· ·

Юлия Соловьева

18 января 2013

15 комментариев

Главная Обо всем Выбираем развивашку

Прогуляйтесь по своему району. Сколько центров детского развития вы насчитаете в радиусе одного километра от своего дома? От пяти до пятнадцати. Какой колоссальный выбор и как мучителен при таком выборе вопрос: какое место самое лучшее?
К сожалению, единственным безошибочным вариантом выяснить это является посещение пробных занятий всех близлежащих развивалок. Но не станете же вы испытывать на прочность все пятнадцать. Да и малыш вряд ли воспримет эту идею на ура. Так как же быть, на что обращать внимание на рекламных листовках и стендах? — На телефонный номер. Больше не на что. Если посетить десяток подобных заведений проблематично, то дозвониться до всех кандидатов -дело нескольких минут.
Итак, мы не обращаем внимание ни на сияющие улыбки детей на рекламных флайерах, ни на коммерчески выгодные предложения, ни на внушительно звучащие фамилии основателей методик, которые крупными буквами выделяются на страницах сайтов развивающих центров, мы берем телефон и звоним.
— Клуб раннего развития «Ромашка». Елена. Здравствуйте!
Это нам сказал администратор, завлекающий новых клиентов на том конце провода.
— Здравствуйте, могу я узнать о занятиях в вашем клубе?
-Да, конечно, у нас занимаются детки с мамами от года до трех лет и самостоятельно от трех до шести, есть группы подготовки к школе, творческие студии, английский, детский фитнесс, мягкая школа, что именно вас интересует?
— Меня интересуют занятия для самых маленьких, моему ребенку два года, хочу, чтобы он развивался и общался со сверстниками.
— В настоящее время у нас отрыта группа вашего возраста. В группе как раз осталось одно свободное место. Занимаемся вторник — четверг с 11-00 до 11-45.
— Отлично, а что проходят детки на занятиях?
— Окружающий мир, музыкальные задания, рисование, аппликация, лепка, формы, величины, цвета, физкультминутки, задания на мелкую моторику.
— А кто ведет занятия?
— Профессиональный и опытный педагог.
— Спасибо. Запишите нас.
На первый взгляд основные вопросы выяснены, ответы нас удовлетворили и мы с чувством исполненного долга идем заниматься в «хороший центр».
И вот, что происходит уже на первом занятии. Малышей в возрасте от года до двух педагог сажает вокруг стола. Крохи в начале второго года жизни смирившись с обстановкой спокойно сидят на стульчиках, ибо слезть с них физически нереально для них — слишком высоко, но для педагога оно и к лучшему. Вторая половина «учеников» — детки ближе к полутора и двум годам упорно не хотят сидеть на стульях, они ловко встают и убегают от пытающихся поймать и силой усадить их на место мам. Суматоха, перебиваемая возгласами неповиновения, ломает стройный ход раздела «окружающий мир». Кто-то что -то увидел, кто-то что-то услышал, а кто-то и не слышал и не увидел, очень уж хотелось к манящей пожарной машине подбежать.
И вот все уже на полу. Музыкальное занятие. Педагог протягивает детям коробку с бубенцами, почему-то упорно называя их колокольчиками. Те, что постарше, хватают «колокольчики», те, что помладше, в недоумении ждут, когда инструмент им даст мама. Затянувшаяся пауза…педагог включает магнитофон с нужной записью Железновой. За это время особенно активные музыканты гремят бубенцами со всей силой, забивая первые ноты долгожданной песенки, и передают эстафету мамам самых маленьких в группе. Сами уже ищут себе новое занятие.
Опять за стол. Рисуем красками. Те дети, которые рисуют сами подвергаются критике педагога: «Не залезай за контуры, старайся». Те, за кого рисуют мамы, вообще ничему не подвергаются.
И снова на пол. Потанцуем. Движения под музыку. Малыши на руках у мам, детки ближе к полутора самостоятельно. Хлопают в ладоши, прыгают, топают в соответствии с текстом Железновой. Всеобщее ликование, но вот опять незадача — если маленькие танцоры вполне удовлетворены ограниченным подушкой танцполом, то продвинутые участники шоу замахиваются на площадь побольше, требуют больше свободы и проявляют больше инициативы, которая оказывается наказуемой.
За стол, изучать понятия «длинный — короткий». Педагог продемонстрировал две полоски цветной бумаги: длинную и короткую. Это дорожки, по которым топает ежик. Задача каждого — протопать ежиком по определенной дорожке. Малыши до полутора топают с мамой, после полутора — самостоятельно. Ежик всех приводит в дикий восторг, некоторые отказываются заниматься дальше, если ежик уйдет домой. Ежик остается. А детям дают полосочки поменьше, тоже длинную и короткую и клей — карандаш. С помощью мам каждый приклеивает дорожки себе на лист бумаги и топает по ним выданной ему мелкой фигуркой. Особенно активные дети смекают, что фигурки у всех разные, и испытывают непреодолимое желание потопать всеми имеющимися на столе фигурками. Внимание с математических понятий переключается на естественнонаучные: лошадка, слоник, барашек и т.д.
Аппликация. Надо порвать салфетку и заклеить пустое пространство нарисованного на белой бумаге воздушного шарика. Занятие нравится всем, и помладше и постарше. Справляются все либо с помощью мам, либо самостоятельно. Некоторых ассоциации уводят дальше и они начинают рвать салфетки, подбрасывая их в воздух, как настоящие воздушные шары, прикреплять к кофточкам рядом сидящих девочек — чем не брошка, кормить висящего на стене колобка, аппетитно причмокивая. Глядя на таких активистов, все смеются и занятие заканчивается на оптимистической ноте.
А теперь вопрос: если бы вы были мамой малыша, которому на прошлой неделе исполнился год, продолжили бы вы ходить в эту развивашку? А если бы вы были мамой двухлетки, как наша героиня из телефонного разговора? Наверняка, ответ в обоих случаях отрицательный. Почему? — потому что вы не получили самого главного — индивидуального подхода. Педагог шел четко по теоретическому плану, прописанному когда-то на листе, а сейчас в голове. Меж тем, в группах такого возраста без импровизации просто не обойтись.
А теперь давайте подведем итог и сделаем вывод. Выбирая развивашку по телефону следует выяснить только один самый главный вопрос: насколько гибко педагог подходит к занятиям, а еще лучше попросить к телефону самого педагога и задать парочку «проверочных вопросов». Например: «У меня близнецы, они очень расстраиваются, если люди их путают. Сможете ли вы запомнить, кто есть кто с первого раза?» И неважно, что близнецов у вас нет, на данном этапе главное — почувствовать, готов ли педагог к нестандартным ситуациям и как быстро он находит решения подобных задач. Даже если в вашем центре преподает сама вдруг воскресшая М. Монтессори, площадь игровой комнаты эквивалентна спортивной арене, в туалетах играет классическая музыка, но педагог «не вылезает за контуры», пиши пропало. Запомните, вы ходите не в центр, а к педагогу. И его личность — единственное, что по-настоящему имеет значение.

15 комментариев

  • elenamastinen:

    Отличная статья! Мы скоро собириемся идти в развивающий центр, после годика 🙂

    • Юлия Соловьева:

      Елена, очень советую выбрать центр после личного знакомства с педагогом. Не смотрите на методики, на антураж, общайтесь с человеком.

  • Анна:

    Мы вот уже полгода, а может и чуть больше ходим в школу раннего развития и уже вторую. Сначала мы с сыном (Матвею 1 год и почти 10 месяцев) пошли в школу Монтессори по рекомендации знакомой. И ходили наверно около 3-4 месяцев. Сначала мне и сыну очень нравилось, во-первых, это своего рода социализация для ребенка, что в новинку и для меня возможность увидеть других людей. И чем больше мы ходили, тем больше я убеждалась, что все это я делаю с ребенком дома и по сути ничего нового педагог не дает (а как потом оказалось, что у «педагога» даже не было ни педагогического, ни психологического образования, только какие-то курсы школы Монтессори). Да, это полностью мой косяк и я это признаю. На тот момент, как-то не задумывалась об этом. Кончено же я знакомилась с мамами другим малышей и мы общались уже не только на занятиях, но и в парке, потому что уже было лето и гулять стали больше, чаще и дольше. Мне рассказали о другой школе «Умка» и она меня заинтересовала. Сходили на пробное занятие и в итоге ушли из Монтессори в Умку. И сейчас я понимаю и вижу колоссальную разницу в школах. Вижу в новой школе систему, индивидуальный подход, вижу прогресс у ребенка, вижу его заинтересованность. Нас в группе только двое, мы ходим с девочкой, она младше на 8 дней, но задания ей дают сложнее, чем моему сыну. И я понимаю почему, потому что он пока сложнее не может выполнить, вернее не мог. Сейчас уже идет на ровне с девочкой. А в Монтессори, приходило человек по 5-6 человек и разница в возрасте была рт 3 до 8 месяцев!!!!!!! и как раз был такой хаос, как описано в статье. Скоро мы будет переезжать в другой город и передо мной встанет выбор школы. И мне очень жаль потерянного времени на бесполезную школу.

  • Юлия Соловьева:

    Ох, Анна, к сожалению, это беда нашего общества. Настоящих Монтессори — педагогов очень мало, но зато огромное количество псевдо — Монессори тренеров, как впрочем и псевдо-Монессори курсов, на которых не то что интерпретируют метод итальянского врача по-своему, еще и к материалам детей не подпускают. Да и многое другое. Если бы мы жили в другой стране, я бы в статье посоветовала в первую очередь пойти в центр Монтессори, именно так в истинном методе ребенку предоставляется свобода выбора занятий с сохранением общей дисциплины, которая держится на устойчивых принципах поведения в коллективе. Но пока у нас другая ситуация. Хороших центров мало, а педагогов и того меньше. Рада, что Вам удалось найти приличное место.

  • 4avella:

    Юлия, а что же делать тогда? В нашем небольшом городе есть подобный центр, ситуация подозреваю аналогичная описанной. Моей дочери год и неделя. В группе 8 человек( Я думала это нормально( Не ходить совсем? Заниматься дома? Как то расстроилась я(

    • Юлия Соловьева:

      Кстати в возрасте до трех лет нет никакой крамолы, если вы занимаетесь с ребенком сами и дома. Особенно если вы не ленитесь и уделяете развитию малыша достаточное внимание. В развивашки при такой маме ходят скорее для социализации, чтобы не расти «диким», однако естественная потребность в общении со сверстниками (в совместных играх) возникает ближе к трем годам. Если в Вашем городе, нет других вариантов и Вы хотите, чтобы ребенок учился общаться уже сейчас — ходите в Ваш центр, но не ждите особых результатов в развитии, обращайте по ходу занятий больше внимания на коммуникативные навыки. Учите малыша взаимодействовать с детьми в группе. Если же Вы перестанете туда ходить, больше общайтесь с детишками на площадках, организуйте для них совместные игры на улице, ходите в гости к сверстникам и приглашайте к себе.

  • Svetlana:

    Юлия, спасибо за статью! Мы так и не собрались ходить в развивашку, т.к. знакомая сказала, что там «учат» тому же, что можно и дома сделать, потешки всякие и т.п… И я решила пока подождать, тем более что занимаюсь активно. Но теперь поняла, что можно и попробовать, а пока не торопясь обзвонить центры, выяснив, какого размера группы собираются и какой там разброс возрастов… Честно говоря, «проверять» педагога по телефону, да и при личном разговоре даже не представляю как… Или скорее даже постесняюсь проверять, лучше попробовать и посмотреть).

  • Юлия Соловьева:

    Светлана, личное общение — самая лучшая проверка.

  • Елена:

    Как непрофессионалу протестировать педагога по телефону? От статьи была бы реальная польза, если бы Вы привели хотя бы несколько вопросов для тестирования, кроме того как не перепутать близнецов, да и на этот вопрос не понятно какого ответа ждать от «правильного» педагога. А так, нам простым смертным только и остается, что ходить и пробовать. Одно утешает, что ситуация, описанная в статье ( от 5 до 15 центров в радиусе километра) — это что-то из области фантастики по-моему. Хорошо если есть два-три. И еще из собственного опыта могу сделать вывод, что хороший педагог — это еще не 100% успеха школы. Очень много зависит от контингента участников т.е. родители, приводящие на занятия своих детей должны общаться на «одной волне», ну или хотя бы быть адекватными. А тут уж чистой воды везение, по телефону вам точно об этом не расскажут.

    • Юлия Соловьева:

      Елена, отвечаю на Ваши вопросы.

      1. Как непрофессионалу протестировать педагога по телефону?
      В статье я привела пример вопроса, который можно задать педагогу.
      2. Как не перепутать близнецов?
      Достаточно договориться с мамой, что во внешнем виде детишек будет какой-то опознавательный знак (например, у одной девочки красные резинки в хвостиках, у другой — синие).
      3. Какого ответа ждать от «правильного» педагога?
      Вариант правильного ответа: Отлично, я сделаю веселые и яркие значки для всех детишек в группе и ежик приклеит их детям на кофточки.
      Вариант неправильного ответа: Ну вы же будете рядом, будете подсказывать, где кто.
      4. На счет количества центров. Возможно, есть районы, где подобных учреждений действительно немного. Здесь и обсуждать нечего. Экспериментальным путем выбираем лучшее. В моем микрорайоне в шаговой доступности (от 5 до 20 минут ходьбы от дома) находятся 9 развивающих центров. И выбрать действительно сложно.
      5. Родители, приводящие своих детей в группы должны быть «на одной волне». Дело в том, что детей могут приводить не только мамы, но и бабушки «не в теме», равнодушные няни, роботоподобные дедушки и т.д. Даже среди мам «на одной волне» могут встретятся несовместимые темпераменты. Это все внешние факторы, которые не должны мешать образовательному процессу. И, если педагог грамотно это процесс выстраивает, то внешние факторы не играют роли.

      • Елена:

        Да, пожалуй, Вы правы по 5-му пункту. Судя по тому, что я заостряю на этом внимание, мне не попался тот самый чудо Педагог:)
        МОему младшему ребенку пока только год и пока мы посещаем только первый развивающий центр, но мой старший ребенок уже закончил школу, и я о многом сужу по опыту подбора репетиторов для него. Так вот мне не всегда удавалось правильно оценить квалификацию педагога даже после нескольких занятий, не то что после первой беседы. В итоге потеряна куча времени и выкинута куча денег. Очень уж не хочется наступать на те же грабли. Не могли бы Вы привести в качестве примера еще пару вопросов, которые можно уместно задать педагогу, чтобы оценить его квалификацию. Только желательно что-нибудь реальное, ведь красиво приврать (имею в виду вопрос про близнецов) не каждый сможет, да и потом, в случае выбора этого педагога, может возникнуть некая неловкость.

        • Юлия Соловьева:

          Елена, предлагаю задать педагогу следующие вопросы:

          1. Как вы переключаете внимание детей от игрушек к занятию?
          2. Что вы запрещаете, а что разрешаете детям на занятии?
          3. В чем Вы готовы поощрять инициативу ребенка?
          4. Какие методы контроля за дисциплиной Вы применяете на занятии?
          5. Как Вы обычно привлекаете гиперактивного ребенка к малоподвижным и неподвижным видам деятельности?
          6. Какие методы Вы используете, чтобы удержать внимание ребенка на определенном задании?
          7. По каким принципам Вы распределяете внимание на каждого ребенка в группе в процессе выполнения одного задания?
          8. На сколько велика роль родителя в процессе занятий с малышами?
          9. Как Вы обычно выводите ребенка из истерики или из упертого состояния «не хочу- не буду»?
          10. Какие методы мотивации малышей Вы используете на занятиях?

          Если педагог Вам отвечает на такие вопросы быстро, не задумываясь, значит педагог не просто профессионал своего дела, но и человек думающий, замечающий, анализирующий, ищущий решения проблемных ситуаций, человек с опытом общения с разными характерами маленьких непосед.

  • Вопросы педагогу это конечно хорошо, но настоящий профессионал виден только в деле и вряд ли он будет отвечать на 10-15 вопросов по телефону. Если педагог с большим опытом работы, то ему может и некогда будет общаться с озабоченными мамашками. В лучшем случае он ответит вам «Приходите и посмотрите сами».
    А вот о количестве детей в группе и о площади комнаты для занятий я бы по телефону уточнила, да и просто гуляя мимо развивающего центра можно найти минутку одним глазком заглянуть.

    • Юлия Соловьева:

      Такое мнение тоже имеет право на существование. По личному опыту скажу, что есть центры, где и площадь большая, и в группе 4 человека, а педагог неудачный. Многие считают это большим минусом и поводом перейти в другой центр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2013-2016, KidsMI.ru ® Все права защищены.

Перепечатка и использование любых
материалов только с разрешения
редакции: kidsmi@smartfoxclub.ru