Подошло время наших игр по следующему этапу творческого проекта Евгении Леоновой «Сказки Чуковского». Сегодня мы играли со сказкой «Мойдодыр». Продолжаем экспериментировать с ТРИЗ.
Для наших игр по сказке мы использовали фетровый театр «Мойдодыр», сделанный для нас руками талантливого мастера Марины Kiparis.

Итак, поехали!
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.

Убежать без ног возможно?
А без крыльев улететь?
А подушке стать лягушкой,
Если лапок не иметь?

 

Из пластилина Лукаша делает «ноги» одеялу, «крылья» простыне и «лапки» подушке.


Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!

Свечка в печку убежала!
Что с ней там произойдет?
Станет жидким воском свечка
Или превратится в лед?

 

Ставим эксперимент. Кусочек свечки помещаем в емкости в микроволновую печь. Ждем 5 минут, вынимаем, смотрим на расплавленную свечку, воск. Делаем вывод, что «свечка станет жидким воском».

Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.

Самовар умнее свечки ,
От огня бежать готов,
Но мешает быстро бегать
Пузо весом в сто пудов.

 

Предлагаю Лукаше попробовать перемещаться по квартире с «большим пузом», привязываю ему к животу подушку. Лука пытается пробежаться с ней, делает вывод, что с подушкой двигаться сложнее.

Боже, Боже,
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?
Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком —

Катерок за пароходом
Пароход за ледоколом
Ледокол за катерком
Дельтаплан за вертолетом
Вертолет за самолетом
Самолет за дельтапланом

Всё вертится,
И кружится,
И несётся кувырком.

Выкладываем последовательности по кругу, что за чем кружится.

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.

У меня на шее вакса?
Чистил я ботинки впрок,
У меня под носом клякса?
Значит, я учил урок.
Руки — в масле, что ж такого?
Помогал чинить авто
Кто поможет папе в этом?
Кроме сына ведь никто!

 

Задача Лукаши — соотнести картинки из мультфильмов со строчками стихотворения.

Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.

Ну и что? Чулки сбежали?
Мне чулки ведь не нужны,
Я ношу носки и шорты,
Бриджи, джинсы и штаны.

 

Раскладываем одежду на «девичью» и «мальчишечью».

Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут —
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!»

— И залают? и завоют?
Получается, они
Как собаки? И как волки?
И топочут, как слоны?

Создаем подобный «умывальник» с головой собаки, туловищем волка и лапами слона.

Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-барас!»
И сейчас же щётки, щётки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»

Интересно, почему
Трубочист себя не моет?
В саже руки, на лице
Копоть грязная в три слоя.

 

Смотрим мультфильм «Лунтик. Трубочисты».

Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.

Ох уж мыло мыло, мыло,
Чуть до дырки не домыло,
А еще слагают сказки,
Что оно не щиплет глазки!
Почему оно такое, едкое и очень злое?

 

Ставим эксперимент с жидким мылом. В молоко капаем пищевой краситель, а затем с губки капаем жидким мылом и смотрим, как «мыло съедает краску».

А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.

Небольшая физкультминутка. Сделали из мочалки «волчицу» и играли в догонялки.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.

Проглотил мою мочалку
Что же делать, как же быть?
Крокодила стало жалко,
Надобно живот промыть.
Если съел и отравился
Вызывать пора врача.
Ведь не шутка вместо мяса
Губку скушать сгоряча.

 

Лукаша спасает крокодила, лечит его.

А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня:
«Уходи-ка ты домой,
Говорит,
Да лицо своё умой,
Говорит,
А не то как налечу,
Говорит,
Растопчу и проглочу!»
Говорит.

Что ж ты, милый крокодил,
В ту же яму угодил!
Хочешь съесть меня, но я
Пища несъедобная!
Будешь мучиться опять животом,
Кто тебя спасет от боли потом?

 

Беседуем на тему добрых поступков и благодарности. Обсуждаем, что нужно делать, если человек тебе помог, как можно его отблагодарить.

Как пустился я по улице бежать,
Прибежал я к умывальнику опять.
Мылом, мылом
Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу
И чернила
С неумытого лица.
И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
А за ними пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»
А за ним и бутерброд:
Подскочил — и прямо в рот!
Вот и книжка воротилась,
Воротилася тетрадь,
И грамматика пустилась
С арифметикой плясать.
Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил:
«Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!»

Танцевали до упаду,
Веселились от души,
Понял я, что мыться надо!
Или заведутся вши,
Будет тело все чесаться,
Под ногтями чернозем,
Надо, надо умываться,
Быть чистюлею во всем!

Пошли в ванную. Лука самостоятельно от и до вымыл руки с мылом, вытер их полотенцем.

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!

Раскладываем карточки с изображением водоемов на две группы: где можно купаться и где нельзя купаться (по какой причине: грязно, опасно…).

Материалы к играм можно скачать здесь.
На летний период проект Евгении Леоновой делает перерыв. Будем ждать новых встреч в сентябре!

6 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *