Сегодня я расскажу о следующем этапе творческого проекта Евгении Леоновой «Сказки Чуковского» и конкретно о том, как мы играли со сказкой «Телефон» в рамках теории решения изобретательских задач. Наш первый опыт применения ТРИЗ на практике — игры по сказке «Муха — Цокотуха» — доказал, что подобные занятия Луке нравятся, проходят весело и с пользой. Поэтому я решила продолжать в том же духе:) Итак, вот, что у нас получилось.

У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!

Стал искать для слона шоколад,
Не нашел, но на полке стоят:
Два лимона, чеснок, три помадки,
Чем слону заменить шоколадку?

Выбор сразу пал на помадку. Затем я попросила объяснить, почему не лимон, не чеснок. Выяснили, что лимон кислый, чеснок горький, а помадка сладкая, как и шоколад.

А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
— Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
— Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
— Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждем, не дождемся,
Когда же ты снова пришлешь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!

Что ж, надо искать калоши,
Хорошие или поплоше?
У кого-то я видел много калош,
На кого ж этот кто-то похож?

 

Так как книгу Вадима Левина «Глупая лошадь» мы знаем очень хорошо, других ассоциаций не возникло, калоши взяли у лошади (предварительно слепили их из пластилина).

А потом позвонили зайчатки:
— Нельзя ли прислать перчатки?

Но перчаток -то не оказалось,
Только шарфики, шапки остались,
Варежки, гольфы, носки и чулки,
Что отправить мне им? Помоги!


Из всех имеющихся вещей Лука сразу выбрал две пары варежек, объяснив, что именно они смогут заменить зайчикам перчатки. Повторили, какой предмет одежды на какой части тела носится.

А потом позвонили мартышки:
— Пришлите, пожалуйста, книжки!

Уточняю: какие книжки?
— Все про все, — говорят мартышки.
— Что все? — продолжаю я.
— Про моря, леса и поля,
Про водопады, вулканы,
Про реки и океаны.
-Ты не знаешь, какие книжки
Нужны этим умным мартышкам?


С энциклопедиями мы давно знакомы, периодически пополняем энциклопедическую литературу новыми экземплярами. Я была уверена, что Лука выберет именно энциклопедию, но у него появились сомнения между Библией и энциклопедией. И тут я поняла, что сделала ошибку, положив Библию. Надо было положить какую-нибудь другую книгу, например сказку или раскраску. А так его вопрос: «А разве в Библии нет про все, все, все?» поставил меня в тупик:)

А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
— Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только «му» да «му»,
А к чему, почему —
Не пойму!

Оказалось, что это совсем не медведь,
А кто это был? Сам, попробуй, ответь.
Я только тебе повторю,
Что он все мычал: му-му-му…


Еще раз повторили, кто как разговаривает.

— Повесьте, пожалуйста, трубку!
А потом позвонили цапли:
— Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!

О бедные, бедные цапли,
Я, конечно, пришлю для вас капли,
Но не знаю, какие нужны для того,
Чтоб живот не болел, не крутило его…
Буду я тебе капли сейчас называть,
А ты говори, для чего их давать.
Носивин? -Для носа
Уховин? — Для уха
Ротовин? — Для рта,
Что же для живота?

А вот тут, наоборот, я не ожидала, что Лука легко образует новое слово по аналогии с данными моделями словообразования. И поэтому была очень удивленна, когда он сразу же ответил: «Животин»:)

А потом позвонила свинья:
— Пришлите ко мне соловья.
Мы сегодня вдвоём с соловьём
Чудесную песню споём.

Ну откуда же взять соловья?
Не роща же тут у меня!
Посоветовал бедной свинье
Я отправиться в лес при луне.
Возвращается утром она:
-Не нашла я в лесу соловья.
Подскажи, мы ж с тобой не враги,
Как его отличить от других?


Из всех фотографий Лука выбрал фото соловья, мы обсудили его размеры, цвет оперения, форму клювика. Затем я попросила назвать других птичек с картинок, поговорили о том, кто на кого похож, кого с кем можно спутать и какие у птичек отличительные особенности.

И снова медведь:
— О, спасите моржа!
Вчера проглотил он морского ежа!

-Позвольте, но надо спасать не моржа,
А бедного, съеденного ежа!
Как же достать нам морского ежа,
Из живота ежееда моржа?


Тут Лука сразу принес свой чемоданчик доктора и стал проводить моржу операцию. Доставал ежа, сделанного мной на скорую руку из каштана и пластилина.
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.
А недавно две газели
Позвонили и запели:
— Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?
— Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели!

И тот час же две газели
Побежали на качели,
Убедились, что качели
Не сгорели, уцелели.
Но качаться на качелях
Неудобно двум газелям,
Выбирали две газели
Только парные качели.
Посмотри и покажи,
Те, которые нужны.


А вчера поутру
Кенгуру:
— Не это ли квартира
Мойдодыра? —
Я рассердился, да как заору:
— Нет! Это чужая квартира!!!
— А где Мойдодыр?
— Не могу вам сказать…
Позвоните по номеру
Сто двадцать пять.

Кенгуру вдруг вздохнула:
— А может,
Не один Мойдодыр мне поможет?
Может, поможете Вы?
Мой сыночек не любит купаться,
А любит лишь в лужах плескаться.
Что с ним будет, если его не мыть,
И зубы не чистить, и ногти не стричь?

 

Ответ был такой: «если не стричь ногти — они будут орлиные, если не чистить зубы — кариес придет, если не мыться — Мойдодыр заставит».

Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть…
Но только я лег —
Звонок!
— Кто говорит?
— Носорог.
— Что такое?
— Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
— В чем дело?
— Спасите!
— Кого?
— Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото…
— Провалился в болото?
— Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете —
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!!

— Стоп! В болото упал бегемот?
Непременно он скоро всплывет.
НестрашнО бегемоту болото,
Он обычно в болоте ___________ (живет).


Это чисто лингвистическая загадка. Вариантов много: живет, плывет, поет, встает…Но логичным является «живет». Луке этот вариант тоже показался самым логичным.

Напоследок — небольшое видео. После наших игр, я просила у Лукаши, какое животное из сказки он хотел бы нарисовать. Получила ответ: «Моржа, который проглотил морского ежа».

Скачать материалы к играм.

 

12 комментариев

  • Юля, большое спасибо за продолжение в Вашем стиле! Читала с удовольствием!
    мне только кажется что в этих строках Подскажи, мы ж с тобой не враги,
    Как ее отличить от других? должно быть ЕГО — если речь о соловье. Уж простите за критику))).
    И видео посмотреть не смогла — стоит, как личное — нет доступа. Игру отправила по почте.

    • Юлия Соловьева:

      Евгения, большое спасибо за игру. Видео открыла. Ваше замечание к месту, конечно, «его», исправила.

  • Екатерина:

    Действительно, классное продолжение! Интересная у Вас получилась картина. Спасибо, что поделились своими играми.

  • Майя:

    Юля! Просто супер!
    Мне ну ооочень понравилось!
    Ты гений!!!
    Обязательно повторю! Моя дочка обажает Телефон) и всего остального Чуковского!
    Ещё Женин проект гляну — что-то я все пропускаю(
    Спасибо тебе!!!
    Вы супер!

    • Юлия Соловьева:

      Майя, спасибо! Очень рада, что тебе понравилось. Ты — человек очень творческий, твоя высокая оценка для меня чрезвычайно приятна:)

  • мария:

    Юлия, спасибо! Это что-то новенькое для нас, предвкушаю очень оригинальное занятие. про ТРИЗ слышала/видела, но не вникала… присмотрюсь, спасибо за пинок))

  • Лилия:

    И снова — ТРИЗ! Спасибо, Юленька! Отличные занятия у вас вышли. И за игры — Спасибо! Всегда с уважением.

  • Viktoria:

    ОЧЕНЬ понравились ваши занятия. С одной стороны они мне понятны и симпатичны, с другой необычны чем и привлекательны. Мы ТРИЗ не занимаемся, поэтому прочитав сейчас вашу интерпретацию игры по произведению «Телефон», поймала себя на мысли, что мне бы такое в голову не пришло, а ведь как просто и интересно.

    • Юлия Соловьева:

      Виктория, спасибо. Такие занятия полезны тем, что развивают творчески мышление ребенка, учат мыслить нестандартно, ломают стереотипы. Учат быть находчивым, открывают в ребенке новые возможности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *