Давайте поговорим о том, как знакомить малыша с основными законами логики. Прежде всего необходимо быть логичными родителями, логично поступать и логично говорить с ребенком. Мне, например, очень близки принципы общения родителей с детьми, изложенные С. Люпан в ее книге «Поверь в свое дитя». Позвольте процитировать их вам:
«Не лгите. Если обстоятельства вынуждают вас солгать в присутствии ребенка, объясните ему в дальнейшем, почему вы считали необходимым так поступить.
Пусть ваши слова не расходятся с делом. Если вы делаете сами то, что запрещаете ребенку, объясните ему разницу между тем, что позволено детям, а что — взрослым.
Выполняйте свои обещания. Не обещайте того, что вы не в состоянии исполнить. Если же вы что-то пообещали ребенку и забыли, извинитесь перед ним, когда он или вы об этом вспомните.
Исключения. Объясните ребенку разницу между правилами без исключений (например, нужно давать руку взрослому перед переходом улицы) и теми правилами, отступления от которых возможны. Покажите ему, что исключение потому и исключение, что случается редко: «Один раз — это не каждый раз, однажды — не всегда!»
Никогда не говорите: «Это не детское дело, ты все поймешь, когда вырастешь». Так можно навсегда погасить любопытство ребенка и его желание узнавать новое. Любую проблему поверните таким образом, чтобы она стала в какой-то степени доступной детям. Ребенок как бы окружен окнами, заклеенными черной бумагой. Не нужно сразу срывать всю бумагу и ослеплять его ярким и неожиданно хлынувшим светом, но каждый раз, когда он замечает такое окно, помогите ему найти отклеившийся уголок бумаги, начав с которого, он в своем собственном ритме постепенно снимет ее всю. Если вы скажете малышу, что для него эти окна просто не существуют, он рискует провести свою жизнь в сумраке!
Разбивайте проблемы на простые элементы, чтобы ребенку было легче их понять.
Побуждайте малыша давать полные ответы. Не удовлетворяйтесь ответами односложными. Пусть ребенок повторяет новые слова, которые он слышит от вас, и объясняет вам их значение.
Делайте явные ошибки. Чтобы малыш лучше усвоил новые понятия, употребите их сначала правильно, а затем неправильно; если он не заметил ошибку, обратите на это его внимание. Например: «Человек очень скуп: он отдал нищему все деньги, которые были у него в кошельке!» Ребенок счастлив, реагируя на такое явное противоречие. Кроме того, подобные упражнения способствуют обогащению словарного запаса и развитию логики.
Ребенок должен понять свои ошибки. Когда малыш говорит что-либо неправильно, не ограничивайтесь простой констатацией его ошибки. Объясните, что привело к ней. Понять свои ошибки — наилучшее постижение логики.
Не бойтесь показать, что вы чего-то не знаете, впрочем, как и вашу радость от того, что вы узнали что-то новое. Если он расспрашивает вас о каком-либо историческом персонаже или мифологическом герое, о котором вы ничего не слышали, скажите: «Ой, я этого не знаю! Давай посмотрим в словаре». Ищите ответ вместе с ним. Покажите ребенку, как вы ищете, потом быстро прочтите статью про себя и расскажите ему самое интересное.
Оставляйте ребенку свободное время, чтобы он мог поразмышлять и привести в порядок свои новые знания».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *