»

Вот что я хочу сказать по этому поводу.

Думаю, могу ответить на эти вопросы как педагог, основатель и ведущий методист международной сети детских развивающих центров SmartFox с авторской методикой, в том числе лично проводящий отбор, обучение и аттестацию педагогов сети. Курс раннего музыкального развития с 6 месяцев до 3 лет, как ты знаешь, у нас тоже есть.

Да, это совершенно ужасно, что сейчас на рынке детских центров творится полный беспредел с развивающими занятиями, которые ведёт неизвестно кто, неизвестно как, без всякой методики, системности, без образования и вообще понимания, что и зачем он делает. И такое сплошь и рядом, в каждом втором детском центре. Благо, не в каждом первом. Да, это беспредел, который надо остановить. Но…

 

Дело в педагогическом образовании? И только ли о педагоге речь?

Дело тут уж точно не в пед. образовании. Совсем. Выпускник пед. вуза о педагогике с практической точки зрения знает столько же, сколько выпускник школы из математического класса о медицине. Плавали, знаем. Все эти педагогические теорпредметы и школьные практики для галочки не имеют никакого отношения к реальной жизни. А уж к раннему развитию – тем более (даже если специальность – дошкольный педагог). В педвузах НЕ УЧАТ работе с маленькими детьми!

В любом учебном/развивающем курсе есть две составляющие: методика (включающая концепцию, создание/подборку и структурирование учебных материалов, поурочное планирование, подбор реквизита) и непосредственно ведение занятия. И для начала надо понять, о ком мы говорим: о методисте, педагоге или педагоге-методисте, проводящем работу полного цикла, от идеи курса до её воплощения в виде проведения занятий.

Для выполнения задач методиста и педагога требуются совершенно разные качества, которые могут совмещаться в одном человеке, а могут не совмещаться. Точнее, методист должен быть практикующим педагогом и сочетать в себе всё, а вот педагог методистом быть не обязан.

Методика должна создаваться опытным педагогом высочайшего уровня, на основе его профессионального и личного опыта, огромного багажа знаний и фонтанирующего креатива. Но таких людей, способных совместить в себе всё, не много, и масштабируется методика путём передачи знаний, приёмов, методических рекомендаций, поурочного планирования другим педагогам.

Что нужно педагогу, на руках у которого есть подготовленные профессионалом, разжёванные, разложенные по полочкам, поминутно расписанные материалы проведения занятий вкупе с тренингом и рекомендациями от методиста (а при необходимости и с прохождением аттестации)? Наличие или отсутствие диплома о педагогическом образовании такому педагогу ничем не поможет ВО-ОБ-ЩЕ. Наличие даже может навредить, если методика прогрессивная, а взгляд уже «зашорен» советской «классикой». Для работы с детьми по эти материалам ему нужна ХАРИЗМА, грамотная речь, желание работать с детьми и умение находить с ними контакт. При определённых обстоятельствах, в зависимости от предмета, ему также может понадобиться наличие музыкального слуха, чувства ритма, умение рисовать или более узкопрофильные знания/образование. И основываясь на своём опыте, я могу очень твёрдо заявить: ДАЛЕКО не каждый человек с пед. образованием в состоянии работать с детьми – многих «педагогов» вообще категорически нельзя к детям подпускать; и отсутствие пед. образования совершенно не говорит о том, что человек не сможет работать с детьми – тогда бы и для материнства требовалось пед. образование.

 

Про кандидатов

Я регулярно собеседую десятки кандидатов в педагоги и прихожу в ужас от того, какие кадры с пед. образованием ко мне приходят. Волосы на голове шевелятся. Естественно, не все такие, но их очень много. И напротив, сколько приходит настоящих самородков с образованием, не имеющим никакого отношения к педагогике.

В нашем случае все педагоги вначале проходят жёсткий отбор по критериям, о которых я напишу ниже, затем проходят обучение ведению занятий по нашей программе, устную аттестацию, просмотр уроков и практическую аттестацию (ведение уроков по каждому направлению с последующим «разбором полётов»). На выходе мы получаем педагога-универсала, ведущего все 6 наших базовых направлений, от творчества и физического развития до музыкального развития и танцев. После этого они начинают вести занятия по строго, поминутно прописанным профессиональными методистами планам уроков, без всякой отсебятины. За них продумано всё, им предоставлено подробное поурочное планирование и реквизит, а их задача – ведение уроков с драйвом, удержиая внимание и заинтересовывая детей, «зажигая», а также со строгим соблюдением всех требований и алгоритмов (как вести себя, если урок пошёл не по плану – это тоже алгоритм).

И для педагогов, работающих по этому подходу, не нужно педагогическое образование. Точнее, не критично его наличие или отсутствие.

Одни из самых ярких педагогов в истории компании – звукорежиссёр, биохимик, экономист, журналист. Конечно, есть у нас и великолепные педагоги с педагогическим или лингвистическим образованием. Все эти педагоги ведут ОДНОВРЕМЕННО занятия по направлениям физическое и интеллектуальное развитие, творчество и окружающий мир, музыкальное развитие, танцы (смесь ритмика, фитнеса и национальных танцев разных народов мира), страноведение, творчество с элементами базовых школьных навыков, все эти направления – на английском языке, с полным погружением в языковую среду. Но образование – это то, на что я при отборе педагогов для наших программ не смотрю вообще. Мои обязательные требования, которые я проверяю на собеседовании, а затем отслеживаю в процессе аттестации и испытательного срока:

— Свободный грамотный английский (и по этому критерию отсеивается большинство лингвистов – с дипломом лингвистического вуза и опытом преподавания, но абсолютно безграмотным языком);

— Харизма, эмоциональность;

— Наличие муз. слуха (да, они на собеседовании поют, ещё и перед другими кандидатами, и как хорошо знакомые песни, так и малознакомые);

— Наличие чувства ритма (и маракасами гремят, и танцуют);

— Стрессоустойчивость, раскованность, умение подстраиваться под нестандартные ситуации;

— Гибкость мышления, отсутствие страха перед сложностями и готовность учиться новому и подстраиваться под нестандартные подходы;

— Желание работать с детьми.

Меня волнуют эти критерии, а не их образование.

 

Об уроках музыкального развития для малышей и об английском

Обучение музыке с академическим подходом, с изучением нот и музыкальных понятий, и занятия по музыкальному развитию малышей, тем более по готовым скриптам – это очень разные подходы. Для того, чтобы отстукивать с малышами ритм песни перкуссионными инструментами или повторять ритмические рисунки, и делать это с энтузиазмом, заряжая детишек любовью к музыке, или танцевать под музыку с зонтиками, помпонами или другим реквизитом, стремясь к тому, чтобы малыши прочувствовали ритм музыки через движение, нужно не музыкальное или педагогическое образование, а чувство ритма, харизма и любовь к своему делу. Для того, чтобы проигрывать заранее известную мелодию на чайм барах, пропевать её и мотивировать малышей сделать то же самое, имея скрипт, в котором прописано, по каким чайм барам стучать, или учить малышей определять высокие и низкие звуки с помощью различных инстрментов, нужно не муз. или пед. образование, а музыкальный слух, харизма и любовь к своему делу. Для того, чтобы проделывать всё вышеназванное на английском языке, нужно вдобавок к чувству ритма, муз. слуху, харизме и любви к детям ещё свободное, грамотное владение языком.

Недалеко от нас ведёт английский для малышей женщина, которая защитила кандидатскую по преподаванию английского 2-летним детям. Родители от этого кандидата наук в ужасе идут к нам, на занятия англоязычными развивашками к биохимику и экономисту, к которым дети летят «на всех парах».

Другой профессиональный педагог, который пишет диссертацию по обучению английскому малышей, спрашивает, по какому учебнику ей учить английскому своего 2-летнего ребёнка… Писать диссертацию об обучении иностранным языкам малышей без малейшего представления о создании языковой среды! Я даже комментировать ничего не могу про этих кандидатов наук, получающих учёные степени в областях, в которых мои 22-летние ребята, некоторые из которых даже образования в этой сфере не имеют, разбираются в миллион раз лучше.

 

Выводы

К чему вся эта простыня? К тому, что методику должен разрабатывать профессионал в данной области (но и здесь есть исключения — например, гениальная Ольга Львовна Соболева, которой именно отсутствие педагогического образование и мышление математика позволили прийти к совершенно нестандартным подходам к обучению языкам, дающим непревзойдённые результаты), а критерии хорошего преподавателя не имеют никакого отношения к тому, имеет он образование и учёные степени в данной области или не имеет никаких бумажек, но является Учителем с большой буквы.  В этом уравнении гораздо больше переменных, чем дипломы.

Дарья Тимощук

Основатель международной сети англоязычных центров раннего развития SmartFox

One Comment

  • Александра:

    Дарья, я так счастлива, что наткнулась на вашу статью. Я являюсь как раз таки самородком с огромной страстью желающей работать с детьми. От окружающих постоянно слышу восторженные комментарии по поводу моего таланта находить общий язык и обучать детей в игре просто и быстро. Моей дочери два года, мы ходим в разные центры и нигде не были дважды…. К сожалению, я вижу там педагогов неспособных заинтерсовать и удержать внимание, подстроиться под аудиторию и пр… Каждый раз думаю, что мы дома интереснее занимаемся, при этом многие родители даже не оценивают. Как будто для галочки ходят в развивайку. Согласна со всем, что вы написали. И еще хочу добавить, что планка у самих родителей крайне низкая и именно это дает жизнь множеству бездарных псевдо развивающих центров, педагогов, и занятий…..

    В вашем центре уникально то, что вы застрахованы от “отсебятины” четко прописанными скриптами.
    Я рада и вдохновлена вашим опытом. Желаю успехов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *