В основном мамы хотят заниматься со своими детьми и готовы делать это почти с самого рождения. И зачастую единственная причина, по которой они перестают уделять раннему развитию столько внимания, сколько хотелось бы, — отсутствие времени.
Действительно иной раз как подумаешь, сколько дел ты переделала за весь день, сама себе удивляешься: и приготовить, и постирать, и пропылесосить, и пыль вытереть, и убраться в квартире, в игрушках так вообще по несколько раз в день приходиться убираться, и мужа не забыть, и себя в порядок надо привести, и самое главное — обеспечить ребенку правильный режим дня: умыть, накормить, одеть, выгулять, раздеть, накормить, уложить спать, опять накормить, развлечь, опять накормить, в конце концов помыть посуду, искупать ребенка и уложить спать. Какое уж тут раннее развитие! Ни Доману, ни Зайцеву и не снился такой круговорот хозяйства в природе.
Но выход есть. И я предлагаю найти его в практике совмещения раннего развития и ежедневных домашних обязанностей.
Я расскажу вам историю, а вы сами для себя решите правдивая она или сказочная.
Степаша проснулся. Мама подошла обняла, поцеловала, погладила, приласкала и спела утреннюю песенку. (коммуникативный интеллект)
Затем мама умыла Степашу, посадила его на диван и сделала ему массаж ножек, ступней, ручек. (телесно-кинетический интеллект) Потом мама взяла шишку и прочитала веселый стишок про ежика, водя ей по ладошкам Степаши. (лингвистический интеллект)
Степан побежал в комнату, где мама включила ритмичную музыку и они вместе стали танцевать, кататься на фитболе, изображать походки разных животных, прыгать и бегать по комнате. (телесно-кинетический интеллект)
После зарядки, Степан и мама отправились на кухню. Мама усадила Степу на его стульчик и дала три мисочки, в одной из которой была фасоль, во второй гречка, а третья была пустая. Степан занялся строительством дорожек из «крупяного гравия», а потом приехала полиция (полицейская машинка) и сказала, что сроить дороги на этом месте запрещено, и Степан разложил «материал» обратно по мискам. (лингвистический интеллект) Мама тем временем готовила Степану завтрак.
За завтраком мама рассказала Степану сказку, где добро победило зло, щедрость — жадность, а великодушие — малодушие. (внутриличностный интеллект)
После завтрака мама и Степаша отправились в комнату. На стенке висело смешное изображение «попа и собаки». Мама подошла к картинке и четко пропела: «Па-па-па-па-па-па, есть собака у по-па». Степан подхватил. (лингвистический интеллект).
Достали кубики Зайцева и написали слова «поп», «собака». Нашли в игрушках маленькую фигурку собачки и поставили ее на кубики «собака». Мама спросила у Степы: «а как лает собачка?» Степа ответил. А мама предложила выложить собачкину песенку из кубиков «ГА» и «В». (лингвистический интеллект). На все ушло 10 минут.
Стали мама и Степа собираться на улицу. Пока мама одевала сына, все время считала: одна ручка, вторая ручка, один рукав, второй рукав, одна рубашка, две варежки, одна куртка — двое сапог. (логико-математический интеллект)
А на улице снег — пробирались через сугробы, долго шли пешком, бегали на перегонки (телесно-кинетический интеллект), а потом увидели компанию Степиных ровесников на площадке и присоединились к игре (коммуникативный интеллект). Возвращаясь домой, накормили воробышков и голубей, понаблюдали за тающим в луже снежком, нашли елку и сосну и сравнили их шишки (естествоведческий интеллект).
Розовощекие вернулись мама и Степа с прогулки, разделись и на кухню. Мама дала Степе краски и пластилин. Пока она готовила сыну обед, Степа увлеченно рисовал красками и размазывал пластилин по бумаге (творческий интеллект). Отмыли стол, стул, стену, Степу, накормили последнего и баиньки.
Через пару часов Степа снова на ногах. И на горшок. Сидели 10 минут, и все 10 минут рассматривали репродукции из Третьяковки. Мама так интересно про каждую картину рассказывала, что Степе даже не хотелось сходить с горшка, хотя все дела были сделаны. (эстетический вкус). Поиграем? — Поиграем! Во что? — В цвета. Будем подбирать плашки по цвету, сажать бабочек на цветочки по цвету и еще много чего по цвету. А теперь принеси, Степа, большую матрешку, посади ее на большую машину, и про маленькую не забудь — покатай ее на маленькой машинке. (логико-математический интеллект) На все ушло 15 минут.
Завела мама музыку. Наигрались, теперь потанцуем. Дала мама Степе бубен, себе колокольчик взяла. Начали они отбивать несложный ритм по песенке Железновых, а потом сказку-щекоталку разыграли, сплясали веселую полечку, попели по ноткам распевку, а Степа подбежал к пианино и изобразил, как рычит медведь, как пищит мышка, стучит дятел и идет дождь. (музыкальный интеллект) На это ушло 15 минут.
А теперь маме пора дела делать. Степа помочь решил. Взял тряпочку и стал со стола вытирать, а потом и с пола ( и не важно, что тряпочка все та же, главное вытирает, главное помогает) — внутриличностный интеллект, потом весело пылесосили (бегая от зверя-пылесоса по всей квартире). (телесно-кинетический интеллект)
Пора ужинать. Снова Степа на стульчик, а мама за плиту. Пока мама ужин готовила, Степа сортер собирал, крупную мозаику выкладывал, пазлы. (логико-математический интеллект) И опять рисовал, только уже не красками, а восковыми карандашами. (творческий интеллект)
А потом пришел папа, папа сел со Степашкой на диван и стал читать ему про Зайку, ту самую книжку, которая так хорошо развивает эмоциональный интеллект. А после немного поэзии — любимая А. Барто, В. Берестов, В. Левин. (лингвистический интеллект). Пока читали, мама всю посуду перемыла.
Вот и купаться пора. В ванне Степа не скучал. Переливал воду из одной формочки в другую, играл с водяной горкой и мельницей, катал на кораблике гуся и утку. Плескался и шалил. (лингвистический интеллект + эмоциональный интеллект).
Перед сном, пока мама одевала Степашке пижамку, поила его кефиром и укладывала спать, Степа слушал Вивальди (музыкальный интеллект).
Уложила мама сына, вышла из комнаты и решила посчитать, сколько времени ушло у нее на игры со Степой. Оказалось — 40 минут. А сколько всего переделали! Пошла довольная мама делиться своей радостью с папой.
Светлана, спасибо. Это примерный «день», конечно, все индивидуально. Но основная мысль — максимально совмещаем и используем тайм-оптимизацию.
для меня больше похоже на сказку.. спасибо, не знала что существует такое разнообразие интеллектов!
Спасибо.
Мы почти так и проводим время, а иначе не получиться всё успеть. Изобилие интеллекта удивляет, я не знала о том, что именно так подразделяется, ещё раз спасибо.
Частично так и есть, но не каждый день)) Бывают дни совместного безделья. Что бы каждый день проводить так, нужно много энергии и энтузиазма, а когда помочь некому и занимаешься ребёнком одна, усталость берёт своё. Но думаю, это не страшно, главное в любой день при любом настроении показывать малышу свою огромную любовь и нежность, а остальное приложится.
Конечно, Анна. Любовь — основа всего. Если все выстраивать по графику и при этом напрягаться из-за того, что что-то не успеваешь, что игрушки не по зонам разложены или какой-то тип интеллекта недостаточно охвачен в занятиях, то состояние «загруженности» будет большой помехой к свободному, эмоциональной общению с ребенком. Так что основное условие всякого развития и воспитания — безусловная любовь.
Хотелось бы так проводить свой день, но моя дочка ни в какую не хочет заниматься «делами», которые предлагают ей родители. Усли уж и согластся «ежика одеть», то только под чутким рукородством мамы, а иначе все грибочки и ёжик улетят в неизвестном направлении.
Юля, что делать?
Виктория, есть детки которые не то, чтобы не действуют по инструкции, а даже наоборот, все делают наперекор. И таких большинство. Что делать? Да ничего не делать. Это их право. Главная задача нас, родителей, обеспечивать их безопасной развивающей средой, а что они будут делать в этой среде — решать им самим. И еще, если есть желание, силы и время, постарайтесь найти такие занятия, а точней способы привлечения внимания к занятиям, которые примет именно Ваша девочка. Иногда помогает схема: наиграться — заниматься. Того же ежика сначала можно кидать и бросать, например отправляя в Космос, а его иголки можно вынимать и ломать (например, «ежик у парикмахера»), а затем уже, когда ребенок вдоволь наиграется по «своим правилам», предложить ей сделать ежику новую прическу (воткнуть в него спички). И если ребенок примет игру, хвалить — хвалить и ее раз хвалить. А после этого опять запустить ежика в Космос или сделать то, что хочет ребенок в этот момент. А если дочка не примет Вашу игру, то и не настаивайте. Ведь развивать мелкую моторику можно и другими способами.
Юля огромное спасибо за статью. Я для себя неожиданно открыла вот что » надо меньше думть (да и новорить) о том что ни чего не успеваешь, а брать и делать! И все успеется и все получитя!!!» Почему то для меня это стало настоящим открытием. Спасибо еще раз.
спасибо огромное, действительно, сколько всего можно успеть! Но вот только мой малыш ни за что не желает сидеть в своем кресле, пока мама пытается заниматься своими делами, и обязательно съест пластилин или сгрызет карандаши, и закусит все фасолем и рисом — глаз да глаз за ним. Хотя может просто еще маленький (1,2 мес)
Элина, Вы не одиноки. Мой Лукаша с возрастом стал проявлять еще больше интереса к вкусовым качествам краски и пластилина. Поэтому творческие задания мы выполняем с ним вместе и не каждый день. Рисовать красками можем позволить себе только в выходные. Что касается игр на развитие мелкой моторики с крупами мелкими предметами — на самостоятельное изучение я предлагаю давать деткам достаточно крупные вещи, например, толстые макароны, а мисочки (если они никак не привлекают внимание) заменять маленькими грузовичками или красивыми коробочками с забавными личиками, чтобы хотелось накормить их, а не себя:) Мелкие крупы и пуговицы с бусинами перекладывать только вместе с родителями.
Юля,спасибо! мы стараемся жить в этом ритме и многое получается,примерно так наш день и выглядит,но сюда нужно добавить еще одного малыша.( правда минус посуда,у нас посудомойка),плюс работа на 3 часа через день,но минус прогулки( гуляют бабушка с дедушкой), плюс еще взрослая дочь,которой тоже нужно внимание,плюс зубы и бессонные ночи,но еще можно что-то сминусовать. я думаю,что очень многие мамы живут в подобном ритме.
Ольга, конечно, все индивидуально. Этот пример мамы Степы очень обобщенная модель, просто хотела показать общий принцип.
© Работаем с 2013 года, KidsMI.ru ® Все права защищены.
Перепечатка и использование любых
материалов только с разрешения
редакции: kidsmi@smartfoxclub.ru
Юля, большое спасибо! Очень интересно и главное, в тему: как раз последнюю неделю я вся в мыслях, когда все успевать и куда уместить все занятия! Катастрофически не успеваю!
А тут все по полочкам. Буду еще перечитывать этот день и стараться «вплетать» занятия 🙂