Главная

Как плодотворно распределить вечерние часы на двоих разновозрастных детей?

Здравствуйте, меня зовут Татьяна. У меня двое детей: Лидия 8 лет (1й класс) и Леонид 2 годика. Мой вопрос такой: Как плодотворно распределить вечерние часы на двоих разновозрастных детей?
У нас получается такая ситуация: учим уроки со старшей, малыша прогоняем, один заниматься не хочет. В это время он проказничает, беседуем с ним строго, потом и он заниматься не хочет — настроения нет, устал. Мама расстроена, дети тоже, идут спать.
Спасибо.

Татьяна, спасибо за интересный вопрос. Очень важно уделять достаточное внимание обоим деткам. Для старшей дочери сейчас сложный период (первый класс), адаптация к новому месту, новому коллективу, новым требованиям, новой социальной роли. Ей крайне важна Ваша поддержка и внимание. Правильно, что уделяете дочери время и помогаете с уроками. Однако и малышу нужно постоянное внимание, ведь ему всего два годика, в этом возрасте «играть самостоятельно» детки долго не могут, им нужно частое участие в играх родителей. Я бы посоветовала Вам как можно более плодотворно проводить время с малышом, когда дочка в школе: гулять, играть, проводить тематические занятия слушать музыку, танцевать, заниматься развитием речи, творчеством, развитием внимания, мышления, логики. Одним словом, «занятия» с младшим сыном сконцентрировать в течение первой половины дня. Далее, когда вы «садитесь за уроки» со старшей дочерью, постарайтесь занять малыша какими -то интересными для него играми или игрушками. Меняйте предлагаемые материалы каждые 10 минут или чаще, если малышу быстро надоела предложенная игра. Прогонять малыша не стоит, достаточно просто спокойно и серьезно сказать ребенку: «Ленечка, я должна помочь Лиде. Пока я буду ей помогать, ты будешь играть. Как только я освобожусь, мы вместе построим город/поплывем на корабле/слепим машинку/почитаем книжку и т.п.» Можете поделить время, отведенное на уроки с дочкой, на мелкие отрезки и после каждого отрезка посвящать 5-10 минут игре с сыном (кстати, для дочки тоже эффективней заниматься с небольшими перерывами). А чтобы «все было честно», купите песочные часы и поставьте их на время занятий с дочкой на видное место, чтобы и Вы «не увлекались», и Леня знал, что рано или поздно Вы в нему придете, и Лида училась самоорганизации и тайм-менеджменту. Я бы порекомендовала использовать песочные часы на 15 минут. Также я бы посоветовала вам не ругать Леню за то, что он проказничает, оставаясь один на один с собой. Это тоже нормально (смотря, конечно, что он делает), но стащить ваш органайзер из сумочки, высыпать содержимое шкатулки с бижутерией или высыпать из корзины лук — это точно не «провинность»,а всего лишь способ занять себя и удовлетворить свое любопытство. Предоставьте ему достаточный выбор игр и игрушек (кстати необязательно именно игрушек, можно предложить поиграть с фонариком, лупой, пластилином, магнитами и т.п.), в этом случае малышу не придется придумывать себе занятия самостоятельно. Ну и, конечно, в два года уже потихонечку надо приучать ребенка играть самостоятельно, без маминого участия, но под маминым присмотром. Вы с дочкой можете находиться в одной комнате, но не принимать активного участия в играх сына. И, последнее, я бы посоветовала Вам в конце дня устраивать совместные игры с детками, способствующие общению между ними и развивающие чувство эмпатии в обоих детях. Это поможет малышу понять, что сестра — не вредная девчонка, отнимающая у него маму, а родной и любимый человек, которому надо помогать, а дочка будет воспринимать младшего брата не как навязчивого и постоянно отвлекающего маму мальчишку, а как своего друга, за которого она как старшая сестра несет ответственность.